Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Йога (Yoga). Философия древнего мира. 
Античная философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сверхъестественные способности. Сторонники йоги утверждают, что занятия йогой позволяют человеку приобрести сверхъестественные способности, такие как ясновидение и телепатия, способность делаться невидимым, появляться одновременно в разных местах и проходить через каменные стены, приручать любых животных и т. п. Но обретение этих способностей ни в коем случае не являются в йоге самоцелью. Йога… Читать ещё >

Йога (Yoga). Философия древнего мира. Античная философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Термин «йога» переводится как «соединение», «участие», «порядок», «глубокое размышление», «созерцание».

Йога — одно из шести направлений ортодоксальной индийской философии. Важнейшей особенностью йоги является разработка системы специальных приемов для достижения особого духовного состояния, в котором достигается освобождение от физического мира и происходит осознание высшего «Я» (пуруши — Космического сознания). Этой цели служат как аскетизм, так и медитация (глубокое размышление).

Многие идеи йоги можно обнаружить в древних текстах: в ведах говорится о возможности обретения сверхъестественных способностей благодаря аскетической практике, в ранних уианишадах упоминаются практика йоги и составные части йоги, в Бхагавадгите говорится о трех путях освобождения (карма-йога, джнянайога и бхакги-йога) и т. д.

Основоположником классической йоги считается великий мудрец Патанджали, живший около II в. до н.э.

Основные труды. Патанджали «Йога-сутра» («Патанджалисутра»); Вьяса «Иога-бхашья» («Вьяса-бхашья») — комментарии к «Йога-сутре»; Вачаспати «Таттва вайшаради» — комментарии к «Йога-бхашья».

Философские воззрения. Йога и другие школы индийской философии. Значение йоги как метода постижения высшей истины признается почти во всех школах индийской философии — как ортодоксальных, так и неортодоксальных. Применение йоги считалось лучшим способом очищения тела и ума, что необходимо для практической реализации философии. Приемы, выработанные в йоге, используются во всех остальных течениях индийской философии, кроме мимансы и чарваки (схема 13).

Как философское учение йога во многом смыкается с учением санкхьи, принимая ее теорию познания и онтологию. В этом смысле йогу можно считать практическим применением теории санкхьи.

Но в отличие от санкхьи йога признает существование Бога как высшего «Я», отличного от всех остальных «я».

Природа человеческого «я». Само, но себе человеческое «я» представляет собой чистое сознание. Но по незнанию это «я» отождествляет себя с умом-читтой, которое является первым продуктом пракрити (материи), состоящим (как и пракрита) из трех гун: сагтва (источник удовольствия), раджас (источник действия и страдания) и тамас (источник пассивности и апатии).

Ум-читта (являясь продуктом пракрити) сам по себе лишен сознания, но, находясь рядом с «я», он с такой силой отражает «я», что начинает казаться разумным. Когда читта приходит в то или иное душевное состояние, «я» отражается в нем и склонно считать это состояние своим собственным, т. е. «я» кажется, что оно само переживает взросление и старение, сон и бодрствование, ощущения радости и страдания и т. п. (табл. 11).

Человеческое «я» связано с физическим телом и тонким телом, состоящим из чувств, внутреннего ума (манаса), эмпирического.

«я» (с которым связаны переживания радости и страдания). Состояния физического и тонкого тела оказывают влияние на ум-читту, усиливая или ослабляя в нем влияние тех или иных гун.

Таблица 11

Пять основных состояний читты.

Состояние

ума-читты

Общая характеристика

Рассеянное, беспокойное.

Ум блуждает от одного объекта к другому, читта находится под влиянием гун раджас и тамас, притягивается к чувственным объектам, порождает стремление к могуществу.

Притупленное.

Состояние, как во сне, читта находится под влиянием гуны тамас, это ведет к пороку, неведению, сну.

Относительно успокоенное.

Читта освобождается от влияния гуны тамас и находится под влиянием гуны раджас, что создает возможность познания и совершения добродетельных поступков.

Сосредоточенное.

Ум останавливается на одном объекте — предмете размышления, читта освобождается от влияния гуны раджас и находится под влиянием только гуны саттвы

Сдержанное.

Прекращение всех видов душевной деятельности, читта остается в первоначальном состоянии невозмутимости и спокойствия; это состояние экстаза.

Освобождение. Высшая цель йоги состоит в достижении освобождения. Патанджали считал, что это возможно только благодаря осознанию отличия нашего подлинного «я» от физического мира, включая наше тело, ум (манас) и эмпирическое «я». Для этого необходимо ограничить или подавить их функции, в результате происходит успокоение читты, и «я» может приобрести опыт и самосознание божественного.

«Я» (пуруши). Это божественное «Я» стоит выше всякой физической реальности с ее пространственно-временным и причинноследственным устройством, находится вне зла и страданий, смерти и разрушения.

Для достижения освобождения возможны три пути (табл. 12).

Таблица 12

Пути освобождения.

Карма-йога.

Путь активного действия.

Джняна-йога.

Путь познания.

Бхакти-йога.

Путь любви к Богу.

Для очищения и просветления читты используются восемь вспомогательных средств, которым соответствуют определенные правила этического поведения (табл. 13).

Сверхъестественные способности. Сторонники йоги утверждают, что занятия йогой позволяют человеку приобрести сверхъестественные способности, такие как ясновидение и телепатия, способность делаться невидимым, появляться одновременно в разных местах и проходить через каменные стены, приручать любых животных и т. п. Но обретение этих способностей ни в коем случае не являются в йоге самоцелью.

Отношение к Богу. Патанджали при рассмотрении теоретических проблем не прибегает к понятию Бога. Поклонение Богу имеет у него скорее практический характер, так как является одним из средств достижения состояния самадхи. Позднее в йоге проблема Бога обретет и теоретический характер. В частности, будут разработаны несколько доказательств существования Бога, например:

  • • о существовании Бога как высшего «Я» говорят веды и другие священные книги; следовательно, Бог существует;
  • • в любом множестве объектов, обладающих неким свойством в различной степени, должен существовать объект, обладающий данным свойством в высшей степени. В мире есть существа, обладающие познанием и могуществом в различной степени. Следовательно, должно быть существо, обладающее совершенным познанием и абсолютным могуществом, т. е. Бог.

Таблица 13

Восемь вспомогательных средств для очищения и просветления читты.

Средство

Основное содержание

Яма.

(воздержание).

  • 1. Не причинять зло никакому живому существу.
  • 2. Не воровать.
  • 3. Контроль над чувственными желаниями и страстями.
  • 4. Не принимать ненужные дары

Нияма.

(культура).

  • 1. Внешнее очищение: очищение тела путем омовения и потребления только чистой нищи.
  • 2. Внутреннее очищение: очищение ума посредством воспитания дружелюбия, доброжелательности, бодрости для того, чтобы делать добро людям — невзирая на их пороки.
  • 3. Привычка довольствоваться тем, что приходит само собой без внешних усилий.
  • 4. Умерщвление плоти (привычка переносить холод, жару и т. п.).
  • 5. Привычка к регулярному чтению религиозной литературы.
  • 6. Размышления о Боге и смирение перед Ним

Средство

Основное содержание

Асаны (положения тела).

Правильные положения тела, способствующие возвращению и сохранению здоровья, предотвращению болезней, сохранению жизненной энергии и контролю за нервной системой.

Пранаяна (контроль за дыханием).

Регулирование дыхания, что необходимо для сосредоточения ума.

Пратьяхара.

(удаление чувств).

Удаление чувств от внешних объектов и контроль за чувствами со стороны ума.

Дхарана.

(внимание).

Дисциплина ума, состоящая в фиксации чи пы на определенном объекте.

Дхьяна.

(созерцание).

Равномерное течение мысли вокруг и около объекта внимания.

Самадхи.

(сосредоточение).

На этой ступени ум настолько глубоко погружен в объект созерцания, что принимает форму объекта и теряет себя.

Йога оказала значительное влияние на большинство школ индийской философии (схема 13).

Йога (Yoga). Философия древнего мира. Античная философия.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой