Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Всемирная торговая организация — универсальный институт регулирования мировой торговли

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1946 г. под эгидой Экономического и социального совета ООН началась подготовка проекта устава МТО. Конференция ООН по торговле и занятости приняла Гаванскую хартию (г. Гавана, 1948 г.). Проект Соглашения об учреждении МТО, или Гаванская хартия охватывал не только основные принципы торговой политики, но и связанные с ними области: проблемы ограничительной деловой практики, занятости… Читать ещё >

Всемирная торговая организация — универсальный институт регулирования мировой торговли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ГАТТ — многостороннее соглашение по торговле товарами

В послевоенный период США инициировали создание Международной торговой организации (МТО), что вписывалось в общую концепцию послевоенной стабилизации мировой экономики. Наряду с Международным валютным фондом и Всемирным банком, эта организация должна была способствовать формированию предсказуемой, «регулируемой» конкуренции на мировых рынках.

В 1946 г. под эгидой Экономического и социального совета ООН началась подготовка проекта устава МТО. Конференция ООН по торговле и занятости приняла Гаванскую хартию (г. Гавана, 1948 г.). Проект Соглашения об учреждении МТО, или Гаванская хартия охватывал не только основные принципы торговой политики, но и связанные с ними области: проблемы ограничительной деловой практики, занятости, экономического развития и регулирования международной торговли сырьевыми товарами. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), созданное в 1947 г., являлось только частью проекта деятельности МТО. ГАТТ вступило в силу 1 января 1948 г. на основе Протокола о временном применении как промежуточный этап создания МТО. Между тем, условия послевоенного восстановления Европы и наличие уже сложившейся системы преференций в рамках стран Британского содружества не способствовали широкой поддержке либеральной доктрины США. В результате дискуссий в Гаванскую хартию было внесено большое количество поправок и исключений, которые не устроили США. В 1949 г. Г. Трумэн стал вносить Соглашение об учреждении МТО на ратификацию Сената. Почти 50 лет страны пытались найти торговые компромиссы в рамках ГАТТ, результатом чего явились многочисленные исключения из правил ГАТТ.

Принципы деятельности ГАТТ заложили основы, необходимые для выработки правил ведения внешней торговли, включающих в себя, с одной стороны, обязательства по открытию внутреннего рынка отдельной страны для импортных товаров, с другой — меры по закрытию внутреннего рынка в целях защиты национальных производителей от более конкурентной импортной продукции. Таким образом, каждая страна — член ВТО — должна определить меру своей открытости в зависимости от готовности конкурировать на мировом рынке.

Основа деятельности ГАТТ — запрет дискриминации и рыночная эффективность, предсказуемый (транспарентный) взаимный доступ на рынки — осуществляется через принципы (правила) ВТО.

Режим наибольшего благоприятствования (РНБ), или принцип недискриминации гласит — «любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленные любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из/или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и безусловно предоставляться аналогичному товару, происходящему из/или предназначенному для территории всех других договаривающихся сторон» (ГАТТ, ст. 1). Таким образом, РНБ определяет требование равных условий доступа на рынок или отказ от дискриминации. Если предоставлена льгота (преференция) на ввоз какого-либо товара, то она должна быть распространена на всех участников ВТО. Любые ограничения также должны распространяться на все третьи страны. Это положение носит безусловный, универсальный характер. Оно касается и международного транзита, и платежей по экспортно-импортным операциям.

В ГАТТ обязательство в отношении принципа РНБ может быть нарушено тремя основными способами:

  • 1) применением ст. XXIV, которая разрешает создание интеграционных объединений в форме ЗСТ (зоны свободной торговли) или таможенных союзов (например, зона свободной торговли в рамках СНГ);
  • 2) применением ст. XXV, которая разрешает договаривающимся сторонам предъявлять преференции индивидуальным странам «в исключительных обстоятельствах»;
  • 3) изъятия для развивающихся стран.

Другие разрешенные исключения из РНБ представлены в табл. 8.1. Так, в качестве исключения из правил предусмотрены специальные и льготные положения для развивающихся и наименее развитых стран. По итогам Токийского раунда было принято положение о предоставлении развивающимся странам режима всеобщей системы преференций (ВСП).

Все изъятия не должны быть произвольными или иметь характер неоправданной меры дискриминации (ст. XX ГАТТ).

Серьезную угрозу практической реализации РНБ представляет «фрагментация» мировой торговли, которую стимулируют межстрановые торговые блоки (интеграция) и транснациональные корпорации.

Национальный режим (HP) является вторым базовым правилом ВТО. HP означает отказ от дискриминации импортных товаров на внутреннем рынке за счет распространения национального режима на импортный продукт. Так, уровень и способ взимания налогов и сборов с импортного и отечественного продукта должны быть одинаковыми (ГАТТ, ст. III). То же касается внутренних правил количественного регулирования, требующих смешения, переработки или использования товаров в определенных долях. Это означает, что нельзя устанавливать определенную долю использования отечественных товаров в производстве готовых изделий.

Таблица 8. 7.

Правила и исключения из правил ГАТТ-ВТО

Правила

Исключения (изъятия) из правил

Режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ). Национальный режим. Непревышение согласованного уровня импортного тарифа. Запрещение применения количественных ограничений (квоты, импортные и экспортные лицензии и Т.Д.).

Региональные торговые соглашения (зоны свободной торговли, таможенные союзы). Специальные льготные положения для развивающихся и наименее развитых стран. Общественная мораль.

Защита жизни и здоровья людей, животных и растений.

Торговля золотом или серебром.

Торговля оружием.

Торговля расщепляемыми материалами Торговля товарами, произведенными заключенными.

Четкие правила таможенной оценки ввозимых товаров. Разумные таможенные сборы и пошлины. Маркировка происхождения на основе четких правил. Свобода транзита. Ограничение субсидий, отказ от экспортных субсидий.

Правила «поведения» для государственной торговли и монополий.

Торговля сырьевыми товарами (сохранение природных ресурсов).

Критическая нехватка продовольствия и основных предметов потребления. Существенные интересы национальной безопасности.

Обеспечение равновесия платежного баланса. Сокращение или отказ от ранее предоставленных уступок.

Государственные закупки.

Выплата субсидий исключительно внутренним производителям.

В ст. III ГАТТ содержатся два главных отступления от обязательства по национальному режиму. Во-первых, он не применяется к правительственным закупкам, т. е. закупкам, которые осуществляются для нужд и за счет государства. Во-вторых, он не применяется к субсидиям, выплачиваемым исключительно национальным производителям. Существуют и другие исключения (изъятия) как для РНБ, так и для национального режима, которые могут создавать защиту для стран, недостаточно подготовленных к жестким реалиям открытого рынка.

Согласно правилам ГАТТ защита национальной промышленности может осуществляться путем ограничения доступа импортных товаров на свою территорию с использованием тарифов, но не иных мер (количественные ограничения, стандарты и др.). Статья IX ГАТТ указывает, что «ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы или на ввоз или продажу для экспорта любого товара, предназначенного для территории другой страны-участницы, никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов». Иными словами, ГАТТ запрещает использовать для защиты национальных интересов количественные ограничения импорта, но разрешает использовать таможенно-тарифный механизм (принцип запрещения количественных ограничений импорта).

Правило непревышения согласованного уровня импортного тарифа означает безусловное выполнение принятых на себя обязательств и создание устойчивой основы торговли.

Ограничение субсидий, отказ от экспортных субсидий позволяет предотвратить «войну субсидий», регулирует использование демпинга и компенсационных мер.

Свобода транзита (кроме транзитного движения самолетов) означает право осуществлять провоз груза через территорию стран по наиболее подходящему маршруту с возможностью перемены вида транспорта, складирования, дробления партии товара. Транзитные перевозки освобождены от таможенных пошлин и иных дополнительных сборов. На такие перевозки распространяется РНБ.

Структурно ГАТТ-47 состоит из четырех частей, разбитых на 38 статей (табл. 8.2).

Таблица 8.2

Структура ГАТТ-47

Название

Часть I

Ст. 1. Общий режим наиболее благоприятствуемой нации.

Определяет понятие РНБ и указывает исключения из него.

Ст. 2. Перечень уступок.

Каждая договаривающаяся сторона предоставляет торговле другой стороны режим не менее благоприятный, чем тот, который предусмотрен Перечнем тарифных уступок.

Часть II

Ст. 3. Национальный режим внутреннего налогообложения и регулирования.

Определяет понятие HP, пояснения и исключения из него.

Ст. 4. Особые положения, относящиеся к кинофильмам.

Устанавливает требование к экранным (демонстрационным) квотам, используемым для фильмов иностранного происхождения.

Ст. 5. Свобода транзита.

Определяет понятие «транзитной перевозки» и принцип свободного недискриминационного транзита.

Название.

Ст. 6. Антидемпинговая и компенсационная пошлина.

Определяет понятие демпинга. Разрешает и поясняет исчисление антидемпинговых и компенсационных пошлин.

Ст. 7. Оценка товаров для таможенных целей.

Определяет понятие и исчисление таможенной стоимости товара.

Ст. 8. Сборы и формальности, связанные с ввозом и вывозом.

Все сборы и платежи (кроме пошлин и внутренних налогов) ограничиваются стоимостью оказываемых услуг и не могут являться косвенной защитой отечественных товаров или фискальным средством.

Ст. 9. Отметки о происхождении.

Распространение РНБ на маркировку товара.

Ст. 10. Публикация и применение торговых правил.

Гласность любых законов, правил, судебных решений и административных распоряжений, касающихся экспортно-импортных операций.

Ст. 11. Общая отмена количественных ограничений.

Ни одна из сторон не устанавливает никаких ограничений в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других, кроме пошлин, налогов и сборов. Дана расшифровка исключений.

Ст. 12. Ограничения в целях обеспечения платежного баланса.

Положения, позволяющие ограничивать количество и стоимость импортного товара, в целях обеспечения платежного баланса.

Ст. 13. Недискриминационное применение количественных ограничений.

Положения, регулирующие недискриминационное применение количественных ограничений (распределение долей участия в торговле данным товаром).

Ст. 14. Исключения из правила недискриминации.

Сторона, применяющая количественные ограничения, может отклоняться от положений ст. 13 способом, который будет иметь эквивалентный эффект.

Ст. 15. Договоренности в отношении валюты.

Скоординированность валютной политики стран посредством сотрудничества с Международным валютным фондом.

Ст. 16. Субсидии.

Понятие и положения об экспортных субсидиях. Избежание субсидирования, наносящего серьезный ущерб торговле.

Ст. 17. Государственные торговые предприятия.

Государственные предприятия должны подчиняться принципу недискриминации и руководствоваться коммерческими соображениями.

Ст. 18. Правительственная помощь экономическому развитию.

Развивающимся странам разрешается использовать дополнительные защитные меры, необходимые для создания отдельных отраслей национальной промышленности.

Название.

Ст. 19. Чрезвычайные меры в отношении импорта отдельных товаров.

Случаи полной или частичной приостановки выполнения взятых на себя обязательств (защитная или освобождающая оговорка).

Ст. 20. Общие исключения.

Перечень мер, направленных на защиту.

Ст. 21. Исключения по соображениям безопасности.

национальной безопасности и нарушающих общие правила ГАТТ.

Ст. 22. Консультации.

Обязательство предоставлять друг другу консультации.

Ст. 23. Аннулирование или сокращение выгод.

Процедура урегулирования торговых споров Часть III

Ст. 24. Территориальное применение.

Понятия и положения, регулирующие применение принципов ГАТТ к таможенным территориям, в том числе приграничной торговле, таможенным союзам и зонам свободной торговли (допущение нарушения РНБ).

Ст. 25. Совместные действия договаривающихся сторон.

Положения о проведении совместных встреч, принятии решений, в том числе об освобождении от ранее принятых обязательств.

Ст. 26. Принятие, вступление в силу и регистрация.

Положения о вступлении в силу Соглашения для правительств, принявших его.

Ст. 27. Приостановление действия или отзыв уступок.

Любая сторона имеет право в любое время приостановить действие или отозвать любую уступку, предусмотренную в соответствующем Перечне.

Ст. 28. Изменение перечней.

Любая сторона может путем переговоров с заинтересованными сторонами изменить перечень уступок.

Ст. 28 бис. Тарифные переговоры.

Правила проведения тарифных переговоров, направленных на снижение пошлин, связывание пошлин на существующем уровне или принятие обязательств о том, что пошлина не превысит определенный уровень.

Ст. 29. Отношение настоящего Соглашения к Гаванскому уставу.

Действие части II настоящего Соглашения приостанавливается в день вступления в силу Гаванского устава (Устав Международной торговой организации не был принят).

Ст. 30. Поправки.

Поправки к положениям части I настоящего Соглашения или к положениям ст. 29 или настоящей статьи применяются после принятия их всеми договаривающимися сторонами.

Ст. 31. Выход из Соглашения.

Право и процедура выхода из Соглашения.

Название.

Ст. 32. Договаривающиеся стороны.

Понятие «договаривающиеся стороны».

Ст. 33. Присоединение.

Право присоединиться к Соглашению на условиях, подлежащих согласованию между правительством и договаривающимися сторонами.

Ст. 34. Приложения.

Приложения составляют неотъемлемую часть настоящего Соглашения.

Ст. 35. Неприменение Соглашения между отдельными договаривающимися сторонами.

Соглашение применяется между договаривающимися сторонами, если они вступили в тарифные переговоры.

Часть TV

Торговля и развитие

Ст. 36. Принципы и цели.

Положения, дающие особые торговые преференции развивающимся странам по сравнению с развитыми, в том числе асимметричность взятых на себя обязательств о снижении или устранении тарифов или других барьеров в торговле.

Ст. 37. Обязательства.

Ст. 38. Совместные действия.

В ходе Токийского и Уругвайского раундов часть статей ГАТТ-47 были переведены в разряд самостоятельных (по форме) соглашений. Это Соглашение о таможенной стоимости, Соглашение о применении антидемпинговых мер, Соглашение о применении субсидий и компенсационных пошлин и ряд других. Кроме того, с 1986 по 1993 г. было принято семь новых соглашений. Каждое из соглашений будет рассмотрено отдельно в других параграфах книги.

Само название ГАТТ указывает на то, что центральным вопросом торговых переговоров является таможенное тарифное регулирование, а именно снижение тарифов. В соответствии со ст. 11 ГАТТ нетарифные ограничения в торговле должны быть заменены тарифными. Принципами снижения тарифов являются: постепенность, согласованность, взаимность, обязательность выполнения.

Процедура тарифных переговоров, выработанная ГАТТ, основана на «запросах и предложениях» (request and offer procedure). Каждая страна-участник выдвигает другой стране свой запрос относительно желательного уровня импортного тарифа на товар или группу товаров и предложения по уровню своих импортных тарифов. Предложенные уровни тарифных ставок указываются в перечнях тарифных уступок (commitments). Ставки пошлин, указанные в перечнях, называются консолидированными или связанными (binding), т. е. зафиксированными на определенном уровне. Связывание тарифа может осуществляться путем:

  • 1) фиксации действующего уровня тарифа;
  • 2) снижения и фиксации сниженного уровня тарифа.

Разновидностью связывания является взаимное обнуление тарифов по принципу «zero to zero». Так, в ходе Уругвайского раунда США, Япония, Канада, ЕС (группа «квадро») взаимно обнулили пошлины на 10 товарных групп. В соответствии с РНБ такое падение тарифов распространяется на все страны-участницы. В практике ГАТТ-ВТО используются двусторонние, групповые и многосторонние переговоры. В любом случае решение распространяется на всех членов ГАТТ (ВТО) при условии, что в переговорах принимали участие главные поставщики того товара, по которому согласована тарифная уступка («правило главного поставщика»).

Взаимный обмен заинтересованных сторон такими предложениями или офертами и составляет суть тарифных переговоров. В случае, когда стороны находят компромиссный вариант взаимного снижения и фиксации импортных пошлин, переговоры заканчиваются подписанием протоколов, содержащих обязательства каждой стороны. Ниже приведен пример таких обязательств:

Код

ТН

вэд.

РФ

Наиме

нование

товарной

группы

Действующая ставка тарифа,

%

Начальный уровень связывания, %

Конечный уровень связывания, %

Имплемен

тационный

период,

лет

Сахар и изделия из сахара.

29,01.

49,50.

39,37.

В графе 1 указан код по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности конкретной страны. В графе 2 — наименование товарной группы. В графе 3 — действующая на момент переговоров ставка импортного тарифа. В графе 4 — начальный уровень фиксации тарифа, который наступает с 1 января года, следующего за годом юридического присоединения к ВТО. В графе 5 указан конечный уровень связывания, который наступает после окончания имплементационного (переходного или адаптационного) периода. Приведенные в примере данные нетипичны. Он иллюстрирует эффект «воды в тарифе», когда действующая ставка тарифа ниже, чем начальный уровень ее связывания. Для промышленных товаров характерно, что уровень связывания ниже действующего тарифа. Однако для сельскохозяйственной продукции это один из способов сохранения защиты национального производства.

В ходе переговоров в рамках ГАТТ было отработано несколько методик снижения тарифов:

  • • прямой подход — взаимный обмен тарифными офертами по конкретным товарам;
  • • линейный подход — согласование перечня товаров и переговоры об общем снижении тарифов на них на определенную величину (например, на 20%);
  • • швейцарский подход — сглаживание «тарифных пиков» за счет более значительного снижения высоких ставок по сравнению с низкими ставками. В ходе Токийского раунда швейцарской стороной была предложена такая формула расчета нового уровня тарифа:

Всемирная торговая организация — универсальный институт регулирования мировой торговли.

где Т* — новый тариф; К — коэффициент снижения тарифной ставки; Т — старый тариф;

• метод тарификации — перевод нетарифных барьеров в эквивалентные по уровню защиты тарифы.

В соответствии с решениями Уругвайского раунда снижение тарифов на промышленные товары с 1995 по 2000 г. должно идти по схеме: промышленно-развитые страны — на 40% от действующего уровня, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой — на 30%. По сути, использован линейный подход связывания. Уругвайский раунд утвердил методику тарификации. Это позволяет переводить нетарифные барьеры в тарифные.

В итоге Уругвайского раунда доля связанных ставок возросла в развитых странах с 78 до 99% всех товарных позиций, в развивающихся — с 21 до 73%, в странах с переходной экономикой — 78 до 98%. Снижение тарифов на промышленные товары осуществлялось на базе соглашения о взаимном обнулении пошлин между США, ЕС, Японией и Канадой. Снижение средневзвешенных таможенных пошлин, т. е. пошлин, взвешенных по торговым потокам, не исключает избирательного протекционизма. Так, максимальный размер ставки пошлин на некоторые виды сельскохозяйственной продукции составляет в Японии 552%, в США — 440%, в ЕС — 280%, в Канаде — 171%. Реальный уровень таможенного обложения конкретного товара зависит от степени детализации товарной номенклатуры таможенного тарифа. Большая детализация позволяет при среднем снижении тарифа по товарной группе иметь «тарифные пики» на отдельные единицы товарной группы.

Либерализация внешнеторговых отношений стран — членов ГАТТ (ВТО) сопровождалась снижением средневзвешенного уровня импортного тарифа. Одновременно идет усиление нетарифных (скрытых) методов защиты внутреннего рынка: таможенные процедуры, технические барьеры, санитарные и фитосанитарные меры, демпинг, субсидии, валютные ограничения и другие.

В рамках ГАТТ было проведено 8 международных многосторонних раундов (табл. 8.3).

Основным вопросом пяти первых многосторонних торговых переговоров было взаимное снижение таможенных пошлин на промышленные товары. Разрушенная войной Европа защищала возрождение национального производства количественными ограничениями импорта.

Торговые раунды в рамках ГАТТ

№.

п/п

ММТП

Год

Место проведения

Число

стран-

участниц

Женевский раунд.

Женева (Швейцария).

Конференция в Аннеси.

Аннеси (Франция).

Конференция в Торки.

Торки (Великобритания).

Женевская конференция.

Женева (Швейцария).

Диллон-раунд.

1960—1961.

Женева (Швейцария).

Кеннеди-раунд.

1964—1967.

Женева (Швейцария).

Токийский раунд.

1973—1979.

Токио и Женева (Япония, Швейцария).

Уругвайский раунд.

1986—1993.

Пунто-дель-Эсте.

(Уругвай).

В 1960;х гг. экономический подъем стран Общего рынка, достижение конвертируемости их национальных валют сделали европейские внешнеторговые позиции более либеральными, а защиту более изощренной. Присоединение к ГАТТ значительного количества развивающихся стран повлияло на тематику раундов. В ходе Кеннеди-раунда (1964—1967) помимо традиционного «тарифного мотива» были озвучены проблемы борьбы с демпингом и вопросы преодоления торгового диспаритета между развитыми и развивающимися странами. В 1964 г. была принята часть IV ГАТТ — «Торговля и развитие», устанавливающая возможность односторонней защиты со стороны развивающихся стран и использование специальных мер содействия их внешней торговле со стороны развитых стран.

Наиболее продуктивным по числу заключенных соглашений стал Токио-раунд (1973—1979) на котором, среди прочего, рассматривались проблемы торговли сельскохозяйственной продукцией и нетарифные барьеры в международной торговле. В ходе переговоров были подписаны:

  • • Соглашение по таможенной оценке товаров, которое запрещает произвольное установление таможенной стоимости товара;
  • • Соглашение об импортном лицензировании, которое направлено на упрощение и унификацию процедуры выдачи импортных лицензий (разрешений);
  • • Соглашение о пересмотре антидемпингового комплекса ГАТТ интерпретирует ст. VI ГАТТ, в которой оговариваются условия, при которых допускается взимание антидемпинговых пошлин;
  • • Соглашение о применении субсидий и компенсационных пошлин;
  • • Соглашение о технических барьерах в торговле, а также четыре Соглашения с ограниченным числом участников:
  • • Соглашение о правительственных закупках, которое создает условия для международной конкуренции за государственные контракты и препятствует протекционизму в этой области;
  • • Соглашение о торговле самолетами гражданской авиации, устанавливающее взаимные нулевые пошлины на самолеты гражданской авиации, запасные части к ним и работы по ремонту гражданской авиатехники;
  • • Соглашение по говядине, которое способствует либерализации международной торговли мясом и продукцией животноводства;
  • • Соглашение по молочным продуктам, которое способствует либерализации международной торговли молочными продуктами.

Историческим стал Уругвайский раунд. Он начал свою работу в сентябре 1986 г. в г. Пунто-дель-Эсте (Уругвай). Здесь были сформулированы принципы «неприменения ограничений, несовместимых с правилами ГАТТ» (standstill) и «свертывания ограничений, противоречащих ГАТТ» (rollback). Эти торговые переговоры были беспрецедентными по своей длительности (почти 8 лет), по числу участников (125 стран), кругу рассматриваемых вопросов (сфера промышленных и сельскохозяйственных товаров, услуг, инвестиций, интеллектуальной собственности) и по своим последствиям (создание ВТО). Необходимость проведения раунда обусловлена, прежде всего, нарастанием разрыва между организационно-правовыми возможностями ГАТТ и интересами «основных участников мировой торговли». Длительность переговоров объясняется остротой противоречий между странами — членами ГАТТ, в особенности между позициями развитых и развивающихся стран. В результате компромисса между спорящими сторонами было подписано Соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО). Событие произошло в г. Марракеш (Марокко) и поэтому соглашение часто называется Марракешским.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой