Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие, источники и субъекты международного космического права и национального космического права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Масштабы космической деятельности, ее высокая стоимость, известный риск при использовании ракет-носителей в качестве средств запуска космических объектов повышают роль и значение государства в организации осуществления деятельности по запуску космических объектов и их прикладному использованию. Отсюда специфической особенностью международного космического нрава является то, что контроль… Читать ещё >

Понятие, источники и субъекты международного космического права и национального космического права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие и особенности международного космического права

Международное космическое право — это совокупность специальных норм современного общего международного права, регулирующих отношения государств между собой, с международными межправительственными организациями, взаимоотношения таких организаций в связи с осуществлением ими космической деятельности, а также устанавливающих международно-правовой режим такой деятельности в пределах космического пространства, Луны и других небесных тел. Таким образом, международное космическое право определяется в зависимости как от характера деятельности государств (космическая деятельность), так и от места деятельности (космическое пространство, Луна и другие небесные тела).

В официальной документации и специальной литературе под космической деятельностью понимаются исследование космического пространства и небесных тел и их использование в практических целях, осуществляемые с помощью космической техники. Такого рода деятельность не ограничивается сферой космического пространства. Она может распространяться и на Землю, однако должна быть органически связана либо с запуском космического объекта и его эксплуатацией, либо с возвращением на Землю этого объекта.

В качестве примера подобного рода международно-правовой регламентации можно сослаться на нормы международного космического права относительно международной ответственности государств за ущерб, причиненный космическими объектами, спасания космонавтов, возвращения космонавтов и возвращения объектов, запущенных в космическое пространство, регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, а также на резолюции Гснсральной Ассамблеи ООН об использовании спутников для международного непосредственного телевизионного вещания, дистанционного зондирования Земли из космоса, использовании ядерных источников энергии в космосе, а также о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех стран с особым учетом потребностей развивающихся стран.

В ряде случаев международно-правовая регламентация космической деятельности предопределена тем, что она предназначена для космического пространства, т. е. зависит от места деятельности. Примером такой пространственной регламентации являются нормы международного космического права, запрещающие испытания ядерного оружия в космическом пространстве, размещение в нем объектов с ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения, запрет национального присвоения космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. К этой категории относятся также нормы, определяющие порядок деятельности на Луне и других небесных телах.

Таким образом, международное космическое право как отрасль современного общего международного права отличается от других отраслей международного права рядом специфических особенностей. Прежде всего оно отличается от других отраслей международного права по предмету регулирования, под которым имеются в виду международные отношения субъектов международного права, возникающие в ходе осуществления космической деятельности, включая деятельность на Луне и других небесных телах.

Возникновение новой отрасли международного права связано не только с повой сферой деятельности, по и с применением новейшей космической технологии, обеспечивающей осуществление исследовательских целей в космическом пространстве и ее использование в сугубо земных прикладных целях (спутниковая связь, метеорология, дистанционное зондирование Земли, навигационное обслуживание).

Нормы международного космического права регулируют взаимоотношения субъектов международного права, возникающие в связи с их деятельностью в новой для человека естественной среде, резко отличающейся от деятельности на Земле.

Масштабы космической деятельности, ее высокая стоимость, известный риск при использовании ракет-носителей в качестве средств запуска космических объектов повышают роль и значение государства в организации осуществления деятельности по запуску космических объектов и их прикладному использованию. Отсюда специфической особенностью международного космического нрава является то, что контроль и ответственность государства за деятельность физических и юридических лиц в регулируемой им сфере поднята на уровень межгосударственных отношений. Государство выдает лицензии частным компаниям на космическую деятельность, осуществляет постоянный контроль за их деятельностью и несет международную ответственность за всю национальную деятельность в космическом пространстве.

Государство несет также международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами, принадлежащими частным компаниям. Как известно, по общему международному праву государства несут ответственность только за деятельность своих органов и нс несут международной ответственности за деятельность своих юридических и физических лиц. В данном вопросе нормы международного космического права не противоречат нормам общего международного права, а лишь учитывают предмет своего регулирования.

Хотя космическая деятельность государств осуществляется в специфической пространственной сфере и имеет присущие только ей особенности, тем не менее она является одним из видов деятельности государств и на нее распространяется сфера действия норм общего международного нрава. Более того, некоторые нормы международного космического права приобретают характер международно-правового обычая.

Международное космическое право как новая отрасль общего международного права сложилось в 60-х гг. XX в. в связи с освоением космоса, начало которому было положено запуском в СССР 4 октября 1957 г. первого в мире искусственного спутника Земли. В то время только Советский Союз и США обладали техническими возможностями запуска спутников. Не случайно поэтому позиция этих двух стран сыграла решающую роль при разработке и принятии в рамках ООН основных соглашений по космосу.

Опыт Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах (далее — Соглашение о Луне) 1979 г., к которому на начало 2014 г. присоединились всего 15 государств (из них только Франция играет активную роль в освоении космоса), свидетельствует о том, что без участия непосредственно заинтересованных государств даже юридически вступившее в силу международное соглашение теряет практическое значение в реальной жизни.

Важной особенностью международного космическою права является то, что ряд закрепленных в международных соглашениях обязательств государств опережает их практическую деятельность. Так, в Соглашении о Луне 1979 г. установлен международный режим эксплуатации природных ресурсов Луны и других небесных тел, а также говорится о праве государств создавать на них обитаемые станции. Однако реальные темпы развития космической отрасли говорят о том, что реальные шаги в этом направлении могут быть предприняты лишь в отдаленной перспективе.

Другим примером упреждающей регламентации является норма международного космического права об оказании космонавтами одного государства возможной помощи космонавтам других государств при осуществлении деятельности в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах. Эта норма была сформулирована в 1967 г., когда вслед за космическим полетом нашего летчика Юрия Гагарина 12 апреля 1961 г. в космос стали совершать полеты другие космонавты и астронавты. Однако до сих пор вопрос о создании «космической службы скорой помощи» не вышел за рамки обсуждения различных проектов.

Специфическая особенность международного космического права состоит и в том, что процесс его формирования опережал национальную регламентацию космической деятельности. Это наложило определенный отпечаток как на процесс формирования международного космического права, так и на характер соответствующих норм внутригосударственного права.

Международное космическое право как составная часть общего международного права тесно связано с внутригосударственным правом каждой страны, особенно с такими институтами этого права, которые направлены на охрану государственного суверенитета, а также с законодательными актами, регламентирующими космические полеты, правовое положение космодромов, космических кораблей и их экипажей, космического страхования и охраны интеллектуальной собственности. Внутреннее законодательство каждой страны, в той или иной степени затрагивающее вопросы исследования и использования космического пространства, должно содействовать укреплению международного космического правопорядка.

В теоретическом плане ряд юристов говорят о космическом праве в широком смысле, включающем нормы внутригосударственного права. На практике, однако, проводится четкое различие между внутригосударственной и международной регламентацией космической деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой