Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сущность и структура финансовой системы РФ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объектом управления являются финансовые отношения. Субъектами управления выступают органы государственной власти, хозяйствующие субъекты. На макроуровне органами управления финансами являются Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, исполнительные органы… Читать ещё >

Сущность и структура финансовой системы РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Финансовая система — это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений (рис. 4.1).

Финансовая система РФ.

Рис. 4.1. Финансовая система РФ.

Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков:

  • — государственные финансы;
  • — местные финансы;
  • — финансы юридических и физических лиц.

Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет — это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности государственный бюджет — это основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

  • — перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);
  • — регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);
  • — стимулирующую (бюджетные отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов, в первую очередь бюджетных средств);
  • — контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный и бюджеты субъектов РФ.

Федеральный бюджет — это республиканский бюджет РФ. Бюджеты субъектов РФ включают бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов; областные бюджеты; бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. Местные финансы — это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах.

Государственные внебюджетные фонды — это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования.

Финансы юридических и физических лиц — это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридического лица, и финансы других физических лиц.

Финансовая система — это не просто сумма блоков, звеньев, подзвеньев, Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений.

Управление финансами в России

Управление — это целенаправленное воздействие субъекта на объект управления.

Объектом управления являются финансовые отношения. Субъектами управления выступают органы государственной власти, хозяйствующие субъекты. На макроуровне органами управления финансами являются Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, исполнительные органы внебюджетных фондов. На микроуровне органами управления финансами выступают финансовые управления, отделы, финансовые менеджеры и т. д. Особое место среди этих органов занимает Министерство финансов РФ (Минфин России), основными задачами которого являются:

  • — совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма;
  • — разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;
  • — концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
  • — разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;
  • — разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ;
  • — разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;
  • — участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • — разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
  • — осуществление государственного финансового контроля;
  • — методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в Российской Федерации.

Управление финансами включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов, финансовый контроль.

Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.

Начальной стадией управления финансами является составление финансовых планов, основной формой которых выступает бюджетирование. На макроуровне — это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне — составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т. д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов, от глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Оно осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Исполнение доходов федерального бюджета предусматривает:

  • — зачисление доходов на единый счет федерального бюджета;
  • — распределение федеральных регулирующих налогов;
  • — возврат излишне уплаченных сумм налогов;
  • — учет доходов и составление отчетности по ним.

Финансирование расходов федерального бюджета включает разрешение на осуществление платежа и осуществление платежа.

Федеральное казначейство действует на основании постановления Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе», является исполнительным органом государственной власти, находится в ведении Минфина России, осуществляет функции по исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов всех уровней РФ, контролю за использованием средств бюджетов. Федеральное казначейство является юридическим лицом, финансируется за счет средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство имеет следующие полномочия:

  • — доводит показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также ведет учет этих показателей;
  • — ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • — открывает и ведет в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета, лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • — ведет реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств федерального бюджета;
  • — составляет и представляет в Минфин России отчетность об исполнении федерального и консолидированного бюджетов РФ;
  • — осуществляет распределение налоговых доходов между бюджетами всех уровней РФ;
  • — осуществляет прогнозирование и планирование средств федерального бюджета;
  • — управляет операциями на едином счете федерального бюджета;
  • — осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней РФ;
  • — контролирует использование средств федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;
  • — дает разрешение на осуществление расходов федерального бюджета в рамках лимитов бюджетных обязательств;

вносит предложения в Минфин России по совершенствованию законодательства в бюджетной сфере;

— осуществляет иные полномочия.

На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) и оборотными (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т. д.) активами. Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, с целью сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры:

  • — предоплату счетов;
  • — взаимозачетные операции;
  • — товарообменные (бартерные) операции;
  • — замену долга заемным обязательством с уплатой процентов;
  • — задаток;
  • — банковскую гарантию или поручительство;
  • — залог;
  • — цессию — уступку прав требования;
  • — факторинг — покупку специализированной финансовой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассацию;
  • — учет векселей и др.

Заключительной стадией процесса управления финансами является финансовый контроль. Основными формами финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль.

Финансовый контроль за использованием бюджетных средств осуществляется на макроуровне — Федеральным казначейством, Минфином России, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участниками бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля. Минфин России осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения.

На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Минфина России и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятий, независимые аудиторские фирмы и др.

С целью усиления контроля за использованием бюджетных средств создана Федеральная служба финансовобюджетного надзора, которая действует на основании постановления Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора». Федеральная служба является юридическим лицом, финансируется за счет средств федерального бюджета и выполняет следующие функции:

  • — контролирует использование средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, федерального имущества;
  • — следит за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля; осуществляет контроль за исполнением бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций;
  • — надзирает за исполнением органами финансового контроля всех уровней бюджетной системы РФ законодательства РФ о финансово-бюджетном надзоре и контроле;
  • — осуществляет иные функции.

К числу новых органов финансового контроля относится Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), действующая на основании постановления Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу». Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по противодействию легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Федеральная служба выполняет следующие полномочия:

  • — осуществляет контроль и надзор за выполнением законодательства в вышеназванной сфере;
  • — собирает и анализирует информацию об операциях, подлежащих контролю; формирует и ведет федеральную базу данных;
  • — выявляет доходы, полученные преступным путем, и каналы финансирования терроризма;
  • — ведет учет организаций, участвующих в экстремистской деятельности;
  • — издает постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;
  • — проводит мероприятия, предупреждающие нарушения законодательства РФ;
  • — направляет информацию в правоохранительные органы;
  • — представляет РФ в международных организациях;
  • — участвует в программах международного сотрудничества, изучает международный опыт и практику борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма;
  • — контролирует деятельность своих территориальных органов — межрегиональных управлений;
  • — осуществляет иные функции.

Федеральная служба является юридическим лицом и финансируется за счет средств федерального бюджета.

С целью усиления контроля за деятельностью финансовых рынков создана Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России), действующая на основании постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам». Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, имеет свои территориальные органы, осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере функционирования финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). Федеральная служба имеет следующие полномочия:

  • — вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов по вопросам функционирования финансовых рынков;
  • — самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, связанным с деятельностью финансовых рынков;
  • — осуществляет контроль и надзор за деятельностью всех участников финансовых рынков;
  • — издает методические материалы и рекомендации и др.

ФСФР России является юридическим лицом, финансируется за счет средств федерального бюджета, руководит ее деятельностью Правительство РФ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой