Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эстетическая культура современного студенчества: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня, когда эстетические ценности предшествующих поколений пришли в острое противоречие с изменениями общественной реальности, студенчество выступает не только как представитель определенной социальной группы, но и как представитель всего нового поколения. И становящаяся эстетическая культура студенчества в значительной мере является отражением устремлений нового поколения, выражающих новые… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. Понятие «эстетической культуры» и проблема его концептуализации: теоретический и практический аспекты
    • 2. Структура, содержание и критерии эстетической культуры
  • ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСТВА
    • 1. Эстетическая культура в структуре духовной культуры студентов
    • 2. Пути и средства формирования эстетической культуры студенчества

Эстетическая культура современного студенчества: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящие в современном обществе сложные и противоречивые процессы обновления, становления новых принципов общественного устройства, структур, ценностей объективно приводят ко все большему переплетению, взаимопроникновению материального и духовного производства, экономики, науки, культуры, изменению сознания людей. В успешном преодолении негативных последствий этих процессов все большую значимость приобретают и проблемы эстетической культуры, эстетического образования и воспитания молодежи.

Сегодня важно разобраться в противоречиях реальной действительности, проанализировать изменения, происходящие в культурно-эстетической сфере, место, роль и значение эстетических факторов в реформировании общества, в становлении демократического государства, возрождении общечеловеческих гуманистических традиций и ценностей.

Вместе с тем, актуальность данной проблематики продиктована и тем, что без эстетического воспитания подрастающих поколений, без эстетического развития, роста эстетической культуры молодежи, трудно решить другие задачи реформирования общества .

Рассматривая эстетическую культуру студенческой молодежи, мы сегодня должны признать, что она находится в кризисе. Это связано с тем, что существовавшая в нашей стране политическая система, осуществляя контроль зд инициативой и творчеством 4 личности, тем самым сужала рамки возможности развития студенческой молодежи.

Студенчество характеризуется, прежде всего, своей нацеленностью на завтрашний день, на будущее, что составляет важнейшую характеристику его самосознания. При отсутствии этого студенчество перестает быть прогрессивной общественной группой.

Усиление негативных тенденций не только в экономике страны, но ив других сферах духовной жизни общества сопровождается ослаблением культурно-просветительной работы, приводит к потере духовных ориентиров у значительной части молодежи, к обесцениванию важнейших человеческих ценностей. Все это сопровождается ухудшением материального положения основной массы студенчества, ростом неуверенности в возможности трудиться после окончания вуза по избранной специальности, что приводит к увеличению социальной напряженности в студенческой среде.

В связи с этим, большинство современных авторов, исследующих студенчество, подчеркивают необходимость обращения внимания к проблеме формирования эстетической культуры студентов. 93- 112] Таким образом, в современных условиях назрела необходимость выработки новой системы эстетической культуры студентов. Эта новая система должна базироваться на общечеловеческих, гуманистических началах.

Игнорирование общечеловеческих ценностей нанесло непоправимый урон культуре в целом. Теперь, после отхода от оперирования большими, абстрактными категориями, необходимо 5 повернуться к человеку и к общечеловеческим ценностям, по новому осмыслить такие понятия, как красота, гармония. Важно и актуально переосмыслить пройденное, и на этих гуманистических принципах пересмотреть традиционные подходы к изучению происходящих в обществе культурно-эстетических процессов.

Вместе с тем необходимо также выяснить, как в новых условиях формировать и развивать эстетические качества студенчества, — какими формами и средствами. Все эти аспекты проблемы составили поле диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблемы формирования эстетической культуры красной нитью проходят через всю историю философии. Аристотель и Платон, Гегель и Кант, Белинский и Чернышевский — вот некоторые вехи, которые прошла в своем развитии эстетическая мысль.

Необходимость разработки проблемы эстетической культуры общества в целом и студенческой молодежи, в частности, была осознана еще советскими исследователями.

Благодаря усилиям таких ученых, как С. Ф. Анисимов, М. Н. Афасижев, В. Ю. Борев, Д. Ж. Валеев, А. Ф. Еремеев, Л. А. Зеленов, А. Я. Зись, А. Н. Илиади, М. С. Каган, Н. А. Кормин, Л. Н. Коган, А. И. Комарова, В. Г. Липский, Л. Б. Волченко, Ф. Б. Садыков, А. Н. Семашко, А. А. Оганов, В. Ф. Передерий, Е. В. Шевцов и других мы располагаем обширной литературой, в которой обсуждаются многочисленные аспекты эстетической культуры. 6.

В работе названных авторов разрабатываются такие важные вопросы теории и практики эстетической культуры, как природа и сущность эстетической культуры обществавзаимосвязь последней с эстетической культурой личностиопределено содержание понятия «эстетическая культура», а также его соотношение с понятием «эстетическая культура личности». Специальные работы посвящены анализу современного уровня и перспектив развития эстетической культуры человека, различных социальных групп, в том числе молодежи, студенчества.

Иные общественно-исторические реалии, смена ценностных ориентаций изменили горизонты разработки различных аспектов духовного, эстетического и социального в жизни российского общества.

Однако среди исследований, посвященных анализу современной эстетической культуры личности, не так много работ, посвященных анализу современного состояния эстетической культуры студенческой молодежи.

В работах таких авторов, как Б. С. Галимов, Н. И. Киященко, С. М. Поздяева, О. В. Лармин, Д. М. Гилязетдинов, Л. П. Соколов, Л. А. Ширяев, И. А. Конников, И. Г. Яковлев, Л. Н. Столович и других анализируются культурологические и социологические аспекты эстетической культуры.

Методологические проблемы социального познания анализируются в работах Б. Г. Ананьева, Г. С. Арефьевой, С. Н. Иконниковой, А. К. Уледова, Ф. С. Файзуллина, А. Г. Харчева, Г. Б. Борисовского, Т. П. Злобиной, А. А. Ахмадеева и других. 7.

Вопросы формирования эстетической культуры прямо или косвенно затрагивали Р. Т. Насибуллин, Л. Б. Денисова, Ф. А. Гайсин, В. Н Финогентов, Д. А. Нуриев, В. С. Хазиев, А. Ф. Кудряшев.

Большую группу составляют работы, посвященные исследованию эстетической культуры студенчества как социальной группы. К ним относятся труды Н. Б. Крыловой, Ю. Н. Дорожкина, В. Т. Лисовского, У. Ф. Суна, Е. Н. Ардашовой, Ф. Д. Гусейнова, Г. И. Королевой, Г. А. Петровой, А. Б. Курлова, В. В. Затеева, И. М. Орешникова, В. А. Кудина, Л. Я. Рубиной и других.

В современной западной эстетике, представленной такими авторами, как V. Lanier, R. Smith, D. Swanger, B. Harry и другими, наряду с обоснованием статуса, природы, стандартов эстетической культуры, все актуальней становится проблема будущего эстетического воспитания, усиленно обсуждаемая между представителями двух основных конкурирующих направлений — сциентистской, технологически детерминированной и антисциентистской, «гуманистической» модели личности.

Знаменательным является появление первых, осуществленных на стыке эстетики и теории культуры, опытов философского обобщенного анализа явлений эстетической культуры.

В последнее время стало уделяться определенное внимание вопросам методологии и методики исследования эстетической культуры как на философском, так и социологическом уровне.

Как видим, за годы интенсивной работы накоплен обширный исследовательский материал по теоретическим и прикладным аспектам 8 исследования эстетической культуры и связанным с ними проблемами эстетического воспитания. Вместе с тем, следует сказать о том, что, несмотря на кажущееся многообразие подходов, существуют аспекты, представляющие научный интерес.

Особенностью данной диссертационной работы является то, что в работе осуществляется не только общефилософский, теоретический, но и специальный, социологический подход, необходимый для анализа эстетической культуры современной студенческой молодежи.

В качестве объекта исследования выступает российское студенчество как социальная группа современного российского общества.

Предметом исследования является процесс формирования эстетической культуры современной студенческой молодежи.

Цель и задачи исследования

Актуальность тематики, степень ее разработанности в философской науке, особенности диссертационного исследования определили его основную цель. Целью настоящей работы является социально-философский анализ формирования эстетической культуры современного студенчества.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих взаимосвязанных между собой задач:

— выявление социально-философских оснований эстетической культуры современного студенчества;

— раскрытие критериев духовной и эстетической культуры;

— определение путей и средств формирования современной эстетической культуры студентов- 9.

— выработка практических рекомендаций и предложений по улучшению духовных основ жизнедеятельности студенчества.

Методологическая основа и источники исследования. Диссертационное исследование базируется на идеях, содержащихся в трудах философов, социологов, психологов, педагогов по проблемам духовных основ эстетической культуры человека. Особую значимость имели теоретические положения и методологические принципы исследования роли образования и воспитания в формировании эстетической культуры.

При разработке и представлении структуры эстетической культуры используется методология системно-структурного анализа, предполагающая рассмотрение социальных явлений в системном единстве, структурном членении, в связях и зависимостях между составляющими данную систему элементами и частями. В процессе поиска сущностного определения эстетической культуры, доказательства и аргументации выдвигаемой автором точки зрения, широко используется категориальный аппарат социальной философии эстетики и культурологии. С целью переложения общих теоретических рассуждении и определений в плоскость конкретно-социологического рассмотрения используется метод восхождения от абстрактного к конкретному. Для достижения желаемого единства, философского и социологического анализа явлений эстетической культуры, получения необходимого для обобщения и выводов конкретного материала, в диссертации широко применены социологические методы и приемы, в частности, методы конкретно.

10 социологического анализа, метод квотной репрезентативности.

Эмпирическую базу диссертации составили статистические данные, материалы социологических исследований, учебные планы, программы. Автором было проведено социологическое исследование среди студентов дневных отделений вузов Башкортостана. Сбор информации осуществлялся путем проведения анкетного опроса.

Элементы, составляющие научную новизну диссертации, состоят в раскрытии следующих положений:

— обосновано, что современный процесс формирования эстетической культуры студенчества характеризуется изменением роли искусства в студенческой жизни, сменой приоритетов в восприятии ее различных жанроввыявлено, что в силу материальных причин происходит сокращение объема эстетической информации, и в духовной жизни студентов преобладающим становится полицентризм ценностей;

— показано, что распространенный в студенческой среде индивидуализм и существующая поляризация типов личности студентов являются доминирующими основаниями кризиса духовной культуры современного студенчества;

— обосновано положение о необходимости изменения культурно-воспитательных функций преподавания, повышения ответственности преподавателей за формирование культурного облика будущих высококвалифицированных специалистов;

— развито представление о критериях эстетической культуры студенчества, исходя из определения ее уровня: это стремление к.

11 пониманию и взаимопониманию, стремление к эмоционально-оценочному постижению действительности, морально-эстетическое переживание, мера активности, возникающая в ходе приобщения студентов к искусству, способность самопознания;

— выявлена необходимость разработки усилиями ученых новой концепции эстетического развития молодежиаргументирована необходимость повышения статуса эстетического образования в вузе, разработки новых путей и методов включения эстетической информации в содержание преподаваемых естественных и гуманитарных дисциплин;

— аргументировано, что в современных условиях основой достижения высокого уровня эстетической культуры является формирование и развитие у студенчества эстетического начала, эстетических качеств на основе стремления к общечеловеческим ценностямопределены приоритетные направления формирования эстетической культуры студентов: эстетическое образование и воспитаниегуманитаризация всего образованияповышение роли довузовской подготовки студентов через преподавание специальных дисциплин, которые базируются на принципах всесторонности и универсальности, свободы и демократизации личности.

Теоретическое значение диссертационной работы состоит в раскрытии сущности, содержания, характера и особенностей процесса формирования эстетической культуры, выявлении основных факторов, средств, методов и форм, воздействующих на.

12 формирование эстетической культуры студентов, их соотношения и взаимозависимости, что может быть использовано в выработке теоретико-методических основ формирования эстетической культуры и в процессе проведения научных исследований.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании процесса формирования эстетической культуры в вузах, в разработке учебных планов, программ, учебных пособий, в дальнейшем научно-методическом и организационно-педагогическом обеспечении учебновоспитательного процесса средствами эстетического воспитания.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Башкирского государственного университета в июне 2000 года и по итогам обсуждения рекомендована к защите.

Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в докладах, прочитанных на двух научно-практических конференциях, в брошюре «Особенности формирования эстетической культуры современного студенчества», а также в двух опубликованных научных статьях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения, списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В последние годы вопросы развития духовной культуры и эстетической, в частности, рассматривались как нечто второстепенное. Хотя в то же время формы духовной жизни присутствуют во всех видах и формах деятельности людей.

Недалек тот день, когда потребность в творческой личности вызовет глубокую внутреннюю потребность в высокой культуре, нравственном и эстетическом самосовершенствовании, в приобретении тех навыков, которые обеспечат творческую деятельность.

Студенты, став специалистами, призваны помочь восстановлению эстетической культуры общества как основы, утверждающей ценность человеческой жизни, способствовать духовному возрождению российского общества.

В настоящее время изменение приоритетов в социокультурном пространстве значительно сказывается на расширении ценностного фундамента эстетической культуры, приобретая новое выражение.

Эстетическая культура студенческой молодежи, имея свою специфику, является отражением эстетической культуры общества. Противоречивые процессы становления и развития эстетической культуры общества нашли свое отражение и в эстетической культуре студенчества.

Процесс формирования эстетической культуры студентов наталкивается на процесс разрушения в обществе привлекательности эстетических идеалов, в том числе на рост отчужденности от культурно-исторического прошлого страны и народа, поэтому сегодня, как.

129 никогда, остро стоит проблема воспитания у студентов чувства долга и ответственности за будущее страны и своего народа.

В качестве определенного заслона на пути распространения голой рассудочности, чисто прагматического подхода к жизни, можно поставить, по нашему мнению, воспитание чувств красоты и справедливости, что достигается * гуманитаризацией всего высшего и среднего образования, реальным участием студенчества в общественной жизни (страны, региона, университета).

Поэтому достаточно остро выявилась необходимость в выработке усилиями ученых новой концепции эстетического воспитания молодежи, основные элементы которой мы попытались вычленить в своем исследовании .

Основными средствами, создающими условия для формирования современной эстетической образованности, нравственной направленности личности студента являются кафедры гуманитарных наук вузов и сами гуманитарные науки. На современном этапе их главная задача — в формировании современной эстетической культуры личности студента, внесение в сознание каждого студента идеи обновления, формирования у него способности к осмыслению политической и социальной реальности.

Исследование показало, что сегодня, когда практически решаются сложнейшие задачи переустройства общества, перехода от тоталитарных к общечеловеческим, демократическим принципам, нормам, общественным структурам, ценностям, важнейшее значение приобретают не только методологические вопросы, переосмысление теоретических представлений, но также и праксиологическая часть теории эстетической культуры, в особенности, сопоставление.

130 теоретических разработок, теоретической постановки вопросов эстетической культуры с их практическим преломлением, соотнесение разрабатываемой теории эстетической культуры с практикой эстетико-воспитательной деятельности.

Рассмотрение диалектики взаимодействия эстетической культуры и эстетического воспитания, соотношения теории эстетической культуры и эстетико-воспитательной практики, соотношения целей, задач, средств, процесса и результатов формирования эстетической культуры выявило, что на практике выявляются многочисленные нерешенные проблемы, противоречия, которые имеют множество как общих, так и конкретных проявлений, выявленных нами в ходе философского и конкретно-социологического анализа.

Развитие и дальнейшая конкретизация теоретических представлений об эстетической культуре, раскрытие закономерностей, формулирование основных положений формирования и развития эстетической культуры студенчества в ее взаимодействии с эстетической культурой общества, полученные на основе конкретных исследований данные, а также их обобщение показало, что основной принцип, который был положен нами в основу изучения эстетической культуры студенчества, согласно которому культурно-эстетический уровень молодого человека настолько развит, насколько сформировано и развито у него стремление к красоте, подтвердился конкретными данными. Именно стремление к красоте, понятое не только как внутреннее, душевное, эмоционально-чувственное состояние, но и как внешне направленное практическое действие по достижению этой красоты, как умение, как деятельность, является тем интегральным показателем, который объединяет все проявления эстетической.

131 активности молодого человека в одно единство, выявляет те черты, которые вместе воссоздают сложную, противоречивую реальную картину состояния, тенденций и перспектив развития эстетической культуры.

Перспективы и тенденции развития эстетической культуры студенчества связаны как с преодолением имеющихся противоречий, преодоления существующего кризиса, охватившего и области художественно-эстетической культуры, так и с созданием условий предоставления возможностей того, чтобы молодые люди смогли не только стремиться к красоте, но и реализовать, проявлять это отрешение как можно в больших областях своей жизнедеятельности.

Сегодня, когда эстетические ценности предшествующих поколений пришли в острое противоречие с изменениями общественной реальности, студенчество выступает не только как представитель определенной социальной группы, но и как представитель всего нового поколения. И становящаяся эстетическая культура студенчества в значительной мере является отражением устремлений нового поколения, выражающих новые потребности современной эпохи, а его культуротворческая роль приобретает важное значение для всего общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.А. Общество. Политика. Студент. Ростов, на Дону. 1992.-130с.
  2. Р.И. Этическое и эстетическое в творчестве М.М.Бахтина. //Вопросы философии. 1994. № 12. с. 16−21. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.-М.: 1977.- 432с.
  3. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.1. М.: Мысль. 1988.- 253 с.
  4. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1967.
  5. М.Н. Искусство как предмет комплексного анализа. -М., 1993.
  6. Г. Б. Эстетика и стандарт. М., 1989.
  7. Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа:прошлое и настоящее. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989.
  8. Д.Ж. Происхождение морали. Саратов, 1981.
  9. М. Протестантская этика и дух капитализма.М.: 1990.-230 с.
  10. М.А. Формирование эстетических ориентаций старшихшкольников. Л., 1976.
  11. М.А. Эстетическое воспитание старшекурсников. Л., 1970. Ветошкин А. П. Место и роль студенчества в социалистическом обществе: дис. канд. филос. наук. — М., 1989.
  12. Д.М., Гайсин Ф. А., Матисова А. К. Обновление духовной деятельности в обновляющемся обществе. Уфа. Знание. 1992.-130 с.
  13. Н.Я. Социальное поведение учащейсямолодежи.//Социс. 1998.№ 9.
  14. Э.А. Философия и жизнь. М., 1989.
  15. Ф.Д. Студент как объект социологического исследования. //Студенчество в условиях реформ в России. М.:-с.26−28.
  16. Л.Б. Философские проблемы теории и практики эстетического воспитания.-Автореф. дис. канд. филос. наук. ЛГУ.-Л., 1991.-20 с.
  17. А.Я. В поисках художественного смысла. М., 1992. Злобина Т. П. Роль эстетического воспитания в формировании личности студента технического вуза: дис. канд. филос. наук. -Уфа, 1987.
  18. А.Ю. Культура советского общества: логика политической трансформации.//Общественные науки и современность. 1999.№ 3. Илиади А. Н. Искусство и основные направления эстетического воспитания. в кн. Искусство и эстетическое воспитание. — М., 1983.
  19. Категории философии и категории культуры. Киев, 1983. Киященко Н. И. Эстетическое творчество. — М.: 1984. Ковалева Т. В. Российское студенчество в условиях переходного периода. //Социс. 1995. № 1. — с. 142−146.
  20. В.М. Эстетика и творческий аспект гуманитаризации технического образования.// Гуманитаризация образования в технических вузах. М.: 1989.
  21. И.А. Эстетическая культура. Эстетический опыт и эстетическая культура. М.:1992. с.84−94.
  22. H.A. Проблемы онтологии эстетического, дис. док. филос. наук в форме научн.докл.-М., 1993.-52 с.
  23. Г. П., Петрова Г. А. Система эстетической подготовки студентов в высшем учебном заведении. Казань, 1984. Краткая философская энциклопедия. — М.: АО Издательская группа Прогресс. 1994.-575 с. Краткий словарь по эстетике. — М.: 1993.
  24. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста.-М.: 1994
  25. И.Я. Культурология. Курс лекций. Мн.: НТООО «Тетра Система», 1998.
  26. Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Ек-г: Изд. Урал. ун-та, 1997.
  27. В.Г. Эстетическая культура и личность. М.: 1987. Лисовский В. Т. Личность студента. — Л.: 1974. Лисовский В. Т. Советское студенчество: социологические очерки. М., 1990.-302 с.
  28. A.B. Философия. Предвидение, Духовность. Уфа, 1993.
  29. А.И. Праздник как социально-художественное явление. -М., 1978.
  30. М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.
  31. Р.Т. Молодежь в кризисном социуме, — Уфа. 1988. Неделя Л. И. Этика студента. Минск, 1988.
  32. A.A. Теория и история эстетики. (Фундаментальный курс). -М.: 1992.
  33. .Ю. Роль эстетического воспитания в формировании профессиональной культуры будущих специалистов. Дис. канд. филос. наук. Киев, 1988.
  34. Основные проблемы развития эстетики и эстетического воспитания. М.: 1988
  35. В.Ф. Эстетическая культура советской молодежи. -Киев, 1986.
  36. С.М. Человек и его мир. Уфа.БашГУ.1996.-170 с. Присягина З. Н. Коллективное и индивидуальное в ценностных ориентациях студенческой молодежи.//Автореф. дис. канд. филос. наук. Саранск. 1995.-26 с.138
  37. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России. // Вопросы философии. 1994. № 4.
  38. Л.Я. Советское студенчество: социологический очерк. -М., 1981.
  39. .А. Молодежь и становление новой России.//Социс. 1998. № 5.
  40. И.П. Социальный портрет современного студенчества. Пермь. 1996.-57 с. Депонировано в ИНИОН РАН. № 51 318.
  41. Ф.Б. Критерии разумных потребностей. // Вопросы философии. 1985. № 1. с.42−54.
  42. Ф.Б. Особенность советской цивилизации. Уфа, 1998.
  43. .П. Экзистенциализм это гуманизм.-М., 1993.-129с.
  44. А.Н. Эстетическое воспитание и развитие художественной потребности студентов // Проблемы эстетического воспитания студентов педагогических вузов в свете реформы школы/. Л., 1988. — С. 28.
  45. П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989.
  46. А.Ю. Организационный подход в изучении проблем вуза (зарубежный опыт).-М.: 1986.
  47. Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности.//Материалы конференции 28 марта. 1996. Томск. 4.1., 4.2.-125с., 135с.
  48. Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания. //Под ред. Кухтевич Т. Н. М.: 1992.-180 с.
  49. Л.П. Человек как объект и субъект воспитания. Нижневартовск. 1995.-125 с.139
  50. Социология молодежи. Учебник. //Под ред. Лисовского В. Т. С-П.:Изд-во СПб Университета. 1996.-455 с.
  51. Социальная философия.- М.:Юнити. 1995.-235 с.
  52. Л.Н. Природа эстетической культуры. Рига, 1985.
  53. У. Социология эстетической культуры. Рига, 1985.
  54. А.К. Духовное обновление общества. М.: 1990.-125 с.
  55. Д.И. Психологические исследования.М.: Наука, 1966,329 с
  56. Ф.С., Сулейманов М. Н., Курлов А. Б. Профессионализация и проблемы совершенствования инженерной подготовки. М.: 1990.- 145с.
  57. Ш. Фаустова Э. Н. Доминирующие ценностные ориентации студентов.//Вестник МГУ. Серия. Социология и политология. 1995. № 4. с.96−99.
  58. Философия, культура и образование (материалы круглого стола).//Вопросы философии. 1999. № 3.
  59. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  60. А.Г. Социология воспитания. М.:Политиздат. 1990.-220 с.
  61. Г. Е. Ценностные ориентации и жизненные условия современного студенчества. М., 1995.-18 с. Депонировано в ИНИОН РАН № 50 590.
  62. Е.В. Эстетическое воспитание: Пути и проблемы. М., 1988.
  63. Л.А. Образование, творчество и прогресс общества.//Творчество и развитие образовательных систем. Уфа. 1997.с.3−7.140
  64. Эволюция форм подготовки специалистов за рубежом. Научно-аналитический обзор.//Под ред. Можаевой Л. Г. М.:ИНИОН РАН. 1996.-96 с.
  65. Эстетическое воспитание в вузе. Л., 1990.
  66. В.А. Социологические исследования. Программа. Методы. М.:Наука. 1987.-367 с.
  67. Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. М., 1986.
  68. Е.Г. Проблемы онтологической рефлексии в эстетическом исследовании. // Сборник резюме. XIX Международный конгресс по философии. -М., 1993.
  69. Dezypco Е. R. Origins of Functionalist Theory. NY. 1975.
  70. Aesthetics and problems of education. Ed. by Ralph A.Smith. Urbana. 1971.
  71. Broud S. Harry. Some duties of a Theory of educational Aesthetics.//Aesthetics and problems of Education. Urbana, 1971. p.103−116.
  72. Lanier V. Beyond aesthetic education.// Art education. 1983. N 6. p.51−57.
  73. Swanger D. The future of aesthetic education.//The journal of aesthetic education. Vol.17. 1963. N l.p.15−30.
  74. Dewey J. Democracy and Education. N.Y., 1966, p.89−90.
Заполнить форму текущей работой