Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие учащихся старших классов в процессе профессионального самоопределения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Другим важнейшим фактором готовности к профессиональному самоопределению, как отмечает И. В. Дубровина, является готовность старшеклассника к вступлению в новую жизнь, наличие способностей и потребностей, которые позволяют выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни. Это, во-первых, потребность в общении и владение способами его… Читать ещё >

Развитие учащихся старших классов в процессе профессионального самоопределения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стремление к развитию собственной личности в юношеский период тесно взаимосвязано с потребностью стать членом общества и достичь с его стороны признания, а также с мотивацией достижения.

Самосознание в этом возрасте приобретает качественноспецифический характер. Оно связано с необходимостью оценить качества своей личности с учетом конкретных жизненных устремлений. На основе самосознания развивается потребность в самовоспитании, направленном уже не только на преодоление тех или иных недостатков и развитие отдельных положительных качеств, но и на формирование личности в целом в соответствии с личными идеалами. Развитие самосознания, по мнению И. С. Кона, есть центральный психологический процесс юношеского возраста, который побуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с определенными принципами и образом своего «Я». Чем старше и взрослее юноша, тем больше его воспитание превращается в самовоспитание.

1. Считается, что ведущей деятельностью в юношеском возрасте является профессиональное самоопределение. В связи с решением задач данной деятельности, происходит бурное развитие личности, проявлением которого являются формирующееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания, открытие «Я», переживаемое в форме чувства своей индивидуальной целостности и неповторимости[1].

Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, И. С. Кон, Л. И. Божович отмечают важную роль юношеского возраста в развитии самосознания. Можно утверждать, что в юношеском возрасте у человека формируется: 1) самосознание — целостное представление о себе, самооценка своих умственных, моральных, волевых качеств, внешности, эмоциональное отношение к самому себе, осознание своих достоинств и недостатков; 2) собственное мировоззрение как целостная система взглядов, убеждений; 3) критическое переосмысление всего окружающего, самоутверждение собственной самостоятельности. Юность определяет всю дальнейшую жизнь человека, так как именно в этом возрасте человек выбирает профессию и свое место в жизни.

Становление самопонимания, равно как и устойчивого образа своей личности, является важным психологическим процессом периода юности. Выделяют несколько направлений в становлении самопонимания: 1) появление способности осмысления необратимости времени, понимание конечности своего существования, осмысление своих жизненных целей, устремлений, сущности и смысла своего бытия, самой личности; 2) проявление чувства собственной особенности, отличности от окружающих, что является следствием открытия и постижения юношей своего внутреннего мира, анализа своих эмоциональных переживаний не обусловленных внешними событиями; 3) формирование целостного и ценностного представления знаний о самом себе, отношений к себе, причем роль самопонимания здесь не только в анализе и характеристике свой внешности, но и в осмыслении знаний о себе в зависимости от конкретного случая, связанного с анализом собственных интеллектуальных и моральнопсихологических качеств.

Процесс развития и становления у человек самопонимания происходит постепенно на протяжении его жизненного пути под воздействием разнообразных и многочисленных влияний социального характера. В процессе социализации у юношей и девушек происходит формирование опыта понимания собственных возможностей, необходимых для достижения определенных целей. В юношеском возрасте самопонимание человека приобретает специфический характер — в соответствии с ведущей деятельностью данного возрастного периода, социализация в котором носит профессиональный характер, самопонимание также становится профессиональным.

Исходя из анализа литературы, профессиональное самоопределение является многомерным и многоступенчатым процессом, который может рассматриваться под разными углами зрения:

  • 1) как серия задач, которые ставит общество перед личностью, — социологический подход;
  • 2) как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе, — социально-психологический подход;
  • 3) как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого являются профессиональная деятельность, — дифференциально-психологический подход.

С позиций последнего подхода профессиональное самоопределение личности трактуется как «Я-концепция» индивида, отражающая его понимание, переживания и намерения, предметные действия в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях, следовательно, профессиональное самоопределение предполагает формирование субъекта конкретного вида труда.

Таким образом, профессиональное самоопределение не только акт выбора. Оно имеет динамический и осознанный характер и осуществляется на этапах жизни человека.

В профессиональном самоопределении должны оптимально сочетаться личные интересы учащегося и общественные интересы, поскольку каждая профессия играет определенную роль в развитии народного хозяйства. Следовательно, изучение склонностей и интересов должно быть включено в систему компонентов процесса профессионального самоопределения.

Ход профессионального самоопределения направляется разными аспектами самосознания личности. Адекватные знания о себе, своих возможностях, интересах, ценностных ориентациях, позволяют выбирать наиболее подходящие сферы деятельности. Поэтому самосознание также введено в спектр составляющих процесса профессионального самоопределения.

Остановимся подробнее на рассмотрении каждой из составляющих профессионального самоопределения.

Несмотря на некоторые различия в оценке тех или иных мотивов профессиональной деятельности, все исследователи, занимавшиеся этой проблемой, считают ее наиболее важной для успешного становления личности в профессии.

Самосознание. Развитие самосознания является важнейшей составляющей, как становления личности в целом, так и ее профессионального становления. Традиционно в самосознании выделяют три структурных компонента: когнитивный (самопознание); аффективный (эмоциональноценностное отношение личности к себе); поведенческий (использование результатов самопознания для регуляции поведения).

Выбор профессии — довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс: от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека па имеющиеся у него социальные ценности. Ряд людей выбирают профессию из-за интереса к ней, и нередко этот интерес имеет романтический характер, навеянный литературой, увиденным фильмом, телепередачей. Следует принимать во внимание, насколько выбираемая деятельность соответствует интересам человека, насколько она мотивирована и осознана оптантом.

Таким образом, готовность к профессиональному самоопределению имеет динамический и осознанный характер, а составляющими этого процесса являются профессиональная мотивация, самосознание и система ценностных ориентаций.

Как правило, проблемы профессионального самоопределения изучаются на выборках старшеклассников, стоящих на пороге определения своего профессионального будущего.

Это связано с тем, что потребность в самоопределении является центральным компонентом социальной ситуации развития старшеклассников.

В отечественной психологии большое место в самоопределении молодого человека отводится активности самой личности. Как отмечает А. Е. Голомшток, одной из важнейших признается «работа по воспитанию у учащихся стремления к самопознанию, активизации их внутренней позиции в выборе профессии»[2]. В связи с этим в процессе профессионального самоопределения выделяется задача формировать профессиональную направленность как обусловленную отношением человека к профессиональной деятельности установку личности на развитие качеств, необходимых для успешного по избранной профессии. По существу, как отмечает Л. Л. Кондратьев, выбор профессии свидетельствует о социальной и нравственной зрелости личности. В выборе профессии выступают в своем оптимальном сочетании личные интересы выпускника и общественные интересы, поскольку каждая профессия играет определенную роль в развитии науки, культуры и т. д. Правильный выбор свидетельствует о развитии положительных черт личности учащегося, об известной сформированности его склонностей, о понимании им своих индивидуальных особенностей, и знании мира профессий. Выбор в конечном счете демонстрирует, насколько успешно взаимодействовали три главных участника воспитательного процесса, насколько справились со своей задачей семья, общественная среда, школа.

Выбирая профессию, школьник ориентируется на три ряда факторов:

  • 1) на личные интересы. Не обязательно, что это непременно узко индивидуалистические интересы;
  • 2) ряд факторов связан с пониманием того, «где я нужен», пониманием места выбираемой профессии в структуре общества, необходимости в кадрах;
  • 3) ряд факторов связан со знаниями о своих способностях, возможностях, индивидуально-психологических особенностях, что во многом определяется культурой психологических знаний.

Выбор профессии рассматривается с позиций построения, проектирования жизненной перспективы учащимися старшего школьного возраста, для которых устремленность в будущее становится одной из главных личностных характеристик (Л. И. Божович, ?. Р. Гинзбург, ?. Н. Толстых). Для того чтобы выбор профессии был не только мотивированным, но обеспечивал бы успешное формирование профессиональной пригодности, необходимо осуществлять эффективное психолого-педагогическое руководство этим процессом. На выбор профессии влияет множество факторов: социальные условия жизни, условия семейного воспитания и особенности обучения в школе, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, актуальные потребности общества в кадрах, общественная значимость профессии и многое другое.

Проблемой возрастных особенностей учащихся 11-х классов занимались и занимаются многие психологи (И. В. Дубровина, Д. И. Фельдштейн, Л. М. Митина и др.). Поэтому мы не будем подробно останавливаться на характеристике данного возраста, отметим лишь те особенности личности старшеклассника, которые имеют принципиальное значение для понимания специфики процесса их профессионального самоопределения. Наиболее важными характеристиками старшего школьного возраста является устремленность в будущее, личностное самоопределение, развитый уровень самосознания.

Эти характеристики главным образом и определяют специфику мотивационно-потребностной сферы старшеклассника, направленность его интересов, особенности саморегуляции. Специалисты, занимающиеся данным возрастом, отмечают, что проблема профессионального самоопределения у старшеклассников начинает занимать одно из важных мест в жизни, изменяется характер познавательной активности и формирования склонностей у старшеклассника. В старшем школьном возрасте наблюдается большая дифференциация типов направленности на ту или иную деятельность. Н. С. Лейтес отмечает, что в старших массах у многих учеников значительно отчетливее, чем на предыдущих годах обучения, обнаруживается тяготение к отдельным предметам: к математике или естественно-научным дисциплинам — в одних случаях, к гуманитарным — в других[3]. По данным Д. И. Фельдштейна, с возрастом старшеклассники пытаются реально оценивать себя, свои склонности и стремятся обсуждать разные варианты своего будущего.

Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет, прежде всего, потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Также в этом возрасте формируется мировоззрение, обобщенная форма самосознания, работа которого проявляется в стремлении юноши подойти к себе с позиции декламируемых и фактически господствующих в обществе ценностей.

Другим важнейшим фактором готовности к профессиональному самоопределению, как отмечает И. В. Дубровина, является готовность старшеклассника к вступлению в новую жизнь, наличие способностей и потребностей, которые позволяют выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни. Это, во-первых, потребность в общении и владение способами его построения, во-вторых, теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического сознания, что выступает в виде сложившихся основ научного и гражданского мировоззрения, а также развитой рефлексии, с помощью которой обеспечивается осознанное и критическое отношение к себе, в-третьих, потребность в труде и способность трудиться, владение трудовыми навыками, позволяющими включиться в производственную деятельность, осуществляя ее на творческих началах.

Как отмечает Н. С. Пряжников, становление профессиональных интересов приобретает форму включенности в общую структуру индивидных и личностных особенностей, затем усиливается интеграция профессиональных интересов. Одним из основных мотивов учения старшеклассников является подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение[4].

Большинство исследователей отмечают, что не происходит автоматического формирования готовности к профессиональному самоопределению. С точки зрения общей успешности профессионального самоопределения у выпускников большое значение имеют не только содержательные характеристики этого процесса (что выбирает старшеклассник), но и его динамическая сторона (как выбирает). Обоснованность, реалистичность и конструктивность личной, профессиональной перспективы не в последнюю очередь зависят от того, чем руководствуется планирующий свое профессиональное будущее молодой человек — рациональными планами, соображениями или смутными эмоциональными предпочтениями, собственными представлениями или мнениями окружающих, насколько он уверен в воплощении индивидуальных профессиональных проектов в жизнь и т. п.

Итак, учащиеся 11-х классов находятся на качественно новом этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению. На этой стадии, как правило, происходит более основательное понимание места профессии в социально-экономической структуре общества, ее существенных сторон. Жизненный опыт, интерес к самопознанию способствуют лучшему пониманию своих возможностей, своего ресурса. Появляется не только интерес к ознакомлению с содержанием и условиями труда, но и более серьезная ориентация на свои способности, склонности, попытка соотнести свои психологические особенности с требованиями профессии. С этих позиций старшеклассник начинает оценивать школьные дисциплины, внешкольные занятия, стремясь отдать больше сил и времени тем, которые соотносимы с будущей профессией.

Формирование готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников определяется следующими критериями.

Когнитивный: степень представления учащихся об индивидуальных психофизиологических качествах; степень ознакомления с содержанием избираемой профессиональной деятельности; степень информированности учащегося об общих профессионально важных качествах и специальных в данной профессиональной сфере.

Мотивационно-потребностный: характер мотивации и активности учащихся; осознание личной и общественной значимости будущей профессии; присутствие интереса к профессии в системе ценностных ориентаций; потребность сделать определенную деятельность профессиональной, реализовать способности в деятельности.

Деятельностно-практический: способность соотношения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований данной профессии; владение основными приемами работы.

В связи с тем, что профессиональное самоопределение является сложным по своей структуре и на него оказывает влияние комплекс факторов, для формирования его необходимо использовать не только специальные средства системы профессиональной ориентации, но и другие, из смежных областей знаний. В этом аспекте перспективным являются профили дифференцированного обучения в специализированных старших классах[5].

Таким образом, предполагается, что высокий уровень профессионального самоопределения обусловливает более высокий уровень учебной мотивации.

  • [1] Ермолаева М. В. Психология развития: методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.
  • [2] Голомшток А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М., 1979. С. 30.
  • [3] Лейтес Н. С. Возрастные особенности развития склонностей / Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. С. 107.
  • [4] Пряжпиков II. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учеб.-методич. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
  • [5] Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение. М., 2002.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой