Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Научная организация педагогического труда. 
Педагогическая эргономика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В решении ряда задач по проблемам совершенствования образовательного процесса, в частности, в изучении вопросов организации учебнопредметной среды, создания средств обучения и технологий их использования в разные годы участвовали: Н. С. Алишев, М. В. Антропова, И. И. Дрига, А. С. Егоров, П. С. Лернер, Т. С. Назарова, В. В. Нсшумов, Е. С. Полат, Н. А. Пугал, Б. Г. Сладкевич, Н. Н. Суртаева, А. П… Читать ещё >

Введение. Научная организация педагогического труда. Педагогическая эргономика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глубокие изменения, происходящие в экономической, политической и культурной сферах общества требуют пересмотра современной системы образования.

В соответствии с гуманистической парадигмой образования образовательное учреждение призвано создавать условия для усвоения образовательных программ, формирования общей культуры личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, сохранения здоровья учеников и учителя. К тому же ожидания большинства потребителей образовательных услуг связаны с наличием комфортных условий школьной среды.

Разумеется, для обновления образовательного процесса недостаточно объявить о смене парадигмы образования, переосмыслить методологию отбора содержания образования. Необходимо изменить все компоненты, определяющие состояние образовательного прос транства, предусмотреть соответствующие методы и формы организации образовательного процесса, спроектировать и внедрить такие педагогические технологии, которые позволят наиболее эффективно решать поставленные перед образованием задачи.

На современном этапе в политике образования сделан акцент на индивидуализацию обучения, вариативную направленность педагогического процесса, на создание условий реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся и на разнообразие организационных форм занятий, это более остро очерчивает вопрос изменения материально-технических условий, информационно-предметной среды, социокультурного пространства школы.

Одним из способов реализации гуманистической парадигмы, используемой практикой школы на современной этапе, является технологизация образовательных систем, педагогического процесса.

Технологии как современные способы системной организации деятельности в полной мере захватили образовательную сферу. В. П. Беспалько, Т. С. Назарова, Е. С. Полат считают, что технологизация — объективный процесс, подготовивший этап эволюции образования для решения качественно иных задач.

Технологизация образовательного процесса требует создания прежде всего удобных и безопасных условий организации деятельности учащихся и педагогов.

Очевидно, для того чтобы образовательная система могла функционировать, чрезвычайно важно создать необходимые материальные условия, соответствующую учебно-материальную базу — «совокупность материальных средств и условий, на основе которых формируется (проектируется) социально-педагогическая среда, отвечающая целям, задачам обучения, воспитания и развития учащихся» (106, с. З).

Причем условия должны принципиально отличаться от тех, что имела ранее унифицированная школа, которая уже сегодня не в состоянии обеспечить материально-технические условия для вариативного обучения, организации благоприятных режимов труда, отдыха, досуга учащихся и педагогов.

Технологическое обеспечение образовательного процесса предполагает разработку и внедрение в практику школ систем средств и учебно-предметных сред обучения, рациональных методов, организационных форм занятий, педагогических технологий, обеспечивающих эффективную организацию и управление образовательным процессом в условиях гуманистической парадигмы.

Между тем, как уже отмечалось, современная школьная система образования не всегда может предоставить благоприятные возможности для развития личности, сохранения здоровья.

Известно, что проблема сохранения здоровья субъектов педагогического процесса в последнее время встает особенно остро. Удручающая цифра здоровых школьников, низкий уровень материально-технических условий ставят перед системой образования множество проблем.

В решении ряда задач по проблемам совершенствования образовательного процесса, в частности, в изучении вопросов организации учебнопредметной среды, создания средств обучения и технологий их использования в разные годы участвовали: Н. С. Алишев, М. В. Антропова, И. И. Дрига, А. С. Егоров, П. С. Лернер, Т. С. Назарова, В. В. Нсшумов, Е. С. Полат, Н. А. Пугал, Б. Г. Сладкевич, Н. Н. Суртаева, А. П. Урсу, Н. А. Хромснков, А. А. Ченцов, С. Г. Шаповаленко.

Практически во всех исследованиях отмечается, что при проектировании и создании учебно-материальной среды обязательным условием является учёт эргономических факторов, только в этом случае можно обеспечить эффективные, комфортные и безопасные для здоровья учеников и педагогов условия.

Отличительными особенностями эргономических исследований являются: системный подход и комплексность. Системный подход предполагает, что предметом анализа служит многообразие факторов, характеризующих взаимодействие в эргосистеме. Такие взаимодействия чрезвычайно многогранны и динамичны и могут быть изучены только путем всестороннего комплексного анализа с позиций психологии, педагогики, социологии, физиологии и гигиены.

Несомненно, некоторые проблемы образовательного процесса можно решить с помощью эргономических исследований. Установки современной образовательной политики и реальные условия школьной жизни являются основой современных требований построения педагогической системы, основанной на эргономическом подходе.

К сожалению, проблема эргономического обеспечения педагогического процесса не получила необходимого освещения в литературе и практика ее решения явно не удовлетворительна.

Все большее число авторов публикаций делает акцент на создании специально организованной, приспособленной для различных видов деятельности среды. Такие условия позволяют обеспечить решение не только педагогических задач, но и целого комплекса проблем эргономического, психофизиологического и гигиенического характера.

Стремление достичь триединой цели — повышения эффективности и качества обучения, развития личности и сохранения здоровья участников педагогического процесса — невозможно без решения эргономических задач совершенствования образовательного процесса.

Анализ научных исследований свидетельствует о наметившейся тенденции усиления внимания к рассмотрению эргономических проблем образования. В последние годы, после размывания централизованной сети учебно-материальной школьной индустрии, наступает созидательный период.

В работах по проблемам эргономики в области образования рассматриваются вопросы организации и разработки оптимальных условий и способов деятельности субъектов педагогического процесса. Изучение психолого-педагогической и методической литературы позволило выявить степень проработанности отдельных аспектов изучаемого вопроса. Есть основания полагать, что в исследованиях еще недостаточно разработаны организационно-педагогические проблемы эргономического подхода, не сложилась еще целостная теория педагогической эргономики, не создана элементарная эргономическая модель образовательного процесса. В связи с этим требуются новые исследования проблем педагогической эргономики.

Необходимость научного анализа и решения вопросов создания эргономичных образовательных условий определяется противоречием между потребностью в научном эргономическом обосновании образовательного процесса и отсутствием представлений о целостной теории педагогической эргономики, а также противоречием между ожиданиями потребителей образовательных услуг и предъявляемыми нормативами, с одной стороны, и современным состоянием образовательных учреждений, не всегда способных предоставить комфортные условия для реализации функций образования, с другой.

Актуальность исследования продиктована необходимостью реализации эргономического подхода как одного из путей комплексного решения проблем технологизации образования и сохранения здоровья субъектов педагогического процесса.

Методологической основой исследования являлись труды В. В. Адамчука, В. П. Зинченко, А. А. Крылова, В. В. Львова, В. М. Мунипова, А. П. Пятибратова, П. Я. Шлаена по проблемам фундаментальных исследований в области эргономики;

работы Ю. К. Бабанского, Н. В. Кузьминой, В. П. Симонова, Э. Г. Юдина, описывающие положения системного подхода к изучению педагогических явлений;

работы В. П. Беспалько, Е. В. Волошиновой, Н. И. Загузова, А. А. Кыверялга, Т. С. Назаровой, А. М. Новикова, Е. В. Ткаченко, А. Я. Усовой по проблемам организации и проведения научно-педагогического исследования, методологии построения педагогического эксперимента и методов диагностики;

труды Ю. К. Бабанского, Т. В. Габай, Е.М.Кабановой-Меллер, А. Н. Леонтьева, Н. Ф. Талызиной, Д. И. Фельдштейна, В. Д. Шадрикова, Г. И. Щукиной по проблемам деятельности;

труды И. Л. Дрижуна, В. С. Леднёва, А. А. Макарени, Т. С. Назаровой, М. С. Пискунова, Е. С. Полат, Н. А. Пугал, А. А. Ченцова, С. Г. Шаповаленко, В. А. Левина по проблемам образовательной и информационной сред и средств обучения;

работы Н. В. Алишева, М. В. Ангроповой, А. С. Егорова, В. И. Рождественской, посвящённые физиолого-эргономическим аспектам работоспособности учащихся.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой