Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методологические и организационные проблемы менеджмента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Любая социально-экономическая система — производство, общество, фирма, предприятие, офис и пр. находятся в состоянии развития. Что это за состояние, чем оно характеризуется? Всегда ли развитием необходимо управлять или оно должно происходить само по себе? Существует ли установка на управление развитием или управление должно быть только управлением функционированием, а развитие будет происходить… Читать ещё >

Методологические и организационные проблемы менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теперь посмотрим на модели концепции менеджмента, расположенные на ближней к ядру орбите.

Проблемы методологии и организации менеджмента. Первая отражает пути, средства и подходы управления, принципы эффективности и методы анализа проблем, ситуаций, целей, определение тенденций развития. А вторая устанавливает определенный порядок, необходимый для воздействия. Организованы должны быть и система управления, и процесс управления, и механизм. Далее мы подробнее рассмотрим эти проблемы.

Проблемы дифференциации и интеграции управления. В системе менеджмента существует разделение деятельности по функциям, дифференциации полномочий, требований и т. д. Но любая дифференциация требует интеграции деятельности. Как осуществляется первое и второе? Какие факторы определяют степень, возможности, эффективность дифференциации и интеграции деятельности в системе менеджмента?

Важными для менеджмента проблемами выступают проблема построения научно-концептуального управления, опирающегося на специальную подготовку, знания; проблема искусства управления, которое играет большую роль и проявляется в развитии способностей определенного типа, способностей коммуникаций, включения интуиции, творческого подхода к решению проблем и т. д. Как формируется искусство управления, от чего зависит его реальное проявление в практике управления, как оно сочетается с необходимостью научно-концептуального подхода к управлению и с необходимостью профессиональной подготовки? Вот круг проблем и вопросов, отражающих проблематику этого класса.

Управление может быть формальным и неформальным. Это нетрудно увидеть в самых простых примерах деятельности менеджера. Опытный и искусный менеджер управляет не столько приказами и распоряжениями, сколько своим отношением к подчиненным, своим поведением и отношением к делу, проблемам, тем или иным функциям, явными или неявными приоритетами. Но без формальных приемов управление тоже не может быть эффективным. Как найти наилучшее сочетание формального и неформального управления? От чего оно зависит? Какие факторы определяют эффективность этого сочетания?

Проблемы социально-экономических и организационных аспектов менеджмента

Теперь рассмотрим комплекс проблем второй орбиты концепции менеджмента. Известно, что в менеджменте играет большую роль личностный фактор, но эта роль может быть различна. На этой основе можно выделить персонифицированный и персонализированный менеджмент. В первом случае главным фактором является личность менеджера, конечно, при соответствующих условиях работы с персоналом, его подбора и расстановки, во втором случае главным фактором является опора на персонал, подобранный соответствующим образом, чтобы каждый был самостоятелен, профессионально подготовлен, лоялен к целям фирмы или офиса. В этом случае даже не очень подготовленный менеджер может иметь успех в управлении.

Но, помимо этого, существуют еще и объективные факторы эффективности управления. Как их следует учитывать, что это за факторы? Как они сочетаются с личностными факторами управления? Каковы тенденции субъективизации и объективизации управления и чем они вызваны?

Проблемы субъективных и объективных тенденций управления следует рассматривать в ракурсе проблем различия и связи социально-экономических аспектов управления и организационно-технических аспектов. Социально-экономический аспект характеризует систему интересов и ценностей, господствующих в обществе, уровень общественного развития, общественное сознание которого оказывает непосредственное влияние на управление. Этот аспект проявляется и в цикличности социально-экономического развития — потребности реформ, проведение реформ, их назначение и характер. Организационно-технический аспект отражает потребность в определенных видах и типах организации управления, которые бы соответствовали определенным образом социально-экономическим условиям развития производства и общества. Где вариант гармонии или минимальной противоречивости социально-экономических условий управления и его организационного построения? Чем определяется эта гармония? В какой мере она зависит от усилий менеджера, его опыта и образования?

Проблема функций менеджмента и структуры, которая строится по функциональному разделению деятельности, является конструкционной основой системы управления. Как происходит процесс разделения, выделения и распределения функций в системе управления? Как функции влияют на формирование структуры системы управления? Какие существуют структуры систем управления и есть ли возможность выбора необходимых параметров структур или их определенного типа? Должна ли изменяться структура управления по мере развития менеджмента, каковы объективные потребности и реальные моменты изменения структуры управления, являющейся главным стабилизирующим фактором управления?

Любая социально-экономическая система может быть представлена в виде субъекта и объекта управления. Понятие этих категорий и реально существующих частей социально-экономической системы следует из понимания управления и реальной практики организации управления. Но где граница между субъектом и объектом управления, если понимать, что система управления имеет иерархическое строение и на каждом ее уровне существуют управляющие, руководители, менеджеры и т. д. Какую роль субъектно-объектное деление социально-экономической системы играет в решении конкретных проблем развития управления, повышения его эффективности, построения организации управления?

При определении сущности и содержания управления говорилось уже, что управление, как и всякая деятельность человека, не может осуществляться без использования определенных ресурсов, и именно использование ресурсов определенной величины и структуры дает необходимый эффект. Но какие ресурсы присущи управлению? Каковы их структура и состав? Как меняется эта структура и существуют ли потребности изменения структуры ресурсов в процессах развития менеджмента? В какой мере ресурсы определяют результат и эффективность менеджмента? Это тоже предмет специального рассмотрения.

Управление невозможно без информации. Всякое управление имеет информационное обеспечение, которое сегодня строится на широком и все возрастающем использовании компьютерной техники и других технических устройств. Но как регулировать информационное обеспечение? Где критерий достаточности информации и существует ли такой критерий? Как реализовывать возможности техники в информационном обеспечении процессов управления? Как определяется и оценивается ценность информации для тех или иных категорий управленческих решений?

Любая социально-экономическая система — производство, общество, фирма, предприятие, офис и пр. находятся в состоянии развития. Что это за состояние, чем оно характеризуется? Всегда ли развитием необходимо управлять или оно должно происходить само по себе? Существует ли установка на управление развитием или управление должно быть только управлением функционированием, а развитие будет происходить как бы само по себе, если является успешным управление функционированием? Что такое управление качеством и как оно согласуется с идеей управления развитием? Каковы организационные аспекты управления развитием?

И наконец, последняя группа проблем — это проблемы интраи инфраменеджмента. Известно, что объектом внимания и специальных действий менеджмента являются не только проблемы внутреннего функционирования фирмы, но и внешние процессы, процессы окружения. К таким процессам относятся процессы маркетинга, политического лоббирования, паблик рилейшенз, рекламы и пр. Как строится и сочетается управление внешними и внутренними процессами в системе маркетинга? Чем определяется такое сочетание? Как оценивать поведение фирмы в социально-экономической среде? Как разрешать конфликты?

Менеджмент как тип управления характеризует не только комплекс проблем, но и их сочетание, структуру и взаимодействие.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой