Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Международные организации в сфере мирного освоения космоса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комитет АМП по космическому праву был учрежден в Нью-Йорке в 1958 г. Он имеет статус постоянного наблюдателя в Комитете по использованию космического пространства в мирных целях и его обоих комитетах с 1990 г. и представляет им ежегодные доклады. Помимо того что Комитет АМП по космическому праву ведет постоянный обзор проекта конвенции АМП об урегулировании споров, связанных с космической… Читать ещё >

Международные организации в сфере мирного освоения космоса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • — смысл и содержание основных понятий в международном космическом праве;
  • — источники действующего международного космического права;
  • — актуальные проблемы, тенденции и перспективы развития международного космического права в рамках международных организаций;
  • — правовые механизмы, которые можно использовать для защиты интересов России в отстаивании ее приоритета и позиций в правовом регулировании режима космического пространства;

уметь

  • — анализировать, толковать и правильно применять нормы международных правовых документов;
  • — анализировать и толковать международные документы по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях и по предотвращению гонки вооружений в этом пространстве;
  • — давать квалифицированные юридические заключения по вопросам, связанным с космической деятельностью корпораций и государств;

владеть

  • — навыками работы с системой доступа к материалам сессий Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу, которая обеспечивает мгновенный доступ к информации ООН по правовым вопросам космоса;
  • — навыками работы с между народны ми правовыми актами;
  • — навыками разрешения правовых проблем и коллизий реализации норм материального и процессуального права, принятия необходимых мер по совершенствованию международного космического права.

Ключевые слова: космическое право, освоение космоса, Комитет ООП по использованию космического пространства, МАГАТЭ, МСЭ, Международная астронавтическая академия, Европейский центр по космическому праву, ИНТЕРСПУТНИК, Евтелсат, Арабсат, Интелсат.

Центральное место среди международных организаций, занимающихся международным космическим правом, принадлежит ООН. Она содействует тому, чтобы космическое пространство использовалось в мирных целях, а блага от этой космической деятельности разделяли бы все страны. Такой интерес к мирному освоению космического пространства появился вскоре после запуска в 1957 г. Советским Союзом первого искусственного спутника Земли и возрастал по мере новых достижений в развитии космической техники.

Первое признание того, что в процессе космической деятельности могут возникать международные правоотношения, содержалось в резолюции ГА ООН 1348 (XIII) от 13 декабря 1958 г., в которой отмечались «общая заинтересованность человечества в космическом пространстве» и необходимость обсуждения в рамках ООН характера «правовых проблем, которые могут возникнуть при проведении программ исследования космического пространства». Начиная с этого момента, ГА ООН неизменно уделяет внимание вопросам, связанным с космической деятельностью. Так, все пять международных договоров в области космического права были приняты резолюциями ГА ООН:

  • — Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.;
  • — Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г.;
  • — Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.;
  • — Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г.;
  • — Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.

Кроме указанных международных договоров ГА ООН в разное время были приняты:

  • — Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1963 г.;
  • — Принципы непосредственного телевизионного вещания 1982 г.;
  • — Принципы дистанционного зондирования Земли 1986 г.;

Принципы использования ядерных источников энергии в космическом пространстве 1992 г. и другие документы.

Необходимо отметить, что ГА ООН уделяет особое внимание вопросам обеспечения безопасности в космическом пространстве: она ежегодно принимает резолюции, касающиеся предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве, а также меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности. Например, резолюции ГА ООН 66/27 от 2 декабря 2011 г. «Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве» и 65/68 от 8 декабря 2010 г. «Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности» .

Резолюцией 1472 (XIV) ГА ООП в 1959 г. учредила основной орган ООН, занимающийся координацией и осуществлением международного сотрудничества в области космической деятельности, — Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях (далее — Комитет по космосу)[1]. Указанный Комитет занимается разработкой осуществляемых в рамках ООН программ, способствует распространению информации о космической деятельности и проведению исследований в этой сфере, а также изучению правовых проблем, связанных с исследованием космического пространства.

В состав данного органа входит 74 государства. Комитет по космосу имеет два подкомитета:

  • — Научно-технический. Этот подкомитет является координатором международного сотрудничества в области космических исследований и технологий;
  • — Юридический. Он работает над развитием правовых инструментов, сопутствующих быстрому технологическому развитию в области освоения космического пространства.

Комитет по космосу и оба подкомитета, расположенные в Вене, проводят ежегодные встречи для обсуждения вопросов, поставленных перед ними ГА ООН, докладов, переданных на их рассмотрение, и проблем, поднятых государствами-членами.

Среди важнейших тем, обсуждаемых и разрабатываемых Юридическим подкомитетом в 2013 г., следует выделить такие вопросы, как:

  • — статус и применение пяти вышеназванных международных договоров ООН по космосу;
  • — информация о деятельности ММПО и международных неправительственных организаций, имеющей отношение к космическому праву;
  • — вопросы, касающиеся определения и делимитации космического пространства;
  • — вопросы, касающиеся характера и использования геостационарной орбиты, включая рассмотрение путей и средств обеспечения рационального и справедливого использования геостационарной орбиты без ущерба для роли Международного союза электросвязи (МСЭ);
  • — национальное законодательство, имеющее отношение к исследованию и использованию космического пространства в мирных целях;
  • — обзор и возможный пересмотр Принципов, касающихся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве;
  • — рассмотрение и обзор событий, касающихся Протокола по космическим средствам 2012 г. к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования 2001 г. — создание потенциала в области космического права.

Немаловажную роль в деятельности ООН, связанной с освоением космического пространства, играет Управление ООН по вопросам космического пространства, которое входит в структуру ГА ООН и занимается осуществлением ее политики в области космоса. Данное Управление реализует Программу по применению космической техники и ведет реестр объектов, запускаемых в космическое пространство. Оно также оказывает поддержку развивающимся странам в использовании космических технологий в интересах экономического развития. Помимо этого, данный орган ответственен за выполнение решений ГА ООН и Комитета по космосу. Управление также предоставляет техническую информацию и оказывает поддержку государствам-членам, международным организациям и другим учреждениям ООП.

Вопросами, связанными с демилитаризацией космоса, занимается Конференция по разоружению, учрежденная в 1979 г. как многосторонний форум международного сообщества по разоружению. В рамках этой Конференции с 2008 г. обсуждается проект Договора о предотвращении размещения оружия в космосе (ДПРОК).

Многие специализированные учреждения ООП и МАГАТЭ участвуют в международном сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства и играют определенную роль в кодификации и прогрессивном развитии международного космического права. Ряду специализированных учреждений и МАГАТЭ предоставлен статус постоянных наблюдателей в Комитете по космосу и его подкомитетах. Они принимают участие в работе этих органов по вопросам, затрагивающим их компетенцию.

В число участников космической деятельности в системе ООН входят следующие специализированные учреждения и органы: ЮНЕП; ПРООН; Учебный и научно-исследовательский институт ООН; ФАО; ЮНЕСКО; ИКАО; ВОИС; ВОЗ; МСЭ; ИМО; ВМО; ЮНИДО.

Международный союз электросвязи (МСЭ) является ведущей международной организацией в области электросвязи со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария). С 1947 г. МСЭ — специализированное учреждение OOII. В МСЭ входит 193 государства и более 700 членов по секторам и ассоциациям (научно-промышленные предприятия, государственные и частные операторы связи, радиовещательные компании, региональные и международные организации). МСЭ способствует сотрудничеству государств в области улучшения и рационального использования всех видов связи. С этой целью МСЭ разрабатывает и принимает регламенты и другие документы, регулирующие, в частности, распределение радиочастот для космической связи, регистрирует радиочастоты, координирует деятельность государств в этой области. Согласно документам МСЭ геостационарная орбита является ограниченным природным ресурсом, который следует использовать эффективно и рационально.

Основные цели МСЭ заключаются в обеспечении и расширении международного сотрудничества между всеми членами Союза для усовершенствования и рационального использования электросвязи, а также оказания технической помощи развивающимся странам в области электросвязи.

Полномочная конференция МСЭ, проведенная в 1989 г. в Ницце, произвела разделение ранее действовавшей Конвенции МСЭ (г. Найроби, 1982 г.) на два документа:

Устав — основной документ МСЭ, содержащий наиболее фундаментальные принципы устройства и деятельности МСЭ, и собственно Конвенцию, дополняющую Устав МСЭ и содержащую более подробные сведения о структуре Союза, целях, методах работы и взаимодействии его органов. Кроме Устава МСЭ и Конвенции документами, обязательными для членов МСЭ, являются Регламент международной электросвязи и Регламент радиосвязи, тексты которых разрабатываются на соответствующих административных конференциях МСЭ.

Верховным органом МСЭ является Полномочная конференция, созываемая раз в четыре года. После окончания одной Полномочной конференции и до созыва следующей руководство МСЭ осуществляется созываемым обычно раз в год Советом, действующим от имени предыдущей Полномочной конференции и выполняющим функции, принадлежавшие ранее Административному совету. Повседневная работа Союза осуществляется под руководством Генерального секретаря МСЭ.

Предусматривается, что члены МСЭ и другие участники его деятельности будут решать вопросы на всемирных конференциях радиосвязи, которые могут полностью или частично пересматривать Регламент радиосвязи, и региональных конференциях радиосвязи; ассамблеях радиосвязи, которые заменили пленарные ассамблеи Международного консультативного комитета по радиовещанию (МККР); всемирных конференциях стандартизации электросвязи, которые заменили пленарные ассамблеи Международного консультативного комитета по телеграфии и телефонии (МККТТ); всемирных и региональных конференциях развития электросвязи.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) предпринимает усилия для улучшения использования данных дистанционного зондирования Земли из космоса в интересах сельского хозяйства, использования природных ресурсов, борьбы с последствиями стихийных бедствий. С 1980 г. в рамках ФАО функционирует Центр дистанционного зондирования Земли из космоса, главной задачей которого является содействие применению дистанционного зондирования в области возобновляемых природных ресурсов.

В 2012 г. ФАО объявила о запуске нового регионального проекта, который поможет десяти странам Центральной Африки установить современные национальные системы контроля за лесами в бассейне реки Конго. Управлять проектом будут совместно Комиссия по лесному хозяйству для стран Центральной Африки (COMIFAC) и ФАО в тесном сотрудничестве с Национальным институтом космических исследований Бразилии (INPE). ФАО предоставит техническую поддержку странам в регионе с использованием спутниковых технологий для оценки площади лесов и динамики изменений лесных площадей, а также запасов углерода, содержащихся в лесах. Проект поможет странам подготовить предложения по привлечению средств для создания падежных систем контроля за лесами как часть Инициативы по сокращению выбросов, вызванных обезлесением и деградацией лесов в развивающихся странах. Проект также будет содействовать развитию регионального партнерства и обмену опытом.

В рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО) была разработана Концепция использования навигационных спутников для целей гражданской авиации. ИКАО также изучает вопросы и выносит рекомендации относительно использования в гражданской авиации средств космической связи и радиоопределения.

В 2005 г. Совет ИКАО решил включить новую тему в программу работы Совета под названием «Концепция суборбитальных полетов». В мае 2005 г. на 175-й сессии Совета ИКАО эта Концепция была рассмотрена. Это было вызвано планами некоторых корпораций, предусматривающими создание целого парка суборбитальных летательных аппаратов, в том числе для использования их в коммерческих целях, т. е. для международных суборбитальных перевозок пассажиров.

По инициативе Международной морской организации (ИМО) была создана Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Жизненно важные спутниковые компоненты содержатся в таких системах ИМО, как:

  • — Глобальная система оповещения о бедствиях и обеспечения безопасности на море (ГМДСС);
  • — Система дальней идентификации и слежения (СДИС) за судами и судовая система охранного оповещения (ССОО).

К спутниковым системам, признанным ИМО, также относятся:

  • — Международная спутниковая система поиска и спасания (КОСПАС-САРСАТ);
  • — Глобальная система определения местоположения (GPS);

Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС).

Организация Объединенный Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) содействует использованию средств космической связи в целях образования, повышения культурного уровня, распространения различной информации. Она применяет данные дистанционного зондирования Земли из космоса, в проектах по охране важных исторических и культурных памятников. В 1974 г. ЮНЕСКО приняла Декларацию руководящих принципов по использованию вещания через спутники для свободного распространения информации, развития образования и расширения культурных обменов.

ЮНЕСКО осуществляет деятельность в области космического сотрудничества в рамках Глобальной системы наблюдений за океаном (ГСНО), реализуемой Международной океанографической комиссией (МОК ЮНЕСКО) и Глобальной системы наблюдения за Землей (GEO и GEOOS). Поддержка мероприятий в рамках реализации Конвенции о всемирном наследии происходит с помощью широкой сети партнеров ЮНЕСКО по космической деятельности.

С помощью реализации космических технологий ЮНЕСКО помогает развивающимся странам через свою уникальную сеть космических агентств, исследовательских институтов и частного сектора. Последние работают совместно для защиты, мониторинга, документирования, представления и распространения информации о нашем общем наследии, наших культурных и природных объектах.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) способствует сотрудничеству государств в области космической медицины и применения результатов медико-биологических проектов на борту космических аппаратов в земной медицине.

Существуют три обширных области космической техники, которые находят непосредственное практическое применение и могут принести значительную пользу в здравоохранении: спутниковая связь, глобальные системы позиционирования и космические технологии дистанционного зондирования.

ВОЗ использует данные дистанционного зондирования Земли из космоса, для исследования проблем загрязнения окружающей среды, борьбы с эпидемиями некоторых заболеваний. Программа по применению спутниковой информации в оперативных целях (ЮНОСАТ).

Учебный и научно-исследовательский институт ООН (ЮНИТАР) совместно с ВОЗ занимается составлением карт на основе спутниковых изображений в целях искоренения полиомиелита и быстрого развертывания ресурсов на местах.

Следует также отметить, что Комитет по использованию космического пространства в мирных целях создал Инициативную группу по здравоохранению для принятия последующих мер в контексте одной из целей, касающихся использования космической техники для обеспечения безопасности, развития и благосостояния человека, а именно для сосредоточения усилий на мерах по совершенствованию услуг в области здравоохранения для целей медицины и борьбы с инфекционными болезнями. ВОЗ является членом Инициативной группы по здравоохранению и была ее сопредседателем до 2009 г.

В рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) была разработана Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г., в которой участвует Россия. В 1997 г. ВОИС провела исследование о целесообразности разработки и принятия специальных правил или принципов для защиты авторских изобретений, сделанных или примененных в космосе, однако пришла к выводу, что в этом нет необходимости.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) содействует сотрудничеству государств в использовании космической технологии для предсказания погоды, изучения климата планеты, борьбы со стихийными бедствиями. Также ВМО:

  • — способствует международному сотрудничеству при создании сетей станций для метеорологических, гидрологических и других наблюдений;
  • — содействует быстрому обмену метеорологической информацией, стандартизации метеорологических наблюдений и единообразию публикаций результатов наблюдений и статистических данных;
  • — распространяет применение метеорологии в области авиации, судоходства, управления водными ресурсами, сельскохозяйственной и иной деятельности;
  • — содействует операционной гидрологии и поощряет научные исследования и обучение.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В 1986 г. в рамках МАГАТЭ были разработаны Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации. Россия является участницей этих конвенций. Хотя обе эти конвенции были приняты «в ответ» на Чернобыльскую аварию, т. е. аварию наземной атомной электростанции, они в полной мере применимы к авариям и аварийным ситуациям, связанным с ядерными энергоисточниками на борту космических объектов.

В 1996 г. МАГАТЭ выпустило доклад с рекомендациями о действиях в случае возвращения в атмосферу спутника, оснащенного ядерным источником энергии. В 2007 г. Научно-технический подкомитет Комитета по использованию космического пространства в мирных целях ООН и МАГАТЭ договорились о совместной разработке рамок обеспечения безопасного использования ядерных источников энергии в космическом пространстве. Это партнерство позволило объединить экспертные знания Научно-технического подкомитета в области использования космических ядерных источников энергии и сложившиеся процедуры МАГАТЭ в области разработки норм безопасности, касающихся ядерной безопасности наземных видов применения. В результате был выработан документ под названием " Рамки обеспечения безопасного использования ядерных источников энергии в космическом пространстве", который был принят Научно-техническим подкомитетом на его 46-й сессии в феврале 2009 г. и одобрен Комитетом по использованию космического пространства в мирных целях на его 52-й сессии в июне 2009 г. Комиссия по нормам безопасности МАГАТЭ выразила согласие с Рамками безопасности на своем 25-м совещании в апреле 2009 г., опубликовав его на своем сай ге. После того как было достигнуто это согласие, рамки безопасности были совместно опубликованы Подкомитетом и МАГАТЭ в октябре 2009 г.

Европейское космическое агентство (ЕКА) представляет собой уникальную организацию, осуществляющую деятельность в космической области. ЕКА в его современном виде было создано в 1975 г. как результат объединения Европейского агентства по развитию запусков и Европейской организации космических исследований. Его уникальность состоит в теснейшей связи с ЕС. После вступления в силу Лиссабонского договора 2009 г. ЕКА получило некоторые наднациональные функции. Болес того, ЕКА с каждым годом становится все более активным участником космической отрасли: ежегодно бюджет ЕКА растет примерно на 10%, а доходы увеличиваются ежегодно примерно на 300 тыс. евро.

ЕКА является международной организацией, которой входящими в нее государствами было поручено определять и проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области космических технологий и приложений. В первую очередь эти виды деятельности касаются науки, связи, метеорологии, навигации, ракет-носителей и космических транспортных систем. Для запусков космических аппаратов ЕКА располагает базой в Космическом центре Французской Гвианы, откуда производится запуск создаваемых ЕКА ракет «Ариан» .

Согласно ст. 2 Конвенции о создании ЕКА 1980 г. ЕКА создано для осуществления и продвижения сотрудничества европейских государств исключительно в мирных целях в области исследований космоса, космических технологий и их применения в научных целях и для практического применения систем, во-первых, путем разработки и применения долгосрочной Европейской космической стратегии, а во-вторых — путем согласования и наиболее полной интеграции Европейской космической стратегии и национальных космических программ. И, наконец, путем согласования и применения необходимой промышленной политики, а также посредством выработки соответствующих рекомендаций для государств-членов.

На данный момент ЕКА объединяет 20 европейских государств: 18 государств — членов ЕС (Австрия, Бельгия, Чешская Республика, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Испания, Швеция и Соединенное Королевство и два государства, не входящие в ЕС (Норвегия и Швейцария)). Однако необходимо отметить, что членами ЕКА являются не все члены ЕС, равно как и не все члены ЕКА являются членами ЕС. Этот факт дает возможность обсуждать перспективу вступления России в ЕКА, однако на данный момент России предлагается стать ассоциированным членом. По мнению экспертов, хотя объединение с ЕС может принести финансовую выгоду нашей космической отрасли, итогом кооперации может стать потеря Россией статуса самостоятельной космической державы. Россия не собирается расставаться со своим статусом и пока не принимает предложение об объединении.

Финансирование ЕКА осуществляется за счет обязательных взносов государств-членов, а также на 20% за счет взноса Европейской комиссии. Более того, у каждого государства есть возможность оплачивать дополнительные взносы и при желании участвовать в дополнительных проектах и программах, разрабатываемых в рамках ЕКА.

Таким образом, ЕКА, являясь ММПО, представляет собой уникальную форму сотрудничества государств по исследованию и использованию космического пространства. И это помимо иных функций, которые свойственны многим международным организациям, а именно:

  • — проведение научных и прикладных исследований, осуществление практической деятельности по исследованию и использованию космического пространства;
  • — взаимодействие с иными государствами и международными организациями для разработки и реализации конкретных космических проектов.

ЕКА также осуществляет деятельность по выработке и реализации космических программ государств — членов организации. Безусловно, о полной подмене национальных космических программ стратегиями и программами, разрабатываемыми ЕКА, говорить нельзя. Однако деятельность, осуществляемая в рамках Советов по космосу и Совместной комиссии, говорит о движении ко все большей интеграции национальных космических программ в Единую европейскую космическую стратегию. Согласованность действий ЕКА и ЕС, обеспечиваемая деятельностью Совместной комиссии, позволяет говорить о практической возможности замены множества национальных космических ведомств одной ММПО, которая успешно выполняет поставленные перед ней задачи с неуклонным соблюдением интересов государств-членов.

Сегодня функционирует ряд региональных ММПО по предоставлению услуг спутниковой связи:

— ИНТЕРСПУТНИК (The Intersputnik International Organization of Space Communications);

Евтелсат (Eutelsat, The European Telecommunications Satellite Organization);

  • — Арабсат (Arabsat, Arab Satellite Communications Organization);
  • — Интелсат (Intelsat, The International Telecommunications Satellite Organization).

Например, целью ИНТЕРСПУТНИКА является содействие укреплению и развитию экономических, научнотехнических и культурных отношений посредством осуществления связи, радиои телевизионного вещания через искусственные спутники Земли, а также обеспечение сотрудничества и координации усилий между странами-членами по проектированию, созданию, эксплуатации и развитию международной системы спутниковой связи.

Интерспутник занимается не только международной, но и коммерческой деятельностью. Интерспутник осуществляет эксплуатацию международной системы спутниковой связи и предоставляет телекоммуникационным операторам и корпоративным пользователям частотно-энергетический ресурс на 17 геостационарных спутниках связи. Пользуясь статусом международной межправительственной организации, Интерспутник заявил собственный орбитальночастотный ресурс в 25 позициях на геостационарной орбите, который используется для реализации совместных с заинтересованными партнерами проектов по созданию новых систем спутниковой связи.

Космос — это сфера, которая является предметом правового регулирования. Между тем возникает все больше вопросов, связанных с космической деятельностью и нуждающихся в таком регулировании. Существует ряд международных неправительственных организаций, чья деятельность направлена на дальнейшее развитие космического права. Эти организации создаются не государствами, а научными обществами и учреждениями, как правило, по инициативе крупных ученых. Это является возможностью для ученых и специалистов различных стран собираться для проведения дискуссий, обмена мнениями и информацией по разнообразным проблемам космонавтики. Регулярно проводимые конгрессы международных неправительственных организаций с самого начала имели весьма предварительный характер, а обсуждения рассматриваемых проблем проходили на высоком профессиональном уровне.

Международный институт космического права (МИКП)[2] был основан в 1960 г. как независимая неправительственная организация с целью содействия развитию космического права в партнерстве с различными международными и национальными учреждениями. Членами МИКП являются физические и юридические лица из более 40 стран. Они избираются за вклад в область космического права и другие общественные науки, связанные с использованием космического пространства.

МИКП проводит ежегодные коллоквиумы по актуальным вопросам космического права во время Международного астронавтического конгресса.

В ходе своих ежегодных коллоквиумов МИКП стремится охватить темы, которые представляют подлинный интерес для всех, кто участвует в космической деятельности. МИКП также организует ежегодные круглые столы по научным и правовым вопросам в сотрудничестве с Международной астронавтической академией (МАА).

МИКП имеет также статус постоянного наблюдателя в Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Его представители принимают участие в сессиях Комитета, где ежегодно представляют доклад о деятельности МИКП.

Институт совместно с Европейским центром космического права (ЕЦКП) также проводит ежегодный симпозиум для членов Комитета. За последнее время МИКП организовал конференции по космическому праву в ряде етран, в том числе Китае, Индии, Сингапуре, Таиланде и Соединенных Штатах Америки. С 2006 г. он также проводит ежегодный симпозиум по вопросам космического права им. Эйлин М. Гэллоуэй в Вашингтоне. Труды МИКП ежегодно публикуются Американским институтом аэронавтики и астронавтики. Институт выступает с заявлениями, которые являются вкладом в дискуссию по наиболее животрепещущим вопросам космического права.

С 1990 г. МИКП проводит международный конкурс учебных судебных разбирательств в области космического права им. Манфреда Ляхса. Этот конкурс проводится на основе гипотетического правового спора по космической тематике, материалы к которому готовят члены МИКП и студенческие команды из Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы и Северной Америки. Студенты занимаются подготовкой письменных меморандумов, заключающих позиции истца и ответчика — первый этап конкурса, и затем принимают участие в судебном разбирательстве. Каждый год весной в различных регионах проводятся отборочные туры. Победители региональных отборочных туров выходят в мировой финал, который проводится ежегодно во время коллоквиума МИКП; его судит жюри в составе членов Международного Суда ООН.

Европейский центр по космическому нраву (ЕЦКП)[3] был создан в 1989 г. по инициативе и под эгидой Европейского космического агентства (ЕКА) при поддержке ряда ведущих специалистов в данной области. Центр в своей деятельности руководствуется уставом с поправками, внесенными в октябре 2009 г., в котором определены его задачи, структура и цели. Действующим Председателем ЕЦКП является профессор Римского университета Сапиенза Серджио Маркизио.

Основная задача ЕЦКП состоит в содействии расширению и углублению в Европе и за ее пределами понимания правовой основы космической деятельности. Основными путями достижения этой цели являются обмен информацией между заинтересованными сторонами и совершенствование и поощрение преподавания космического права.

Центр объединяет преимущественно специалистов, юристов, ученых и студентов и способствует контактам между представителями различных дисциплин. Раз в три года созывается его Генеральная ассамблея, в которой могут участвовать все члены Центра. Она избирает Совет ЕЦКП, обеспечивая равное представительство различных заинтересованных специалистов и географических регионов. Вопросами управления и расширения деятельности ЕЦКП занимается Исполнительный секретариат.

Члены Совета ЕЦКП, на который возложена задача руководства Центром, избираются на три года. Члены Совета обладают высочайшей квалификацией и большим опытом в области космического права и обязуются активно содействовать достижению целей ЕЦКП на национальном и международном уровнях.

Членами ЕЦКП могут стать физические или юридические лица из числа государств — членов ЕКА или ассоциированных государств; членство дает право участвовать в голосовании в Генеральной ассамблее и получать публикации ЕЦКП, в частности информационный бюллетень ЕЦКП и труды летних курсов.

ЕЦКП поощряет создание национальных координационных центров, выступающих в качестве связующих звеньев между ЕЦКП и его членами. Такие координационные центры уже созданы в 12 государствах — членах ЕКА.

ЕЦКП организует следующие мероприятия:

  • — летние курсы по космическому праву и космической политике. Студенты из различных стран мира принимают участие в данных курсах, которые предусматривают ряд лекций по космическому праву и космической политике, проводимых правоведами либо практикующими юристами, специализирующимися на космическом праве, а также практическое задание по различной тематике (например, «Применение спутников на благо евросредиземноморского сотрудничества»);
  • — Международный конкурс имитации судебных заседаний по международному космическому праву им. Манфреда Ляхса[4]. Организаторами Европейского раунда конкурса ежегодно выступают ЕЦКП в сотрудничестве с МИКП, а также университет государства, где проводится соответствующий раунд[5];
  • — ежегодный Форум практикующих юристов;
  • — Международный симпозиум по космическому праву и использованию космического пространства.

Более того, помимо конференций и коллоквиумов, ЕЦКП совместно с Международным институтом космического права организует симпозиум (USL-ECSL Symposia) в ходе сессии Юридического подкомитета Комитета по использованию космического пространства в мирных целях.

Международная астронавтическая федерация (МАФ) в 1960 г. в Париже собрала представителей восьми астронавтических и ракетных обществ из Австралии, Аргентины, Великобритании, Дании, ФРГ, Испании, Франции и Швейцарии. Здесь было принято решение учредить международную организацию для рассмотрения проблем, связанных с космическими полетами. В соответствии с ее Уставом, принятым в 1962 г. (именно тогда Федерация оформилась организационно), МАФ является неправительственной космической организацией. В 1961 г. Федерацией был принят новый Устав, которым она и руководствуется в осуществлении своей деятельности.

МАФ поставила перед собой задачи рассмотрения широкого круга конкретных технических проблем (в том числе создания двигателей, конструирования космических аппаратов), а также различных социально-политических и правовых аспектов, связанных с исследованием и использованием космического пространства. Устав поставил перед МАФ большие задачи: способствовать развитию астронавтики в мирных целях, содействовать распространению информации, сотрудничать с национальными и международными организациями, поощрять общественный интерес к «космическим» проблемам, проводить международные астронавтические конгрессы, симпозиумы, коллоквиумы и т. д. Тем самым Федерация явилась уникальной неправительственной организацией, охватывающей широкий и разнообразный круг проблем, связанных с изучением и освоением космоса.

Высшим органом МАФ является Генеральная ассамблея, в состав которой входят имеющие право голоса представители от каждого члена Федерации. В промежутках между заседаниями Ассамблеи деятельностью Федерации занимается Бюро МАФ, избираемое Генеральной ассамблеей, в состав которого с правом голоса входят президент МАФ, пять вице-президентов, а также последний вышедший в отставку президент МАФ. В Бюро, кроме того, без права голоса входят президенты Международной астронавтической академии, Международного института космического права, генеральный юрисконсульт. Следует подчеркнуть, что Уставом МАФ предусматривается, что при избрании должностных лиц Федерации «особое внимание уделяется кандидатам от стран, достигших высокого уровня развития астронавтики», а также принципу справедливого географического представительства.

МАФ имеет консультативный статус при ЮНЕСКО и ЭКОСОС, а также статус наблюдателя в Комитете ООН по космосу.

Международная астронавтическая академия (МАА) была создана в 1960 г. в рамках МАФ в качестве еще одной неправительственной организации в целях содействия развитию астронавтики и международного сотрудничества в этой сфере, осуществления программ, обеспечивающих прогресс авиационно-космической науки, поощрения лиц, имеющих особые заслуги в области астронавтики (ст. I Устава МАА).

МАА создана на принципе индивидуального членства. Право баллотироваться в члены Академии имеют лица, которые проявили себя в одной из областей науки или техники, связанной с астронавтикой, широко известны в ней своими заслугами. В настоящее время в МАА входят 1135 членов и членов-корреспондентов и 6 почетных членов из 60 стран. Уставом (ст. III) предусмотрены две категории членов: члены и члены-корреспонденты. И члены, и члены-корреспонденты носят звание академиков, однако правом голоса обладают только члены Академии. Последние избираются пожизненно, платят членские взносы. Члены МАА обязаны самостоятельно или через учреждения, с которыми они связаны, содействовать осуществлению целей и задач организации.

Деятельность Академии осуществляется в рамках четырех секций: фундаментальных, инженерных, естественных и общественных наук.

МАА является членом МАФ и КОСПАР, с которыми поддерживает тесные связи, организуя проведение различных сессий, симпозиумов, круглых столов и др.

Ассоциация международного права (АМП) была основана в Брюсселе в октябре 1873 г. Согласно ее Уставу в задачи АМП входят исследование, разъяснение и развитие международного публичного и частного права и содействие укреплению понимания и соблюдению международного права. Координирующую роль в работе Ассоциации играют международные комитеты, работающие непрерывно в период между проводимыми раз в два года конференциями.

Комитет АМП по космическому праву был учрежден в Нью-Йорке в 1958 г. Он имеет статус постоянного наблюдателя в Комитете по использованию космического пространства в мирных целях и его обоих комитетах с 1990 г. и представляет им ежегодные доклады. Помимо того что Комитет АМП по космическому праву ведет постоянный обзор проекта конвенции АМП об урегулировании споров, связанных с космической деятельностью, некоторые из его членов, включая председателя и докладчика, взяли на себя новые функции в Постоянной палате третейского суда и входят в состав Международной консультативной группы по разработке диспозитивных норм третейского разбирательства по спорам в связи с космической деятельностью. В результате этой плодотворной деятельности Административный совет Постоянной палаты третейского суда 6 декабря 2011 г. принял Факультативные правила арбитражного урегулирования споров, связанных с космической деятельностью[6].

На 75-й конференции АМП, которая прошла 26−30 августа 2012 г. в Софии (Болгария), ее Комитет по космическому праву предоставил доклад по правовым аспектам приватизации и коммерциализации космической деятельности. Отмечая работу, проделанную Комитетом по данному вопросу, и обобщая результаты, представленные в Берлине (2004), Торонто (2006), Рио-де-Жанейро (2008) и Гааге (2010), в 2012 г. были приняты Софийские руководящие принципы для типового закона о национальном космическом законодательстве, которые было рекомендовано направить на рассмотрение Секретариату ООН, Комитету ООН по мирному использованию космического пространства и сто Юридическому и Научно-техническому подкомитетам, Постоянной палате третейского суда и другими соответствующими правительственными и неправительственными организациями.

Софийские принципы регулируют вопросы лицензирования, наблюдения и контроля за космической деятельностью, защиты окружающей среды, предупреждения образования космического мусора, передачи космических объектов другим операторам, вопросы регистрации, санкций и ответственности за ущерб.

В целом деятельность международных организаций в области исследования и использования космического пространства свидетельствует о том, что научно-технические составляющие космической деятельности все более взаимосвязаны с политико-правовыми компонентами. Это требует аккумулирования обширных информационных потоков знаний о космосе на международном уровне, их структурирования, упорядочения и дальнейшего распространения. Многими государствами и учеными сегодня поддерживается идея учреждения Всемирной космической организации (ВКО) со статусом специализированного учреждения ООН. Учреждение ВКО позволило бы расширить организационную основу международного сотрудничества в космосе, повысив не только его роль в решении вопросов, связанных с космической деятельностью, но и согласованность практики применения международного космического права в XXI в.

  • [1] URL: oosa.unvienna.org/oosa/en/COPUOS/copuos.html
  • [2] URL: iislweb.org/index.html
  • [3] URL: esa.int/SPECIALS/ECSL/SEMPZMGHZTD0.html
  • [4] URL: iislweb.org/lachsmoot/
  • [5] Команда Российского университета дружбы народов принимала участие в данном конкурсе в 2010, 2012 и 2013 гг.
  • [6] URL: http: //pca-cpa.org/showpage.asp?pag_id=l188
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой