Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρƒ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΡ… дошкольников худоТСствСнного восприятия ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ Тивописи

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ с 5 Π»Π΅Ρ‚ начинаСтся Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ этап Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ дСтского рисования, Π·Π½Π°ΠΌΠ΅Π½ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ быстрым прогрСссом Π² ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠΈ эстСтичСских ΠΈ Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ΅Π², Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρƒ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ общСства, ростом Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ рисунка Π·Π° ΡΡ‡Ρ‘Ρ‚ овладСния срСдствами ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅ΠΌΠΎΠΌΡƒ. ВмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ всё большСС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ усвоСниС собствСнно… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρƒ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΡ… дошкольников худоТСствСнного восприятия ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ Тивописи (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ эстСтичСского восприятия ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ Тивописи Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ 5−6 Π»Π΅Ρ‚

ΠŸΠΎΡ‡Ρ‚ΠΈ столСтиС дСтскоС рисованиС Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ интСрСс многочислСнных исслСдований: искусствовСдов, Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎΠ², психологов, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ². ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°ΡƒΠΊ подходят ΠΊ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ дСтского рисунка с Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… сторон. Π˜ΡΠΊΡƒΡΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π΅Π΄Ρ‹ стрСмятся Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· дСтскиС рисунки Π·Π°Π³Π»ΡΠ½ΡƒΡ‚ΡŒ Π² ΠΈΡΡ‚ΠΎΠΊΠΈ творчСства, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° этих рисунков ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€Π΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Π΅Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Ρ… эстСтичСских ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΉ. Π‘ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈ, проводя ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ исслСдования дСтских рисунков ΠΈ Π·Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠ² графичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… обСзьян, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ эти исслСдования ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· ΠΊΠ°Π½Π°Π»ΠΎΠ² ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎ Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ родствС ΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΈ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. ПСдагоги ΠΎΠ±ΡΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ руководства дСтским рисованиСм ΠΈ ΠΈΡ‰ΡƒΡ‚ ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ обучСния, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ худоТСствСнному Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· дСтскоС рисованиС ΠΈΡ‰ΡƒΡ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ½ΠΈΠΊΠ½ΡƒΡ‚ΡŒ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΉ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠΈΡ€ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ°.

ВСорСтичСский Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· дСтского рисования ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΡƒΡŽ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡŽ. Π’Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ ΠΊ Π΄Π΅Ρ‚скому рисунку ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΈ чисто эмпиричСски. ПозднСС Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· дСтского рисования подвСргался влиянию Ρ‚Π΅Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Ρ… Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ологичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅, развёрнутая интСрпрСтация психологичСского содСрТания рисования давалась ΠΏΠΎΠ΄ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌ воздСйствиСм ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ биологизаторского Ρ‚ΠΎΠ»ΠΊΠ°, Π³Π΅ΡˆΡ‚Π°Π»ΡŒΡ‚ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Ρ„Ρ€Π΅ΠΉΠ΄ΠΈΠ·ΠΌΠ°.

ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ исслСдоватСли дСтского рисунка, Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρƒ дСтского рисования Π² Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ·Π°Ρ‚орском ΠΏΠ»Π°Π½Π΅, Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ½ΡƒΠ»ΠΈ ряд вопросов, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈ ΡΠ΅Π³ΠΎΠ΄Π½Ρ Π΄ΠΎ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° Π½Π΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½Ρ‹.

«Π§Ρ‚ΠΎ рисуСт Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΎΠΊ?» — основной вопрос психологии дСтского рисования. НСкоторыС исслСдоватСли сочли Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊ: «Π Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΎΠΊ рисуСт Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π·Π½Π°Π΅Ρ‚». На Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ «Π§Ρ‚ΠΎ рисуСт Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΎΠΊ?» Π΄Π°Π²Π°Π»ΠΈ вСсьма ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Ρ‘Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ ΠΈ ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π½ΠΈΠΊΠΈ Π³Π΅ΡˆΡ‚Π°Π»ΡŒΡ‚ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, Π² Π½Π΅Π΄Ρ€Π°Ρ… ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π±Ρ‹Π»ΠΈ Π·Π°Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Ρ‹ основы соврСмСнного знания ΠΎ Π²ΠΈΠ·ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ восприятии: «Π Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΎΠΊ рисуСт Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²ΠΈΠ΄ΠΈΡ‚». На Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ «Π§Ρ‚ΠΎ рисуСт Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΎΠΊ?» фрСйдисты ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ Ρ‚Π°ΠΊ: «Π Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΎΠΊ рисуСт Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ чувствуСт».

Π’ Ρ€ΡƒΡΠ»Π΅ этих Ρ‚Ρ€Ρ‘Ρ… Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ Π±Ρ‹Π»ΠΎ собрано большоС количСство фактичСского ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Ρ‹ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ особСнности дСтских рисунков, ΠΎΡ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ основныС стадии развития рисования Ρƒ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ°; ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Ρ‘Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈ мотивация дСтского рисования ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹, ΠΎΠ±ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ спСцифику рисунков Π½Π° Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… этапах дСтства. Однако Π½ΠΈ ΠΏΠΎ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ· ΡΡ‚ΠΈΡ… Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ Π½Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ достигнуто Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния, ΠΎΠ½ΠΈ ΠΎΡΡ‚Π°Π»ΠΈΡΡŒ остро дискуссионными, Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… исслСдований.

Π Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΎΠΊ — ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΊΡ€ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ сущСство, ΠΎΠ½ ΠΈΠ½Ρ‚СрСсуСтся всСми проявлСниями ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, ΠΈ Π΅Π³ΠΎ рисунки ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ всё богатство чСловСчСской ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Π’ Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΆΠ΅ случаС, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ сСкрСты, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠ½ Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌΡƒ Π±Ρ‹ Π½Π΅ ΡΠΊΠ°Π·Π°Π»" ΠΎΠ½ Π½Π΅ Π²ΡΠ΅Π³Π΄Π° Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ² Π΄ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΈΡ‚ΡŒ эти сСкрСты рисунку.

ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ основныС закономСрности развития ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚ слоТившаяся Π² ΡΠΎΠ²Π΅Ρ‚ской психологии тСория психологичСского развития Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° ΠΏΡƒΡ‚Ρ‘ΠΌ присвоСния ΠΈΠΌ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ичСски чСловСчСских психичСских свойств ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ, Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ историчСского развития чСловСчСства ΠΈ Ρ„иксированных Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Ρ… ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹.

НСобходимо Π΅Ρ‰Ρ‘ Ρ€Π°Π· ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠ½ΡƒΡ‚ΡŒ Π½Π΅ΡΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠΊ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ особСнности дСтского рисования Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ лишь своСобразиСм осмыслСния Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠΎΠΌ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°, спСцификой дСтского восприятия ΠΈΠ»ΠΈ воздСйствиСм ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ Π½Π° Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ изобраТСния.

РисованиС — слоТная эстСтичСская Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ обнаруТиваСтся Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚орая сама ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ сущСствСнноС влияниС Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ личности. Π—Π°Π΄Π°Ρ‡Π° психологичСского изучСния этой Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ состоит Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, Π²ΡΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΡŒ источники ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ Π΅Ρ‘ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия, Π° Ρ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ — ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ психичСскиС свойства ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² Π½Π΅ΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ.

ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ с 5 Π»Π΅Ρ‚ начинаСтся Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ этап Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ дСтского рисования, Π·Π½Π°ΠΌΠ΅Π½ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ быстрым прогрСссом Π² ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠΈ эстСтичСских ΠΈ Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ΅Π², Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρƒ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ общСства, ростом Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ рисунка Π·Π° ΡΡ‡Ρ‘Ρ‚ овладСния срСдствами ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅ΠΌΠΎΠΌΡƒ. ВмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ всё большСС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ усвоСниС собствСнно ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ. Π’ Π½Π΅ΠΉ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ элСмСнты худоТСствСнного творчСства, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ созданиСм ΠΈ Π²ΠΎΠΏΠ»ΠΎΡ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ замысла, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ прСдставлСно Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ извСстноС содСрТаниС, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ срСдства, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‚ΡŒ это содСрТаниС с ΠΌΠ°ΠΊΡΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. МногиС исслСдоватСли дСтского рисования ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°Π»ΠΈ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° ΡΡ…одство рисунков Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ², находящих Π½Π° Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ступСнях общСствСнного развития ΠΈ ΠΆΠΈΠ²ΡƒΡ‰ΠΈΡ… Π² Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… условиях, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ рассматривали это сходство ΠΊΠ°ΠΊ проявлСниС «Π²Π½Π΅ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ» ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ дСтского рисования. ПодобноС сходство, особСнно Π½Π° Ρ€Π°Π½Π½ΠΈΡ… этапах рисования, Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ мСсто, Π½ΠΎ ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ лишь ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ Π² Π΄Π΅Ρ‚ском рисовании обнаруТиваСтся усвоСниС Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠΎΠΌ Π½Π΅ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎ — историчСских, Π° ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ спСцифику изобраТСния. Основная ΠΈΠ· Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ — знаковая функция сознания ΠΈ ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ с Π½Π΅ΠΉ «ΠΎΡ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅» восприятиС, основанноС Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ сСнсорных эталонов, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ дСтскоС рисованиС Π² Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ обязано своим ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ, «ΡΡ…СматичСским» Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΎΠΌ.

Рисунки Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ 5 — 6 Π»Π΅Ρ‚ ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚, ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ΅ худоТСствСнноС Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ воспитываСт ΠΈΡ… ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π½Π° Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ срСдства: рСалистичСскоС, абстракционистскоС ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ΅ — Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ΅.

Π”ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ Тивопись — Π·Ρ€ΠΈΠΌΠΎΠ΅ искусство Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΡΠ»Ρ‹ΡˆΠΈΠΌΠΎΠ΅, Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ΅ слово воспитатСля.

ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ процСсс приобщСния дошкольников ΠΊ ΠΈΡΠΊΡƒΡΡΡ‚Π²Ρƒ осущСствляСтся постСпСнно, ΠΏΡ€ΠΈ этом учитываСтся своСобразиС восприятия Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста: Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ цСлостноС, нСрасчлСнСнноС, Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ происходит этап нСосознанного Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΈ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ цСлостноС восприятиС, Ρ‚Π΅ΠΏΠ΅Ρ€ΡŒ ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ синтСза.

Учитывая это, процСсс ознакомлСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅Π³ΠΎ дошкольного возраста ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ условно Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° Ρ‚Ρ€ΠΈ этапа: ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ — ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ цСлостноС восприятиС, Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ всматриваниС Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρ‹; Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ — осмыслСниС Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ обобщСния ΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΠΈΠΉ этап — творчСскоС цСлостноС восприятиС произвСдСния.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, рисованиС Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ — синтСтичСская Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰Π°ΡΡΡ 1) проявлСниСм Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… сторон психичСского развития, 2) использованиСм ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Ρ‘Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄Π°Ρ… дСтской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, 3) усвоСниС Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… элСмСнтов ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, чСловСчСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ