Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Наука — социальный институт

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Со второй половины XVII в. образуются национальные академии наук, предтечей которых стала Флорентийская Академия опытов (1657—1667), провозглашавшая принципы коллективных исследований (описание проведенных в ней экспериментов было обезличено). В 1662 г. основано Лондонское Королевское общество (фактически — национальная академия наук), в 1666 г. — Парижская Академия наук, в 1700 г. — Берлинская… Читать ещё >

Наука — социальный институт (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В течение долго времени занятие наукой было делом отдельных энтузиастов, к тому же оно было основано на относительно несложной экспериментальной базе и не требовало дорогостоящего оборудования. Однако усложнение темпов, объема и интенсивности научного познания постепенно привело к превращению науки в особый социальный институт: начиная с XVIII в. появляются научные общества, первые научные журналы; государства стали поддерживать национальные научные академии.

Специфика науки как социального института.

Под социальным институтом понимают относительно устойчивые формы организации совместной деятельности людей, которые складываются исторически и предназначены для выполнения общественно значимых функций.

Выдающийся американский социолог Р. Мертон (1910—2003) разработал авторитетную концепцию науки как социального института. Для него любой социальный институт (не только институт науки) выступает в качестве специфической системы отношений, ценностей и норм поведения. Вместе с тем социальный институт науки имеет свои особенности. Он формируется и развивается как «социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом. Цель и назначение науки как социального института — производство и распространение знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций»[1].

В числе отличительных признаков сообщества, образующего социальный институт науки, Р. Мертон выделил:

  • • представление об общности цели;
  • • устойчивые традиции;
  • • авторитет;
  • • самоорганизацию.

От других социальных институтов его отличают отсутствующие признаки. По мнению Мертона, в институте науки отсутствуют механизмы власти, прямое принуждение и фиксированное членство.

Как считал Мертон, наука обеспечивает достижение главной цели — постоянный рост массива научного знания, которое удостоверено научным сообществом. Признание научным сообществом приоритетного вклада в науку со стороны его конкретного члена выступает в качестве высшей формы поощрения.

Факты из истории науки

Со второй половины XVII в. образуются национальные академии наук, предтечей которых стала Флорентийская Академия опытов (1657—1667), провозглашавшая принципы коллективных исследований (описание проведенных в ней экспериментов было обезличено). В 1662 г. основано Лондонское Королевское общество (фактически — национальная академия наук), в 1666 г. — Парижская Академия наук, в 1700 г. — Берлинская, в 1724 г. — Петербургская, в 1739 г. — Стокгольмская. Формируются дисциплинарные научные сообщества — физические, химические, биологические и т. п.

Широкое распространение приобретает целенаправленная подготовка научных кадров через университеты, первые из которых возникли еще в XII—XIII вв. (Парижский — 1160 г., Оксфордский — 1167 г., Кембриджский — 1209 г. и т. д.) на базе духовных школ и создавались как центры подготовки духовенства. В конце XVIII — начале XIX в. большинство существовавших и возникающих университетов включают в число преподаваемых курсов естественнонаучные и технические дисциплины.

Р. Мертон разработал концепцию этоса науки, выявив четыре нравственных императива, регулирующих деятельность научного сообщества.

  • 1. Универсализм отражает факт универсальности научных высказываний, поскольку истинность научного утверждения не зависит от личности автора высказывания.
  • 2. Коллективизм характеризует то обстоятельство, что научные результаты выступают результатом научного сотрудничества, являются общим достоянием научного сообщества.
  • 3. Бескорыстие выступает в качестве той нравственной нормы, которая препятствует стремлению ученого использовать свою профессиональную деятельность для извлечения личной выгоды. По Р. Мертону, эта норма требует от ученого таким образом выстраивать исследовательскую деятельность, как будто он не имеет никаких иных интересов, кроме постижения истины.
  • 4. Организованный скептицизм исходит из того, что каждый ученый и сам критически относится к результатам собственных исследований, и готов к критическим отзывам других членов научного сообщества[2]. Р. Мертон говорит не просто о скептицизме, а об организованном скептицизме для того, чтобы подчеркнуть: эта норма — не только этическая, но и институциональная. Выступая директивным требованием по отношению к ученым, она поддерживает организационную устойчивость науки как социального института благодаря тому, что никакой вклад в развитие научного знания не может быть допущен без тщательной всесторонней проверки.

В качестве содержательного основания организации профессиональной науки выступает научная дисциплина (по крайней мере, это характерно для классической науки). Именно дисциплинарная организация деятельности научного сообщества позволяет создавать и транслировать научное знание, воспроизводить научную деятельность как профессию.

  • [1] Кузьменко Г. //., Отюцкий Г. П. Философия и методология науки. С. 48.
  • [2] Подробнее см.: Философия науки. Общий курс / под ред. С. А. Лебедева. М.: Академический проект, 2004. С. 322—326.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой