Спрос на продукцию туриндустрии
Покупательный фонд населения — часть денежных средств, которые население выделяет для покупки товаров и услуг; рассчитывается на основе баланса денежных доходов и расходов населения. Такой баланс характеризует источники образования и объем денежных доходов, а также объем и направление денежных расходов населения. На его основе устанавливаются соотношения между денежными доходами, розничным… Читать ещё >
Спрос на продукцию туриндустрии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Успешное развитие индустрии туризма прежде всего зависит от уровня благосостояния населения. И чем больше будут увеличиваться доходы граждан, тем это в большей степени скажется и на развитии индустрии туризма. Спрос на продукцию туриндустрии имеет специфический характер, и потребность в ней возникает только тогда, когда имеются свободные денежные средства, т. е. население обладает платежеспособностью.
Платежеспособный спрос — это форма проявления потребностей населения в товарах и услугах, обеспеченная денежными доходами. Формирование платежеспособного спроса населения на гуристскис продукты зависит от различных факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам:
- • природе возникновения;
- • характеру воздействия;
- • возможности (способам) количественного измерения.
По природе возникновения факторы формирования платежеспособного спроса подразделяются на экономические, социальные, демографические, природно-климатические, национально-исторические.
К экономическим факторам формирования платежеспособного спроса относятся: общая экономическая ситуация в стране; денежные доходы населения; цены на товары и услуги в целом и на продукцию туриндустрии; уровень инфляции и пр.
. К социальным факторам относятся: общая социальная политика государства (социальные льготы, выплаты и пр.); социальная политика, связанная с туризмом (льготные (бесплатные) путевки, дотации и пр.); определение различных социальных нормативов (МРОТ, социальные гарантии и пр.); уровень жизни населения; формирование культуры и эстетических вкусов и пр.
К демографическим факторам относятся: численность населения и его состав (структура) (половозрастная структура); численность и состав семей; соотношение городских и сельских жителей; процессы миграции и пр.
К природно-климатическим факторам относятся: продолжительность времен года; климатические показатели (температура, количество солнечных дней и пр.); географические условия; наличие природных ресурсов (моря, реки, горы, леса и пр.).
К национально-историческим факторам относятся: традиции и обычаи; условия быта и пр.
По характеру воздействия на формирование и развитие платежеспособного спроса факторы можно разделить на общие и частные (специфические).
К общим факторам относятся все факторы, которые оказывают влияние в целом на формирование и развитие спроса у населения (уровень дохода, уровень цен, стоимость потребительской корзины, численность населения и др.).
Частные, или специфические, факторы влияют главным образом на развитие спроса на туристскую продукцию, учитывая специфические требования различных групп потребителей (например, мужчины и женщины; молодежь и люди пожилого возраста; люди, увлекающиеся спортом или желающие полечиться и т. д.).
По возможности измерения все факторы можно разбить на две подгруппы: поддающиеся и не поддающиеся количественному измерению, т. е. факторы прямого количественного измерения и косвенного, оценка которых осуществляется на качественном неформализованном уровне. В туризме существует много факторов, которые достаточно сложно выделить и особенно измерить, например туристское ожидание и туристский опыт, привычки и предпочтения и т. п.
Спрос может быть реализованным, неудовлетворенным и формирующимся.
Реализованный спрос соответствует той части общего спроса населения, которая фактически удовлетворяется при обмене денежных средств на продукцию туриндустрии. Реализованный спрос можно определить количественно в виде объема продаж туристской продукции. Следовательно, объем продаж характеризует тенденции развития, размеры и структуру реализованного спроса. Однако поскольку определить объем продаж туристского продукта из-за его специфики достаточно сложно, то и установить истинную величину реализованного туристского спроса весьма сложно.
Определение неудовлетворенного спроса на турпродукты, как правило, не поддается количественной оценке, а осуществляется только на качественном уровне. Неудовлетворенный спрос соответствует части общего спроса населения на туристскую продукцию, которая не была удовлетворена по какой-либо причине в определенный (конкретный) момент времени. Его можно определить только при проведении специальных исследований в виде анкетирования населения, опроса специалистов — работников туриндустрии и экспертов. В качестве причин неудовлетворенного спроса могут выступать все факторы, которые были рассмотрены как препятствующие эффективному функционированию туриндустрии в целом.
Формирующийся спрос на туристскую продукцию выражается в виде совокупности новых требований, которые предъявляют потребители к туриндустрии. Он формируется из той информации, которую получают потенциальные потребители туристской продукции (туристы) о новых направлениях (дестинациях) и новых видах туристского продукта. На формирование спроса большое влияние оказывают туроператоры, предлагая («навязывая») продукцию из того набора, которым они обладают. Величину формируюшегося спроса можно также определить посредством проведения специальных исследований в виде экспертного анализа, анкетирования, опроса.
Спрос характеризуют два показателя — структура (т.е. на что население предполагает тратить свои денежные сбережения) и объем (т.е. та сумма денежных средств, которую население обменивает на товары и услуги). Спрос определяется величиной покупательных фондов населения в целом, размером неудовлетворенного спроса и миграцией (перераспределением по регионам) денежных средств.
Покупательный фонд населения — часть денежных средств, которые население выделяет для покупки товаров и услуг; рассчитывается на основе баланса денежных доходов и расходов населения. Такой баланс характеризует источники образования и объем денежных доходов, а также объем и направление денежных расходов населения. На его основе устанавливаются соотношения между денежными доходами, розничным товарооборотом, величиной расходов на оплату услуг и остатками денежных доходов населения. Для разработки баланса используются плановые показатели и отчетные данные министерств и ведомств, различные статистические обследования населения (групп населения), экспертные оценки и т. д. Баланс составляется в целом по стране, а также по регионам, областям, по группам населения (табл. 1.1).
Таблица 1.1.
Структура баланса денежных доходов и расходов населения.
Денежные доходы. | Сумма, тыс. руб. | Денежные расходы и сбережения. | Сумма, тыс. руб. |
|
| ||
Итого. | Итого. |
На основе данных баланса определяются денежные доходы населения, величина покупательных фондов, сумма расходов и пр. Сумма расходов на приобретение товаров и услуг определяет общий объем спроса населения. Она рассчитывается вычитанием из общей суммы денежных доходов населения таких показателей, как обязательные платежи, добровольные взносы, суммы, направленные на приобретение облигаций и других ценных бумаг, покупку валюты, прирост вкладов населения.
Данные о покупательном фонде населения служат основой для определения общего объема розничного товарооборота страны.
В территориальном балансе величина покупательных фондов зависит не только от суммы денежных доходов местного населения, но и от притока денежных средств из других регионов (миграция средств), который образуется за счет перемещения населения между регионами (областями) страны (командировки, туризм, лечение и пр.). Поэтому в балансе имеются две регулирующие статьи: превышение доходов над расходами (отражается в расходной части) и превышение расходов над доходами (отражается в доходной части), что характеризует изменение остатка денег «на руках» у населения.
Для того чтобы оценка объема спроса населения была наиболее адекватна, необходимо учитывать и объем неудовлетворенного спроса, для определения которого существуют различные методы. Например, его можно рассчитать как разность между общим объемом прироста сбережений и совокупными доходами. Одной из форм проявления неудовлетворенного спроса может быть превышение темпов прироста сбережений, находящихся на руках граждан, над темпами прироста денежных доходов населения.