Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теории оценки легализации доходов, полученных преступным путем

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оценка отмывания денег производится в основном эконометрическими способами, не использующими базовые статистические методики. Периодичность проведения такой оценки не отличается частотой53. Обычно для оценки отмывания денег применяется один из трех базовых подходов: прямые, непрямые и модельные. Прямые подходы основаны на изучении поставщиков и потребителей нелегальных услуг, а также на проверке… Читать ещё >

Теории оценки легализации доходов, полученных преступным путем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отмывают деньги обычно грязными руками.

Сергей Федин39

По данным ООН, ежегодно в мире легализуется от 400 до 450 млрд долл., в связи с чем ООН даже объявила «отмывание грязных денег» врагом общества номер один40. На сегодняшний день статистические изменения движутся не в сторону уменьшения данных сумм. Только ежегодный оборот наркотиков достигает 1,5 трлн. долл.41, а деятельность наркобизнеса предполагает его тесное взаимодействие с банками. По оценкам российских экспертов, за пределы страны ежегодно вывозится 22—23 млрд долл., что вполне сопоставимо с государственным бюджетом. По тем же расчетам, в зарубежных банках находится не менее 250 млрд долл., перемещенных по криминальной цепочке.

Специфическим фактором является структура криминальных доходов. По расчетам экспертов МВД РФ, до 12—13% их совокупного объема создается классическими преступными способами: незаконным оборотом наркотиков, контрабандой оружия, проституцией (во многих западных странах этот показатель колеблется от 4 до 12%). Другие источники теневых капиталов, которые также относятся к традиционным, — это хищение сырья, полуфабрикатов и готовой продукции — 10,5%, иные разновидности контрабанды и неуплата таможенных пошлин — 9%, присвоение бюджетных средств — 3,5%, мошенничество в финансово-банковской сфере — 7%. Таким образом, общая доля теневого капитала, образуемого названными источниками, составляет 42—43%.

Примерно такой же объем теневого капитала создается путем массового уклонения от уплаты налогов юридическими и физическими лицами. Остальная часть теневого капитала — примерно 10% — образуется в результате незаконной, но не криминальной, т. е. не наказуемой нормами УК РФ, деятельности.

Международная практика борьбы с легализацией незаконных доходов, ее всестороннее теоретическое обобщение и углубленный анализ позволили сформулировать «десять основополагающих законов о преступной деятельности» 42:

  • 1. Чем меньше способы и средства, используемые для «отмывания грязных денег», отличаются от обычной практики законных сделок, тем меньше вероятность выявления их противозаконного характера.
  • 2. Чем глубже незаконная деятельность интегрирована в легальную экономику, чем меньше степень институционального и функционального разделения, тем труднее выявить операции по легализации «грязных» денег.
  • 3. Чем меньше доля незаконных средств в общем объеме финансовых потоков, проходящих через конкретное учреждение, тем труднее их выявить.
  • 4. Чем выше удельный вес «услуг» по сравнению с производством товаров в экономике, тем легче завуалировать операции по легализации доходов.
  • 5. Чем больше доля мелких фирм в структуре производства и распределения, тем труднее отличить законные операции от незаконных.
  • 6. Чем шире сфера применения чеков, кредитных карт, векселей и других безналичных платежных средств при осуществлении финансовых сделок, тем труднее выявить операции по отмыванию незаконных капиталов.
  • 7. Чем выше уровень финансового дерегулирования[1] законных сделок, тем труднее отслеживать и пресекать денежные потоки, связанные с преступной деятельностью.
  • 8. Чем меньше доля незаконных доходов в общем потоке денежных средств, вливающихся в экономику каждой страны из-за рубежа, тем труднее отделить криминальные доходы от легальных.
  • 9. Чем дальше мировая экономика продвигается по пути создания единого супер рынка финансовых услуг, чем меньше степень функционального и институционного деления в области финансовой деятельности, тем труднее выявлять операции по легализации незаконных денежных средств.
  • 10. По мере углубления существующего противоречия между глобальным характером деятельности финансовых рынков и национальными рамками регулирования их деятельности будут последовательно усложняться, и затрудняться процессы выявления операций по отмыванию незаконных доходов43.
Для действенной борьбы с отмыванием денежных средств необходима оценка влияния отмывания денег на экономику той или иной страны. И здесь требуется инновационный подход. Обычно оценка влияния величины отмывания денег на экономику того или иного государства носит эмпирический характер и очень приблизительно показывает величину отмывания денег в ВВП. Как показывают исследования, в среднем величина отмывания денег составляет 12% ВВП страны[2]. Определение величины отмывания денег важно для оценки средств и методов противодействия незаконной легализации денежных средств. Величина отмывания денег волатильна, легко изменяется, однако тенденция обратной пропорциональности величины отмывания денег к величине ВВП четко прослеживается44.

В 1996 г. МВФ оценил общую величину отмывания денег в мире как 2—5% общемирового ВВП45. Эта величина была определена на основании анализа основных товаров, приобретение которых является сокрытием нелегального происхождения доходов46. Сюда можно отнести такие товары, как ювелирные изделия, иностранная валюта, акции, недвижимость и т. д.

Данная цифра, по исследованиям итальянских ученых, совершенно не отвечает реальности как в экономически развитых государствах, так и в развивающихся странах47, поскольку крайне сложно проследить незаконную легализацию денежных средств. Только превентивные акты законодательного регулирования, а также действия правоохранительных органов могут повлиять на снижение активности по отмыванию денежных средств.

Отмывание денег — это процесс, в котором полученное имущество, приобретенное или аккумулируемое вследствие незаконной деятельности, перемещается или скрывается для того, чтобы прервать преступную цепочку48. Преступник, получивший нелегальные денежные средства, например, от продажи наркотиков, получает возможность декларировать официальный доход и легально пользоваться деньгами, изначально имеющими незаконную природу, но в результате отмывания получившими легальную окраску. Здесь следует отметить две основные характеристики отмывания, которые были обозначены еще в 1993 г.49:

  • — незаконность (общая характеристика) — отмывание денег подразумевает использование дохода, происходящего из незаконной деятельности;
  • — сокрытие (специальная характеристика) — первичная цель отмывания денег — это сокрытие нелегального источника происхождения таких доходов.

Какова доля преступных доходов в законной экономике? Денежные средства, изначально находящиеся в преступной (теневой) экономике, перетекают в легальную экономику. Для экономического аспекта отмывания важен факт перетекания денежных средств из одной экономики в другую.

Вопрос отмывания незаконных доходов необходимо рассматривать в различных плоскостях: юридической, материальной, процессуальной. С юридической точки зрения отмывание доходов является преступлением, вследствие совершения которого придается правомерный характер владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным преступным путем.

Для юридического аспекта отмывания доходов важен вопрос придания легитимности имуществу, нажитому преступным путем.

Материальный аспект — это стадии отмывания, рассмотренные автором выше: размещение, расслоение, интеграция.

Процессуальный аспект — это процедура, с помощью которой маскируются изначальное происхождение и настоящие владельцы имущества, полученного преступным путем, в целях исключения преследования со стороны государства за совершенное преступление. Также некоторые исследователи определяют этот процесс как «процесс обработки имущества в целях сокрытия его незаконного получения фактическим владельцем» 50.

С развитием международного сотрудничества в борьбе с отмыванием денежных средств, а также с развитием внутреннего законодательства государств можно проследить возникновение и развитие теории, согласно которой отмывание денежных средств можно рассматривать в качестве множителя криминальных финансовых действий, поскольку именно отмыванию денег принадлежит ведущая роль в укреплении связи между материальной и финансовой стороной преступной экономики51. Кроме того, анализируя ситуацию, например, в регионе Анд (Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла) в 2001—2004 гг., можно сделать вывод о том, что существует обратная связь между степенью распространения деятельности по отмыванию денег и эффективностью законодательства о противодействии отмыванию денег в экономике этого региона. Чем эффективнее действия по отмыванию денег в одной из стран, тем более негативные последствия падают на соседние страны, куда перенаправляются денежные потоки для их отмывания. Более того, существует стереотип, что деньги — это всегда хорошо для экономики, особенно в затяжной кризис, поэтому государства могут закрывать глаза на происходящее отмывание незаконных доходов, дабы экономика страны не потерпела крах, а население не вышло с плакатами на улицы.

Государственные органы того или иного государства могут принять нормативные акты, поощряющие приток незаконного капитала под видом законного52, что фактически было сделано в России в 2007 г., провозглашенного годом так называемой налоговой амнистии.

Оценка отмывания денег производится в основном эконометрическими способами, не использующими базовые статистические методики. Периодичность проведения такой оценки не отличается частотой53. Обычно для оценки отмывания денег применяется один из трех базовых подходов: прямые, непрямые и модельные. Прямые подходы основаны на изучении поставщиков и потребителей нелегальных услуг, а также на проверке налоговых деклараций, которые проводятся налоговыми органами и органами социального страхования54. Непрямые подходы основаны на предположении, что незаконные сделки оплачиваются наличными, для того чтобы усложнить возможность выявления таких сделок55. Здесь размер нелегальной экономики определяется путем вычитания из объема наличности, использованной в отдельном государстве, объема легальной наличности. В модельных подходах основной фокус направлен на причины и последствия нелегальной экономики путем анализа моделей рынка труда, капитала, продуктов и услуг, использующих скрытые техники56. Основной проблемой модельных подходов является то, что они применяются только в строго определенных условиях и что статистические данные, полученные на их основе, весьма условно «не допускают возражений». Такие статистические данные значительно изменяются с малейшей модификацией модели.

Оценочный подход, предложенный экономистом Ф. Бусато, заслуживает, по мнению автора, более высокой оценки. Здесь регулярной оценке подвергается производственный сектор экономики для определения масштабов нелегальной экономики57. И, наконец, двухсекторная модель, предложенная Мишелем Багеллой, исходит из самого понятия «отмывание денег» как связующего звена между легальной и нелегальной экономикой. По мнению автора, данный подход заслуживает особого внимания, поскольку даст возможность наиболее точно определить объем отмывания нелегальных денежных средств, а также влияние незаконного отмывания на экономику той или иной страны. Этот подход основан на существовании и взаимозависимости указанных секторов экономики: легального и нелегального. Если предположить, что во всех государствах одновременно действуют эти два сектора, то мы получаем, что стоимость сделок в легальном секторе имеет определенную цену, которую несложно рассчитать, исходя из стоимости товара или услуги, а также законодательного регулирования. Если же рассмотреть нелегальный сектор, то здесь стоимость сделки будет варьироваться в зависимости от тяжести ответственности за преступление, а также от сложности сокрытия доходов от такого преступления58.

Для эффективной борьбы с отмыванием денежных средств во всех секторах экономики необходимо проводить регулярное повышение квалификации работников правоохранительных органов, а также работников иных структур, например банковских, что требует определенного инвестирования в таких работников. Это может себе позволить только сильная экономика. Слабая экономика вынуждена отрывать ресурсы от борьбы с незаконной легализацией, направляя их на борьбу с безработицей, социальной нестабильностью и т. д.

Можно выделить следующие модели социально устойчивых экономик:

  • — «шведская модель социализма»[3] — Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия;
  • — модель социального рыночного хозяйства — Германия, Австрия, Бельгия;
  • — модель, характеризующаяся наименьшим объемом перераспределительных процессов на социальные цели при слабой поддержке семьи и занятости, — Греция, Испания, Португалия.

Приведенный уникальный анализ теорий экономической оценки незаконной легализации преступных доходов предлагает использование инновационного подхода для установления разумного критерия опасности масштабов указанной легализации в России. Исходя из сложившейся структуры российской экономики и се исторических особенностей, можно сделать вывод о том, что России требуется достаточно высокий уровень перераспределительных процессов на социальные цели в силу действия долговременных факторов прежней системы всеобщих гарантий и высокой доли бедного населения59.

  • [1] Дерегулирование — сокращение масштабов прямого государственного вмешательства в экономику страны, переориентация форм и методов государственного регулирования с «жестких» на более «мягкие», с прямых на косвенные. См.: Экономическая энциклопедия. М., 1999. С. 153
  • [2] По оценке итальянского исследователя Л. Наполеони, величина доли отмывания денежных средств составляет 5% от ВВП Италии. См.: Nopoleoni L. Terrorismo S.p.A. / Ed. Tropea. 2005
  • [3] В шведской экономической политике были достигнуты две основные цели: полная занятость населения и выравнивание доходов. Ее результатом стала активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность)
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой