Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Право быть забытым

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Федеральный закон «О персональных данных» в ст. 5 установил, что при обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных. Хранение… Читать ещё >

Право быть забытым (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стремительное развитие информационно-телекоммуникационных сетей, в частности сети Интернет, стало причиной значительных изменений в сфере распространения информации, которая благодаря социальным сетям, блогам и поисковым системам стала не только доступной любому пользователю в любой точке мира, но также и практически не поддающейся контролю. Это привело к тому, что личная информация, попав в Интернет, остается там навсегда.

Согласно Рольфу Веберу, право на забвение (right to be forgotten) «отражает требование индивида об удалении каких-либо данных для того, чтобы они стали недоступны для третьих лиц»[1]. Иными словами, данное право позволяет индивидам удалять видео, фотографии или любую другую информацию о себе, чтобы она стала таким образом недоступной для поисковых систем. В этом смысле необходимо отличать «право на забвение» от «права забывать» (right to forget) — второе относится к запрету на упоминание исторического события из-за срока давности произошедшего, что делает его неактуальным для общества. Право на забвение отделено также и от права на неприкосновенность частной жизни, так как подразумевает удаление информации уже публичной, но нежелательной для дальнейшего доступа со стороны третьих лиц[2].

В самом современном понимании права на забвение речь идет прежде всего об удалении ссылок в поисковых системах на материалы, содержащие персональные данные или нежелательную информацию, но не самих материалов[3].

Таким образом право быть забытым или право на забвение сегодня рассматривается как право человека, позволяющее ему потребовать при определенных условиях удаление своих персональных данных из общего доступа через поисковые системы, т. е. ссылок на те данные, которые, по его мнению, могут нанести ему вред. Это касается устаревших, неуместных, неполных, неточных или избыточных данных или информации, законные основания для хранения которой исчезли с течением времени.

В Европе предпосылки права на забвение существуют в законодательстве Франции, в котором признается le droit a l? oubli — право, позволяющее осужденному, отбывшему срок наказания и реабилитированному, возражать против публикации фактов о его судебном прошлом. Подобный принцип действует и в Великобритании: по прошествии некоторого времени многие судебные приговоры считаются «исчерпанными». Как в Европе, так и в США, в судебных отчетах не упоминаются имена несовершеннолетних, так как ошибки, совершенные в юности, не должны негативно влиять на взрослую жизнь[4].

В 1995 г. в Европе была принята Директива 95/46ЕС о защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободном движении таких данных, ст. 12 которой гарантирует частным лицам конфиденциальность личной информации и ее защиту от третьих лиц в сети Интернет.

В 2012 г. Еврокомиссия представила проект нового акта о защите персональных данных (General Data Protection Regulation), который призван заменить и усовершенствовать Директиву 95/46ЕС. По словам комиссара Евросоюза по вопросам юстиции Вивиан Рединг, право на забвение стало способом «дать людям контроль над своими данными», прежде всего над теми, что предоставлены самими индивидами, а не над упоминаниями в СМИ или где-либо еще[5]. Целью нового законопроекта является обновление и усиление законодательной базы в сфере защиты онлайн-конфиденциальности (с учетом тенденций глобализации, появления социальных сетей и «облачных» технологий) и поддержание европейской электронной экономики. В частности, ст. 17 нового законопроекта объясняет понятие «право на забвение и уничтожение» (right to be forgotten and to erasure). По этой статье индивиду предоставляется право требовать удаления своих персональных данных и отказа от их дальнейшего распространения, особенно тех данных, которые были опубликованы, пока он был несовершеннолетним, или которые более не соответствуют цели их публикации. Операторы данных по требованию владельца данных должны предпринять соответствующие обоснованные шаги по удалению запрашиваемых ссылок[6].

В марте 2014 г. новая версия законопроекта была одобрена Европейским парламентом. Право на забвение было заменено более ограниченными правом на уничтожение данных. Индивид вправе потребовать от оператора данных (физического или юридического лица, самостоятельно определяющего цели и средства обработки данных) удаления своих персональных данных, включая любые ссылки и копии, распространяемые третьими лицами. Помимо условий для удаления данных и запрета на их дальнейшее распространение, законопроект предусматривает также условия, при которых дальнейшее сохранение данных обусловлено исторической, статистической, научно-исследовательской необходимостью, общественным интересом[7].

Как видим, речь идет об удалении ссылок в поисковых системах на материалы, содержащие нежелательную для заявителя информацию, но не самих материалов. Право на забвение — не абсолютное: хранение данных должно быть разрешено, если это необходимо для исторических, статистических и научно-исследовательских целей, в целях общественного интереса в области здравоохранения, для осуществления права на свободу выражения мнений, когда это требуется по закону или если есть причина, чтобы ограничить обработку данных, а не стирать их. С осторожностью подходя к вопросу нахождения баланса между частными и общественными интересами, Европейский Суд предлагает обосновывать решения на характере рассматриваемой информации, ее «чувствительности» для частной жизни заявителя и интересе к ней общества (что в свою очередь может зависеть от роли заявителя в публичной жизни). Сложность заключается в том, что даже если на текущий момент информация не представляет ни для кого значимого интереса, в будущем ситуация может измениться так, что уничтоженные данные сыграли бы ключевую роль при принятии важного решения. Поэтому реализация права на забвение чаще всего сводится именно к ограничению доступности, то есть замедлению распространения информации[8]

Федеральный закон «О персональных данных» в ст. 5 установил, что при обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 264-ФЗ закреплен российский вариант права на забвение. Так, введено понятие поисковой системы, под которой понимается информационная система, осуществляющая по запросу пользователя поиск в сети Интернет информации определенного содержания и предоставляющая пользователю сведения об указателе страницы сайта в сети Интернет для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах в сети Интернет, принадлежащих иным лицам, за исключением информационных систем, используемых для осуществления государственных и муниципальных функций, оказания государственных и муниципальных услуг, а также для осуществления иных публичных полномочий, установленных федеральными законами.

Согласно ст. 10.3 Закона об информации оператор поисковой системы, распространяющий в сети Интернет рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, по требованию гражданина (физического лица) обязан прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта в сети Интернет, позволяющих получить доступ к информации о заявителе, распространяемой с нарушением законодательства РФ, являющейся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя, за исключением информации о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость.

Требование заявителя должно содержать:

  • 1) фамилию, имя, отчество, паспортные данные, контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты, почтовый адрес);
  • 2) информацию о заявителе, выдача ссылок на которую подлежит прекращению;
  • 3) указатель страницы сайта в сети Интернет, на которой размещена информация;
  • 4) основание для прекращения выдачи ссылок поисковой системой;
  • 5) согласие заявителя на обработку его персональных данных.

В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей или ошибок в требовании заявителя оператор поисковой системы вправе направить заявителю в течение 10 рабочих дней с момента получения указанного требования уведомление об уточнении представленных сведений. Оператор поисковой системы также вправе направить заявителю уведомление о необходимости предоставления документа, удостоверяющего личность. Указанное уведомление может быть направлено заявителю однократно.

В течение 10 рабочих дней с момента получения уведомления заявитель принимает меры, направленные на восполнение недостающих сведений, устранение неточностей и ошибок, и направляет оператору поисковой системы уточненные сведения, а также документ, удостоверяющий личность (в случае необходимости).

В течение 10 рабочих дней с момента получения требования заявителя или уточненных заявителем сведений оператор поисковой системы обязан прекратить выдачу ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя, при показе результатов поиска по запросам пользователей поисковой системы, содержащих имя и (или) фамилию заявителя, уведомить об этом заявителя или направить заявителю мотивированный отказ.

Оператор поисковой системы направляет заявителю уведомление об удовлетворении требования заявителя или мотивированный отказ в его удовлетворении в той же форме, в которой было получено указанное требование.

Заявитель, считающий отказ оператора поисковой системы необоснованным, вправе обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении выдачи ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя.

Оператор поисковой системы обязан не раскрывать информацию о факте обращения к нему заявителя с требованием за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В целях введения административной ответственности за необоснованный (незаконный) отказ гражданину оператором поисковой системы прекратить выдачу ссылок, которые позволяют получить доступ к информации об этом гражданине, являющейся недостоверной, неактуальной или распространяемой с нарушением законодательства, разработан законопроект о внесении в КоАП РФ ст. 15.13.1, устанавливающей ответственность оператора поисковой системы за неосуществление требования гражданина. Указанная статья предусматривает ответственность в виде административного штрафа граждан и юридических лиц в размере 100 тыс. руб. за неисполнение оператором поисковой системы требования гражданина о прекращении выдачи ссылок, предъявленного в соответствии с законодательством, а также ответственность в виде административного штрафа граждан и юридических лиц в размере 3 млн руб. за неисполнение в течение пяти дней оператором поисковой системы решения суда по иску гражданина о прекращении выдачи ссылок, позволяющих получить доступ к информации об этом гражданине.

Данные поправки вызвали широкий резонанс и обсуждение в интернетсообществе. Так, сотрудники поисковых систем и IT-специалисты отмечают, что право на забвение выглядит как «проект людей, не знающих, как работает Интернет», ведь поисковые системы не умеют идентифицировать пользователя и индексируют только общедоступную информацию[9].

Сомнения вызывает то, что одним из оснований ограничения выдачи ссылок выступает недостоверность информации по ссылке. Сложно себе представить, как оператор поисковой системы сможет оценить информацию по этому критерию без участия суда. Также следует отметить, что в условиях, которые предъявляются к требованию заявителя, не содержится указание на конкретную ссылку, которую необходимо удалить. Требуется лишь при необходимости указать доменное имя и (или) сетевой адрес сайта в сети Интернет.

Указанные рассуждения, говорят о том, что российское законодательство по вопросу охраны прав субъектов персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях еще далеко от совершенства и требует детальной проработки.

  • [1] Weber Н. Rolf The Right to Be Forgotten: More than a Pandora box? URL: https://jipitec.eu/issues/jipitec-2—2—2011/3084/jipitec%202%20-%20a%20-%20weber.pdf
  • [2] Wall Street Journal Forget anv 'Right to Be Forgotten. URL: wsj.com/news/articles/ SB 10 001 424 052 748 704 548 584 611 608 788 790 673 408? mg=reno64- wsj&url=http%3A%2F%2Fonline. wsj.com%2Farticlc%2FSB10001424052748704658204575610771677242174.html
  • [3] European Commission. Factsheet on the «Right to Be Forgotten» ruling (C-131/12). URL: ec.europa.eu/justice/data-protection/files/factsheets/factsheet_data_protection_en.pdf
  • [4] Право на забвение. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пpaвo_нa_забвение
  • [5] Why Journalists Shouldn’t Fear Europe’s 'Right to be Forgotten. URL: theatlantic.com/tcchnolog_v/archive/2012/01/why-journalists-shouldnt-fear-curopcs-right-tobe-forgotten/251 955
  • [6] European Parliament legislative resolution of 12 March 2014 on the proposal for a regulation of the European Parliament and of the Council on the protection of individuals with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data (General Data Protection Regulation). URL: ec.europa.eu/justice/data-protection/document/review2012/ com 2012 11 en. pdf
  • [7] European Parliament legislative resolution of 12 March 2014 on the proposal fora regulation of the European Parliament and of the Council on the protection of individuals with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data (General Data Protection Regulation). URL: europarl.europa.eu/sidcs/gctDoc.do?tvpe-TA&reference=P7-TA-2014;0212&languageEN
  • [8] Там же
  • [9] См., например, Why Journalists Shouldn’t Fear Europe’s 'Right to be Forgotten. URL: theatlantic.com/technology/archive/2012/01/why-journalists-shouldnt-feareuropes-right-to-be-forgotten/251 955/; U. S. Attitudes Toward the 'Right to Be Forgotten' Industry View I 2014. URL: softwareadvicc.com/security/industryview/right-tobe-forgotten-2014/; «Яндекс» подверг резкой критике закон о «праве на забвение». URL: pronedra.ru/internet/2015/05/29/kritika-zakona-o-prave-na-zabvenie/; Почему Госдума так жаждала «закона о забвении». URL: sobcsednik.ru/politika/20 150 707-pochcmugosduma-tak-zhazhdala-zakona-o-zabvenii
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой