Индийская философия.
История философии
На протяжении всего Средневековья в Индии шла борьба между буддизмом, ставшим в это время мировой, межнациональной религией, и национальной религией — индуизмом, возникшем на базе древнего брахманизма. К XV—XVI вв. индуизм взял вверх, и к настоящему времени буддизм оказался практически полностью вытеснен из Индии. Естественно, что этот процесс привел и к исчезновению соответствующих философских… Читать ещё >
Индийская философия. История философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В эпоху Средневековья в Индии продолжалось развитие всех возникших в древности ортодоксальных и неортодоксальных школ (схема 48), причем к числу ортодоксальных добавилась еще веданта, занявшая среди них ведущее место. Среди неортодоксальных школ особое развитие получила философия буддизма.
На протяжении всего Средневековья в Индии шла борьба между буддизмом, ставшим в это время мировой, межнациональной религией, и национальной религией — индуизмом[1], возникшем на базе древнего брахманизма. К XV—XVI вв. индуизм взял вверх, и к настоящему времени буддизм оказался практически полностью вытеснен из Индии. Естественно, что этот процесс привел и к исчезновению соответствующих философских школ. Но за время своего существования философия буддизма оказала значительное влияние па философию всех остальных школ и течений. Особенно важную роль сыграло при этом буддийское учение о пустоте (шунья).
Характерной чертой эволюции ортодоксальных школ в эпоху Средневековья был продолжающийся синтез философских учений, при этом достижения одной школы часто становились всеобщим достоянием. Так, во всех философских школах Индии использовалась система медитативных упражнений, разработанная в йоге, во всех ортодоксальных школах применялась логика, разработанная в школе ньяя и т. д. Этому синтезу в немалой степени способствовала возникшая еще в древности традиция: изложению собственного учения должна была предшествовать критика учений всех остальных школ, а это требовало их изучения и анализа.
Говоря о синтезе философских учений различных школ, в первую очередь необходимо отмстить синтез веданты с мимансой, санкхьи с йогой, вайшешики с ньяя (схема 48).
Схема 48. Средневековая индийская философия: эволюция школ.
Буддийская философия
Уже в I—IV вв. н.э. в Индии сформировался ряд школ буддийской философии, получивших активное развитие в эпоху Средневековья. Ведущую роль среди них играли две школы махаяны и две — хинаяны[2] (табл. 39).
Таблица 39
Школы Буддийской философии
Школы | Смысл названия | Основоположники | |
А. X. А Я. А. | Мадхьямика, или шуньявада. | От слова «средний» (от названия трактата Нагарджуны «Карики срединного учения»); «учение о пустоте (шунья)» . | Нагарджуна — II в. |
Йогочара, или виджнянавада. | " Практика йоги"; «учение о сознании как реальности» . | Майтреянатх — IVb. Васубандху — IV в. Асанга — IV—V вв. | |
X. и. А Я. Н А. | Саутрантика. | От выражения «приверженец сутр» . | Кумаралата — II в. |
Вайбхашика. | От названия трактата «Вибхаша», происходящего от слов «разъяснение, описание» . | Васумитра — I—II вв. Васубандху — IV в. |
Особенно серьезны были расхождения между школами по двум вопросам:
- • о реальности или иллюзорности физических и психических объектов;
- • о сути сансары и нирваны[3].
Оба эти вопроса непосредственно связаны с пониманием сущности дхарм[4].
Будда учил, что человек — это всего лишь совокупность дхарм, а его жизнь и даже последовательность всех жизней (при перерождениях) — это поток дхарм. Но сам Будда отказывался отвечать на вопросы о реальности объектов, которые предстают в нашем восприятии как самостоятельные физические или психические, считая это несущественным для дела спасения[5]. Тем не менее, развитие философской мысли неизбежно вело к постановке данной проблемы и к тому или иному ее решению. Так, пусть книга, которую вы сейчас держите в руках, является определенным объектом для вас в силу «проявления» дхарм телесной формы, ощущений и т. д. Но существует ли при этом данная книга реально, независимо от нас, как физический объект? Или, может быть, реально существует хотя бы образ этой книги в нашем сознании, т. е. психический объект? Или же все это иллюзии, наваждения? В различных школах по-разному отвечали на данный вопрос (табл. 40).
Таблица 40
Реальное и иллюзорное
Школа | Реально существуют | Являются иллюзией |
Мадхьямика. | Пустота. | Духовные? физические объекты. |
Йогочара. | Духовные объекты. | Физические объекты. |
Саутрантика и вайбхашика. | Духовные и физические объекты. | ; |
Две школы махаяны (мадхьямика и йогочара) роднит то, что существование физических объектов считается иллюзией, а расходятся они в трактовке природы духовных объектов.
Две школы хинаяны (саутрантика и вайбхашика) объединяет то, что признается реальное существование и духовных, и физических объектов, но зато они принципиально расходятся в вопросе о том, как мы узнаем о существовании этих объектов. Приверженцы саутрантики считали, что вывод о существовании таких объектов мы делаем только на основании деятельности нашего сознания. А приверженцы вайбхашики полагали, что эти объекты воспринимаются непосредственно.
В основу философии двух школ хинаяны — саутрантики и вайбхашики (и особенно последней) — легло разработанное Васубандху[6] (IV в.) учение о дхармах. Васубандху считал, что все дхармы (прошлого, настоящего и будущего) реально существуют: они ни откуда не возникают и никуда не исчезают. (Тем самым обосновывается и «реальное» существование всех физических и психических объектов.) Но дхармы существуют по-разному: дхармы настоящего — как проявленные, а дхармы прошлого и будущего — как непроявленные (схема 49).
Схема 49. Проявленные и непроявленные дхармы.
Дхармы различаются и по своему состоянию (табл. 41).
Таблица 41
Дхармы «волнующиеся» и «успокоенные»
Состояние дхарм | Они образуют | Он присущи |
Волнующиеся, или «пребывающие в волнении»; «составленные» . | Сансару. | Всему миру (эмпирической действительности). |
" Успокоенные" ; " несоставленные" . | Нирвану. | Только человеку. |
Отсюда видно, что сансара и нирвана — это два различных состояния одних и тех же дхарм. Сансара и нирвана несовместимы: пока дхармы находятся в состоянии «волнения», нирвана нс может наступить. Когда же все дхармы «успокоятся», то сансара полностью исчезнет (схема 50).
Схема 50. Сансара и нирвана (хинаяна).
Принципиально другое решение этой проблемы имело место в махаяне. Здесь считалось, что нирвана и сансара практически тождественны. Сторонники махаяны основывались на идее, что в любом живом существе заложена возможность самосовершенствования, следовательно, любое существо обладает «природой Будды», т. е. нирваной. Отсюда следует, что нирвана уже содержится в сансаре, и ее надо только обнаружить.
Философской базой для такого решения послужило учение выдающегося индийского философа Нагарджуны (II в.) о пустоте.
Схема 51. Сансара и нирвана (махаяна).
(шунья). Это же учение является основой для наиболее «радикального» решения проблемы существования физических и психических объектов в школе мадхьямика (шуньявада): отрицания их реального существования.
У Нагарджуны шунья — это прежде всего состояние психики, ощущение пустоты, в котором уже нет различия между субъектом и объектом, физическими и психическими объектами, реальностью и нереальностью, бытием и небытием. Именно в этом состоянии, по его мнению, достигается освобождение, т. е. нирвана.
Позднее понятие «шунья» получило еще и онтологическую трактовку как сущность бытия. Ведь бытие — это поток дхарм. Но все они лишены какой-либо постоянной опоры, ни одна дхарма не существует самостоятельно, изолированно, они все зависят друг от друга в этом «потоке», составляя его как нечто цельное. Следовательно, они все относительны или, иначе говоря, пусты. И раз бытие понимается как не имеющее неизменного и постоянного начала, то его сущностью является пустота.
Судьба учения. Все указанные выше школы оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие как буддийской, так и не буддийской философии, причем не только в Индии, но и в других странах буддийского мира. Особенно необходимо отметить влияние учения Нагарджуны о шунья; наиболее интересное развитие оно получило в Индии в веданте, а в Китае и Японии — в чань-буддизме.
Кроме того, в XIX—XX вв. они оказали заметное влияние и на западною философию (Шопенгауэр, Юнг, экзистенциализм, постмодернизм и т. д.).
- [1] Индуизм существовал в виде двух основных направлений: шиваизма и вишнуизма, где верховным богом признавался, соответственно, Шива или Вишну. Но различия между шиваизмом и вишнуизмом не оказали принципиального влияния на философию.
- [2] Об этих двух направления буддизма см. с. 59.
- [3] О понятиях сансары и нирваны см. с. 58.
- [4] О понятии «дхармы» см. с. 55−56.
- [5] В буддизме принято также говорить, что ответом на эти вопросы являлось «молчание Будды» .
- [6] Интересно отметить, что сам Васубандху позднее перешел в махаяну.