Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие организации и корпорации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии со словарем APICS (American Production and Inventory Control Society) термин «ERP-система» (Enterprise Resource Planning — управление ресурсами предприятия) может употребляться в двух значениях. Во-первых, это информационная система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе… Читать ещё >

Понятие организации и корпорации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный мир рассматривают как мир самых разнообразных организаций, которые создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей и поэтому имеют различные назначение, размеры, строение и другие характеристики. Информационные системы в настоящее время внедряются практически во всех организациях любой организационно-правовой формы. Согласно ст. 48 Гражданского кодекса РФ, организация — это объединение двух и более лиц, являющихся субъектами нрава. Организация может приобрести нрава юридического лица (в случае государственной регистрации в установленном законе порядке). Отсутствие прав юридического лица само по себе не препятствует деятельности организации, если при этом члены организации не нарушают закон. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Корпорации в распространенном понимании — это организации для борьбы за жизненное пространство. Корпоратизм — это движение воли людей в борьбе за жизненное пространство. Проецируя это на экономику и политику, получаем следующее определение: корпоратизм — моральнонравственное, экономическое и политическое течение в общественной жизни, предполагающее создание постоянных групп, объединенных общими интересами и родственными связями с целью борьбы за ключевые экономические и политические посты[1].

В Советском энциклопедическом словаре корпорация определяется как:

«1) объединение, союз, общество;

2) совокупность лиц, объединившихся для достижения какой-либо цели; является юридическим лицом".

В Словаре русского языка дана такая формулировка: «корпорация — эго:

  • 1) объединенная группа, круг лиц одной профессии, одного сословия;
  • 2) одна из форм монополистического объединения"1.

Понятие «корпорация» происходит от лат. corporatio, что означает «объединение». Например, корпорации в США охватывают достаточно широкий круг организаций, которые можно разделить на четыре группы:

  • 1) публичные (public) — государственные и муниципальные органы;
  • 2) полупубличные {quasi-public?) — корпорации, служащие общим нуждам населения (корпорации в области снабжения населения газом, водой, электричеством);
  • 3) предпринимательские (private, business or profit-making) — корпорации, действующие с целью получения прибыли;
  • 4) непредпринимательские (non-profit) — корпорации, которые не преследуют цели получения прибыли (религиозные организации, школы, благотворительные фонды).

Однако американское право только регулирует деятельность корпоративных структур, но ни один из действующих законов не содержит ни специального определения предпринимательской корпорации, ни общего определения корпорации.

По мнению П. Самуэльсона и В. Нордхауса, корпорация есть «юридическое лицо, которое может самостоятельно продавать и покупать, занимать деньги, производить товары и услуги и вступать в контрактные отношения; имеет право ограниченной ответственности, в соответствии с которым инвестиции каждого из собственников корпорации ограничены строго определенным размером»[2][3].

Американская корпорация означает достаточно широкое понятие, почти тождественное понятию юридического лица в гражданском праве стран континентальной Европы. В то же время получает распространение и так называемая договорная теория корпорации. Более того, в основе американского подхода к определению правовой природы устава корпорации лежит решение Верховного Суда США о том, что «устав корпорации — это „договор“, а именно договор между штатом и корпорацией».

Таким образом, американская корпорация — это искусственное образование, юридическая личность, созданная в соответствии с законом штата или федеральным законом США, состоящая в сравнительно редких случаях из одного лица или его правопреемников, но обыкновенно представляющая собой соединение многих индивидуумов.

Современная теория российского гражданского права определяет, что составной частью предмета гражданско-правового регулирования являются корпоративные отношения: отношения, связанные с управлением имуществом корпораций определенными лицами для постоянного, профессионального участия в имущественном обороте. Данные отношения строятся на началах самоуправления и строго фиксированного членства участников. Следовательно, корпоративные правоотношения возникают на основе участия (членства) субъектов в корпорациях.

К организациям корпоративного типа относятся, например, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, объединения (ассоциации и союзы) юридических лиц и др. Необходимо отметить, что все перечисленные организации корпоративного типа обладают своим обособленным имуществом на праве собственности.

В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях (с изм. от 13 июля 2015 г.) государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Одной из новейших организационных форм является виртуальная корпорация, представляющая собой создаваемую на временной основе сеть независимых компаний, объединяемых современными информационными системами с целью взаимного пользования ресурсами, снижения издержек.

Исходя из понятий организации и корпорации можно дать определение корпоративной информационной системы. Корпоративная информационная система (КИС) — управленческая идеология, объединяющая бизнесстратегию и информационные технологии.

Корпоративная информационная система — это масштабируемая система, предназначенная для комплексной автоматизации всех видов хозяйственной деятельности небольших и средних предприятий, в том числе корпораций, состоящих из группы компаний, требующих единого управления.

Корпоративные информационные системы ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально распределенные. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для таких систем характерна архитектура «клиент-сервер» со специализацией серверов или же многоуровневая архитектура. В основе корпоративных информационных систем лежат ERP-системы (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия).

В соответствии со словарем APICS (American Production and Inventory Control Society) термин «ERP-система» (Enterprise Resource Planning — управление ресурсами предприятия) может употребляться в двух значениях. Во-первых, это информационная система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов. Во-вторых (в более общем контексте), это методология эффективного планирования и управления всеми ресурсами предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета при исполнении заказов клиентов в сферах производства, дистрибьюции и оказания услуг.

Аббревиатура ERP используется для обозначения комплексных систем управления предприятием. Ключевое слово в этом термине — «enterprise» («предприятие»). Истинное предназначение ERP — в интеграции всех отделов и функций компании в единую компьютерную систему, которая сможет обслужить все специфичные нужды отдельных подразделений, используя единую базу данных. ERP является результатом сорокалетней эволюции управленческих и информационных технологий.

Ядро КИС — наиболее распространенная и проработанная концепция ERP-систем. Эта концепция наиболее полно отражает в себе все требования современного этапа развития, так как с помощью ERP-систем вся промышленная организация может быть достаточно прозрачно представлена на всех уровнях управления.

В развитии непосредственно ERP-систем большое значение имеют следующие тенденции. Во-первых, заказчики предъявляют все больше требований к повышению эргономичности и дружелюбности 1Т-решений. Во-вторых, ERP-системы должны быть в состоянии как можно полнее и глубже поддерживать специфические и характерные особенности бизнеса заказчика (в том числе отраслевые). В-третьих, необходимо расширять те свойства ERP-решений, которые важны для облегчения интеграции этих продуктов со специализированным программным обеспечением.

Концепция MRP. MRP (material requirements planning) — это методология планирования потребности в материалах. Суть концепции MRP — минимизировать издержки, связанные со складскими запасами и на различных участках в производстве. Реализация этой концепции позволит ответить на вопросы: что нужно закупать (производить), в какие сроки, в каком количестве. В основе концепции лежит понятие спецификации изделия (bill of material — BOM), которое показывает зависимость спроса на сырье, полуфабрикаты и др. от плана выпуска готовой продукции (с учетом времени).

Концепция MRP II. MRP II — это система планирования производственных ресурсов (manufactory resource planning). Реализация данной концепции позволяет ответить на вопросы: что мы собираемся производить, что нам для этого нужно (какие ресурсы), что мы имеем в данный момент, что мы должны получить в итоге. Основная суть MRP II-концепции состоит в том, что прогнозирование, планирование и контроль производства осуществляется по всему жизненному циклу продукции, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой продукции потребителю. В США до 1989 г. эта концепция была представлена в виде стандарта, который поддерживался Американским обществом по управлению производством и запасами — American Production and Inventory Control Society (APICS), регулярно издававшим документ «MRP II Standard System». В этом документе описывались основные требования к информационным производственным системам.

В стандарте MRP II предусматривалась реализация следующих функций:

  • 1) Sales and Operation Planning (планирование продаж и производства);
  • 2) Demand Management (управление спросом);
  • 3) Master Production Scheduling (составление плана производства);
  • 4) Material Requirement Planning (планирование материальных потребностей);
  • 5) Bill of Materials (спецификации продуктов);
  • 6) Inventory Transaction Subsystem (управление складом);
  • 7) Scheduled Receipts Subsystem (плановые поставки);
  • 8) Shop Plow Control (управление на уровне производственного цеха);
  • 9) Capacity Requirement Planning (планирование потребностей в мощностях);
  • 10) Input/output control (контроль входа/выхода);
  • 11) Purchasing (материально-техническое снабжение);
  • 12) Distribution Resource Planning (планирование ресурсов распределения);
  • 13) Tooling Planning and Control (планирование и управление инструментальными средствами);
  • 14) Financial Planning (управление финансами);
  • 15) Simulation (моделирование);
  • 16) Performance Measurement (оценка результатов деятельности).

При этом часть функций являлись обязательными, а часть — опциональными, т. е. на выбор клиента. Точно определить, какие функции входят в обязательную часть, установить не удалось, так как производители ПО давали разные рекомендации по составу функций.

Концепция ERP. Система ERP представляет набор интегрированных приложений, позволяющих создать интегрированную информационную среду (ИИС) для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций предприятия.

ERP включает следующие функции: управление производственными ресурсами (MRP II), управление финансовыми ресурсами, управление трудовыми ресурсами, управление ремонтом, обслуживанием своей продукции и т. д.

Концепция ERP II. ERP II — это развитие концепции ERP, направленное таким образом, чтобы стало удобнее использовать информацию, порождаемую внутри предприятия, во внешней среде для обеспечения сотрудничества с другими предприятиями в рамках обществ по интересам. Концепция ERP II (Enterprise Resource and Relationship Processing) — это управление внутренними ресурсами и внешними связями предприятия. В дальнейшем системы класса ERP II стали называть корпоративными информационными системами. Например, согласно решениям SAP корпоративная информационная система включает:

  • • ERP-систему;
  • • решение mySAP Supple Chain Management (SCM) — управление логистическми цепочками;
  • • решение mySAP Customer Relationship Management (CRM) — управление связями с клиентами;
  • • решение mySAP Supplier Relationship Management (SRM) — управление отношениями с поставщиками;
  • • решение mySAP Product Lifecycle Management (PLM) — управление жизненным циклом продукта и др.

Основой эффективного использования IT /IS в организации является степень соответствия развития IT-стратегии и корпоративной бизнесстратегии развития всей организации в целом и отдельных ее структурных подразделений. Например, согласно модели стратегического выравнивания Дж. Хендерсона и Н. Вснкатрамана[4], определяется, насколько эффективно IT-стратегия поддерживает бизнес-стратегию и какая 1Т-инфраструктура соответствует основным бизнес-процессам в организации. Авторы модели подчеркивают, что IT-стратегия ни в каких случаях не должна изменяться без ее согласования с бизнес-стратегией организации. Модель позволяет выявить связи между бизнеси IT-стратегией, учесть ценность и значимость IT-стратегии и информационной системы для поддержки бизнесстратегии, а также для оптимизации потенциала использования IT /IS в организации. При реализации модели используются четыре стратегические инициативы: стратегическое развитие, технологический потенциал, конкурентный потенциал, уровень обслуживания. Модель показывает, что для успешного эффективного внедрения IT /IS необходимо учитывать все аспекты деятельности организации: технические, организационные, управленческие, экономические.

  • [1] Морозов С. Б. Биология заговора. URL: http://sbiology.narod.ru/zag/zag46.html
  • [2] Толковый словарь русского языка. URL: http://www.vedu.ru/expdic/13 046/
  • [3] Пименов М. В. Совершенствование инструментария повышения эффективности управления инвестиционной деятельностью в корпорациях: дисс… канд. экон. наук. М., 2009.
  • [4] Henderson J. С., Venkatraman N. Strategic Alignment: Leveraging Information Technologyfor Transforming Organizations // IBM Systems Journal. 1993. P. 4—16.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой