Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль государства. 
Национальная экономика. 
Часть 1

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Больше половины российских предприятий ежегодно проходят и дополнительные административные процедуры, связанные с получением или продлением лицензии, сертификацией продукции, различные проверки. Только небольшой части предприятий удается «избежать» подобного контроля (табл. 6.42). Согласно исследованиям, совокупные денежные затраты, связанные с преодолением административных барьеров, составляют… Читать ещё >

Роль государства. Национальная экономика. Часть 1 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значимым фактором инвестиционного климата в национальной экономике является государство. Государство обеспечивает общие экономические, социальные и политические условия ведения бизнеса, регулирует с помощью налогов и субсидий отраслевое развитие, помогает или ограничивает ту или иную сферу. Мы еще неоднократно будем возвращаться к различным направлениям государственной политики, формирующим микрои макроэкономическую среду в России, здесь же остановимся на главном «тормозе» российского инвестиционного комплекса — административных барьерах.

Наследие административно-командной системы проявляется в России в данном случае в том, что российский бизнес подвергается больтому числу самых разнообразных проверок. Не менее десяти государственных структур ежегодно по два-три раза проверяют российские предприятия, каждая проверка может занять одну-две недели подготовки (документация, выделение людей, разъяснение проверяющим тех или иных пунктов при необходимости) (табл. 6.41). Эти проверки составляют существенную часть административных барьеров для российского бизнеса.

Таблица 6.47.

Величина административных барьеров проверки бизнеса за 2000;е гг.

Орган.

Среднее количество проверок в год.

Средние затраты рабочего времени на подготовку и проведение одной проверки, человеко-дней.

Налоговая инспекция.

1,71.

6,88.

Пожарная инспекция.

1,91.

10,29.

СЭС.

2,08.

5,51.

Милиция.

3,34.

6,68.

Служба экологического контроля.

1,30.

11,50.

Административно-технический контроль.

1,42.

4,35.

Торговая инспекция.

1,37.

2,90.

Центр стандартизации и метеорологии.

1,38.

4,71.

Лицензионные органы.

0,99.

10,94.

Другие органы.

2,98.

9,05.

В целом.

1,85.

7,28.

Больше половины российских предприятий ежегодно проходят и дополнительные административные процедуры, связанные с получением или продлением лицензии, сертификацией продукции, различные проверки. Только небольшой части предприятий удается «избежать» подобного контроля (табл. 6.42).

Таблица 6.42

Распространенность административных процедур в середине 2000;х гг.

Процедура.

Доля предприятий, которые не проходят такую процедуру, %.

Получение сертификата на продукцию.

48,6.

Проверки других органов.

49,8.

Проверки налоговыми органами.

4,7.

Проверки органами лицензирования.

48,1.

Проверки органами противопожарного надзора.

18,4.

Процедура.

Доля предприятий, которые не проходят такую процедуру, %.

Проверки органами СЭС.

27,8.

Проверки со стороны органов внутренних дел.

43,7.

Проверки торговой инспекции.

43,2.

Согласно исследованиям[1], совокупные денежные затраты, связанные с преодолением административных барьеров, составляют около пятой части прибыли компаний, причем половина выплат приходится на неофициальную часть (табл. 6.43).

Таблица 6.43

Совокупные денежные затраты, связанные с преодолением административных барьеров на середину 2000;х гг.

Отрасль.

Средний размер выплат, % от прибыли.

% от выручки.

Официальные обязательные выплаты.

Неофициальные вынужденные выплаты.

Промышленность.

20,4.

9,4.

9,5.

Строительство.

18,3.

9Д.

5,9.

Торговля.

15,0.

13,2.

9,4.

Услуги.

18,7.

8,1.

4,6.

Регистрация нового предприятии или перерегистрация, ликвидация предприятия, лицензирование отдельных видов деятельности (получение лицензии), сертификация продукции, оформление документов для получения земельного участка, оформление проектной документации на строительство здания, реконструкцию, перепланировку, ее согласование и экспертиза в органах власти и других организациях, кадастровый учет земельного участка, технический учет здания или помещения (инвентаризация), оформление документов для перевода помещений из жилого фонда в нежилой, оформление и сопровождение сделок с недвижимостью, включая права в учреждении юстиции, — таков далеко неполный список административных процедур, которым подвержены российские предприятия и которые формируют существенные административные барьеры в российской экономике. Преодоление данных барьеров отнимает много времени, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которые могли быть направлены на инвестиции в реальный сектор, для стимулирования экономического роста.

Итак, современная деятельность российского бизнеса проходит между двумя конфликтующими полюсами: теневой экономикой и административными барьерами. Российский предприниматель ищет защиту либо у представителей теневого сектора, либо у представителей государства. Полностью самостоятельная индивидуальная активность российских компаний пока вряд ли возможна. Российские компании самым тесным образом входят в общую структуру централизованной власти, и это есть особенность российской модели национальной экономики.

  • [1] Таблицы 6.41, 6.42, 6.43 взяты из монографии: Исследование административныхбарьеров в 4-х регионах. М.: Программа ЕС TACIS. Бизнес-Тезаурус, 2005.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой