Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические основы воспитания личности в юношеском возрасте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Юность, или юношеский возраст, — это временной период, отделяющий подростка от взрослого. Данный отрезок жизни человека чаще всего ограничивается возрастным интервалом — от 17 лет до 21 года для юношей и от 16 до 20 лет у девушек. Разница в наступлении и окончании юношеского возраста между юношами и девушками, в данном случае обусловлена физиологическими особенностями развития людей разных полов… Читать ещё >

Психологические основы воспитания личности в юношеском возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Юность как явление культуры

Юность, или юношеский возраст, — это временной период, отделяющий подростка от взрослого. Данный отрезок жизни человека чаще всего ограничивается возрастным интервалом — от 17 лет до 21 года для юношей и от 16 до 20 лет у девушек. Разница в наступлении и окончании юношеского возраста между юношами и девушками, в данном случае обусловлена физиологическими особенностями развития людей разных полов. При этом нередко обозначаются и другие временные границы юношеского возраста. В культурных традициях многих народов юность рассматривается как самостоятельный и высокоценный период жизни человека. Начиная со второй половины XX в., и практически по сей день, первые годы юношеского возраста для большинства людей совпадают со временем обучения в старших классах школы. Поэтому нередко в психологической и практически всегда в педагогической литературе начало юношеского возраста называют ранней юностью или старшим школьным возрастом.

Границы юношеского возраста, так же как и других возрастов, менялись с течением времени и в настоящее время в значительной мере зависят от культурных традиций. Так, например, в отечественной психологии и педагогике юность обычно ограничивается 14−18 годами, а возрастными границами 14−17 лет очерчивается ранняя юность. Все иначе в западноевропейской и североамериканской культуре, где отрочество и юность обычно не разделяются, рассматриваются как единый возрастной этап. В этом случае рамки его определяются в очень широких временных пределах от 12−14 до 25 лет.

С точки зрения физиологии, юношеский возраст характеризуется завершением бурных процессов полового созревания. На смену пубертату приходит постпубертатный период. Рост и физическое развитие организма существенно замедляются по сравнению с предыдущими возрастными периодами. В стадию завершения входит процесс функционального развития тканей и органов, увеличивается мышечная сила, заметно возрастает работоспособность. Эти особенности функционирования организма оказывают существенное влияние на общее психическое состояние. Однако, безусловно, признавая их значимость, большинство специалистов подчеркивают, что главную роль в развитии психосоциальной и когнитивной сферы личности в период юношеского возраста играют не они, а социальная ситуация развития (И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, Б. Д. Эльконин и др.).

Юность относится к числу важнейших исторических завоеваний цивилизации, позволяющих молодому человеку максимально развить свои интеллектуально-творческие способности, свою личность перед вступлением во взрослую жизнь. Очевидно, что эти сложные процессы не протекают сами собой, они требуют глубокой серьезной внутренней работы. Решение задач воспитания в данный возрастной период должно опираться на знания особенностей психосоциального и когнитивного развития юношей и девушек, изучением которых и занимается педагогическая психология.

Особенности психического развития личности в период юности

Культура и общество в этот возрастной период ставят перед молодым человеком задачу профессионального самоопределения. И если на предыдущих возрастных этапах вполне достаточно оказывалось мечты о будущей профессии, то теперь с неизбежностью требуется реальный профессиональный выбор. В настоящее время в нашей стране выбор этот нередко может происходить поэтапно, сначала юноше необходимо определить для себя форму получения среднего образования или профиль обучения в старших классах, а затем принять решение о получении той или иной профессии.

Современная ситуация профессионального самоопределения юношей существенно отличается от той, что преобладала еще недавно в конце XX в. В культурных традициях XX в. профессия обычно выбиралась раз и навсегда, поскольку рассматривалась как главное смыслообразующее дело в жизни. В современном мире все чаще происходит иначе. Юноши и девушки, как правило, выбирают уже не профессию, а стиль жизни. Профессия в данном случае является не столько самостоятельной целью и смыслом жизни, сколько средством достижения ожидаемого социального статуса и требуемого уровня материального комфорта.

Так, например, в большинстве современных российских высших учебных заведений созданы исследовательские подразделения, изучающие мотивацию выбора юношами и девушками вузов, факультетов, специальностей. Исследования начала XXI в. свидетельствуют о том, что в среде юношей и девушек сокращается число людей, избирающих профессию, но идейным соображениям, как призвание. При этом растет число людей, указывающих в качестве главных мотивов выбора высшего учебного заведения — его местоположение («живу рядом…»); знакомство со случайно попавшей в руки рекламой и т. п. Это не повод обвинять современных юношей и девушек в пренебрежении к своему будущему или инфантильности, как это иногда делается. В этом не следует усматривать какие-либо опасности. Выбор профессии в настоящее время — лишь шаг на большом пути сознательного профессионального самоопределения, а не его конечный этап, как это было в XX в. Если выясняется, что выбранная профессия не гарантирует требуемый личностью социальный стандарт, не позволяет соответствовать избранному стилю жизни, от нее отказываются и приобретают другую. Практика смены профессии, получение второго и третьего высшего образования стала нормой и уже никого не удивляет и нс шокирует.

Эта проблема не нова, еще Ж.-Ж. Руссо писал о сознательном самоопределении в юношеском возрасте, обозначая юношеский возраст как время «второго рождения» личности. Несмотря на то, что элементы сознательного самоопределения можно наблюдать уже у подростка, ставящего перед собой определенные жизненные цели, самоопределение юноши отличается действенностью. Он уже реализует свои планы, утверждая тем самым избранный стиль жизни, активно осваивая определенные профессиональные и социальные навыки. Ошибки на этом пути могут обернуться серьезными проблемами драматического характера. Поэтому юность считают судьбоносным периодом в жизни человека.

Это обстоятельство требует пересмотра в возрастной психологии представлений о ведущем виде деятельности для данного возраста. Задача профессионального самоопределения, выступавшая как ключевая на данном этапе возрастного развития, теперь должна рассматриваться в более широком контексте, как задача проектирования своего будущего, определения общего замысла собственной жизни. И в прежние времена многие психологи считали, что обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив является аффективным центром жизни юношей и девушек (Л. И. Божович). По утверждению Л. И. Божович, подросток смотрит на будущее с позиций настоящего, а юноша смотрит на настоящее с позиций будущего.

В юношеском возрасте активно эволюционирует начавшийся ранее процесс развития самосознания. Открытие себя как неповторимой личности, теснейшим образом связывается с интенсивно протекающим обнаружением новых граней окружающего мира, в особенности это касается мира социальных отношений. В этом процессе главную роль играют склонности юношей и девушек к рефлексии, самоанализу. Юноши и девушки в большей мере, чем подростки, ориентированы на поиск мировоззренческих основ собственного существования и понимания моральных устоев общества, что задает их психосоциальному самоопределению особый нравственный вектор. Психолог И. В. Дубровина на основании собственных исследований утверждает, что главным новообразованием ранней юности выступает готовность и способность к личностному и жизненному самоопределению.

Это находит подтверждение и в исследованиях зарубежных психологов, посвященных психосоциальным особенностям развития личности в юношеском возрасте. В частности, это созвучно данным американского психолога Эрика Эриксона, предложившего понятие «идентичность». Несмотря на то, что в современной психологии диапазон его применения невероятно широк (изучается национальная идентичность, этническая идентичность, профессиональная идентичность и др.), наиболее часто проблема идентичности рассматривается применительно к юношескому возрасту. Идентичность Э. Эриксон трактовал как целостность, тождественность человека самому себе. Идентичность, в его представлениях — результат обретения личностью собственного «Я», не зависящего от постоянно меняющейся внешней ситуации. Э. Эриксон особо подчеркивал, что юность — период ярко выраженного кризиса идентичности, когда человек должен выработать из собственного индивидуального жизненного опыта свои главные жизненные перспективы. Перед человеком этого возраста стоит непростая задача — объединить все, что он знает о себе в единую концепцию. Эта концепция должна согласовать в его сознании и трансформировать в единое целое все роли, которые ему приходилось, приходится и придется исполнять в жизни. И более того, осмысление этих ролей должно связать прошлое и будущее. Успешно справиться с задачей обретения идентичности для юноши, означает найти первые удовлетворительные ответы на вопросы о том, «кто он?»; «где находится?»; «куда идет?» и т. п.

При нарушении нормального течения процесса становления идентичности возникает так называемая путаница ролей, или «спутанная идентичность». Проявившаяся в юношеском возрасте «спутанная идентичность» чаще всего является результатом трудного детства. «Спутанная идентичность», или рассогласованность в осознании собственных ролей нередко наблюдается у несовершеннолетних правонарушителей. Это обстоятельство заставляет рассматривать становление идентичности применительно к данному возрасту как одну из важнейших воспитательных задач.

Особый блок воспитательных и социальных проблем связан с проявлениями «негативной идентичности» — явления, весьма распространенного в юношеской среде. В силу разных обстоятельств юноши и девушки часто отождествляют себя с образами, противоположными тем, которые пытаются им предложить родители, педагоги и социум. Обсуждая эту проблему, Э. Эриксон пришел к заключению о том, что даже негативная идентичность в юношеском возрасте предпочтительнее отсутствия идентичности вообще. По его мнению, отсутствие чувства обретения собственного «Я» — явление в воспитательном отношении более тревожное, чем, например, отождествление себя с «хиппи», малолетним преступником и даже наркоманом.

Изучая процесс вхождения юношей в социально-культурный контекст своего времени, психолог А. В. Толстых пришла к интересным, с точки зрения практики воспитания, выводам о том, что в юности человек становится более «созвучен эпохе». Он осознано конституирует себя как представителя определенного поколения, которое непременно объединяется и «синхронизируется» с какими-то важными событиями современной общественной жизни, установками, вкусами, модой. Следствием этого является то, что большинство людей сохраняют на всю жизнь любовь к музыке времен своей юности, предпочтения доминировавшему времени стилю одежды, типу мужской или женской красоты, и, конечно же, особые чувства к тем ценностям и идеалам, которым они были привержены в период вхождения во взрослую жизнь. В юности, по образному выражению немецкого психолога Э. Шпрангера, трудившегося еще в начале XX в., происходит врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух эпохи. Ярко выраженная созвучность эпохе создает особый фон всей воспитательной работе в данный возрастной период.

Юноши и девушки имеют значительно больше интеллектуальных и физических возможностей, чем младшие школьники или подростки, для активного взаимодействия с культурой. Они вполне способны много читать, путешествовать, посещать музеи, театры, концерты. Эмоциональный заряд, полученный в юности от общения с культурой, сохраняется на всю жизнь. Упустить этот шанс означает навсегда потерять свободное, свежее не искаженное внешними (профессиональными, социальными и др.) наслоениями приобщение человека к культуре. Наверстать упущенное в юности часто оказывается невозможно.

Описывая классический вариант психического развития личности в юношеском возрасте, Э. Шпрангер отмечал, что наиболее характерным в развитии юношей является то, что намерения, интересы представителей данной возрастной группы устремлены далеко в будущее. Выстраивая собственную жизнь, юноша, как правило, старается вести себя в известной степени автономно, независимо от того, что представляется целесообразным или разумным для окружающих его взрослых и социума в целом. Он старается активно расширять репертуар собственных возможностей за счет включения новых познавательных и социальных ориентиров в собственный образ жизни. Французский психолог Р. Томе условно назвал этот тип психического развития в юности «творческим», а в качестве типа противоположного предлагает рассматривать «прагматический». Для представителей «прагматического» типа характерна ориентация на целесообразность и стремление уйти от источников беспокойства.

Сознание юношей и девушек, чей тип развития именуется прагматическим, обычно характеризуется доминированием материальных ценностей. Нередко они отказываются от получения дальнейшего образования. Несмотря на деструктивность указанных проявлений, главным поводом беспокойства воспитателей и общества являются не они. В воспитательном отношении важно понимать, что прагматически настроенные юноши и девушки относятся к числу воспитанников, чье развитие нс является развитием в полном смысле этого слова. Их личность устроена так, что центральным становится желание установления равновесия со средой, а не стремление к самосовершенствованию и усовершенствованию самой среды. Для данного возраста преобладание в сознании личности прагматических установок губительно.

В юношеском возрасте претерпевает существенные изменения характер установления межличностных контактов, привязанностей, дружеских связей. С юношеским возрастом в культуре обычно связываются представления о первой любви и взрослых дружеских отношениях. Сами эти события и связанные с ними переживания, как правило, очень сильны, они навсегда остаются в памяти человека и в значительной мере влияют на его дальнейшую жизнь.

Описания основных особенностей психического развития людей того или иного возраста всегда условны и юноши здесь не являются исключением. Очевидно то, что существуют довольно значительные индивидуально-типологические вариации, обусловленные самыми разными факторами. Еще в 1920;х гг., уже упоминавшийся психолог Э. Шпранглер, писал о том, что возможны три типа развития личности в юности. Для первого характерно бурное кризисное течение, когда юность переживается как второе рождение, второй тин характеризуется медленным, постепенным вхождением во взрослую жизнь, без глубоких сдвигов в собственной личности, третий тип отмечен повышенной склонностью к самовоспитанию, к стремлению усилием воли преодолевать внутренние тревоги и кризисы.

С точки зрения воспитания важно то, что практически во всех культурах юность рассматривается как чрезвычайно ценный этап в жизни человека. Юность — это время, с которым горько расставаться, время, в которое многие хотели бы вернуться. Данные обстоятельства хорошо представлены в художественных произведениях. Субъективные ощущения привлекательности юношеского возраста поддерживаются культурой и опасны возможностью переоценки значимости этого возрастного периода в ущерб другим.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой