Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Международно-правовой статус неправительственных организаций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правовой основой сотрудничества НПО с ООН является ст. 71 Устава ООН, которая предусматривает: «Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) уполномочивается проводить надлежащие мероприятия для консультаций с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию». К таким вопросам согласно п 1, 2 ст. 62 Устава ООН относятся международные экономические… Читать ещё >

Международно-правовой статус неправительственных организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Практика современных международных отношений свидетельствует о том, что авторитет международных (межгосударственных) организаций как производных субъектов международного права, надежно защищенный международным правом и их реальными прошлыми заслугами в развитии системы международного сотрудничества, во многом утрачивается. Как в западной, так и отечественной науке международного права все чаще признается роль в международных отношениях НПО, которые по своей природе способны быстрее и точнее оценивать происходящие в мире процессы, реально участвовать в реализации функций международного права[1].

Первые попытки связей с НПО были предприняты еще Лигой Наций. Однако несмотря на наличие в Статуте Лиги Наций статьи, создающей правовую основу для сотрудничества с НПО, Лиге так и не удалось установить его стабильные организационные нормы. Они реально возникли лишь после Второй мировой войны, когда воздействие общественности на мировые процессы стало реальным фактом.

Более ста НПО участвовали в процессах создания ООН. Признанием их роли стало включение в Устав ООН положения о необходимости привлечения НПО к универсальной международной организации, что в последствии приобрело форму консультаций с этими организациями.

Правовой основой сотрудничества НПО с ООН является ст. 71 Устава ООН, которая предусматривает: «Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) уполномочивается проводить надлежащие мероприятия для консультаций с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию» . К таким вопросам согласно п 1, 2 ст. 62 Устава ООН относятся международные экономические и социальные вопросы, а также вопросы в области культуры, образования, здравоохранения. К компетенции ЭКОСОС относятся также вопросы «поощрения, уважения и соблюдения прав человека и основных свобод» .

На основе определенной Уставом ООН задачи сотрудничества с неправительственными организациями ЭКОСОС была выработана формула консультативного статуса НПО при ООН, согласно которой неправительственным организациям предоставлялась возможность участия в проводимых ЭКОСОС исследованиях по указанным вопросам, подготовке для представления Генеральной Ассамблее ООН докладов, разработке проектов соответствующих конвенций, а также участия в соответствующих проводимых ЭКОСОС и ее вспомогательными органами мероприятиях. Практические вопросы предоставления неправительственным организациям консультативного статуса, а также форм проведения ими консультаций были конкретизированы в принятой 23 мая 1968 г. резолюции ЭКОСОС 1296 (XLIV). В июле 1996 г. по итогам многолетней практики сотрудничества ООН с НПО была принята резолюция ЭКОСОС 1996/31, в которой была усовершенствована принятая ранее схема проведения консультаций с НПО, в частности выработаны основные критерии предоставления НПО консультативного статуса, упрощен процесс подачи заявлений для его получения и другие правила, нацеленные достижение сбалансированного, эффективного и справедливого вовлечения неправительственных организаций в работу ЭКОСОС. Принципиально важно, что после принятия данной резолюции на консультативный статус могут претендовать не только НПО международного уровня, но также организации национального, субрегионального, регионального характера. Главным условием при рассмотрение заявок НПО на получение консультативного статуса является вовлечение организации в решение проблем, входящих в компетенцию ЭКОСОС. Задачи и цели НПО должны соответствовать духу, целям и принципам Устава ООН. НПО должна оказывать поддержку в работе ООН и содействовать распространению знаний о деятельности ООН. Поэтому при рассмотрении возможности предоставления консультативного статуса особое внимание уделяется размеру той реальной помощи, которую НПО может оказать ЭКОСОС.

Вышеупомянутая резолюция ЭКОСОС 1996/31 определяет следующие уровни консультативного статуса НПО[2]:

1) общий консультативный статус (general consultative status) предоставляется НПО, которые занимаются вопросами, входящими в компетенцию ЭКОСОС и его вспомогательных органов, и действительно могут внести существенный вклад в деятельность как ЭКОСОС, так и ООН в целом. Эти НПО тесно связаны с экономическими и социальными проблемами своих стран и народов, которые достаточно представительны по своему составу, отражающему основные слои общества и которые работают в большом количестве стран в различных регионах мира;

2) специальный консультативный статус (special consultative status) предоставляется НПО, компетентных в лишь некоторых из сфер деятельности ЭКОСОС и его вспомогательных органов, и известным в рамках лишь гой области, на консультации, но которой они претендуют.

НПО, не могущие претендовать на получение общего или специального статуса, по решению Генерального секретаря ООН включаются в список, известный как Roster. Это в основном касается тех НПО, которые в определенных ситуациях вносят полезный вклад в деятельность Совета, его вспомогательных органов и других органов ООН в рамках своей компетенции. Список может также включать НПО, которые имеют консультативный статус в специализированных организациях или органах ООН.

Резолюция также устанавливает формы консультаций ЭКОСОС с НПО, к которым, в частности, относятся:

  • 1) участие в выработке повестки дня. Предварительная повестка дня направляется организациям, имеющим общий и специальный консультативный статус, а также тем, которые находятся в списке. Однако только организации с общим консультативным статусом обладают правом через посредство Комитета ЭКОСОС по НПО предлагать включение в предварительную повестку дня Совета вопросы, которые представляют для этой организации особый интерес;
  • 2) участие в работе заседаний. НПО с общим и специальным консультативным статусом могут назначать своих представителей для участия в качестве наблюдателей в работе открытых заседаний ЭКОСОС и его вспомогательных органов. НПО, числящиеся в списке, могут направлять своих представителей на те заседания, на которых рассматриваются вопросы их компетенции;
  • 3) письменные заявления, относящиеся к работе ЭКОСОС, могут предоставляться НПО с общим и специальным консультативным статусом по вопросам, входящим в их компетенцию. Эти заявления, подготовленные на одном из официальных языков НПО, распространяются среди членов ЭКОСОС Генеральным секретарем ООН и могут содержать его комментарии;
  • 4) устные выступления на заседаниях (не более одного) предоставляются НПО, обладающим общим консультативным статусом, по рекомендации Комитета ЭКОСОС по НПО.

В вышеуказанной резолюции ЭКОСОС содержатся положения, определяющие порядок консультаций со вспомогательными органами ЭКОСОС. В основном они совпадают с предыдущими[2].

Резолюция предполагает расширение возможностей привлечения НПО к проведению и подготовке международных конференций, созываемых ООН, определяет порядок аккредитации НПО на эти конференции.

Постоянное сотрудничество ООН с НПО также осуществляется через Департамент общественной информации Секретариата (далее — ДОИ) ООН. Важность работы с неправительственными организациями и их посредничества как неотъемлемой части деятельности ООН получила признание еще в 1946 г., когда Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 13 (1) обязала ДОИ и его отделения активно содействовать и оказывать помощь, неправительственным организациям разного рода, предоставляя им необходимые информационные материалы. Ассоциированный статус ДОН предоставляется НПО, которые разделяют идеалы Устава ООН, нс ставят целью своей деятельности получения прибыли, имеют намерение и возможности осуществлять эффективные информационные программы, посвященные деятельности ООН посредством публикации информационных материалов, организации конференций, семинаров и круглых столов и т. д.

Анализ сотрудничества ООН с НПО убеждает, что модель консультаций, выработанная в ООН, является наиболее универсальной. Она расширяет возможности привлечения международными организациями и органами в ходе выработки соответствующих конвенций представителей НПО и независимых экспертов на основе прецедента, выработанного еще в период принятия Устава ООН (в проходившей в 1945 г. в Сан-Франциско переговорах по созданию ООН участвовали представители более двухсот НПО). По их настоянию были включены наиболее демократические нормы, в частности, те, которые требовали от государств соблюдать права человека, уважать достоинство и ценность человеческой жизни. По инициативе и при непосредственном участии НПО создавались Конвенция ООН о правах ребенка, Конвенция ООН о правах женщин, Конвенция ООН по борьбе с рабством и многие акты гуманитарного права и др. НПО были вовлечены в подготовку текста Конвенции ООН о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (Оттавская конвенция). Стала обычной практика включения имеющих консультативный статус НПО в контрольные механизмы, осуществляемые мониторинг принимаемых такими организациями решений.

  • [1] См.: Multinational Enterprises and the Social Changes of the XXI Centur / R. Blanpain (ed.). The Hague: London; Boston, 2000.
  • [2] Consultative relationship between the United Nations and non-governmental organizations // ECOSOC: Doc. 49 plenary meeting. 25 July 1996, Resolution 1996/31.
  • [3] Consultative relationship between the United Nations and non-governmental organizations // ECOSOC: Doc. 49 plenary meeting. 25 July 1996, Resolution 1996/31.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой