Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Равновесие на однотоварном рынке: механизм установления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Способствуя эффективному распределению ресурсов с помощью конкуренции и свободного ценообразования, рынок, однако, не обеспечивает автоматически всех и каждого всем необходимым для жизни и в достаточном количестве. Он обеспечивает всеми необходимыми благами всех тех, кто желает, а главное способен платить. В любом обществе есть люди, которые желают, но не могут платить. Модель равновесия… Читать ещё >

Равновесие на однотоварном рынке: механизм установления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Из предыдущих тем мы знаем, что интересы покупателей и продавцов благ, когда они встречаются на рынке, противоположны. Первые готовы больше покупать при снижении цен на блага, вторые — больше продавать при повышении их цен. Поэтому цены, по которым потребители готовы покупать различные количества благ, и цены, по которым производители готовы продавать такие же их количества, в большинстве случаев, кроме одного, не совпадают. В связи с этим различают цены спроса и цены предложения.

Максимальная цена, по которой потребители готовы покупать определенные количества того или иного блага, называется ценой спроса.

Минимальная цена, по которой производители готовы продавать такие же количества благ, называется ценой предложения.

В большинстве случаев цена спроса не совпадает с ценой предложения, так как потребители ценят в благах их полезность, а производители учитывают их стоимость, или издержки производства. Полезность каждой дополнительной единицы любого блага с увеличением их количества падает, а стоимость каждой дополнительной единицы увеличивается. Поэтому потребители готовы покупать больше при снижении цены благ, а производители продавать больше при ее повышении.

Цены спроса задаются кривой спроса, а цены предложения — кривой предложения. Так как кривые спроса и предложения имеют противоположные наклоны, то цена спроса совпадает с ценой предложения лишь в одном случае — в точке их пересечения, то есть при равенстве объемов спроса и предложения. Цена, по которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной рыночной ценойе).

Соответственно объем купли-продажи по такой цене называется равновесным (Q[Д.

Ситуация на рынке, когда по установившейся цене объем спроса равен объему предложения, называется равновесием (Е — от англ. equilibrium).

Для понимания сути равновесия объем спроса надо отличать от объема покупок, а объем предложения от объема продаж.

Объем покупок — это количество блага, которое фактически куплено потребителями, а объем спроса — это его количество, которое они потенциально готовы покупать по той или иной цене.

Объем продаж — это количество блага, которое фактически продано производителями, а объем предложения — это его количество, которое производители потенциально готовы продавать по той или иной цене.

Объем покупок по любой цене равен объему продаж. Но это не означает, что при любой цене рынок находится в равновесии. В равновесии он находится лишь при такой цене, при которой равны объемы спроса и предложения. При цене выше равновесной объем купли-продажи будет равен объему спроса, а при цене ниже равновесной он будет равен объему предложения.

Установление равновесия на рынках благ представляет собой сложный процесс взаимодействия продавцов и покупателей, достижения компромисса между ними, а значит, компромисса между ценой спроса и ценой предложения.

Чтобы понять, как устанавливается равновесие на рынке какоголибо блага, необходимо совместить шкалы спроса и предложения в одной таблице (табл. 7).

Таблица 7

На основе данных табл. 7 построим кривые спроса и предложения (рис. 8).

Равновесие на однотоварном рынке.

Рис. 8. Равновесие на однотоварном рынке

Шкалы спроса и предложения.

Р (руб.)

D (ед.)

S (ед.)

Таблица и график показывают нам, что планы продавцов и покупателей совпадают лишь при цене 6 руб. Она и является равновесной. А равновесным по такой цене является объем продаж в 3 единицы. Равновесие на рынке символизируется на графике точкой пересечения кривых спроса и предложения (?).

Планы продавцов и покупателей изначально редко совпадают. Цена на рынке может установиться либо выше, либо ниже равновесной.

Так как цену назначают продавцы, то чаще всего она изначально оказывается выше равновесной. Например, такой ценой оказалась цена в 8 руб. По этой цене потребители готовы купить только 2 единицы данного блага, а производители готовы продать 4 единицы. Следовательно, на рынке окажется избыток блага (избыточное предложение), равный разности между объемами предложения и спроса, то есть 2 единицам: (4−2 = 2). Производители не смогут продать все, что они рассчитывали продать по данной цене. В результате у них увеличатся запасы благ. Их хранение потребует дополнительных затрат (потребуются дополнительные складские помещения, дополнительная охрана). Производители на время могут приостановить выпуск, но это тоже связано с потерями. Поэтому большинство производителей, чтобы продать блага, вынуждены стимулировать потребителей покупать больше и таким образом сократить свои запасы. Эту задачу они смогут решить, лишь снизив цену. Понижение цены вызовет увеличение спроса, но одновременно послужит сигналом к уменьшению предложения. Цены спроса и предложения и их объемы будут изменяться до тех пор, пока не окажутся равными, Таким образом, чрезмерные запасы благ и конкуренция производителей за потребителей давят на рыночную цену сверху, понижая ее до равновесного уровня.

Ситуация на рынке, когда цена выше ее равновесного уровня, называется рынком покупателя, так условия продажи в этом случае диктуют покупатели.

Если же рыночная цена по какой-либо причине оказалась ниже равновесной, то объем спроса будет больше объема предложения, то есть на рынке возникнет дефицит (нехватка) блага или избыточный спрос. По цене 4 рубля дефицит будет равен разности между объемом спроса и объемом предложения, то есть 2 единицам: (2 — 4 = —2).

Сможет ли такая цена долго продержаться на рынке? Вряд ли.

Некоторые потребители, будучи не в состоянии купить необходимое им количество блага по данной цене, станут проявлять желание платить больше, чем их конкуренты, чтобы получить возможность купить хоть сколько-нибудь данного блага. Это послужит основанием для производителей поднять цену, что приведет затем к сокращению спроса и увеличению предложения и будет продолжаться до тех пор, пока цены спроса и предложения и их объемы не окажутся равными.

При дефиците благ на рынке их предложение увеличивается в первую очередь за счет использования запасов благ, так как для увеличения предложения путем дополнительного выпуска продукции требуется время.

Итак, дефицит благ и конкуренция потребителей давят на рыночные цены снизу и повышают их до равновесного уровня. Одновременно уравниваются и объемы спроса и предложения. Процесс установления равновесия на рынке одного блага графически представлен на рис. 22.

Ситуация на рынке, когда цена ниже ее равновесного уровня, называется рынком продавца, так условия продажи в этом случае диктуют продавцы.

Механизм установления рыночного равновесия путем конкуренции либо покупателей, либо продавцов и корректировки цены, а затем соответствующей реакции на это спроса и предложения называется равновесием по Вальрасу (Леон Вальрас — швейцарский экономист (1834— 1910)).

Английский же экономист Альфред Маршалл (1842—1924) несколько иначе представляет этот механизм. Он считал, что производители товаров планируют объем предложения, учитывая разность между «ценой спроса» и «ценой предложения». Если за предлагаемое ими количество блага потребители готовы платить более высокую цену, чем та, по которой производители готовы были его продавать, то есть если «цена спроса» выше «цены предложения», последние увеличивают объем предложения. Но большее количество потребители готовы покупать только по более низкой цене. В случае, если «цена спроса» ниже «цены предложения» производители уменьшают предложение, а потребители вынуждены платить более высокую цену. И в том и в другом случаях производители изменяют объем предложения до тех пор, пока цена спроса не сравняется с ценой предложения. Таким образом, по Маршаллу, рынок продвигается к равновесию путем изменения объема предложения, что приводит к уравниванию цены спроса и цены предложения, объема спроса и объема предложения. Несмотря на различное толкование механизма установления равновесия на рынках благ, модели Вальраса и Маршалла имеют один и тот же результат — установление равновесия. Разница состоит лишь в том, что модель Вальраса подходит для характеристики установления равновесия в коротком периоде, а модель Маршалла — в длительном периоде, так как в коротком периоде производители не могут быстро и существенно изменять объем предложения благ.

Итак, на рынке существует равновесие, когда цены спроса и предложения и их объемы равны.

С самого зарождения экономической науки одним из главных ее вопросов был вопрос о том, что является основой равновесных рыночных цен. Одни экономисты утверждали, что главным фактором, определяющим ценность благ и их цену на рынке, является их полезность. Другие таким фактором считали издержки производства или стоимость благ. Известный уже нам английский экономист Альфред Маршалл на этот счет писал: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли ценность (цена — Т. П.) полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц. Действительно, кривая спроса на товар зависит от его полезности для покупателя, тогда как кривая предложения… определяется уровнем издержек. Равновесная же цена, вокруг которой колеблются действительные цены, находится в точке пересечения этих кривых».

Итак, по равновесной рыночной цене производители продают все, что они готовы продать, а потребители покупают все, что они готовы купить по данной цене. Равновесные цены, таким образом, передают потребителям информацию о том, на какой объем потребления каждого блага они могут рассчитывать, а производителям информацию о том, какие количества благ им следует произвести и доставить на рынок. Изменение равновесных цен служит сигналом к изменению объема производства и потребления.

И производители, и потребители принимают решения относительно объема продаж и объема покупок самостоятельно, не получая никаких указаний из центральных органов, а «подчиняются» лишь изменениям цен. И производители, и потребители вступают в рыночные сделки друг с другом добровольно, без всякого принуждения, руководствуясь лишь собственными интересами. В итоге же действия и тех и других обеспечивают общие интересы, а именно способствуют решению важнейших экономических вопросов: что, сколько, как и для кого производить, а значит, наиболее эффективному распределению ограниченных ресурсов между альтернативными целями. Поэтому ценовой рыночный механизм Адамом Смитом был назван «невидимой рукой» рынка. «Невидимая рука рынка, — писал он, — заставляет каждого думать об интересах других потому, что иначе его товар может оказаться ненужным, и вместо прибыли получатся одни убытки».

Способствуя эффективному распределению ресурсов с помощью конкуренции и свободного ценообразования, рынок, однако, не обеспечивает автоматически всех и каждого всем необходимым для жизни и в достаточном количестве. Он обеспечивает всеми необходимыми благами всех тех, кто желает, а главное способен платить. В любом обществе есть люди, которые желают, но не могут платить. Модель равновесия на товарных рынках показывает, что есть потребители, которые не в состоянии покупать товары по равновесной цене (участок кривой спроса правее точки равновесия), и есть производители, которые не готовы предлагать блага по равновесной цене (участок кривой предложения правее точки равновесия), и поэтому нуждаются в помощи со стороны общества. Поэтому во всех странах с рыночной экономикой к решению некоторых экономических и социальных проблем привлекается государство. Одним из способов воздействия государства на условия обмена на товарных рынках является регулирование им цен на некоторые товары и услуги. Вопрос о последствиях государственного регулирования цен в условиях рыночной экономики будет рассмотрен позже.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой