Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общественный и государственный строй Арабского халифата

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главенствующее значение придавалось религиозно-государственной регламентации всех сфер общественной жизни. Поэтому статус человека полностью зависел от его вероисповедания и по объему прав и обязанностей различались мусульмане и знммии, исповедующие иные религии. На первом этапе становления исламского государства неправоверным разрешалось иметь самоуправление и судебные органы, разговаривать… Читать ещё >

Общественный и государственный строй Арабского халифата (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В истории Арабского халифата принято различать два периода:

  • — дамасский или период правления династии Омейядов (661—750 гг.);
  • — багдадский или период правления династии Аббассидов (750— 1258 гг.). Общественный строй. Государство в соответствии с шариатом[1] представляет собой необходимый институт для охраны ислама. Поэтому его характеристика отличалась от стран Западной Европы. Основой экономического строя была не частная, а государственная собственность на землю с широким использованием рабского труда.

Главенствующее значение придавалось религиозно-государственной регламентации всех сфер общественной жизни. Поэтому статус человека полностью зависел от его вероисповедания и по объему прав и обязанностей различались мусульмане и знммии, исповедующие иные религии. На первом этапе становления исламского государства неправоверным разрешалось иметь самоуправление и судебные органы, разговаривать на родном языке. По мере развития империи их статус менялся. Так, им запрещалось заключать браки с мусульманами, носить одинаковую одежду с правоверными, они обязывались платить поземельный налог и подушную подать, содержать армию государства.

Государственный строй. В дамасский период формой правления Арабского халифата была теократическая монархия, когда в руках главы государства {халифа) сосредотачивалась духовная (имамат) и светская {эмират) власть. После смерти пророка первые правоверные (праведные) халифы[2] избирались мусульманской знатью, но при последнем из четырех праведных халифов — халифе Али ибн Абу Талибе (559—661 гг.) — власть стала передаваться по наследству по завещательному распоряжению.

Главным советником и высшим должностным лицом в государстве был визирь, который вначале только исполнял приказания халифа, а позднее получил широкие полномочия. В источниках упоминаются такие чиновники как начальник личной охраны халифа, заведующий полицией и особый чиновник, обязанностью которого были надзорные функции за деятельностью должностных лиц.

Центральное управление осуществлялось через систему диванов {правительственных канцелярий), делопроизводство в которых велось на арабском языке. Функции диванов зависели от цели их создания. Так, функциями дивана военных дел было: снабжение армии вооружением и провиантом; ведение списка состоящих на государственной службе мусульман с обязательным указанием размера их денежного содержания или земельного пожалования за военную службу. Диван внутренних дел был обязан контролировать финансовые органы, для чего проводил перепись населения для учета поступающих налогов и сборов. Диван почтовой службы отвечал за сообщение в стране, поэтому доставка почты и государственных грузов, строительство и ремонт дорог, караван-сараев и колодцев входили в перечень направлений его работы. Кроме того, он фактически являлся тайной полицией страны.

Помимо центрального управления в халифате была хорошо организована система местных органов государственного управления. Первоначально существовала двойная система местной власти, когда на присоединенных территориях сохранялся прежний аппарат, однако позже вся местная администрация была организована, но персидскому образцу: территория разделялась на провинции во главе с военными наместниками {эмирами), подчинявшимися только халифу. В провинциях были собственные вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Особая роль принадлежала помощникам эмиров — наибам.

В состав провинций входили города и селения, управляемые либо должностными лицами, назначаемыми из центра, либо старостами местных мусульманских религиозных общин — шейхами.

В отличие от стран Западной Европы, суд в халифате был независим, и никто не мог вмешиваться в осуществление правосудия. В связи с тем, что Арабский халифат был абсолютной монархией, верховную судебную власть осуществлял халиф. Однако в действительности судебная власть находилась в руках коллегии наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. Они от имени халифа назначили местных судей {кади) из числа духовных лиц, а также специальных уполномоченных, главной задачей которых был контроль за деятельностью кади.

Кади имел право: рассматривать все судебные дела, наблюдать за исполнением судебных решений, осуществлять надзор за тюрьмами, заверять завещания, участвовать в дележе наследства, проверять законность права собственности на земельные участки, распоряжаться вакуфным[3] имуществом. Кади обязан был руководствоваться в своей деятельности Кораном и Сунной, основываясь на его собственном толковании.

При династии Аббассидов произошли большие изменения в управлении страной:

  • — власть халифа из абсолютной превратилась в ограниченную. При осуществлении светской власти халиф руководствовался советами великого визиря, который впоследствии превратился в фактического правителя империи и получил право назначать высших государственных чиновников без согласования их кандидатуры с халифом. Духовная власть была разделена между халифом и кади, в ведении которого находились суды и система образования;
  • — на местах должность наместника стала передаваться по наследству. Эмиры получили право иметь собственное войско, вводить местные налоги и сборы, самостоятельно подавлять волнения на вверенных им территориях;
  • — единая территория Арабского халифата была разделена на эмираты и султанаты, представлявшие собой независимые государства: Кордовский эмират на территории Испании с XVIII в., с IX в. — государства на территории Египта, Центральной Азии, Ирана и Афганистана. В XI в. всеми территориями халифата завладели Сельджуки. В силу этих исторических событий, Багдадский халиф, оставаясь духовным главой суннитов, к X в. контролировал лишь часть Персии и столичную территорию Мекки. В XVI в. восточный халифат был завоеван монголами и упразднен.

Эти явления стали причинами ослабления роли халифа и завоевания Персии (восточного халифата) в X и XI вв. различными кочевыми племенами, что привело к полному его упразднению в XIII в. Западный халифат просуществовал до начата XVI в., после чего вошел в состав Османской империи.

  • [1] Шариат (араб, [правильный] путь, образ действия) — комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценностимусульман. Шариатские предписания закреплены, прежде всего, Кораном и Сунной пророкаМухаммеда и выступают источниками конкретных норм, регулирующих практически всесферы повседневной жизни мусульман.
  • [2] Правоверные (праведные) халифы (ал-хулафа ар-рашидун) — сподвижники пророкаМухаммада (Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн АбуТалиб правили с 632 по 661 г.), после смерти пророка стали его преемниками в управлениимусульманской общиной. См. подробнее: Босворт К. Э. Мусульманские династии: справочник по хронологии и генеалогии / пер. с англ. П. А. Грязневича. М.: Паука, 1971. С. 27.
  • [3] Вакуф — неотчуждаемое имущество, которое нс может быть предметом частной собственности — земли, завоеванные мусульманами в священной войне против неверных. Любыегражданско-правовые сделки с ними запрещены, кроме случаев передачи его навсегда мечете, школе, гробнице святого и другим богоугодным учреждениям.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой