Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Англия. 
История зарубежной литературы от античности до середины xix века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Блейк: «В одном мгновеньи видеть вечность». Великим поэтом-романтиком, также во многом связанным с предромантизмом, был Уильям Блейк (1757—1827). Сын торговца, он с десятилетнего возраста занимался самообразованием, учился гравировке и живописи, став выдающимся художником-иллюстратором своего времени. Он гравировал тексты, выбирал шрифты, иллюстрировал почти все свои произведения. Блейк… Читать ещё >

Англия. История зарубежной литературы от античности до середины xix века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

РАННИЙ РОМАНТИЗМ: «ОЗЕРНАЯ ШКОЛА»

Английский романтизм представлен щедрой россыпыо имен поэтов, среди которых Блейк, Вордсворт, Кольридж, Шелли, Байрон, Ките и др. Даже творец европейского ис торического романа Вальтер Скотт начинал как поэт.

Расцвет романтизма в Англии охватывает последние десятилетия XVIII в. и первую треть XIX в. Это — пора исторических перемен в жизни страны. Ширился и углублялся начавшийся в 1740-х гг. промышленный переворот: угасали и безлюдели деревни. Французская революция была встречена в Англии враждебно, страна приняла участие в контрреволюционной коалиции. Настроение «верхов» выразил философ и публицист Эдмунд Берк (1729—1797) в многократно переиздававшемся трактате «Размышления о французской революции» (1790), в котором Берк осуждал якобинство и революционные методы.

Становление романтизма

В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир — в зерне песка.

У. Блейк

Между тем в самой Англии уже обнажились первые открытые противоречия между трудом и капиталом, вылившиеся в 1800-е гг. в выступления луддитов. Сочувствие к ним выражал Байрон («Песня для луддитов»). Набирало силы национально-освободительное движение в Ирландии (что нашло отзвук в творчестве Байрона, Шелли, Томаса Мура). Рассыпался патриархально-клановый уклад в Шотландии; этот процесс запечатлел Вальтер Скотт. В 1832 г. осуществляется парламентская реформа в интересах промышленной буржуазии.

Особенности английского романтизма. Романтизм, будучи глубоко новаторским явлением, во многом вырастал из традиций просветительской литературы, прежде всего, из сентиментализма, созвучного философии сенсуализма (Дж. Локк), с его культом субъективизма, обостренным вниманием к внутреннему миру индивида (Л. Стерн). Романтизм также наследовал некоторые аспекты поэтики предромантизма с его акцентом на ужасном, загадочном, таинственном (Рэдклифф, Уолпол). Немалое влияние на развитие жанра оказал знаменитый философско-фантастический роман Ч. Мэтыорина «Мельмонт скиталец», имевший общеевропейский резонанс.

В то же время в лагере романтиков очевидно и размежевание в общественно-политическом плане: поэты радикальной ориентации, сторонники национально-освободительных движений в Греции, Ирландии, Италии, Испании (Байрон, Шелли, Мур) противостояли представителям консервативной линии (Вордсворт, Саути). Именно Англия стала родиной исторического романа.

В истории английского романтизма выделяются два этапа. Первый охватывает последнее десятилетие XVIII и первое десятилетие XX вв.: он связан с творчеством поэтов «лейкистов». Второй — 1810—1820-е гг. — с творчеством Дж. Байрона, П. Шелли, В. Скотта, Т. Мура, Дж. Китса.

Уильям Годвин. Творчество публициста, философа и романиста Уильяма Годвина (1756—1836) относится к переходному периоду от просветительства к романтизму. Под влиянием французской революции он занимает радикальные позиции и публикует трактат «Исследование о политической справедливости» (1793).

Среди романов Годвина, близких к «готической» поэтике «тайн ужасов», наиболее известен «Калеб Вильямс, или Вещи как они есть» (1793), образец романтического романа.

Главный герой, бедный фермер Калеб Вильямс, — секретарь помещика Фокленда. Ему удается раскрыть тайну, имевшую место в прошлом, — убийство жестокого помещика Тиррела. Подозрение пало на фермера Хоукинса, жертву притеснений Тиррела, которого казнили. В процессе расследования герою становится очевидно, что убийца — Фокленд. Последний признается в этом Калебу Вильямсу, но берет с него клятву, что тот станет хранить эту тайну. Терзаемый страхом, Фокленд преследует героя и сажает его в тюрьму по ложному обвинению в убийстве. В конце концов, вышедший на свободу Вильямс разоблачает своего недруга.

Утопические идеи Годвина оказали влияние на Шелли. Дочь Годвина Мэри, усвоившая воззрения отца и ставшая впоследствии женой поэта, после смерти мужа принимала участие в сохранении и издании его произведений.

Блейк: «В одном мгновеньи видеть вечность». Великим поэтом-романтиком, также во многом связанным с предромантизмом, был Уильям Блейк (1757—1827). Сын торговца, он с десятилетнего возраста занимался самообразованием, учился гравировке и живописи, став выдающимся художником-иллюстратором своего времени. Он гравировал тексты, выбирал шрифты, иллюстрировал почти все свои произведения. Блейк дебютировал трактатами «Естественной религии не существует» и «Все религии — одинаковы», в которых доказывал превосходство воображения и фантазии над рациональным мышлением. За ними последовали книги, сборники и поэмы «Книга Тэль», «Бракосочетание Рая и Ада», «Французская революция», «Видение дочерей Альбиона», «Песни невинности», «Песни опыта» и др.

Блейк — поэт необыкновенно сложный, в чем-то загадочный, тяготеющий к космической масштабности к осмыслению судеб мироздания и человечества. Он черпает сюжеты у Данте и Мильтона, оперирует библейскими мифами и легендами. Блейк не был оценен, понят и признан при жизни, ибо представлялся столь неординарным, не похожим ни на кого, что его считали безумцем. Ведущий жанр Блейка — видение. Он использовал и классический стих, и ритмизированную прозу. В его художественной методологии смелым образом «сплавлены» библейско-мифологическая образность, аллегории, символика, аллюзии, касающиеся религиозных и философских систем, литературы и искусства. Стихи, ясные прозрачные, «сосуществуют» у него с нарочито усложненными, непростыми для интерпретации. В то же время Блейк выражает суть романтического мироощущения:

В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир — в зерне песка, В единой горсти — бесконечность И небо — в чашечке цветка.

Пер. С. Маршака

Наряду с философскими пророчествами, он создает прозрачные, ясные образы детей («Маленький трубочист», «Маленький бродяжка», «Дитя горя» и др.), фиксирует мимолетные впечатления и детали быта («Ах, подсолнух», «Лилия», «Сад любви» и др.). В сборниках «Песни невинности» и «Песни опыта» Блейк запечатлевает два полярных состояния человеческой души: первое — состояние робкого смирения, ассоциирующегося с фигурой ягненка, агнца; второе — состояние агрессии, выражено в хрестоматийном стихотворении «Тигр». Слава Блейка, почти неизвестного при жизни, начинает шириться с середины XIX в.; в настоящее время о нем накоплена целая библиотека научных трудов.

Второй этап романтизма. Джон Ките: певец красоты. В 1810-е гг. наряду с Байроном и Шелли заявляет о себе новое поколение поэтовроман гиков. Джон Ките (1795—1821) прожил трагически короткую жизнь, едва успев раскрыть ослепительный природный талант. Сын состоятельного содержателя платной конюшни, в девятилетием возрасте он лишился отца. Учился в частной школе, затем получил право заниматься медицинской практикой, но предпочел литературу. Его влекли античность и такие титаны Возрождения, как Спенсер и Шекспир. С первых шагов Ките начал активно практиковать жанр сонета, зарекомендовав себя мастером, умеющим заключить серьезное содержание в лаконичную, строго отточенную форму. Был певцом Красоты, поклонником искусства античности, утверждавшим идеал земного, чувственного начала.

В поэме «Эндимион» он обратился к крупной форме, обработав античный миф о трагической любви богини луны Селены к пастуху Эндимиону. Во вступлении к поэме Ките утверждал важнейший для себя тезис: «То, что прекрасно, есть навеки радость». Поэта манит не отвлеченное, возвышенное, но реальная, конкретная действительность. Это выражено в хрестоматийном сонете «Кузнечик и сверчок» (1816), в одном из ранних и удачных образцов его лирики.

Живые картины шотландской природы возникают в сонете, навеянном посещением дома, в котором жил Бернс. Одна из вершин его поэзии — шесть од, написанных в 1819 г. («Ода Психее», «Ода Праздности», «Ода Соловью», «Ода Меланхолии», «Ода к Осени», «Ода греческой вазе»). Знаковой является «Ода греческой вазе» — классическое выражение эллинизма Китса, его увлечения античностью. Совершенство и гармония молчаливых, но выразительных форм, плод вдохновенного труда были для Китса высшим проявлением прекрасного.

Последний сборник Китса вышел в 1820 г. В него вошли поэмы «Ламия», «Изабелла», «Канун святой Агнесы», ряд стихотворений. Новаторство Китса не нашло понимания критиков; бесцеремонные нападки некоторых из них отозвались на слабом здоровье поэта, болезнь которого, чахотка, несчастье его семьи, неумолимо прогрессировала. Путешествие в Италию не уберегло Китса. Он умер в 1821 г. в возрасте 26 лет. Не получивший признания при жизни, Ките ныне оценивается как одна из «ключевых» фигур английской романтической поэзии.

Томас Мур. Поэт Томас Мур (1779—1852), «ирландский Бернс», принадлежит как к английской, так и к ирландской литературе. Он дебютировал сборником стихов, проникнутых анакреонтическими настроениями. Остался в истории романтической поэзии как автор книги «Ирландские мелодии» (1808—1835), которая неоднократно переиздавалась и дополнялась. В стихах этой книги он воспевает борцов за свободу Ирландии, в частности Роберта Эммета («Не забывайте его!»), казненного за попытку вооруженного восстания в 1798 г.

Всенародной популярностью пользуется положенное на музыку стихотворение Т. Мура «Вечерний звон». В переводе Козлова оно стало фактом русской поэзии. Есть сведения, что это стихотворение является переложением армянской народной песни.

Т. Мур был также автором поэм «Лалла-Рук» (1817) и «Любовь ангелов» (1823), романа «Эпикуреец» (1827).

Он первым начал разрабатывать биографию Байрона, с которым у него были непростые взаимоотношения. В 1830 г. он обнародовал «Письма и дневники лорда Байрона с замечаниями о его жизни», произвольно «отредактировав» их. В целом же, Мур стремился отстоять Байрона от тех нападок, которым он подвергался со стороны своих завистливых недругов. Знакомство с этой книгой юного Лермонтова стимул провал о его увлечение автором «Дон Жуана».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой