Онтология права.
Формы бытия права
Рассмотренные выше концепции включают взаимодействие сущего и должного как существенной характеристики правового и государственного взаимодействия. Результаты теоретического осмысления содержат характеристики этих феноменов в качестве должного. Идеализация правовых явлений, как явлений должного и сущего, является характерной чертой современных российских философско-правовых концепций. Зарубежные… Читать ещё >
Онтология права. Формы бытия права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Правовая реальность имеет структуру, в которой можно выделить основные формы бытия:
- — мир идей;
- — мир знаковых форм;
- — мир взаимодействия с социальными объектами.
Каждая из этих форм бытия права имеет свое развитие в философско-правовых концепциях.
Так, идея права больше представлена в естественных концепциях, тогда как знаковая форма — есть основа позитивного правовосприятия, коммуникативная же концепция изучает право в контексте взаимодействия объектов.
Идея права представляет первокирпичек правовой реальности, ценностный ориентир, поэтому его основными характеристиками выступают как антропологические, аксиологические и деонтологические компоненты.
Ценностно идея права представляет собой воплощение справедливости.
Вторым элементом правовой реальности является закон. Он представляет собой актуализацию и фактическое воплощение правовой идеи. Это общая норма для множества случаев. Он имеет различные формы бытия: нормы, отношение, сознание, правосубъектность, правоотношение.
Третий элемент — мир социальных действий — представляет собой самый сложный мир с позиции философии. Основным субъектов этого взаимодействия является человек. От того как он взаимодействует с правовой реальностью, набором каких качеств и способностей при этом оперирует, является важнейшим фактором реализации этой формы бытия права.
Могут быть выделены три уровня психически волевого восприятия:
A) низший — желания нарушить норму;
Б) средний — подчиняться, при этом сохраняя нейтральную позицию;
B) высший — всецело признавать ценности нормы.
Онтология права как раздел философии права ставит задачу не только описать существование феноменов правовой реальности, но и попытаться решить проблему соотношения должного и сущего права, являясь важным соотношением социума. Должное не может исчерпываться только как «то, что должно быть», как идеальная форма будущего. В правовой действительности должное, по своей сути, является социальной характеристикой. Эта выраженная определенность упорядочивания социального бытия людей посредством их собственной деятельности. Осознание должного выражается в определенных социальных требованиях, адресованных членам общества и направленных на обеспечение определенной упорядоченности человеческого существования. Социальные требования должного содержатся в следующих формах сознания: религия, право, мораль, политическая идеология. Но вместе с тем сфера должного не сводится только к духовным феноменам. Важнейшим проявлением являются нормативные образования: государство, общественные организации, законодательство. Должное и его проявления объективируются и взаимообусловлены сущим. Сущее как часть социального бытия человека носит конкретный характер. Сфера сущего различается в зависимости от требований должного.
В современной отечественной философско-правовой литературе проблема должного и сущего обнаруживается в характеристике права и государства, а также во влиянии их на субъекта права.
Концепция С. С. Алексеева относится к естественноправовому подходу. В его концепции должное и сущее — это категории, которые разделяются на естественные и позитивные феномены. Главная проблема данного подхода заключается в характеристике естественного права, особенно реальные проявления сущего в нем, с другой стороны, сам статус естественного права как должного по отношению к позитивному праву. С точки зрения автора концепции «правовые явления освещаются не как умозрительные, наземные фантомы, а через однопорядковые категории — право в результате обусловлено реальными жизненными процессами»[1][2][3]. Естественное право рассматривается автором как реальный факт социального действия, как сущее. В этом контексте автор определяет естественное право как «правовые требования и прообразы юридических норм»26 27. «Они как таковые выражаются в обычаях, морали, религиозных и идсологических положениях». Приведенные высказывания автора обнаруживают ряд противоречий в трактовке естественного права.
Рассмотрение концепции Алексеева позволяет выявить ряд существенных противоречий. Взаимное определение разума, свободы и права друг на друге не позволяет выявить собственную специфику этих феноменов.
Принципиально другая позиция сформулирована в этатистской концепции Э. А. Позднякова. В познавательном смысле автор исходит из необходимости изучения государства и права как феноменов сущего, поэтому его критика направлена на естественно-правовой подход. Другой методологический акцент направлен на антропологизацию при определении сущности и значении государства и права. Государство и право взаимосвязанные феномены, единое целое, которое отождествлено с обществом. «Мы рассматриваем государство и общество как понятия по существу тождественные: государство есть тоже самое общество, только организованное по определенным принци;
пам" .
Поскольку автор концепции признает только наличие позитивистского права, то не возникает проблемы правового государства и проблемы прав человека. Здесь нет соотношения должного и сущего, так как право выступает исключительно как сфера тотального должного. Таким образом, государство и право изначально из категории сущего переходят в категорию должного и охватывают все существующее, включая правовую реальность.
Рассмотренные выше концепции включают взаимодействие сущего и должного как существенной характеристики правового и государственного взаимодействия. Результаты теоретического осмысления содержат характеристики этих феноменов в качестве должного. Идеализация правовых явлений, как явлений должного и сущего, является характерной чертой современных российских философско-правовых концепций. Зарубежные исследования пытаются решить эти проблемы в междисциплинарном аспекте, что видится более объективным для правовой науки.
28 Поздняков Э. А. Философия государства и права. М., 1995.
Вопросы по теме для дискуссии
Дать определение понятия «бытия», «онтологии». Соотнести понятия «бытия» и права и «правовой реальности».
- 1. В чем состоит особенность правовой реальности?
- 2. Какие онтологические основания права вы можете определить?
- 3. В чем состоит дуальная природа права: должное и сущее?
- 4. Каковы формы бытия права и в чем их особенности?
Темы для эссе
- 1. Какие элементы правовой реальности естественного и позитивного права необходимы ?
- 2. Особенности дуальной природы права и решение вопросов противоречия сущего и должного на основе современных концепций интерсубъективности (на выбор студента).
- 3. Сравнить высказывания о природе права:
Диоген Лаэртский: «Парменид и Демокрит все выводят из необходимости, она же и судьба, и справедливость, и проведение, и миротворчество».
Г. Гегель: «Право и справедливость должны корениться в свободе и воле, а не в несвободе, к которой обращается угроза».