Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ ассортимента и структуры продукции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородна). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой, и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении: При… Читать ещё >

Анализ ассортимента и структуры продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо не только выполнение плана по общему объему выпуска, но и плана по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура — это перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции в действующем Общероссийском классификаторе продукции ОК 005−93 (ОКП), утвержденном постановлением Госстандарта от 30 декабря 1993 г. № 301 (в ред. от 22 октября 2014 г.).

Ассортимент — перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

  • — определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
  • — оценку уровней конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
  • — изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
  • — оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится либо по метод}' наименьшего процента, либо по методу среднего процента. Средний процент рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Пример 3.2.

В таблице приведены данные о выполнении плана производства продукции.

Выполнение плана по ассортименту продукции.

Изделие.

Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб.

Процент выполнения плана.

Объем продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.

план.

факт.

Л.

40 000.

44 000.

110,0.

40 000.

Изделие.

Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб.

Процент вы пол нения плана.

Объем продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.

план.

факт.

Б.

30 500.

32 500.

106,5.

30 500.

В.

19 000.

18 500.

97,3.

18 500.

Итого.

89 500.

95 000.

106,1.

89 000.

Из таблицы видно, что план, но ассортименту продукции выполнен:

  • — по методу наименьшего процента — на 97,3%;
  • — по методу среднего процента — на 99,4% (89 000/89 500 • 100).

Причины, влияющие на выполнение плана по ассортимент}' продукции, подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним причинам относятся:

  • — недостатки в организации производства;
  • — плохое техническое состояние оборудования;
  • — простои;
  • — аварии;
  • — недостаток средств;
  • — недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Внешними причинами признаются:

  • — конъюнктура рынка;
  • — изменение спроса на отдельные виды продукции;
  • — состояние рынка материально-технического обеспечения;
  • — несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам продукции и сокращение, но другим приводит к изменению структуры, т. е. соотношения отдельных изделий в общем объеме выпуска продукции.

Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, стоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Пример 3.3.

Используя данные таблицы, приведенной на следующей странице, определим изменение объема производства за счет структурного фактора.

Расчет влияния структуры производства на уровень производственных показателей можно произвести методом цепной подстановки, методом средних цен, методом прямого счета.

Метод цепной подстановки позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

Анализ структуры товарной продукции.

Изделие.

Оптовая цена за ед.,.

руб.

Объем производства продукции, шт.

Товарная продукция в цепах плана, тыс. руб.

Изменение товарной продукции за счет структуры, тыс. руб.

план.

факт.

план.

факт при плановой структуре.

факт.

А.

16 000.

17 600.

40 000.

42 266.

44 000.

+1734.

Б.

15 250.

16 250.

30 500.

32 228.

32 500.

+272.

В.

10 000.

19 000.

20 076.

18 500.

— 1576.

Итого.

;

41 250.

43 587.

89 500.

94 570.

95 000.

+430.

Анализ ассортимента и структуры продукции.

Так как данная модель носит мультипликативный характер, расчет можно произвести сокращенным вариантом этого метода — способом абсолютных разниц:

Анализ ассортимента и структуры продукции.

где УД — удельный вес продукции; ДВП — изменение валовой продукции; ДУ— изменение объема производства; ДЦ — изменение цены на продукцию.

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородна). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой, и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении:

Анализ ассортимента и структуры продукции.

где ДВП — прирост объема продукции за счет изменения структуры; Цф и Цпл — соответственно фактическая и плановая (прошлая) цена группы изделий; Уф — фактическое количество изделий в отчетном периоде. Прямой счет по всем изделиям производится по формуле Анализ ассортимента и структуры продукции.

где ВПф — фактический выпуск продукции при фактической структуре; ВПф — фактический выпуск продукции при плановой структуре.

Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции в натуральном выражении на плановый удельный вес каждого изделия.

Из таблицы примера 3.3 видно, что товарная продукция увеличилась за счет структуры на 430 тыс. руб.:

  • — по продукции, А произошло увеличение на 1734 тыс. руб.;
  • — по продукции Б произошло увеличение на 272 тыс. руб.;
  • — по продукции В произошло уменьшение товарной продукции на 1576 тыс. руб.

Для расчета фактической товарной продукции в ценах плана при плановой структуре используется коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в натуральных единицах:

Анализ ассортимента и структуры продукции.

То есть, если бы план производства был равномерно перевыполнен на 105,66% по всем видам продукции, и не нарушалась бы запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 94 570 тыс. руб. При фактической структуре он выше на 430 тыс. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции, в общем объеме ее выпуска.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой