Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Антициклическое регулирование. 
Кейнсианская теория

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Недостатки теории Кейнса проявились в процессе практического ее применения в США и Великобритании, что не только не привело к равновесию, но вызвало новое явление — стагфляцию — рост одновременно и безработицы, и инфляции (между тем Кейнс рекомендует решать каждую из этих проблем в отдельности). Рекомендуемая кейнсианцами для борьбы с безработицей государственная политика экспансии (денежные… Читать ещё >

Антициклическое регулирование. Кейнсианская теория (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Антициклическое регулирование — система мер и действий государства, направленных на промышленный цикл с целью снижения глубины циклических кризисов, смягчения их социальных последствий, стабилизации хозяйственной конъюнктуры и темпов экономического роста.

Множество взглядов на причины циклических колебаний порождает множество взглядов на проблему антициклического регулирования, среди которых выделяются: 1) марксизм; 2) теории неоконсерваторов, прежде всего монетаристов; 3) теория Кейнса, кейнсианцев и неокейнсианцев.

Марксисты считают, что экономические циклы и кризисы перепроизводства свойственны только капитализму, поэтому их можно устранить лишь с ликвидацией основного противоречия капитализма.

Сходство и различия во взглядах на проблемы антициклического регулирования неоконсерваторов, включая монетаристов, кейнсианцев и неокейнсианцев, можно проследить по данным табл. 23.2.

По мнению Кейнса, Великая депрессия капиталистической экономики еще раз продемонстрировала неспособность рынка регулировать экономику, поддерживать ее в равновесии и несостоятельность неоклассических теорий невмешательства государства в экономическую жизнь.

Неизбежность государственного регулирования, по Кейнсу, вызывают следующие причины: резко усилилась монополизация рынка, подорвавшая его механизмы; нарастает взрывной характер развития науки, техники и технологий, что зачастую сдерживается монополиями; растет количество связей в экономике, и они усложняются (сегодня фирмы вступают в отношения с сотнями физических и юридических лиц, профсоюзами и т. д., что требует государственного регулирования этих отношений); углубляются кризисы в самой банковской системе, которая, по мнению неоконсерваторов, призвана сдерживать макроэкономические колебания, но в реальности их усиливает; экономические потрясения разрушают значительную часть производительных сил, включая человека, ведут к социальным конфликтам. Только в XX в. капиталистическая экономика 15 раз ввергалась в экономические кризисы перепроизводства (табл. 23.1), потери только промышленного производства каждый раз составляли от 2—3 до 46% ранее достигнутого уровня. Общая продолжительность нахождения экономики в кризисах превышает 16 лет.

Таблица 23.1

Наиболее заметные экономические кризисы перепроизводства

Годы

Ввергнутые

страны

Глубина падения промышленного производства, %

Продолжительность,

месяцев

Англия.

—.

—.

Англия, США.

—.

—.

1847—1848.

Страны Европы.

—.

—.

Первый мировой кризис.

20—25.

Англия.

60 (ткачество).

—.

1873—1878.

Мировой кризис.

—.

Около 50.

США, Франция.

—.

—.

1890—1893.

Германия, США, Франция, Россия.

—.

—.

1900—1903.

Мировой кризис.

2,5.

1907—1908.

Мировой кризис.

6,4.

1913—1914.

Мировой кризис.

11,8.

1920—1921.

Мировой кризис.

16,4.

Годы

Ввергнутые

страны

Глубина падения промышленного производства, %

Продолжительность,

месяцев

1929—1933

Мировой кризис

46,0

1937—1938

Мировой кризис

10,8.

1948—1949

Мировой кризис

5,8

1953—1954

Мировой кризис

1957—1958

Мировой кризис

1960—1961

США

1,6.

1964—1967

Мировой кризис

1970—1971

Мировой кризис

2,6.

1973—1975

Мировой кризис

10,7

1980—1982

Мировой кризис

7,2

1990—1991

Мировой кризис

4,0

Всего в XX в.

Мировые кризисы

Около 130

194 (более 16 лет)

2000—2001.

Мировой кризис

2008—2010

Мировой кризис

Концепция Кейнса государственного антициклического регулирования, которая была разработана на базе изучения советского опыта планирования, контроля и учета, включает следующие положения.

  • 1. Госрегулирование экономики неизбежно по вышеназванным причинам, оно заменяет или дополняет рыночное регулирование.
  • 2. Основная цель регулирования — борьба со спадом и безработицей.
  • 3. Основным объектом государственного регулирования является спрос, его недостаток — основная причина спадов. Человек по своей психологии всегда склонен к сбережениям, которые нарушают макроэкономическое равновесие. Поэтому для смягчения кризисов государство должно создавать объекты ВПК, сооружать дамбы и т. п., расходы на которые не увеличивают текущего предложения, но увеличивают занятость и доходы населения, что стимулирует спрос и смягчает кризис. Кейнс ввел понятие «эффективный спрос», выражающее равновесие между производством (предложением), потреблением (спросом), доходом и занятостью.
  • 4. Регулируя экономическую жизнь, государство решает три основные задачи — эффективности, стабильности, справедливости, используя при этом следующие рычаги: государственную собственность, административно-правовой механизм, госбюджет и денежно-кредитную систему.
  • 5. Главный инструмент вмешательства государства — бюджетная политика, а кредитно-денежная политика должна играть подчиненную роль и приспосабливаться к налогово-бюджетной, подкрепляя бюджетную экспансию предложением денег и кредитов, а бюджетное сдерживание — их ограничением. Через такое согласование регулируется ставка процента.
  • 6. Кейнс впервые обосновал теорию встроенных в экономику стабилизаторов (гл. 26), а также тезис о допустимости и полезности дефицита государственного бюджета. В период кризиса (в связи с увеличением расходов государства, стимулирующего производство, доходы и занятость) дефицит госбюджета растет, а в период подъема снижается.
  • 8. Кейнс положил начало целому направлению в экономической науке, получившему название кейнсианство. Его последователи обосновывают необходимость госрегулирования экономики не только в период кризисов, а во всех фазах промышленного цикла по трем основным направлениям: во время спадов используются государственные закупки, ссуды, субсидии; во время подъемов и бумов — государственные продажи, займы у частного бизнеса, увеличиваются налоги. Экономисты Хикс, Самуэльсон и др. пытаются соединить кейнсианство с неоклассической теорией и создать на этой основе теорию «неоклассического синтеза».

Таблица 23.2

Антициклическое регулирование: разные точки зрения

Различия подходов кейнсианцев и неоконсерваторов

Кейнс и неокейнсианцы

Неоконсерваторы

Уровень регулирования.

Макроуровень.

Микроуровень.

Объекты регулирования.

Спрос.

Предложение.

Основные механизмы (приоритеты) антициклического регулирования.

Налогово-бюджетная политика (на первом месте, так как госбюджет находится в руках государства) и кредитно-денежная политика — на втором месте.

Кредитно-денежная (частные банки) политика на первом месте, а налоговобюджетная — на втором месте.

Роль государства.

Поощрительная.

Ограничительная.

Сходство теорий неокейнсианцев и неоконсерваторов

Признание того, что: 1) капиталистическая экономика развивается лишь циклически; 2) государство должно сглаживать циклические колебания;

3) государственное антициклическое регулирование должно стимулировать деловую активность в период ее спадов и сдерживать в период бумов.

Теория Кейнса использовалась в хозяйственной практике Великобритании, США, других стран, что дало определенные положительные результаты, способствовало в какой-то мере выходу из Великой депрессии. Но, как и следовало ожидать, к устранению кризисов это не привело.

Неоклассики, монетаристы, марксисты и другие экономисты отмечают в теории Кейнса многие недостатки. Так, следуя теории предельной полезности, Кейнс взял за основу субъективно-психологические мотивы, к которым сводит экономические законы, явления и процессы, а в реальности, наоборот, субъективные мотивы обусловлены объективными производственными отношениями, прежде всего отношениями собственности.

По Кейнсу, причина неполной занятости ресурсов — недостаточный спрос, ограниченность которого он объяснял действием вечного «психологического закона», согласно которому с ростом доходов склонность людей к потреблению снижается, а к сбережению — растет. Спрос на капитал тоже недостаточен для обеспечения полной занятости в связи с «недостаточностью стимулов к инвестициям», что опять же обусловлено психологическим фактором — неуверенностью капиталистов в прибыльности и сохранности средств в инвестиции, а также завышенным ссудным процентом.

Но в реальности ограниченность спроса объясняется не «слабой склонностью к потреблению», а низким уровнем доходов населения. Не потому нарушается макроэкономическое равновесие, что у фирм ослаблена «склонность» к инвестициям, а наоборот, падение склонности к инвестициям вызывается объективными экономическими условиями — монополизацией рынка, торможением монополиями НТР, хронической недогрузкой фондов, чему, кстати, Кейнс уделял большое внимание.

Недостатки теории Кейнса проявились в процессе практического ее применения в США и Великобритании, что не только не привело к равновесию, но вызвало новое явление — стагфляцию — рост одновременно и безработицы, и инфляции (между тем Кейнс рекомендует решать каждую из этих проблем в отдельности). Рекомендуемая кейнсианцами для борьбы с безработицей государственная политика экспансии (денежные выплаты населению с целью стимулирования спроса) на практике означает рост номинального, а не реального спроса, что вызывает лишь временные стимулы роста производства и занятости, но в конечном счете приводит к противоположным результатам и порождает в экономике «бег на месте».

«Бег на месте» проследим на примере (рис. 23.2). Допустим, государство вмешивается в экономику, когда объем производства находится на уровне Ql5 цена (уровень инфляции) — в точке Рг, кривая спроса и кривая предложения пересекаются в точке А. В результате государственной экспансии население получает дополнительные денежные (номинальные) доходы, спрос на товары растет, кривая Dx смещается к D2, фирмы расширяют производство до уровня Q2, ожидая от населения реального спроса.

Но фирмы вскоре убеждаются в получении от населения «пустых» денежных знаков правительства, и производство возвращается к своему исходному уровню (Qj). Но полученные населением дополнительные доходы уже вошли в издержки и, следовательно, в цены товаров, поэтому, сокращаясь, объем производства возвращается не к точке А, а через точку Б в точку В, где прежний объем производства Ql теперь уже сочетается не с ценой Рг, а с ценой Р3. Налицо «бег на месте», вызвавший стагфляцию — рост от Рг до Р3 цен и сокращение от Q2 до Qx занятости ресурсов.

«Бег на месте» под влиянием стимулирования спроса.

Рис. 23.2. «Бег на месте» под влиянием стимулирования спроса.

В настоящее время все активнее проявляется государственное регулирование экономики во всех развитых капиталистических странах. При этом они используют не одну, а многие экономические теории в сочетании, отдавая в отдельные периоды приоритет одной или другой из них.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой