Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Региональные межпарламентские союзы и ассоциации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) по своему влиянию является второй после МПС международной межпарламентской организацией. Она начала свою работу 10 августа 1949 г. как представительный орган Совета Европы, объединявшего тогда 10 государств континента. В начале 2018 г. в ПАСЕ заседали представители парламентов 47 государств Европы и Азии. Количество представителей от одной страны… Читать ещё >

Региональные межпарламентские союзы и ассоциации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тенденции к формированию представительной власти не только национального, но и регионального и даже континентального и глобального уровней являются характерными веяниями XX—XXI вв.еков. Эта «власть» (пока еще в кавычках) призвана содействовать тому, чтобы процессы интеграции и глобализации происходили не только по инициативе и нормам, определяемым правящими кругами стран и государств, но также их народами, а также происходили объективно и демократически. Первые попытки создания континентальных институтов народных представителей предпринимались еще в XIX в., но практически это стало происходить только в XX в., особенно после Второй мировой войны. Первыми здесь шли и продолжают идти Европа и Америка.

Европейский парламент (Европарламент), о котором речь подробнее шла в теме «Европейский Союз», является своего рода эквивалентом законодательного органа национальных государств, но в рамках ЕС. Он избирается прямым голосованием с 1979 г. До 1992 г. роль Европарламента была ограничена тем, что он мог высказывать свое мнение относительно решений Совета Европы и Европейской Комиссии.

В 1992 г. Европарламент был поставлен на одинаковый уровень с Советом Европы. С тех пор здесь принимаются решения по всем проблемам, затрагивающим общие интересы граждан входящих в Европейский Союз стран. Лиссабонский договор значительно расширил полномочия Европарламента, превратив его, по существу, в ключевое звено всего Союза. Почти все решения в рамках Союза принимаются совместно Европарламентом, Евросоветом и Еврокомиссией, однако они вступают в силу только после одобрения их Европейским парламентом и подписания его Президентом.

Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ)[1] по своему влиянию является второй после МПС международной межпарламентской организацией. Она начала свою работу 10 августа 1949 г. как представительный орган Совета Европы, объединявшего тогда 10 государств континента. В начале 2018 г. в ПАСЕ заседали представители парламентов 47 государств Европы и Азии. Количество представителей от одной страны — члена Совета Европы определяется численностью ее населения и варьируется от 2 до 18. Они избираются или назначаются национальными (федеральными) парламентами из числа своих членов. И в том и в другом случае состав каждой национальной делегации должен соответствовать партийному или национальному составу парламентов. В ПАСЕ депутаты объединяются в политические группы по своему усмотрению. Политические группы при этом должны взять на себя обязательство уважать основные принципы Совета Европы: политический плюрализм, права человека и верховенство права. Для формирования политической группы необходимо не менее 20 парламентариев-делегатов ПАСЕ из 6 и более стран.

ПАСЕ работает под руководством своего Председателя, избираемого каждый год из числа своих членов на срок не более трех сессий. Формируется также Бюро ПАСЕ, состоящее из Председателя Ассамблеи, заместителей председателя и лидеров политических групп. Оно призвано организовать работу Ассамблеи, определять повестку дня сессий, решать повседневные проблемы, держать связь с другими международными организациями. Вся подготовительная работа ПАСЕ ведется через ее многочисленные комитеты и подкомитеты, составы которых формируются и обновляются ежегодно национальными делегациями и утверждаются на сессии ПАСЕ. Комитеты готовят доклады и проекты решений по соответствующим вопросам, подлежащим обсуждению и утверждению Ассамблеей. Их встречи могут проводиться в Страсбурге, Париже, Брюсселе (совместные встречи с соответствующими органами Европейского парламента) или в Будапеште.

Сессии Парламентской ассамблеи проводятся четыре раза в год (в конце января, апреля, июня и сентября) продолжительностью по одной неделе. Они являются открытыми и работают в соответствии с общепринятыми парламентскими нормами. Время, отводимое на дискуссии, определяется заранее, продолжительность выступления — 5 минут. Те, которые записались для участия в прениях, но не смогли выступить из-за нехватки времени, могут представить письменный текст установленного объема для включения его в официальный доклад сессии.

ПАСЕ принимает решения, имеющие четыре статуса: рекомендации, резолюции, мнения и распоряжения. Рекомендации адресуются Комитету министров, который выполняет их в пределах своей компетенции. Резолюции — это решения Ассамблеи относительно вопросов, по которым она является ответственной. ПАСЕ выражает свое мнение Комитету министров по таким вопросам, как принятие новых государств в члены Совета Европы, проекты конвенций, бюджета, состояние реализации Социальной хартии. Распоряжения — это общие указания Ассамблеи своим комитетам.

Право внесения вопроса на рассмотрение ПАСЕ имеют десять или более ее членов, принадлежащих, по крайней мере, к пяти национальным делегациям. Ассамблея поручает одному из своих комитетов подготовить мнение по поставленному вопросу. Назначенный этим комитетом репортер, с помощью других комитетов, секретариата и экспертов готовит проект доклада, состоящий из проекта резолюции, рекомендации, мнения или распоряжения, а также объяснительной части. После обсуждения в комитете первая часть доклада выносится на сессию Ассамблеи или ее Постоянного комитета, состоящего из Бюро, председателей национальных делегаций и председателей общих комитетов[2]. В ПАСЕ могут распространяться и краткие (не более 200 слов) письменные декларации по тем или иным проблемам. Их должны подписать как минимум 20 представителей (или их заместителей), представляющие не менее четырех национальных делегаций и не менее двух политических групп.

Парламентская Ассамблея избирает Генерального секретаря Совета Европы, заместителя Генерального секретаря, а также Генерального секретаря самой Ассамблеи. Все они избираются тайным голосованием сроком на 5 лет. Тайным голосованием избираются также судьи Европейского Суда по правам человека, кандидатуры которых, с соблюдением сложной процедуры, определяются Комитетом по юридическим вопросам и правам человека. Ассамблея выбирает также Комиссара Совета Европы по правам человека сроком на 6 лет. Он ответственен за содействие правам человека в государствах — членах СЕ и обеспечение полного и эффективного выполнения положений всех инструментов Совета Европы и не может быть переизбран на новый срок.

Бюро ПАСЕ составляет список лиц, из которых Комитет министров Совета Европы выбирает членов Европейского комитета по контролю над реализацией конвенции Совета Европы «О предотвращении пыток и жестокого или деградирующего обращения или наказания».

Проекты рекомендации или мнения Комитету министров (по вопросам открытия переговоров с новыми странами на предмет членства в Совете Европы, по проекту бюджета и др.), а также пересмотр процедуры заседаний Ассамблеи считаются одобренными, если за них подано не менее двух третей голосов. По всем остальным вопросам решения принимаются простым большинством голосов. Право голоса имеют только должным образом назначенные члены национальных делегаций, заблаговременно регистрировавшиеся как участники данного заседания.

Североатлантическая ассамблея или Парламентская ассамблея НАТО функционирует с 1955 г. как форум законодателей стран НАТО и Западноевропейского союза для совместного рассмотрения проблем экономического, политического, культурного сотрудничества, обороны и безопасности независимо от исполнительной власти. Ее цель состоит в том, чтобы постоянно напоминать правительствам о том, что всякие межправительственные соглашения, достигнутые в рамках НАТО, могут и должны быть реализованы лишь после одобрения их в соответствии с конституционным процессом, то есть демократически избранными органами законодательной власти. Таким образом, парламенты стремятся сыграть соответствующую им роль в формировании и развитии правовой основы деятельности НАТО.

В Североатлантической ассамблее представлены делегации парламентов стран — членов НАТО и партнеров НАТО, формируемые или назначаемые парламентами согласно их национальным нормам с учетом всех спектров представленных в них политических сил и направлений. Ассамблея собирается на пленарные заседания два раза в год. Заседания проводятся, по приглашению национальных парламентов, в странах, как являющихся членами НАТО, так и сотрудничающих с ней. Основная деятельность Ассамблеи осуществляется через шесть ее Комитетов:

  • — политический;
  • — обороны и безопасности;
  • — экономики и безопасности;
  • — науки и техники;
  • — гражданского измерения безопасности;
  • — специальной Средиземноморской группы.

Комитеты работают круглый год, проводя встречи своих членов, и докладывают каждой сессии Ассамблеи свои выводы и рекомендации. Решения Североатлантической ассамблеи представляются национальным правительствам, парламентам, а также Генеральному секретарю НАТО. Постоянный секретариат Ассамблеи находится в Брюсселе.

Латиноамериканский парламент {ЛАП, Парлатино) учрежден решением встречи полномочных представителей стран континента в г. Лима в декабре 1964 г. как «постоянный демократический институт, представляющий все политические направления, существующие в наших законодательных органах, и призванный продвигать, гармонизировать и направлять движение к интеграции»1. Согласно Статье 1-й «Договора об учреждении»[3][4], это — однопалатный постоянный региональный орган, формируемый национальными парламентами стран Латинской Америки, подписавшими Договор, а также теми, которые выразят согласие с принципами Договора в любое время. Постоянными и неизменными принципами ЛАП провозглашены:

  • — защита демократии;
  • — латиноамериканская интеграция;
  • — невмешательство;
  • — самоопределение народов;
  • — политический и идеологический плюрализм как основа латиноамериканского сообщества, организованного демократически;
  • — равноправие государств;
  • — осуждение угроз и неприменение силы против политической независимости и территориальной целостности любого государства;
  • — мирное разрешение международных противоречий;
  • — приоритет принципов международного права в отношениях дружбы и сотрудничества между государствами.

Цели Латиноамериканского парламента многообразны. Важное место среди них занимают:

  • — содействие экономическому и социальному развитию сообщества для достижения полной экономической, политической, социальной и культурной интеграции его народов;
  • — защита свободы, социальной справедливости, демократического представительства народов;
  • — строжайшее соблюдение прав человека;
  • — борьба за искоренение всех форм колониализма, неоколониализма, расизма и всяких проявлений дискриминации на континенте;
  • — законодательное обеспечение суверенитета народов над своими природными ресурсами;
  • — защита парламентов и конституционно-демократического строя;
  • — налаживание широких связей с парламентами региона;
  • — содействие международному сотрудничеству с целью обеспечения мира на континенте;
  • — последовательное улучшение избирательной системы в странах для формирования национальных парламентов и Латиноамериканского парламента.

По инициативе ЛАП, на встречах руководителей государств континента обсуждается вопрос о создании «Латиноамериканского сообщества наций» и избрании общего парламента сообщества путем прямых и всеобщих выборов. Эта идея, предложенная ЛАП встрече глав государств и министров иностранных дел «Группы Рио» в 1991 г., получила поддержку и в других регионах континента. ЛАП разработал проект конституирования Латиноамериканского сообщества, который обсуждался на множестве встреч глав государств, министров иностранных дел и специальной комиссии по этому вопросу. В Декларации 12-й встречи глав государств «Группы Рио» (сентябрь 1998 г.) выражается убежденность в том, что широкие экономические и политические связи между странами региона, их глубокая историческая и культурная идентичность, как и объединяющие их сотрудничество и солидарность, «… образуют важное общее наследие, которое позволит нам продвигаться навстречу консолидации в Латиноамериканское сообщество наций». Эта идея обсуждалась и была одобрена на 9-й встрече в верхах Ибероамериканских стран (Гавана, ноябрь 1999 г.)[5].

Руководящими органами Латиноамериканского парламента являются Ассамблея, Руководящая хунта, Постоянные комиссии и Генеральный секретариат. Ассамблея является высшим органом ЛАП. Она состоит из делегаций парламентов стран-членов в количестве не более 12 парламентариев, отражающих политическую структуру национальных парламентов. В задачи Ассамблеи входят определение общей линии деятельности ЛАП, решение (двумя третями голосов) вопросов о принятии новых членов и приостановке членства в ЛАП, пересмотр квот делегаций национальных парламентов, обсуждение вопроса о реформировании самого ЛАП, избрание членов руководящих органов ЛАП. Регламент предусматривает проведение как ординарных, так и экстраординарных (по требованию не менее половины ее делегатов) сессий Ассамблеи.

Голосование проводится открыто по делегациям в алфавитном порядке. В зависимости от обсуждаемых вопросов и роли, отводимой им договором о ЛАП, решения принимаются в форме соглашений, рекомендаций, резолюций или деклараций. В работе сессий ЛАП, с согласия их президента и секретариата, могут участвовать и наблюдатели. В 2002 г. 22 государства являлись членами Парлатино.

Высшим органом ЛАП в период между сессиями Ассамблеи является Руководящая хунта. Она состоит из двух Президентов (действующего и альтернативного), двух Генеральных секретарей (действующего и альтернативного), Секретаря комиссий, Секретаря по межпарламентским отношениям и Секретаря по отношениям между институтами самого ЛАП.

Для анализа, изучения и проведения исследований по проблемам, представляющим общий интерес для региона, решение которых входит в задачи ЛАП, созданы многочисленные постоянные комиссии. Они изучают проблемы занятости, основных прав человека, санитарии, окружающей среды, сельского хозяйства, общественных служб, коррупции, проблемы материнства и детства, юношества, старчества, народов континента.

Политическим и правовым советником ЛАП является Консультативный совет, формируемый из бывших президентов и примерно 10 парламентариев (или бывших парламентариев), известных своей активностью в пользу латиноамериканской интеграции. По поручению Руководящей хунты или по собственной инициативе Совет организует изучение и обсуждение актуальных проблем, проводит семинары, публикует результаты своих исследований.

Генеральный секретариат, состоящий из Генерального секретаря, альтернативного Генерального секретаря, исполнительного секретаря, и массы других лиц, отвечающих за конкретные аспекты деятельности, является административным органом ЛАП.

Андский парламент как орган Андского сообщества[6] учрежден Боливией, Венесуэлой, Колумбией, Перу и Эквадором в целях, как гласит ст. 1 Договора Картахена, обеспечения устойчивого и гармоничного развития всех стран — участниц договора в условиях равенства, социальной и экономической интеграции, облегчения процессов региональной интеграции в направлении формирования латиноамериканского общего рынка. Целями Андского парламента признаются также снижение степени уязвимости этих стран на международной арене, улучшение их позиций в мировой экономике, укрепление субрегиональной солидарности и сокращение разрыва в уровне развития стран-участниц договора.

Для достижения поставленных целей страны-участницы договора должны гармонизировать постепенно свою социальную и экономическую политику, отражая это и в законодательстве, разработать совместные программы индустриализации и интенсификации развития региона, развития науки и техники, добиться либерализации торговли между ними, направлять ресурсы региона на решение этих задач.

Согласно Ст. 42 договора, Андский парламент является совещательным органом Андского сообщества, призванным сближать и представлять народы стран-участниц. Он формируется путем всеобщих и прямых выборов по нормам, предусмотренным дополнительным протоколом к договору с учетом соответствующих критериев национального представительства.

Андский парламент призван изучать влияние предпринимаемых сообществом шагов в отношении торгового баланса региона, занятости населения и других аспектов жизни. Он должен изучать также состояние движения к субрегиональной интеграции и реализации программных целей, запрашивая информацию от всех органов и институтов сообщества, формулировать рекомендации по намеченным проектам своим органам, участвовать в выработке нормативов по вопросам, представляющим общий интерес, содействовать согласованию законодательства государств-членов.

Место нахождения Андского парламента — город Сантафе-де-Богота (Колумбия).

Центральноамериканский парламент ЩАП). На встрече 25 мая.

1986 г. президенты Гватемалы, Гондураса, Коста-Рики, Никарагуа и Сальвадора приняли декларацию, в которой говорилось о необходимости создания институтов, которые помогли бы постоянному диалогу, а также достижению общего развития, демократии и плюрализма (как базисных элементов мира) и интеграции стран Центральной Америки. Одним из таких институтов, по их мнению, мог стать Центральноамериканский парламент, избираемый прямым всеобщим голосованием.

Была сформирована подготовительная комиссия из вице-президентов государств региона для подготовки проекта такого парламента. На очередной встрече их президентов в г. Гватемала 6—7 августа.

1987 г. было решено созвать Центральноамериканский парламент как символ свободы, независимости и примирения в Центральной Америке. Центральноамериканский парламент рассматривался тогда как постоянный демократический орган представительства народа.

Договор был подписан в октябре того же года и ратифицирован в течение следующего года. Торжественное открытие Первой пленарной сессии Центральноамериканского парламента (как органа политического представительства народа региона в процессе его интеграции) состоялось в г. Гватемала 21 октября 1991 г. Первоначально он состоял из 65, а затем — из 67 депутатов, избранных населением четырех государств-учредителей[7] и представлявших 14 политических партий.

Работу ЦАП организует Руководящая хунта в составе президента, пяти вице-президентов и секретарей (по одному от каждой страны).

В октябре 1993 г. правительство Панамы подписало договор о Центральноамериканском парламенте и протоколы к нему, а в мае 1994 г. Законодательная ассамблея страны одобрила эти документы, после чего в ЦАП прибыли 20 специальных наблюдателей из числа парламентариев Панамы, представлявших пять партий.

Депутаты в ЦАП, как и в Европарламенте, группируются не по странам, а по политическим взглядам. В составе ЦАП Первого созыва (1991—1996 гг.) были представлены три политические направления: центристы и либералы, христианские демократы, альтернативные демократы. ЦАП Второго созыва (1996—2001 гг.) состоял из 88 депутатов (по 22 от Гватемалы, Гондураса, Никарагуа и Сальвадора) и 20 парламентариев (от Панамы), представлявших 31 политическую партию региона. В январе 1998 г. Доминиканская республика направила в ЦАП 4 своих парламентариев в качестве наблюдателей. В октябре того же года их число было увеличено до 22. В сентябре 1999 г. Панама изменила свой статус и избрала 22 депутата ЦАП. Таким образом, число депутатов ЦАП увеличилось до 110. Они по-прежнему делились на три политические группы, но с несколько иной окраской (демократический альянс Центральной Америки, демократический центр и группа левых парламентариев).

ЦАП Третьего созыва (2001—2006 гг.) по количеству своих депутатов почти не изменился, правда, расширил состав наблюдателей. В октябре 2001 г. сюда направил своих постоянных наблюдателей Сенат свободно ассоциированного с США государства Пуэрто-Рико, а в январе 2002 г. — Палата депутатов Мексики. Нужно отметить также, что в качестве наблюдателей в работе ЦАП участвуют представители Андского парламента, Латиноамериканского парламента и Европарламента.

Арабский парламент (Арабский Межпарламентский Союз — АМПС) был образован в 1974 г. Его целями провозглашены активный обмен между Арабскими парламентами, координация действий парламентов — членов АМПС на международной арене, установление связей с национальными парламентами и парламентскими союзами и организациями других регионов, координация законодательства арабских государств и обсуждение общих проблем региональной и международной политики. АМПС объединяет парламенты 17 стран[8]. Некоторые арабские страны (Кувейт и Саудовская Аравия) иногда участвуют в работе сессий АМПС в качестве наблюдателей. Штаб-квартира АМПС находится в Дамаске (Сирия).

Руководящими органами АМПС являются Генеральная Ассамблея, Совет и секретариат во главе с Генеральным секретарем, избираемым Ассамблеей сроком в два года. Согласно Статусу АМПС, Генеральная Ассамблея в составе делегаций национальных парламентов собирается каждые два года в странах-членах поочередно, где работает под председательством спикера парламента страны-хозяйки. На самом деле, она собирается значительно реже — с момента создания АМПС (1974 г.) до февраля 2000 г. она собралась только 9 раз. На них обсуждались такие вопросы, как ситуация в регионе, координация законодательства арабских государств, предотвращение культурного вторжения и консолидация арабского единства, военные действия США и Великобритании против Ирака, роль парламентов в арабских странах и др.

Совет АМПС формируется в составе по два представителя от каждого парламента-члена. Совет собирается один раз в год, и может, в случае необходимости, проводить внеочередные сессии. В отличие от генеральных ассамблей АМПС, сессии его Совета собираются регулярно и обсуждают разнообразные проблемы межпарламентского сотрудничества. Работой Совета руководят спикеры парламентов-членов поочередно в алфавитном порядке.

Межпарламентская Ассамблея СНГ как консультативный орган СНГ для подготовки проектов законодательных документов, представляющих общий интерес входящих в него государств, учреждена парламентами 7 государств[9], подписавшими в городе Алма-Ате 27 марта 1992 г. соответствующее соглашение. Позже членами МПА стали парламенты Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Молдова и Украины. После вступления в силу (16 января 1996 г.) «Конвенции о Межпарламентской Ассамблее» она получила официальный статус межгосударственного органа.

МПА состоит из парламентских делегаций государств-участников, избираемых или назначаемых парламентами государств-участников из числа своих членов. Она формирует свои руководящие органы в лице Совета Ассамблеи, Постоянных и Временных комиссий, иных вспомогательных органов, а также Секретариата Совета МПА. На открытых заседаниях Межпарламентской Ассамблеи и ее органов, с согласия Совета Ассамблеи, могут присутствовать в качестве наблюдателей представители парламентов других государств, представители международных институтов и общественных организаций.

Задачи МПА определены Ст. 4 Конвенции. Они сводятся к обсуждению вопросов сотрудничества государств-участников в различных областях, выработке соответствующих рекомендаций (с передачей их разным институтам СНГ и государств-членов); принятию типовых (модельных) законодательных актов; содействию в осуществлении обмена между государствами-участниками информацией правового характера; обсуждению вопросов межпарламентского сотрудничества. Согласно Статье 12 Конвенции о МПА, она имеет право заключать международные договоры в пределах своей компетенции.

Очередные пленарные заседания МПА проводятся не реже двух раз в год. По решению Совета Ассамблеи могут проводиться и внеочередные пленарные заседания. Заседания МПА, Совета Ассамблеи и других ее органов являются, как правило, открытыми. Решения Межпарламентской Ассамблеи могут приниматься только на ее пленарных заседаниях. Парламентская делегация каждого государства-участника имеет один голос. Председательствуют на пленарных заседаниях МПА поочередно руководители всех парламентских делегаций.

Деятельность МПА организует Совет Ассамблеи, состоящий из руководителей парламентских делегаций. Председатель Совета Ассамблеи избирается тайным голосованием из числа членов Совета сроком на один год, но, в отличие от функционеров подобного уровня в других парламентских ассоциациях, он может быть переизбран еще на два срока. На заседаниях Совета МПА обсуждаются актуальные проблемы СНГ, рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой и проведением пленарных заседаний Ассамблеи, международных научно-практических конференций и семинаров и миротворческой деятельностью парламентариев. Административным органом МПА является секретариат в составе Генерального секретаря, его заместителей (полномочных представителей парламентов государств) и персонала, необходимого для эффективного осуществления функций по организационно-техническому обеспечению деятельности Ассамблеи. Генеральный секретарь назначается Советом Ассамблеи сроком на три года. Местом пребывания Межпарламентской Ассамблеи является город Санкт-Петербург.

Проекты нормативных актов и рекомендаций МПА готовят постоянные комиссии, возглавляемые представителями государств-участников. За первые 10 лет своей деятельности МПА приняла более 200 законопроектов и рекомендаций. Однако, многие из них не получили практической реализации и остались на бумаге.

Парламент Западноафриканского экономического сообщества начал свою деятельность в начале 2001 г. Это своего рода форум, на котором представители 15 стран региона обсуждают жизненно важные для них проблемы, имеющие целью достижение полной экономической интеграции. Эти представители избираются на всеобщих выборах населением соответствующих стран пропорционально его численности (от 35 мест для Нигерии до по 5 мест для Гамбии, Сьерре-Леоне, Либерии, Гвинеи-Биссау и Того). Они могут быть избраны и из числа депутатов национальных парламентов. Место пребывания Парламента Западноафриканского экономического сообщества — город Абуджа (Нигерия).

Таким же молодым институтом является Восточноафриканская законодательная Ассамблея, которая рассматривается как законодательный орган Восточноафриканского сообщества, объединяющего три страны региона (Кению, Танзанию и Уганду). Она начала свою деятельность в конце ноября 2001 г. Договором об учреждении Восточноафриканского сообщества было предусмотрено, что Ассамблея будет состоять из 27 избранных (по 9 депутатов от каждой страны) и пяти бывших государственных деятелей. Избираться они должны не всем населением, а парламентами трех стран, но не из числа своих депутатов. В их задачу входят поддержание постоянных связей с сообществом и государствами-членами, обсуждение и одобрение бюджета сообщества, выработка рекомендаций Совету Сообщества, учреждение комиссий и комитетов, необходимых для функционирования Сообщества и т. д. Резиденция Ассамблеи находится в городе Аруша (Танзания).

После начала работы Панафриканского парламента, предусмотренного договором об Африканском Союзе, эти две региональные организации, вероятно, прекратят свою деятельность, либо претерпят существенные изменения.

Среди других международных парламентских организаций можно отметить:

Северный Совет;

Парламентскую Ассамблею Черноморского экономического сотрудничества;

Консультативный орган Союза России и Белоруссии;

Межпарламентская Ассамблея Ассоциации государств Юго-Восточной Азии;

Ассоциацию спикеров парламентариев регионального сотрудничества Южной Азии.

11 сентября 2006 г. состоялось иннаугурационное заседание Парламентской Ассамблеи Средиземноморья со штаб-квартирой в Валлетта (Мальта).

Интеграционные процессы, происходящие в разных регионах мира, сопровождаются возникновением новых международных институтов, среди которых всегда имеются и институты, представляемые парламентами интегрируемых государств. Как уже говорилось выше, Африканский Союз также формирует свой межпарламентский орган. Поэтому есть все основания прогнозировать дальнейший рост числа международных парламентских организаций.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Охарактеризуйте место международных парламентских институтов в системе политических институтов.
  • 2. Что Вы знаете о Межпарламентском союзе?
  • 3. Охарактеризуйте основные аспекты деятельности МПС.
  • 4. Каков вклад МПС в развитие и защите демократии?
  • 5. Что вам известно о Парламентской Ассамблее Совета Европы?
  • 6. Чем отличается Европейский парламент от других институтов подобного рода?
  • 7. Расскажите об Арабском Межпарламентском союзе.
  • 8. Какие региональные парламентские институты существуют в Латинской Америке?
  • 9. Что вы знаете о Североатлантической ассамблее?
  • 10. Охарактеризуйте МПА СНГ и расскажите о ее деятельности.

Литература

Бляхман, Л. С. Россия и Содружество Независимых Государств: уроки первого десятилетия / Л. С. Бляхман, М. И. Кротов. — СПб., 2001.

Косов, Ю. В. Содружество Независимых Государств: институты, интеграционные процессы, конфликты и парламентская дипломатия / Ю. В. Косов. — 2-е изд., доп. — М., 2009.

Саидов, А. Межпарламентские организации мира. Справочник / А. Саидов. — М., 2004.

Beetham, D. Parliament and Democracy in the Twenty-First Century. A Guide to Good Practice / D. Beetham. — Geneva, 2006.

Electoral System Design. — Stockholm, 2005.

Goodween-Gill, G. Free and Fair Elections. New expanded edition / G. GoodweenGill. — Geneva, 2006.

  • [1] Некоторые аспекты этой проблемы рассмотрены ранее в теме «Совет Европы».
  • [2] Постоянный комитет собирается не менее двух раз в год. Его основная задачасостоит в том, чтобы действовать от имени ПАСЕ, когда последняя не заседает.
  • [3] Declaracion de Lima de 10 december de 1964 (http://www.parlatino.org./parlatino/tratado.php).
  • [4] Tratado de Institucionalizaciyn de 16 del mes de noviembre de 1987. URl: http://www.parlatino.org.br./parlatino/tratado.php.
  • [5] Propuesta del Parlamento Latinoamericano a los secores jefes de estado у de gobiernoen ocasion de la IX cumbre iberoamericana. URL: http://www.parlatino.org.br./clan/clanll.php.
  • [6] Объединение стран Южной Америки, расположенных вдоль Андских гор (Боливии, Венесуэлы, Колумбии, Перу, Чили и Эквадора) в целях социально-экономическогосотрудничества. Учреждено в соответствии с Договором Картахена (Колумбия) в 1969 г. под названием «Андской группы». Чили вышла из объединения в 1976 г. В 1996 г. организация преобразована в Андское сообщество. Согласно статье 6-й договора Картахена, руководящими органами Сообщества являются: Президентский совет, Совет министров иностранных дел, Комиссия сообщества, Генеральный секретариат сообщества, Судебный трибунал, Андский парламент, Совет предпринимателей, Консультативно-рабочий совет, Андская корпорация содействия развитию и Латиноамериканскийрезервный фонд.
  • [7] Коста-Рика подписала договор и первый протокол к нему, но не ратифицировала их.
  • [8] В 2000 г. ими являлись Алжир, Джибути, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, ОАЭ, Оман, Палестина, Сирия, Судан и Тунис. В связи с гражданской войной и роспуском парламента Сомали, его членство в АМПСбыло приостановлено. После оккупации Англией и США Ирака в марте 2003 г. приостановлено и членство парламента этой страны в МПС и АМПС.
  • [9] Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, РеспубликаТаджикистан, Республика Узбекистан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой