Стратегия обеспечения качества производства товаров / оказания услуг
Международных стандартов ИСО СМК серии 9000, которые описывают основные элементы системы качества. Состав этих элементов различается в зависимости от сферы деятельности предприятий. Так, для предприятий сферы услуг рекомендованы нормы стандарта ИСО 9004; для предприятий, осуществляющих полный цикл выпуска продукции, — ИСО 9001; для предприятий, изготавливающих продукцию по технической… Читать ещё >
Стратегия обеспечения качества производства товаров / оказания услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В данном разделе производственного плана должны быть кратко отражены усилия бизнеса по обеспечению качества продукции (политика предприятия в области качества).
В соответствии с международным стандартом ИСО 8402 качество — это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Обеспечение качества выпускаемой продукции является одной из важных функций организации производства, поскольку оно в значительной степени связано с конкурентоспособностью предприятия на рынке аналогичных товаров/услуг. Реализация этой функции осуществляется посредством формирования системы обеспечения качества продукции, представляющей собой комплекс организационных и технологических мероприятий. Они имеют своей целью создание необходимых условий для выпуска продукции должного качества на основе взаимодействия людей, машин и информации.
Процесс обеспечения качества состоит из укрупненных этапов, приведенных на рис. 11.5.
Рис. 11.5. Этапы процесса обеспечения качества При этом следует понимать, что требуемый уровень качества продукции возникает в ходе выполнения производственных операций в строгом соответствии с технологией производства и стандартами на выполнение бизнес-процессов и не является результатом контроля. Контроль в данном случае обеспечивает соответствие условий производства и выполнение операционных процессов требованию стандартов. Его задача — выявить отклонения от заданных стандартов и установить причины этих отклонений с целью их оперативного устранения.
Система менеджмента качества строится в соответствии с требованиями:
- • международных стандартов ИСО СМК серии 9000, которые описывают основные элементы системы качества. Состав этих элементов различается в зависимости от сферы деятельности предприятий. Так, для предприятий сферы услуг рекомендованы нормы стандарта ИСО 9004; для предприятий, осуществляющих полный цикл выпуска продукции, — ИСО 9001; для предприятий, изготавливающих продукцию по технической документации других предприятий, — ИСО 9003;
- • общефирменных систем управления качеством (Total quality management — всеобщее управление качеством) на базе стандартов ИСО 9000. Базируется на принципе «улучшению нет предела»;
- • международных и национальных стандартов и сертификатов качества (ASTM, DNV, СТО, САРА и др.);
- • специальных отраслевых стандартов, где высоки требования к качеству, безопасности и экологичности (например, стандарт QS-9000 для автомобильной промышленности; стандарт IPC ассоциации по разработке электронных коммуникаций и др.).
Таким образом, итогом работ по разделу бизнес-плана «Стратегия обеспечения качества производства товаров/услуг» должны стать:
- • планирование качества — определение стандартов качества, которые имеют отношение к проекту, и понимание того, как их удовлетворить;
- • создание процессов обеспечения качества: применение запланированных систематических мероприятий и процессов по обеспечению качества, необходимых для удовлетворения потребностей;
- • создание процесса контроля качества: мониторинга определенных результатов проекта для определения их соответствия стандартам качества и определения путей устранения причин, вызывающих неудовлетворительное исполнение.
Обеспечение качества продукции требует соответствующих затрат. В теории менеджмента качества существуют два основных подхода к расходам на обеспечение качества: подход А. Фейгенбаума и подход школы Ф. Кросби (табл. 11.9).
Таблица 11.9
Классификация затрат на качество1
Подход Фейгенбаума. | Подход Кросби. |
Арманд В. Фейгенбаум (1922—2014) — американский эксперт в области контроля качества и бизнесмен. Он ввел в употребление концепцию тотального контроля качества (Total quality control), позже ставшую известной, как концепция тотального управления качеством (Total quality management, или TQM). | Филипп Б. Кросби (1926—2001) — американский эксперт в области качества, управленец. |
1 Сост. по: Аристов О. В. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 2006.
Подход Фейгенбаума. | Подход Кросби. |
не достигнут. |
с первого раза: • потери на внутренние дефекты (переделки и ремонт, повторная проверка и испытание, снижение сорта, отходы); • потери на внешние дефекты (переделки и ремонт, гарантийные обязательства, юридические споры и выплаты компенсаций). |
Сумма всех этих затрат дает общие затраты на качество. |
К способам повышения качества продукции можно отнести:
- • контроль и мониторинг процессов производства (выборка при контроле должна быть репрезентативной);
- • применение стандартов на комплектующие, сырье и материалы, а также при изготовлении продукции;
- • использование карт контроля технологических процессов;
- • повышение технологичности продукции;
- • специальные программы качества;
- • приемные испытания продукции;
- • повышение квалификации работников;
- • внедрение прогрессивных форм борьбы за качество.