Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Отрасли российского права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальное. Россия — государство равных возможностей, но допускающее социально оправданную дифференциацию применительно к отдельным социальным группам. Социальное государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или… Читать ещё >

Отрасли российского права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • • основные критерии и систему конституционного права, его место в национальной правовой системе;
  • • особенности конституционно-правовых норм;
  • • структуру Конституции РФ, каталог и содержание основных нрав и свобод человека и гражданина, систему основ конституционного строя России;

уметь

  • • давать конституционно-правовую оценку социальным явлениям и процессам;
  • • соотносить различные правовые акты по юридической силе, в том числе применительно к федеральному, региональному и муниципальному уровням правового регулирования;
  • • пользоваться обширным систематизированным нормативным материалом применительно к различным уровням публичной власти;

владеть

  • • «языком Конституции» и основными конституционными терминами и понятиями;
  • • навыками преодоления юридических коллизий в профессиональной деятельности, исходя из верховенства Конституции РФ и закона;
  • • навыками защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина в судебном и несудебном порядке.

Конституция и конституционный строй Российской Федерации

В основе правовой системы любого государства лежит конституционное (государственное) право. Системообразующая роль конституционного нрава проявляется в том, что нормы и институты данной отрасли создают фундамент для отраслевого и специального правового регулирования (характеристика отдельных отраслей российского права представлена в следующих главах учебника).

Конституционное право России можно определить как ведущую, системообразующую отрасль российского права, совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы правового статуса личности, общественных объединений и иных институтов гражданского общества, экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Принципиально важным является то, что нормами конституционного права регулируются лишь основы обозначенных отношений, тогда как детальное регулирование различных аспектов правового статуса личности (права, обязанности, гарантии и ответственность гражданина как собственника, землепользователя, наемного работника, пенсионера, потребителя, предпринимателя, государственного служащего, свидетеля, пешехода и т. п.), а также статуса и функционирования различных государственных органов и иных властных институтов осуществляется нормами иных отраслей российского права (гражданского, земельного, трудового, административного, процессуального и др.). При этом существуют отношения, регулируемые нормами только (или главным образом) конституционного права — статус Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, законодательный процесс и др.

Конституционно-правовые нормы содержатся в различных источниках — в федеральных конституционных законах и федеральных законах, в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, ведомственных нормативных правовых актах, в законах и подзаконных актах субъектов РФ, в нормативных актах местного самоуправления, в актах Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, в международных и внутрифедеративных договорах и др.

Однако, определяющее место в системе источников правового регулирования занимает Конституция РФ — основной закон государства, принимаемый и изменяемый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

В предложенном определении заключены квалифицирующие признаки Конституции, ее сущностные юридические свойства:

  • — выполнение функции основного закона государства;
  • — юридическое верховенство в национальной правовой системе (обладание высшей юридической силой);
  • — стабильность (по сравнению с иными правовыми актами Конституция РФ может быть изменена по усложненной процедуре (посредством принятия специальных законов РФ о поправках; 30 декабря 2008 г. впервые в постсоветской истории России приняты два закона РФ о поправках к Конституции РФ, которыми внесены три поправки в конституционный текст: изменены сроки полномочий Президента РФ (шесть лет вместо четырех) и Государственной Думы (пять лет вместо четырех) и установлена обязательная ежегодная отчетность Правительства РФ перед Государственной Думой), а главы 1, 2 и 9 вообще не могут быть изменены в рамках действующей Конституции РФ — для изменения текста данных глав необходимо принятие новой Конституции РФ);
  • — выполнение роли основы всей правовой системы страны (так, гражданское законодательство России построено с учетом конституционных принципов многообразия и равенства форм собственности, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и предпринимательства, поддержки добросовестной конкуренции и др. (ст. 8, 34, 35 и др.); трудовое законодательство построено на основе конституционных положений о свободе труда, праве на отдых, на ежегодный оплачиваемый отпуск, на разрешение трудовых споров и др. (ст. 37); семейное законодательство не может не учитывать положения ст. 38 Конституции РФ о государственной защите семьи, материнства и детства, основных правах и обязанностях родителей и детей и т. д.).

Таким образом, Конституция РФ является основным источником не только конституционного права, но и всех других отраслей российской системы права. При этом конституционные нормы имеют учредительный характер, являются первичными, для Основного закона страны нет каких-либо иных предписаний позитивного права (иногда учредительный характер предписаний выделяется в качестве самостоятельного свойства Конституции).

Структурно Конституция РФ состоит из преамбулы (содержащей декларативные, хотя и достаточно значимые положения) и двух разделов.

Раздел 1 в содержательном плане является основным и включает девять глав.

В гл. 1 «Основы конституционного строя» изложены принципиальные положения относительно основ государственного и общественного устройства современной России. Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит характеристику различных аспектов конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации. В гл. 3 «Федеративное устройство» закреплены основные принципы российского федерализма. Три следующие главы (гл. 4 «Президент РФ», гл. 5 «Федеральное Собрание», гл. 6 «Правительство РФ») закрепляют основы правового статуса соответствующих органов государственной власти федерального уровня. В гл. 7 «Судебная власть» изложены конституционные основы судебной системы и судебной власти Российской Федерации, а в гл. 8 «Местное самоуправление» — конституционные основы осуществления местного самоуправления в России. Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» содержит материальные и процессуальные нормы, определяющие порядок изменения Основного закона.

Нормы глав Конституции РФ справедливо рассматриваются в качестве основы соответствующих институтов и подотраслей, образующих систему конституционного права.

Раздел 2 «Заключительные и переходные положения» — небольшой по объему, значительная часть норм этого раздела уже утратила силу, поскольку истекли переходные сроки для урегулирования соответствующих общественных отношений только на основании положений Конституции РФ.

Действующая Конституция РФ — пятая писаная (кодифицированная) конституция в истории России (ей предшествовали конституции 1918, 1925, 1937 и 1978 гг., при этом все они, кроме первой, были конституциями не суверенной России, а России как составной части другого, не существующего сегодня, государства — Союза Советских Социалистических Республик (СССР), и поэтому принимались на основе конституций СССР, соответственно, 1924, 1936 и 1977 гг.). От всех предыдущих конституций действующая Конституция РФ отличается не только своим содержанием (в ней закреплена либеральная (западная) конституционная модель, преобладающая в современном мире), но и способом принятия — она впервые в истории России принята не представительным органом, а на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.

Конституция создаст основу для формирования конституционного правопорядка, конституционного строя государства.

Основы конституционного строя современной России закреплены в гл. 1 Конституции РФ. Важно иметь в виду, что Основной закон государства закрепляет не конституционный строй, а лишь его основы, т. е. некие основополагающие, исходные положения и принципы, на которых этот строй, этот правопорядок базируется; все грани конституционного строя невозможно закрепить ни в одном правовом акте, в том числе и в конституции.

Глава 1 Конституции РФ отличается от других конституционных глав не только своей повышенной жесткостью (как отмечалось, в нее, равно, как и в главы 2 и 9, невозможно внесение поправок), но и большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (гл. 2 и 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее, их можно объединить в определенные группы: закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти, приоритет прав и свобод человека и гражданина, политические и экономические основы государства и общества (некоторые из основ конституционного строя России будут более подробно рассмотрены в следующих параграфах).

В качестве основ конституционного строя ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ закрепляют характеристики российского государства, в соответствии с которыми Российская Федерация — это государство:

  • — демократическое. Единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России. Власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства. Власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума;
  • — федеративное. Из двух форм территориального устройства — унитарной и федеративной — Россией избрана последняя, которая нс может быть изменена в рамках действующей Конституции РФ;
  • — правовое. Российская Федерация признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов; закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции РФ и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом. Российская Федерация устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («но горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти);
  • — с республиканской формой правления. Государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов). Глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству. Переход к другой — монархической — форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону. Монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ;
  • — социальное. Россия — государство равных возможностей, но допускающее социально оправданную дифференциацию применительно к отдельным социальным группам. Социальное государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение необходимых социальных благ. В то же время, социальная государственность допускает (и даже предполагает) отступления от принципа формального равенства в целях государственной поддержки определенных категорий граждан — инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и др.;
  • — светское. Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества, Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Все указанные конституционные характеристики российского государства тесно связаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя.

С рассмотренными характеристиками российского государства непосредственно связаны и конституционные принципы организации и функционирования (осуществления) публичной власти:

  • — единство и разделение власти. Все органы государственной власти любого уровня представляют собой звенья единого властного механизма, функционирующего в целях обеспечения высшей конституционной ценности — реализации и защиты прав и свобод человека (ст. 2 Конституции РФ). Однако в целях повышения эффективности функционирования единая государственная власть в Российской Федерации разделена на три относительно самостоятельных, но взаимосвязанных и взаимодействующих ветви — законодательную, исполнительную и судебную — ст. 10 Конституции РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть на федеральном уровне осуществляют Президент РФ, двухпалатный парламент — Федеральное Собрание РФ (состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство РФ и суды РФ. В связи с закреплением в ст. 10 Конституции РФ лишь трех традиционных ветвей государственной власти возникает некоторая неопределенность в определении места Президента РФ в конституционной системе власти (нередко его не относят ни к одной из ветвей власти), однако детальный сравнительный анализ полномочий главы государства (гл. 4 Конституции РФ), зарубежный (отчасти и предыдущий российский) опыт позволяют утверждать, что есть основания для отнесения Президента РФ, наряду с Правительством РФ, к исполнительной ветви власти;
  • — источник власти. В его качестве на всех уровнях властвования определен многонациональный российский народ, проживающий на соответствующей территории — ч. 1 ст. 3 Конституции РФ;
  • — формы осуществления власти. Непосредственные, не предполагающие каких-либо «посредников» между гражданами и принимаемыми решениями (высшими формами прямого народовластия являются референдум и свободные выборы; иными формами — отзыв депутата или выборного должностного лица, собрания, конференции и сходы граждан, публичные слушания и т. п.), и опосредованные, связанные с осуществлением народом своей власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления — ч. 2 и 3 ст. 3 Конституции РФ;
  • — признание местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня публичной власти (ст. 12 Конституции РФ) и др.

К экономическим основам конституционного строя можно отнести закрепленные в ст. 8, 9 Конституции РФ принципы рыночной экономики:

  • — единство экономического пространства;
  • — свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • — свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции;
  • — многообразие и равенство форм собственности (частной, государственной, муниципальной и иных).

В качестве политических основ конституционного строя ст. 13 Конституции РФ закрепляет:

  • — идеологическое многообразие;
  • — политический плюрализм;
  • — многопартийность.

В России никакая идеология нс может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политическое многообразие проявляется в наличии разнообразных направлений практической политической деятельности.

Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениям, преследующим те или иные политические цели.

Статус различных видов общественных объединений (общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов, религиозных организаций и др.) закреплен в Федеральном законе от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а статус политических партий — в Федеральном законе от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях». Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений перед законом.

Часть 5 ст. 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма — в России установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя; нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности государства; создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Глава 1 Конституции РФ — небольшая, но объему, однако ее основополагающие, принципиальные положения конкретизируются и развиваются в других конституционных нормах, а также в иных правовых актах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой