Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Виды толкования нормативно-правовых актов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как правило, результат толкования должен быть буквальным (адекватным), когда действительный смысл нормативного акта (воля законодателя) и буквальный текст полностью совпадают друг с другом, т. е. использование всей совокупности способов толкования дает практически тот же результат, что и первоначальное (грамматическое, языковое) толкование текста закона. Если подобное разъяснение дает орган… Читать ещё >

Виды толкования нормативно-правовых актов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Говоря о видах толкования, следует учитывать, что речь идет о видах двух связанных, но разных явлений:

  • — результатов уяснения;
  • — разъяснения.

Результат толкования-уяснения по объему может быть буквальным, ограничительным и распространительным (расширительным).

Как правило, результат толкования должен быть буквальным (адекватным), когда действительный смысл нормативного акта (воля законодателя) и буквальный текст полностью совпадают друг с другом, т. е. использование всей совокупности способов толкования дает практически тот же результат, что и первоначальное (грамматическое, языковое) толкование текста закона.

Ограничительное толкование имеет место, когда действительный смысл, содержание нормы несколько уже ее текстового оформления, т. е. конечный результат уяснения по объему уже грамматического толкования.

Распространительное толкование встречается, когда конечный результат толкования (подлинная воля законодателя) по объему шире буквального текста.

Толкование-разъяснение в зависимости от субъекта, дающего это разъяснение, бывает официальным или неофициальным.

Официальное толкование:

  • —дается уполномоченным на то органом;
  • — формулируется в специальном акте;
  • — является формально обязательным для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.

Официальное разъяснение делят на нормативное и казуальное.

Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Оно не содержит (и не должно содержать) новых юридических норм, а только разъясняет смысл уже действующих. Такие разъяснения не имеют самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должно, как правило, приводить к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения.

Если официальное нормативное толкование-разъяснение дает тот же орган, который издал этот акт, то оно носит название аутентического (основанного на первоисточнике, авторского). В Российской Федерации подобные разъяснения могут издавать Государственная Дума, Президент РФ и другие правотворческие органы.

Если подобное разъяснение дает орган, уполномоченный на то законом, то оно называется легальным (разрешенным по закону, делегированным), причем данный орган должен делать это в рамках своей компетенции. В Российской Федерации правом издавать официальные разъяснения наделены, в частности, все высшие судебные органы.

Казуальное толкование представляет собой официальное разъяснение нормативно-правового акта применительно к конкретному случаю в целях правильного решения именно данного дела.

Неофициальное толкование не является юридически обязательным. По форме выражения оно бывает как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Неофициальное толкование разделяют также на обыденное (даваемое гражданами в быту, в повседневной жизни), профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами — адвокатами, юрисконсультами и т. д.) и доктринальное (осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях и т. п.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой