Антициклическое регулирование.
Кейнсианская теория
Недостатки теории Кейнса проявились в процессе практического ее применения в США и Великобритании, что не только не привело к равновесию, но вызвало новое явление — стагфляцию — рост одновременно и безработицы, и инфляции (между тем Кейнс рекомендует решать каждую из этих проблем в отдельности). Рекомендуемая кейнсианцами для борьбы с безработицей государственная политика экспансии (денежные… Читать ещё >
Антициклическое регулирование. Кейнсианская теория (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Антициклическое регулирование — система мер и действий государства, направленных на промышленный цикл с целью снижения глубины циклических кризисов, смягчения их социальных последствий, стабилизации хозяйственной конъюнктуры и темпов экономического роста.
Множество взглядов на причины циклических колебаний порождает множество взглядов на проблему антициклического регулирования, среди которых выделяются: 1) марксизм; 2) теории неоконсерваторов, прежде всего монетаристов; 3) теория Кейнса, кейнсианцев и неокейнсианцев.
Марксисты считают, что экономические циклы и кризисы перепроизводства свойственны только капитализму, поэтому их можно устранить лишь с ликвидацией основного противоречия капитализма.
Сходство и различия во взглядах на проблемы антициклического регулирования неоконсерваторов, включая монетаристов, кейнсианцев и неокейнсианцев, можно проследить по данным табл. 23.2.
По мнению Кейнса, Великая депрессия капиталистической экономики еще раз продемонстрировала неспособность рынка регулировать экономику, поддерживать ее в равновесии и несостоятельность неоклассических теорий невмешательства государства в экономическую жизнь.
Неизбежность государственного регулирования, по Кейнсу, вызывают следующие причины: резко усилилась монополизация рынка, подорвавшая его механизмы; нарастает взрывной характер развития науки, техники и технологий, что зачастую сдерживается монополиями; растет количество связей в экономике, и они усложняются (сегодня фирмы вступают в отношения с сотнями физических и юридических лиц, профсоюзами и т. д., что требует государственного регулирования этих отношений); углубляются кризисы в самой банковской системе, которая, по мнению неоконсерваторов, призвана сдерживать макроэкономические колебания, но в реальности их усиливает; экономические потрясения разрушают значительную часть производительных сил, включая человека, ведут к социальным конфликтам. Только в XX в. капиталистическая экономика 15 раз ввергалась в экономические кризисы перепроизводства (табл. 23.1), потери только промышленного производства каждый раз составляли от 2—3 до 46% ранее достигнутого уровня. Общая продолжительность нахождения экономики в кризисах превышает 16 лет.
Таблица 23.1
Наиболее заметные экономические кризисы перепроизводства
Годы | Ввергнутые страны | Глубина падения промышленного производства, % | Продолжительность, месяцев |
Англия. | —. | —. | |
Англия, США. | —. | —. | |
1847—1848. | Страны Европы. | —. | —. |
Первый мировой кризис. | 20—25. | ||
Англия. | 60 (ткачество). | —. | |
1873—1878. | Мировой кризис. | —. | Около 50. |
США, Франция. | —. | —. | |
1890—1893. | Германия, США, Франция, Россия. | —. | —. |
1900—1903. | Мировой кризис. | 2,5. | |
1907—1908. | Мировой кризис. | 6,4. | |
1913—1914. | Мировой кризис. | 11,8. | |
1920—1921. | Мировой кризис. | 16,4. |
Годы | Ввергнутые страны | Глубина падения промышленного производства, % | Продолжительность, месяцев |
1929—1933 | Мировой кризис | 46,0 | |
1937—1938 | Мировой кризис | 10,8. | |
1948—1949 | Мировой кризис | 5,8 | |
1953—1954 | Мировой кризис | — | — |
1957—1958 | Мировой кризис | 4Д | |
1960—1961 | США | 1,6. | |
1964—1967 | Мировой кризис | — | — |
1970—1971 | Мировой кризис | 2,6. | |
1973—1975 | Мировой кризис | 10,7 | |
1980—1982 | Мировой кризис | 7,2 | |
1990—1991 | Мировой кризис | 4,0 | |
Всего в XX в. | Мировые кризисы | Около 130 | 194 (более 16 лет) |
2000—2001. | Мировой кризис | — | — |
2008—2010 | Мировой кризис | — | — |
Концепция Кейнса государственного антициклического регулирования, которая была разработана на базе изучения советского опыта планирования, контроля и учета, включает следующие положения.
- 1. Госрегулирование экономики неизбежно по вышеназванным причинам, оно заменяет или дополняет рыночное регулирование.
- 2. Основная цель регулирования — борьба со спадом и безработицей.
- 3. Основным объектом государственного регулирования является спрос, его недостаток — основная причина спадов. Человек по своей психологии всегда склонен к сбережениям, которые нарушают макроэкономическое равновесие. Поэтому для смягчения кризисов государство должно создавать объекты ВПК, сооружать дамбы и т. п., расходы на которые не увеличивают текущего предложения, но увеличивают занятость и доходы населения, что стимулирует спрос и смягчает кризис. Кейнс ввел понятие «эффективный спрос», выражающее равновесие между производством (предложением), потреблением (спросом), доходом и занятостью.
- 4. Регулируя экономическую жизнь, государство решает три основные задачи — эффективности, стабильности, справедливости, используя при этом следующие рычаги: государственную собственность, административно-правовой механизм, госбюджет и денежно-кредитную систему.
- 5. Главный инструмент вмешательства государства — бюджетная политика, а кредитно-денежная политика должна играть подчиненную роль и приспосабливаться к налогово-бюджетной, подкрепляя бюджетную экспансию предложением денег и кредитов, а бюджетное сдерживание — их ограничением. Через такое согласование регулируется ставка процента.
- 6. Кейнс впервые обосновал теорию встроенных в экономику стабилизаторов (гл. 26), а также тезис о допустимости и полезности дефицита государственного бюджета. В период кризиса (в связи с увеличением расходов государства, стимулирующего производство, доходы и занятость) дефицит госбюджета растет, а в период подъема снижается.
- 8. Кейнс положил начало целому направлению в экономической науке, получившему название кейнсианство. Его последователи обосновывают необходимость госрегулирования экономики не только в период кризисов, а во всех фазах промышленного цикла по трем основным направлениям: во время спадов используются государственные закупки, ссуды, субсидии; во время подъемов и бумов — государственные продажи, займы у частного бизнеса, увеличиваются налоги. Экономисты Хикс, Самуэльсон и др. пытаются соединить кейнсианство с неоклассической теорией и создать на этой основе теорию «неоклассического синтеза».
Таблица 23.2
Антициклическое регулирование: разные точки зрения
Различия подходов кейнсианцев и неоконсерваторов | ||
Кейнс и неокейнсианцы | Неоконсерваторы | |
Уровень регулирования. | Макроуровень. | Микроуровень. |
Объекты регулирования. | Спрос. | Предложение. |
Основные механизмы (приоритеты) антициклического регулирования. | Налогово-бюджетная политика (на первом месте, так как госбюджет находится в руках государства) и кредитно-денежная политика — на втором месте. | Кредитно-денежная (частные банки) политика на первом месте, а налоговобюджетная — на втором месте. |
Роль государства. | Поощрительная. | Ограничительная. |
Сходство теорий неокейнсианцев и неоконсерваторов | ||
Признание того, что: 1) капиталистическая экономика развивается лишь циклически; 2) государство должно сглаживать циклические колебания; 3) государственное антициклическое регулирование должно стимулировать деловую активность в период ее спадов и сдерживать в период бумов. |
Теория Кейнса использовалась в хозяйственной практике Великобритании, США, других стран, что дало определенные положительные результаты, способствовало в какой-то мере выходу из Великой депрессии. Но, как и следовало ожидать, к устранению кризисов это не привело.
Неоклассики, монетаристы, марксисты и другие экономисты отмечают в теории Кейнса многие недостатки. Так, следуя теории предельной полезности, Кейнс взял за основу субъективно-психологические мотивы, к которым сводит экономические законы, явления и процессы, а в реальности, наоборот, субъективные мотивы обусловлены объективными производственными отношениями, прежде всего отношениями собственности.
По Кейнсу, причина неполной занятости ресурсов — недостаточный спрос, ограниченность которого он объяснял действием вечного «психологического закона», согласно которому с ростом доходов склонность людей к потреблению снижается, а к сбережению — растет. Спрос на капитал тоже недостаточен для обеспечения полной занятости в связи с «недостаточностью стимулов к инвестициям», что опять же обусловлено психологическим фактором — неуверенностью капиталистов в прибыльности и сохранности средств в инвестиции, а также завышенным ссудным процентом.
Но в реальности ограниченность спроса объясняется не «слабой склонностью к потреблению», а низким уровнем доходов населения. Не потому нарушается макроэкономическое равновесие, что у фирм ослаблена «склонность» к инвестициям, а наоборот, падение склонности к инвестициям вызывается объективными экономическими условиями — монополизацией рынка, торможением монополиями НТР, хронической недогрузкой фондов, чему, кстати, Кейнс уделял большое внимание.
Недостатки теории Кейнса проявились в процессе практического ее применения в США и Великобритании, что не только не привело к равновесию, но вызвало новое явление — стагфляцию — рост одновременно и безработицы, и инфляции (между тем Кейнс рекомендует решать каждую из этих проблем в отдельности). Рекомендуемая кейнсианцами для борьбы с безработицей государственная политика экспансии (денежные выплаты населению с целью стимулирования спроса) на практике означает рост номинального, а не реального спроса, что вызывает лишь временные стимулы роста производства и занятости, но в конечном счете приводит к противоположным результатам и порождает в экономике «бег на месте».
«Бег на месте» проследим на примере (рис. 23.2). Допустим, государство вмешивается в экономику, когда объем производства находится на уровне Ql5 цена (уровень инфляции) — в точке Рг, кривая спроса и кривая предложения пересекаются в точке А. В результате государственной экспансии население получает дополнительные денежные (номинальные) доходы, спрос на товары растет, кривая Dx смещается к D2, фирмы расширяют производство до уровня Q2, ожидая от населения реального спроса.
Но фирмы вскоре убеждаются в получении от населения «пустых» денежных знаков правительства, и производство возвращается к своему исходному уровню (Qj). Но полученные населением дополнительные доходы уже вошли в издержки и, следовательно, в цены товаров, поэтому, сокращаясь, объем производства возвращается не к точке А, а через точку Б в точку В, где прежний объем производства Ql теперь уже сочетается не с ценой Рг, а с ценой Р3. Налицо «бег на месте», вызвавший стагфляцию — рост от Рг до Р3 цен и сокращение от Q2 до Qx занятости ресурсов.
Рис. 23.2. «Бег на месте» под влиянием стимулирования спроса.
В настоящее время все активнее проявляется государственное регулирование экономики во всех развитых капиталистических странах. При этом они используют не одну, а многие экономические теории в сочетании, отдавая в отдельные периоды приоритет одной или другой из них.