Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специальное действие. В рамках той или иной отрасли в пределах отдельных институтов существует приоритет специальных норм: если в законе содержатся общие положения по тому или иному кругу общественных отношений (например, по подрядным отношениям) и в то же время предусмотрены особые, специальные нормы (например, по подряду в строительстве), рассчитанные на разновидность этих отношений, то при… Читать ещё >

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Действие нормативного правового акта — это способность нормативного правового акта порождать те юридические последствия, которые в нем предусмотрены. Эта способность имеет свои пределы. Пределы действия нормативного правового акта обычно устанавливаются по трем основным измерениям: времени, пространстве (территории), кругу лиц. Иногда добавляют и четвертое измерение — определенную сферу общественных отношений, которую регулируют содержащиеся в нормативном правовом акте нормы права, и в этом случае говорят о предметном действии нормативных правовых актов.

Действие во времени.

Временные пределы действия нормативных правовых актов определяются моментом обретения ими юридической силы (вступления их в силу) и моментом утраты юридической силы. Практика выработала ряд способов определения этих моментов.

В России они вступают в силу одним из следующих способов:

  • 1) с момента, указанного в самом нормативном правовом акте (по истечении определенного времени с момента опубликования);
  • 2) с момента, указанного в ином нормативном правовом акте (в случае, когда принимается отдельный специальный нормативный правовой акт о введении в действие закона);
  • 3) в результате указания в тексте нормативного правового акта на конкретную календарную дату, с которой нормативный правовой акт вступает в силу;
  • 4) в результате указания на обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (с момента подписания, с момента опубликования и т. д.);
  • 5) в результате применения общих правил вступления нормативных правовых актов в силу (в Российской Федерации нормативные правовые акты высших представительных органов вступают в силу, но истечении 10 дней со дня их официального опубликования, нормативные правовые акты высших органов исполнительной власти — по истечении 7 дней со дня их официального опубликования);
  • 6) с момента наступления определенных событий (чрезвычайной ситуации, военного положения).

Срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом нормативном правовом акте, или в специально сопутствующем документе.

Нормативный правовой акт может вступать в юридическую силу поэтапно. В этом случае этапы введения в действие тех или иных глав, разделов, статей обозначаются определенными сроками либо связываются с наступлением определенных условий.

Нормативные акты утрачивают силу:

  • 1) по истечении срока, указанного в самом нормативном правовом акте (самоотмена);
  • 2) в силу прямого указания специально принятого нормативного правового акта или указания государственного органа об отмене конкретного акта (прямая отмена);
  • 3) в связи с изданием нового нормативного правового акта такой же или большей юридической силы и регулирующего те же общественные отношения (косвенная отмена);
  • 4) на основании изменения обстановки, исчезновения общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные нормативные правовые акты (казуальная отмена).

Разновидностью утраты силы нормативным правовым актом является приостановление его действия.

Действие нормативного правового акта во времени происходит в соответствии с тремя специальными правилами (принципами):

  • — прямого действия (действия вперед);
  • — обратного действия (действия назад);
  • — переживания закона.

Для принципа прямого действия характерно следующее:

  • 1) акт действует вперед, т. е. распространяет свою юридическую силу на те общественные отношения, которые возникли после введения его в действие;
  • 2) это общее правило действия нормативных актов во времени, т. е. типичный, основной вариант действия нормативного правового акта;
  • 3) многовариантность введения нормативного правового акта в действие.

Различают перспективное действие — нормы права распространяются только на те правовые отношения, которые возникают после вступления ее в действие, и проспективное действие — нормы права распространяются на правоотношения, возникшие раньше, чем нормативный правовой акт получил юридическую силу, но в части тех прав и обязанностей участников правоотношения, которые возникли после вступления его в силу.

Принцип действия назад. Действие нормативного правового акта на общественные отношения, которые возникли до его вступления в силу, в правоведении называется обратной силой.

Обратная сила нормативного правового акта (ретроактивность) — это распространение действия нового нормативного правового акта на отношения и порождаемые ими правовые последствия, которые возникли до наделения их юридической силой.

Обратное действие закона — исключение, каждый случай его должен быть оговорен в законе. По общему правилу нормативный правовой акт не распространяет свое действие на общественные отношения, которые возникли до его вступления в силу. Этот принцип знало еще римское право, и выражается он формулой «закон обратной силы не имеет».

По степени завершенности наступивших последствий в соответствии с прежним нормативным правовым актом различают: ревизионную обратную силу и простую обратную силу.

Ревизионная обратная сила — это распространение действия нормативного правового акта на факты, юридические последствия которых уже наступили. В связи с чем происходит пересмотр этих юридических последствий. Например, при декриминализации деяния осужденное лицо подлежи г освобождению от отбывания наказания. Простая обратная сила нормативного правового акта пересмотра завершенных юридических последствий нс предполагает. Например, увеличение в 2009 г. суммы имущественного налогового вычета при приобретении недвижимости и предание этой норме обратной силы (распространение на сделки, совершенные в 2008 г.) не распространяется на тех, кто уже воспользовался этим вычетом.

Обратную силу закон может получить только в двух случаях:

  • — при прямом указании об этом в самом нормативном правовом акте;
  • — если вновь принятый нормативный правовой акт улучшает положение субъекта права или устраняет его ответственность.

Нормативный правовой акт никогда не может быть наделен обратной силой, если он вводит ответственность или иным образом ухудшает положение субъекта права.

Явлением, противоположным обратной силе, является переживание нормативного правового акта.

Переживание закона (ультраактивность) — это продолжение распространения на общественные отношения регулятивного воздействия норм права после официальной утраты ими юридической силы.

То есть старый, уже юридически отмененный документ, в какой-то мере остается действовать и в дальнейшем. Он как бы «переживает» отведенный ему срок. Такая ситуация возможна в тех случаях, когда регулируемые прежним нормативным правовым актом правоотношения являются длящимися и продолжают существовать после принятия нового акта (семейные, трудовые, пенсионные и т. д.).

Действие нормы права в пространстве характеризуется сочетанием двух принципов: территориального и экстерриториального.

Территориальный принцип заключается в применении нормы на той территории государства, властями которого норма была принята. Этот принцип тесно связан с государственным суверенитетом: власть государства распространяется на территорию государства и ограничивается этой территорией. Соответственно, территориальный принцип господствует в отраслях законодательства, регулирующих управленческие и охранительные отношения: в конституционном, административном, уголовном, процессуальном законодательстве.

Территориальное действие нормативных актов определяется двумя факторами:

  • — положением во властной иерархии (территориальной компетенцией) государственного органа, издавшего нормативный правовой акт, и
  • — территорией государства.

Территориальная компетенция государственного органа, издавшего нормативный правовой акт, предполагает, что:

  • 1) акты центральных органов власти действуют на всей территории государства;
  • 2) нормативные акты административно-территориальных единиц и местных органов власти имеют силу на подведомственной им территории.

В федеративных государствах территориальные пределы действия нормативных актов обусловлены внутриполитическим и территориальным устройством. В качестве общего правила нормативные акты, принятые органами власти субъектов РФ, действуют на их территории, акты органов власти местного самоуправления — на территории муниципального образования.

Однако распространено и другое положение: юридические акты, принятые государственными органами одних административных и политических единиц, признаются в качестве таковых на территории других. Столкновение нормативных актов равноправных (однопорядковых) органов решаются на основе коллизионных норм, установленных федеральными властями.

Экстерриториальное действие нормативного правового акта — это распространение действия акта одного государства на соответствующую территорию другого государства.

В общем виде экстерриториальность обусловлена нахождением на территории одного государства дипломатических представительств другого государства. В соответствии с нормами международного права на территорию таких представительств распространяется суверенитет «государства-флага».

Также экстерриториальный принцип характеризуется тем, что:

  • 1) всегда применяется в порядке исключения в силу особого закрепления в нормах международного права или национального законодательства, основанного на взаимной договоренности государств;
  • 2) его развитие обусловлено развитием международных связей прежде всего в экономике и культуре;
  • 3) широкое применение данный принцип находит в международном частном нраве, он используется также в гражданском, торговом, семейном, международном публичном праве;
  • 4) выступает в форме иммунитета дипломатических и консульских представителей, а также возможно применение актов уголовно-правового характера на территории другого государства, где совершено преступление, независимо от того, где задержан и привлечен к ответственности преступник.

Действие нормативного правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: оно распространяется на всех лиц, находящихся на территории, где распространяется юридическая сила этого акта. Однако из этого правила имеются исключения:

  • 1) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах, обладать избирательным правом);
  • 2) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по законодательству государства пребывания;
  • 3) некоторые нормативные правовые акты распространяют свое действие и на граждан (подданных) государства, которые находятся за его пределами (например, законодательство о гражданстве, уголовное законодательство).

Граждане России в случае совершения преступления за границей несут ответственность по российским законам; если они понесли наказание на территории другого государства, то российский суд может его смягчить или освободить от него полностью.

Критерии и основания действия актов по кругу лиц различны: по принадлежности лица к государству (гражданству, подданству), по признаку пола, по возрастному цензу, по профессиональной принадлежности (военнослужащие, судьи и т. п.), иные основания (например, инвалидность).

С действием нормативных правовых актов по круг}' лиц тесно связано понятие «иммунитет». Иммунитет является самостоятельным правовым средством государства, через которое оно предоставляет исключительное право лицам, занимающим особое положение в межгосударственных, государственных и общественных отношениях, не подчиняться некоторым общим законам.

Иммунитет (англ, immunity, от лат. immunitas — освобождение от чеголибо) — общеправовой термин, означающий освобождение определенного круга субъектов права из-под действия общих правовых предписаний. Это особый вид привилегии. Он наделяет своих обладателей единственным, зато весьма значительным преимуществом — правовой неприкосновенностью. Целью иммунитета является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных и иных официальных обязанностей. Круг лиц, на которых распространен иммунитет, определен в нормах международного права, конституциях и законах государства.

В международном нраве известны, в частности: иммунитет государства, иммунитет военных кораблей, иммунитет дипломатический, иммунитет морских государственных торговых судов. В национальном различается иммунитет парламентский (депутатский), иммунитет президентский и иммунитет судейский. В финансовом праве известно понятие налогового иммунитета.

Для действия нормативного правового акта по предмету характерно ограничение его сферой и спецификой регулируемых общественных отношений (предметом правового регулирования), волевым характером общественных отношений и внешней выраженностью. Действие нормативного правового акта по предмету правового регулирования может быть: общим, отраслевым, специальным.

Общее действие. Неограниченное действие по предмету действия имеют нормы конституции. Они распространяются на все без исключения отношения, которые существуют в обществе в области государственной юрисдикции. В первую очередь это относится к общим конституционным принципам, конституционным нормам о правах и свободах человека.

Отраслевое действие. Действие отраслевых законов ограничено предметом регулирования данной отрасли права. Так, гражданское законодательство распространяется на все имущественные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, автономны, не находятся в состоянии соподчинения; административное законодательство — на управленческие, властноорганизирующие отношения.

Специальное действие. В рамках той или иной отрасли в пределах отдельных институтов существует приоритет специальных норм: если в законе содержатся общие положения по тому или иному кругу общественных отношений (например, по подрядным отношениям) и в то же время предусмотрены особые, специальные нормы (например, по подряду в строительстве), рассчитанные на разновидность этих отношений, то при решении юридических вопросов, касающихся данной разновидности, действуют в первую очередь специальные нормы.

В предмет правового регулирования входят только волевые общественные отношения, что исключает действие актов в отношении событий или других состояний, в которых не может участвовать воля человека. Такого рода обстоятельства могут выступать только в качестве юридических фактов или последствий, но повлиять на их ход нормы права не в состоянии.

Предметное действие нормативного правового акта по характеру выражения ограничено внешнеобъективированными деяниями в форме действия или бездействия. Законодатель исключает привлечение к ответственности за образ мыслей, чувства, эмоции, считая такую практику реакционной. Он исходит из формулы: «Помимо своих действий, я совершенно не существую для закона, не являюсь его объектом».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой