Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обучение приемам и методам устранения неполадок и аварий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В газовом хозяйстве многие производственные задачи должны решаться в ограниченные сроки, причем ошибки и неточности могут привести к аварийным ситуациям, а иногда и к авариям. Производственные задачи и соответствующие им умения многообразны. Наиболее типичными являются планирование технологического процесса, последовательности действия, регулирование производственного процесса, определение… Читать ещё >

Обучение приемам и методам устранения неполадок и аварий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отличительной чертой газового хозяйства является возможность возникновения серьезных неполадок и аварийных ситуаций. Учащиеся должны быть готовы к работе в экстремальных условиях, когда надо уметь быстро ориентироваться и принимать правильные решения. Кроме того, они должны помнить, что основная ответственность по ликвидации неполадок и аварий лежит на исполнителях работ, уровень профессионального мастерства которых в данном случае является определяющим.

В процессе трудовой деятельности работники должны учитывать различные неблагоприятные обстоятельства (например, состояние газового оборудования, наличие загазованности) и своевременно принимать меры для восстановления нормальной работы приборов и агрегатов. При обнаружении ранних признаков неполадок и аварийных ситуаций будущие рабочие должны уметь предупредить аварию и принять меры по ликвидации неполадок.

Специфика газового хозяйства предъявляет особые требования к обучению и личным психофизиологическим особенностям будущих газовиков, потому что их трудовая деятельность происходит в различных условиях и на разнообразных рабочих местах (мастерские, газорегуляторные пункты, жилые дома, промышленные и коммунально-бытовые предприятия).

Все работы по эксплуатации газового оборудования проводятся строго в соответствии с Правилами безопасности в газовом хозяйстве и Правилами технической эксплуатации. Большинство работ являются газоопасными. К их выполнению допускаются только лица, обученные данному виду работ, умеющие пользоваться средствами личной защиты и знающие способы оказания доврачебной помощи.

Газоопасные работы выполняют бригады (не менее 2—3 человек). Работы по профилактическому обслуживанию газового оборудования жилых и общественных зданий, детских и лечебных учреждений и других коммунально-бытовых объектов может выполнять один человек.

В настоящее время во многих газовых хозяйствах все шире применяются бригадные формы организации труда. Задача мастера — организовать обучение учащихся в составе бригад. Мастер должен формировать у учащихся умения быстро выполнять расчетные действия, анализировать показания контрольно-измерительных приборов, переключаться с одного вида работ на другой, оперативно принимать решения в аварийных ситуациях. Необходимо научить учащихся определять различные неисправности на слух, утечку газа — по запаху, качество сжигания газа — по цвету и т. д.

Будущие газовики должны уметь работать в аварийных ситуациях, а для этого необходимо обучать их такого рода навыкам и умениям. Следует познакомить учащихся со всеми случаями неполадок типовых приборов и агрегатов. Мастер производственного обучения совместно с преподавателем спецтехнологии может разработать специальную таблицу наиболее характерных неполадок газовых приборов и агрегатов. В эти пособия надо включить сведения о причинах и способах устранения неполадок. Очень важно, чтобы мастера производственного обучения разбирали каждый случай неполадок, устанавливали причины, признаки, вероятные последствия, чтобы учащиеся четко представляли, какие конкретные меры надо принимать для предупреждения и устранения неполадок, соблюдали правила безопасности труда. Целесообразно использовать существующие для каждого газопотребляющего агрегата инструкции, определяющие поведение рабочих в случае аварии.

Будущие рабочие должны уметь быстро подмечать возникновение аварийных ситуаций и оперативно принимать правильные решения. Мастеру необходимо специально формировать у учащихся внимание и наблюдательность. Желательно для этих целей разработать карточкиинструкции, в которых указываются:

  • — перечень неполадок;
  • — характерные причины неполадок;
  • — причины возникновения неполадок и аварий;
  • — последствия неполадок;
  • — меры предупреждения неполадок;
  • — меры безопасности при устранении неполадок и аварий.

Особое внимание следует обращать на изучение типичных недостатков при выполнении учащимися различных приемов и видов работ. Ошибки учащихся часто возникают при контроле и измерении параметров режимов газоснабжения и расчетах, иногда у практикантов отсутствует оперативная реакция на различные ситуации. Наибольшие трудности возникают при овладении операциями, требующими сложных мыслительных и сенсорных навыков.

Новое содержание и формы организации производственного обучения вносят существенные изменения в условия и характер деятельности учащихся. Учащиеся выполняют целый комплекс работ, которые обеспечивают успешное формирование не только профессиональных, но и общепроизводственных навыков и умений. При этом учащиеся широко пользуются инструктивной документацией, что активизирует процесс производственного обучения, обеспечивает интенсивную познавательную и практическую деятельность, способствует созданию ориентировочной основы действия.

Для процесса формирования общепроизводственных навыков и умений в соответствии с новым содержанием обучения характерны следующие особенности:

  • — расширение состава операций, которые учащиеся усваивают при работе в разных службах газового хозяйства;
  • — возрастание возможности переноса сформированных навыков на выполнение работ в других условиях;
  • — изменение характера использования и обогащение теоретических знаний, в ходе практической деятельности;
  • — увеличение степени самостоятельности учащихся и возрастание роли самоконтроля.

Наличие в содержании обучения общепроизводственных навыков способствует усвоению теоретических знаний на высоком уровне обобщенности и позволяет более успешно овладевать навыками и умениями.

Мастера производственного обучения должны уделять особое внимание вопросам безопасности труда. Учащихся следует знакомить с мерами предосторожности при обслуживании газового оборудования и агрегатов, рассказывать о наиболее часто встречающихся видах травм и отравлений, о взрывоопасных и токсических свойствах газового топлива, демонстрировать правильные приемы при пользовании инвентарем и средствами безопасности труда. Перед допуском к газоопасной работе все учащиеся должны сдать экзамен по правилам безопасности.

В газовом хозяйстве многие производственные задачи должны решаться в ограниченные сроки, причем ошибки и неточности могут привести к аварийным ситуациям, а иногда и к авариям. Производственные задачи и соответствующие им умения многообразны. Наиболее типичными являются планирование технологического процесса, последовательности действия, регулирование производственного процесса, определение и устранение неполадок. Определение и устранение неполадок может стать умением лишь тогда, когда мастера производственного обучения будут обучать учащихся по такой схеме:

  • — констатация неполадок и определение их вида;
  • — локализация и выявление места неполадок;
  • — определение причины неполадок;
  • — выбор мер для их устранения;
  • — планирование действий по устранению неполадок.

Каждый из этих этапов требует от учащихся сложной работы.

Например, при локализации неполадок учащимся необходимо учитывать вероятность их наличия в различных узлах газового оборудования, характерные признаки, степень трудности выявления и их причины, наиболее целесообразный порядок проверки узлов газового оборудования для отыскания неполадок и определения их причины.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой