Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Имидж и профессиональная карьера

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Карьера специализированная — характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии он может пройти последовательно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии… Читать ещё >

Имидж и профессиональная карьера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Карьера человека представляет собой процесс длинною в жизнь, в котором есть несколько этапов: получение профессионального образования, устройство на работу, продвижение по служебной лестнице и т. д. до периода выхода на пенсию.

Карьеру нужно планировать и управлять ею, так как человек живет в эпоху перемен, во времена конкуренции на рынке труда. Карьера лежит в зоне личной ответственности, никто не построит ее за человека.

Понятие «карьера» имеет широкое толкование. В общественном сознании закрепилось представление о карьере, прежде всего как о подъеме по должностной лестнице, карьере от работника к руководителю. Существует мнение, что карьера — это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности. Например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, большего количества денег.

Однако карьера — это не только продвижение по службе. В последнее время сформировалось понимание карьеры как трудового пути, основной формы реализации своего потенциала, способностей, приобретения определенного социального статуса, развития системы социальных ролей индивидуума. Можно говорить о карьере домохозяек, матерей, учащихся и т. п. Понятие карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии. Необходимо отметить также, что жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является ее частью.

Иначе говоря, карьера — это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.

Ф. Котлер рассматривает шесть видов карьеры [58, с. 117]:

  • 1) средний успех;
  • 2) устойчивый подъем до уровня суперзвезды;
  • 3) головокружительная карьера — вспышка;
  • 4) изменчивая карьера;
  • 5) резкое падение в безвестность с последующим возвращением популярности;
  • 6) запоздалое признание.

Специалисты различают другие виды карьеры [29, 35, 149].

Карьера внутриорганизационная — означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии он проходит последовательно в стенах одной организации. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

Карьера межорганизационная — означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии он проходит последовательно в разных организациях. Эта карьера также может быть специализированной и неспециализированной.

Карьера специализированная — характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии он может пройти последовательно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется. Например, начальник отдела маркетинга одной организации стал начальником отдела маркетинга другой организации. Такой переход связан либо с ростом размеров вознаграждения за труд, либо с изменением содержания, либо перспективами продвижения по службе. Еще пример, начальник отдела рекламы назначен на должность заместителя директора по связям с общественностью организации, где он работает.

Карьера неспециализированная — этот вид карьеры широко развит в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года. Считается вполне нормально, если руководитель отдела сбыта меняется местами с руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специальных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через пять лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.

Карьера вертикальная — вид карьеры, с которым чаще всего связывают само понятие деловой карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее заметно. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).

Карьера горизонтальная — вид карьеры, который предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.). К горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения). Понятие горизонтальной карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.

Карьера скрытая — вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих. Этот вид карьеры доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.

Карьера ступенчатая (диагональная) — вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредством чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект. Такой вид карьеры встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы (рис. 2.1,).

Виды карьеры.

Рис. 2.1. Виды карьеры.

Главной задачей планирования и реализации карьеры является обеспечение взаимодействия всех видов карьер. Это взаимодействие, по данным журнала «Управление персоналом», предполагает выполнение ряда конкретных задач, а именно:

  • — увязать цели организации и отдельного сотрудника;
  • — планировать карьеру конкретного сотрудника с учетом его специфических потребностей и ситуаций;
  • — обеспечить открытость процесса управления карьерой;
  • — устранять «карьерные тупики», в которых практически нет возможностей для развития сотрудника;
  • — повышать качество процесса планирования карьеры;
  • — формировать наглядные и воспринимаемые критерии служебного роста, используемые в конкретных карьерных решениях;
  • — изучать карьерный потенциал сотрудников;
  • — использовать обоснованные оценки карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистичных ожиданий;
  • — определять пути служебного роста, которые помогут удовлетворить количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте [29, 35, 149].

Практика показывает, что часто работники не знают своих перспектив в данном коллективе. Это говорит о плохой постановке HR-работы, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.

Планирование и контроль деловой карьеры заключаются в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.

Покажем связи между этапами карьеры и потребностями на примере профессии менеджера (табл. табл.2.3.), а также дадим характеристику каждого этапа.

Таблица 2.3.

Этапы карьеры менеджера.

Этапы

карьеры

Воз

раст

(лет)

Потребности достижения цели

Моральные

потребности

Физиологические и материальные потребности

Предварительный.

до 25.

Учеба, испытания на разных работах.

Начало самоутверждения.

Безопасность существования.

Становление.

до 30.

Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста.

Самоутверждение, начало достижения независимости.

Безопасность существования, здоровье, уровень зарплаты.

Продвижение.

до 45.

Продвижение по служебной лестнице, рост квалификации.

Рост самоутверждения, достижение большей независимости, начало самовыражения.

Здоровье, высокий уровень оплаты труда.

Сохранение.

до 60.

Приготовление к уходу на пенсию. Подготовка к смене вида деятельности.

Стабилизация независимости, самовыражении, рост уважения.

Сохранения уровня зарплаты и интерес к другим источникам дохода.

Пенсионный.

после.

Занятие другими видами деятельности.

Самовыражение в новой сфере деятельности, стабилизация уважения.

Размер пенсии, другие источники дохода, здоровье.

Предварительный этап включает учебу в школе, получение среднего и высшего образования и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребностям и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.

Этап становления длится примерно пять лет в возрасте от 25 до 30 лет. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Его продолжает беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.

Этап продвижения обычно происходит в возрасте от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении оплаты труда и заботе о здоровье.

Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и занимает возрастной период от 45 до 60 лет.

Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения, работник заинтересован передать свои знания молодежи. Этот период характеризуется творчеством, здесь может быть подъем на новые служебные ступени.

Человек достигает вершин независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе и окружающим, достигшим своего положения честным трудом. Хотя многие потребности работника в этот период удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда, но появляется все больший интерес к другим источникам дохода (например, участие в прибылях и капитале других организаций).

Этап завершения приходится на возраст от 60 до 65 лет. Здесь человек начинает всерьез задумываться о пенсии, готовится к уходу. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры, и такие люди все меньше получают удовлетворение от работы и испытывают состояние психологического и физиологического дискомфорта, самовыражение и уважение к себе и другим подобным людям у них достигает наивысшей точки за весь период карьеры. Они заинтересованы в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые бы заменили им заработную плату в данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.

Пенсионный этап карьеры в данной организации (виде деятельности) завершается. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.). Стабилизируется уважение к себе и таким же собратьям по пенсии. Но финансовое положение и состояние здоровья в эти годы могут сделать постоянной заботу о других источниках дохода и о здоровье.

Специалисты отмечают, что раз в 3—5 лет в карьере нужно чтото менять, это способствует профессиональному и личностному росту.

Прежде, чем решиться на поворот карьеры, задайте себе вопросы. Отвечала ли до сих пор моя карьера моим ожиданиям? Все ли я получаю от своего работодателя? Получаю ли я достаточно широкий опыт? Делаю ли я успехи в карьере? Имеет ли работа хорошие перспективы? Достаточно ли интересна мне работа? Буду ли я получать удовольствие от этой работы до конца своей карьеры? Нахожусь ли я в окружении, где смогу процветать? Верный ли настал момент для ухода?

Начальным этапом в выборе карьеры является определение ее целей. Работа должна нравиться и приносить удовольствие. Надо ясно понимать свои цели. Что вы хотите найти в работе? Есть ли барьеры? Как их преодолеть? Какие шаги предпринять для выработки стратегии?

Подумайте, как связан профессиональный имидж с карьерой.

При планировании и реализации карьеры полезно изучить теорию выбора карьеры Д. Голланда [108]. По его мнению, этот выбор есть выражение личности, а не случайное событие. А достижение человека в том или ином виде карьеры зависят от соответствия между его личностью и обстановкой работы. Д. Голланд показал, что каждый человек в определенной степени относится к одному из шести типов личности.

  • 1. Реалистический тип личности — это человек, предпочитающий деятельность, связанную с манипуляциями, инструментами и механизмами; имеющий атлетические или механические способности; любит работать с предметами, инструментами или машинами. Например, сборщик аппаратуры, телеоператор, садовник, инженер-электрик, врач-стоматолог и др.
  • 2. Исследовательский тип личности — это человек, предпочитающий быть аналитиком, любознательный, методичный и точный; любящий наблюдать, учиться анализировать, исследовать, делать обоснованные выводы и решения. Например, ученый, программист, санитарный врач, криминалист и др.
  • 3. Артистический тип — человек экспрессивный, оригинальный, внутренне сосредоточенный, часто нонконформист; любящий работать в неформализованных ситуациях, используя свои богатые способности интуиции, творчества, воображения. Например, дизайнер, художник, артист и др.
  • 4. Социальный тип — предпочитающий совместную, командную работу и помощь другим, красноречивый, часто целенаправленно избегающий систематической, монотонной деятельности, включая механическую. Например, преподаватель, медсестра, воспитатель, психолог-консультант и др.
  • 5. Предпринимательский тип — человек, который любит деятельность, позволяющую ему влиять на других для достижения целей;

склонный прямо или косвенно управлять другими ради каких-либо выгод; не боится риска. Например, менеджер, адвокат, эксперт и др.

6. Конвенциональный тип — любит систематическое манипулирование данными, фактами, записями, репродуцирование материалов; обладает способностями к вычислениям и расчетам; предпочитает следовать инструкциям. Например, бухгалтер, секретарь-машинистка, статистик, переводчик текстов и др.

Один из типов является доминирующим для каждой конкретной личности, но большинство людей, приспосабливаясь к условиям, используют широкий спектр стратегий в рамках двух и более типов.

Важным фактором в выборе карьеры является связь между развитием личности и профессиональной самореализацией. Концепция Г. Родомана [108] показывает саморазвитие человека в определенной области начиная с того момента, когда он решает для себя, что ему необходимо совершенствоваться. Решение — это ключевой момент саморазвития.

Подводя итог сказанному, заключим, что планирование и построение профессиональной карьеры в современном мире очень актуально, востребовано и необходимо для продвижения, реализации потенциала, удовлетворения потребности в уважении и самоуважении, роста профессионализма и роста доходов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой