Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Порядок разработки и принятия корпоративных нормативных актов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует согласиться с Т. В. Кашаниной в том, что «это довольно сложная процедура, требующая учета организационных, финансовых и юридических аспектов. Что касается организационной стороны, то надо предусмотреть возможность четкого и оперативного доведения информации о созыве общего собрания коллектива, особенно если он многотысячный, до каждого работника. Наличие собственной радиосети, печатного… Читать ещё >

Порядок разработки и принятия корпоративных нормативных актов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическое лицо имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, от своего имени приобретает и осуществляет гражданские права и несет гражданские обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. По общему же правилу участие в корпоративной организации предполагает приобретение в ее отношении корпоративных прав и обязанностей (п. 3 ст. 48, п. 2 ст. 65.1, ст. 65.2 ГК РФ). С теоретической точки зрения одним из существенных признаков юридического лица признается функциональный признак, выражающийся в организационном единстве. Организационное единство проявляется в том числе в наличии у корпорации органов управления, организационно обособленных от самих участников и наделенных самостоятельными полномочиями[1]. Корпорация же, как и любое юридическое лицо, приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы управления (ст. 53 ГК РФ).

Следовательно, эффективность работы организации, результативность проводимых ею сделок не в последнюю очередь зависят от того, как организована деятельность этой организации, насколько четко определен круг вопросов, которые решает каждое подразделение, насколько верно с точки зрения производственных интересов установлены права и обязанности каждого сотрудника и полномочия должностных лиц, какова система разработки и принятия корпоративных актов[2], регламентирующих наиболее существенные стороны ее деятельности и порядка их исполнения.

Главная особенность этих актов состоит в том, что они являются внутренними документами. Иными словами, для того чтобы разработать и ввести их в действие, не требуется участия сторонних организаций или представителей каких-либо государственных и муниципальных структур. Достаточно решения руководства или должностных лиц той организации, деятельности которой эти документы касаются.

Нередко на предприятиях не придают должного значения этим документам. Составляют их некорректно или вовсе предпочитают обходиться в работе «без формальностей» и не фиксируют, скажем, в приказах и протоколах важные производственные решения. Но это оборачивается зачастую негативными последствиями во взаимоотношениях с работниками предприятия, налоговыми органами, учредителями, партнерами по бизнесу. Из-за отсутствия документально оформленных протоколов и приказов и других корпоративных актов суд может признать некоторые решения администрации недействительными (ничтожными).

Принятие субъектами корпоративного нормотворчества качественных актов, способных эффективно воздействовать на различные сферы деятельности организации, в значительной степени зависит от «технологии» подготовки проектов, правильного определения предмета будущего акта, организации работы над проектом, информационного обеспечения процесса нормотворчества, учета предшествующего нормотворческого опыта. Это позволяет в должной мере гарантировать качество правовых актов, избегать поспешных, непродуманных правовых решений.

Выделяют следующие этапы и стадии процесса корпоративного нормотворчества:

  • 1) предпроектный этап, который включает следующие стадии:
    • — планирования нормотворчества;
    • — нормотворческой инициативы;
  • 2) подготовка проектов корпоративных нормативных актов — включает стадии:
    • — сбора, изучения, анализа материалов, относящихся к регулируемым общественным отношениям;
    • — разработки проекта корпоративного нормативного акта;
    • — согласования (предварительного обсуждения) проекта корпоративного нормативного акта;
    • — доработки проекта и визирования;
  • 3) принятие и официальное оглашение корпоративных нормативных актов — включает стадии:
    • — принятия проекта (принятие, подписание, регистрация);
    • — вступления в силу корпоративного нормативного акта.

Итак, рассмотрим их более подробно.

Сущность предпроектпого этапа заключается в определении потребности в урегулировании корпоративными нормами общественных отношений, складывающихся в рамках отдельно взятой организации. Для этого в организации целесообразно вести систематическое изучение, анализ общественных явлений и процессов, происходящих в ее производственной и иной деятельности, постоянно выявлять потребности в их нормативной правовой регламентации. Прежде всего определяется, каково фактическое состояние той области жизнедеятельности организации, к которой относится предлагаемый корпоративный акт, существо вопроса, который должен быть решен в проекте, а также общая цель предлагаемого правового регулирования. При этом следует помнить, что проекты корпоративных нормативных актов готовятся как с целью решения новых вопросов, возникших на практике и требующих правового урегулирования, так и для устранения имеющихся в законодательстве пробелов, устаревших предписаний и противоречий, множественности актов по одним и тем же вопросам. О том, что такая потребность назрела, можно говорить только тогда, когда нормативный правовой акт представляется наиболее эффективным средством, преимущественной формой регулирования по сравнению с другими социальными средствами.

Предпроектный этап включает следующие стадии.

1. Стадия планирования нормотворчества. Разработку проектов корпоративных нормативных актов целесообразно осуществлять на плановой основе. Планирование нормотворческих работ делает возможным комплексный подход к правовому регулированию внутриорганизационных отношений с выделением его главных направлений в зависимости от производственных и социальных потребностей, позволяет рационально организовывать работу по подготовке корпоративных актов. Планы нормотворческой деятельности в значительной степени способствуют преодолению излишней поспешности в принятии актов, не всегда обоснованной зависимости темы акта от «сиюминутных обстоятельств» текущего момента.

Характер и основное содержание планов нормотворческих работ определяются прежде всего перспективами развития конкретной организации. Вместе с тем с учетом складывающейся практики можно выделить следующие главные подходы к выработке таких планов:

  • 1) план целесообразно составлять на несколько лет, систематически обновляя его;
  • 2) планируемые акты должны обеспечивать правовыми средствами преобразования в основных сферах жизнедеятельности организации: производственной, финансовой, социальной, экологической, правовой;
  • 3) при составлении плана важно правильно отражать тенденции развития основных регулируемых сфер деятельности организации, выделяя при этом приоритетные акты, т. е. требующие первоочередного принятия.

В плане можно предусмотреть и другие мероприятия в области нормотворчества: издание сборников корпоративных нормативных актов, мероприятия по вопросам реализации данных актов и т. п.

Таким образом, очевидность осуществления нормотворческой деятельности на основе планирования не вызывает сомнений, поскольку без него неизбежны хаотичность, пробелы, неоправданное дублирование, приводящее к рассогласованности корпоративных актов, а необходимой базой для планирования может выступать бизнес-план организации, в котором отражаются приоритетные направления развития и деятельности организации.

2. Стадия нормотворческой инициативы. Начало процедуры подготовки проекта конкретного корпоративного акта связано, как правило, с выдвижением инициативы о принятии соответствующего корпоративного акта.

Нам представляется возможным считать, что нормотворческая инициатива может исходить непосредственно как от трудового коллектива организации (что крайне редко применяется на практике), так и от представителей работников, в том числе профсоюзов, а также от органов управления организацией и ее структурных подразделений (что в большинстве случаев и происходит). Но несмотря на то что она может исходить от разных субъектов, решение об издании корпоративного нормативного акта может быть принято путем выбора одного из двух вариантов: либо коллективно, т. е. на собраниях, конференциях трудового коллектива, акционеров; но согласованию с представительным органом работников и т. д., либо единолично, т. е. одним из должностных лиц органов управления данной организацией.

Нормотворческая инициатива выражается в следующих формах: 1) выдвижение инициативных проектов корпоративных нормативных актов;

2) представление разработанной концепции актов; 3) предложения о разработке и принятии корпоративного нормативного акта; 4) предложения об изменениях, дополнениях либо отмене корпоративных нормативных актов.

После того как будет принято решение о необходимости разработки и принятия корпоративного нормативного акта, направленного на регулирование тех или иных отношений, складывающихся в рамках отдельно взятой организации, начинается второй этап корпоративного нормотворчества, именуемый как этап подготовки проектов корпоративных актов.

Отношения, возникающие в процессе разработки проекта корпоративного нормативного акта, отличаются от других отношений определенным своеобразием. Ведь на данном этане принимаются решения о создании, изменении или отмене корпоративных норм, окончательно реализуемые на третьем, завершающем этапе, происходит интеллектуальная работа над текстом проекта корпоративного нормативного акта. Трудно переоценить ту роль, которую играет привлечение к разработке проектов корпоративных нормативных актов как специалистов, в первую очередь юристов, так и специалистов, которым предстоит реализовывать в хозяйственной деятельности организации данные корпоративные акты.

Основными параметрами, на которых сегодня акцентируется внимание, в ходе подготовки корпоративных актов выступают законность, целесообразность и содержательность. Ведь они должны быть в первую очередь сориентированы на достижение конкретного общеполезного результата. При этом всегда необходимо помнить о пределах корпоративного регулирования, а также разграничивать отношения, регулируемые непосредственно законом и подзаконными актами.

Таким образом, под этапом подготовки проектов корпоративных актов следует понимать комплекс общественных отношений и материально-технических действий, направленных на подготовку проектов корпоративных нормативных актов (их изменение или отмену), а также связанных со сбором, изучением, анализом информации для составления проекта, подготовкой проекта, его согласованием с заинтересованными службами и определенными должностными лицами, проверкой соответствия законодательству.

Нельзя не отметить и то, что этап подготовки проектов корпоративных актов является логическим продолжением первого этапа, его неотъемлемой составляющей.

Этап подготовки проектов корпоративных актов распадается на следующие стадии.

1. Стадия сбора, изучения, анализа материалов, относящихся к регулируемым общественным отношениям. Включение корпоративного нормативного акта в план нормотворческих работ, как правило, уже предполагает определенную обоснованность его разработки и принятия. Но наличие такого плана не должно ограничивать права субъектов нормотворческой инициативы и не исключает возможности подготовки и принятия корпоративных нормативных актов вне плана. К тому же в план могут быть ошибочно включены акты, разработка которых не вызывается действительной необходимостью или невозможна по каким-либо другим причинам (не обеспечена финансовой поддержкой, материальными ресурсами, опережает развитие реальных отношений в данной сфере и т. п.). Поэтому до начала работы над проектом корпоративного нормативного акта важно выявить общественную потребность в правовом регулировании соответствующей сферы внутриорганизационных отношений, еще раз убедиться в необходимости издания того или иного корпоративного акта.

Прежде всего необходимо определить реальное, фактическое состояние той сферы деятельности организации (экономической, производственной, правовой, социальной и т. п.), к которой относится проект. Затем четко определить существо вопроса, который должен быть решен в проекте, а также общую цель предполагаемого правового регулирования. Например, возникла необходимость в регламентации порядка оформления доверенностей, выдаваемых от имени организации. Проект данного корпоративного нормативного акта относится к правовой сфере деятельности, его цель — установить единый порядок оформления и выдачи доверенностей на предприятии.

Обычно корпоративный нормативный акт, который предлагается разработать, не является первым в регулировании определенной области общественных отношений. Может быть, подобные акты уже принимались и действовали в данной сфере до него. Поэтому большое значение на начальном этапе подготовки проекта имеет информация о действующих корпоративных нормативных актах по данному вопросу, анализ их состояния, практики применения: принимались ли раньше акты по теме предлагаемого корпоративного нормативного акта, если принимались, то каковы их эффективность и недостатки; как предлагаемый корпоративный нормативный акт впишется в действующее правовое регулирование и будет взаимодействовать с сопряженными ему актами и т. п. Очень важно отобрать и проанализировать по возможности все ранее изданные акты по данному вопросу.

Мнение специалиста

Следует согласиться с позицией профессора Г. В. Хныкина, который выделяет три существующих в организациях подхода к систематизации корпоративных актов.

«В первом случае организации, имеющие значительное количество локальных актов, посвященных различным аспектам корпоративных отношений, принятых в разные годы и нередко противоречащих друг другу или действующему законодательству, не занимаются обновлением локального материала. Просто фактически устаревшие локальные нормы, как правило, не используются на практике.

Для второго подхода характерно принятие одного важнейшего статутного локального акта — устава юридического лица. Устав, во-первых, характеризуется преобладанием в нем данных, относящихся к деятельности организации как субъекта предпринимательского права. Во-вторых, поскольку устав является традиционным нормативным документом корпоративного права, он выступает в качестве юридической базы для развития всей системы локальных актов, регулирующих внутриорганизационные отношения. Но в целом устав, конечно, не рассчитан, например, на регулирование трудовых отношений. Однако наличие в нем раздела, посвященного управлению организацией, позволяет закрепить различные формы взаимоотношений работодателя и работников, возникающих при их участии в управлении. Реализуя права работников на объединение, в том числе в профессиональные союзы, для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов, в уставе наряду с традиционными формами управления и контроля (высшими, исполнительно-распорядительными и контрольно-ревизионными) может быть юридически легализована четвертая структура локальной власти — общественно-вспомогательная. И тогда различные формы социального партнерства и участия работников в управлении организациями, а также их общественные представительства могут получить «правовую прописку» на территории организации, что позволяет им нс зависеть от усмотрения собственника.

Третий подход — как представляется, наиболее предпочтительный — предусматривает принятие различных стандартов предприятия, т. е. сводных документов, содержащих набор локальных норм определенной тематики правового регулирования преимущественно трудовых отношений.

Стандарты предприятия оказались самой распространенной формой систематизации локальных нормативных актов. Стандарты предприятия, с одной стороны, обеспечивают инвентаризацию и учет актов локального нормотворчества, с другой — позволяют с использованием заранее определенных критериев решать проблемы совершенствования локальных актов, исходя из возникающих производственных потребностей"[3].

На сегодняшний момент не менее актуальной формой систематизации корпоративных нормативных актов являются сборники корпоративных нормативных актов, которые включают в себя наиболее важные с точки зрения регулирования складывающихся в данной организации производственных процессов и отношений документы.

В зависимости от состояния корпоративных нормативных актов по вопросам, относящимся к теме проекта, нужно четко определить — можно ли ограничиться внесением изменений и дополнений в ранее принятые акты или необходимо подготовить новый.

Важно также хорошо представлять, какой «дефект» корпоративного акта (либо механизма его применения) поможет исправить предлагаемый нормопроект, например, восполнить пробел в правовом регулировании или устранить ошибки и внести уточнения и дополнения в уже действующие корпоративные нормативные акты.

Разработка проектов актов без увязки с действующими корпоративными нормативными актами может привести к разбалансированное™ и внутренней противоречивости системы данных актов. Для того чтобы этого избежать, весьма целесообразно подготавливать по каждому проекту акта перед началом его разработки справку о действующем регулировании по соответствующему вопросу.

Нельзя забывать о том, что от принятого корпоративного нормативного акта всегда ожидается получение тех или иных социально значимых результатов. Поэтому заранее должны быть определены возможные последствия действия будущего корпоративного нормативного акта, в том числе экономические, правовые, социальные и др., а также «просчитаны» возможные затраты материальных, финансовых и других ресурсов, необходимых для решения вопроса, доходы, издержки, экономия.

Таким образом, главная задача этой стадии состоит в сборе, изучении и анализе материалов, что, конечно, не исключает продолжения дайной работы и на протяжении других стадий рассматриваемого этапа корпоративного нормотворчества. Основная цель сбора материала заключается в том, чтобы уяснить необходимость принятия соответствующего корпоративного нормативного акта и обосновать его задачи и основное содержание.

Необходимо, на наш взгляд, также учитывать и то, что объем собираемого материала должен соответствовать характеру и значимости подготавливаемого акта. Это статистические, социологические и другие критерии о состоянии и развитии данной сферы внутриорганизационных отношений; предложения, поступающие как от работников организации, их представителей, так и работодателя, учредителей и т. д., обосновывающие необходимость нового урегулирования системы корпоративных нормативных актов и практики их применения.

2. Стадия разработки проекта корпоративного нормативного акта. На данной стадии вырабатываются основные положения будущего акта, которые впоследствии смогут обеспечить достижение поставленных целей.

Структура и содержание отдельных корпоративных нормативных актов установлены Унифицированной системой организационно-распорядительной документации[4].

Разработка проекта корпоративного нормативного акта возможна в виде подготовки:

  • 1) нового корпоративного нормативного акта;
  • 2) изменений и дополнений действующих корпоративных актов, т. е. внесения в текст действующих корпоративных нормативных актов новых предписаний или замены прежних предписаний новыми, изменяющими, уточняющими, расширяющими либо сужающими содержание правового регулирования;
  • 3) новой редакции (нового текста) действующего корпоративного нормативного акта, актуализирующей содержание норм.

Работа над конкретным проектом корпоративного нормативного акта начинается с принятия соответствующего решения. Оно принимается, как правило, после изучения потребности в принятии корпоративного нормативного акта. Можно отметить, что данное решение становится юридическим фактом, основанием для возникновения правовых отношений по выработке проекта. К таким основаниям относятся:

  • 1) поручение компетентного органа организации разработать проект корпоративного нормативного акта;
  • 2) законодательный или корпоративный акт, который содержит указание о принятии корпоративного нормативного акта;
  • 3) нормотворческая инициатива.

В решении о подготовке проекта корпоративного нормативного акта может предусматриваться образование комиссий для выработки проекта и рассмотрения замечаний и предложений, которые могут быть высказаны в процессе его подготовки и обсуждения.

Разработку комплексных корпоративных актов, затрагивающих интересы нескольких служб, ведет, как правило, юридическая служба организации. По сложным проектам создаются временные рабочие группы с включением представителей различных служб.

При разработке корпоративных нормативных актов и включении в них положений о конкретных формах участия представителей работников в управлении организацией следует учитывать положения международноправовых актов. К ним, в частности, относятся: Конвенция МОТ № 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях» 1971 г. и рекомендация МОТ № 143 с одноименным названием 1971 г.; Директива Совета Европы от 22 сентября 1994 г. «О создании рабочего совета или процедур реализации права работников на информацию и проведения с ними консультаций на предприятиях на уровне сообщества или объединениях таких предприятий».

Россия не является членом Европейского Союза, тем не менее работодатели и представители работников могут руководствоваться таким документом, как Хартия об основных социальных правах трудящихся 1989 г. Пункт 18 Хартии предусматривает, что информация, консультации и участие трудящихся должны обеспечиваться в должное время и в первую очередь в следующих случаях:

  • а) когда на предприятиях вводятся технологические изменения, которые с точки зрения условий и организации труда могут иметь серьезные последствия для работающих;
  • б) в связи с мерами по реорганизации, проводимой на предприятиях, или в случаях слияния последних, которые влияют на занятость трудящихся;
  • в) в случае процедур, связанных с коллективным высвобождением рабочей силы;
  • г) когда «межпограничных» трудящихся затрагивает политика занятости, проводимая предприятием, на котором они работают.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении[5].

В настоящее время во многих организациях идет активный процесс формирования собственной системы корпоративных нормативных актов, и конечно же он должен опираться на научно обоснованные принципы разработки корпоративных нормативных актов. На наш взгляд, они следующие:

  • — принцип обеспечения гарантии гласности процесса разработки корпоративных норм, он означает наиболее полный учет интересов всех членов организации, причем не только на стадиях процесса разработки, но и в ходе обсуждения проектов корпоративных актов, а принятие этих актов на общих собраниях (акционеров, трудового коллектива) позволяет, как правило, претворить этот принцип в жизнь;
  • — принцип равноправия, который выражается в том, что все члены организации независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения имеют равные права и в одинаковой мере должны нести ответственность. Однако этот принцип нельзя понимать упрощенно. Его реальное воплощение зависит от квалификации работника, стажа его работы и других конкретных обстоятельств;

принцип законности, г. с. строгого соблюдения законодательных норм. Корпоративные нормы не могут противоречить законодательным нормам, они должны находиться с ними в отношениях подчиненности. Принцип законности также выражается и в требовании непротиворечивости самих корпоративных актов друг другу. Между ними должна быть иерархическая субординация в зависимости от юридической силы. Большей юридической силой обладают нормы объединения, затем идут нормы предприятий и, наконец, структурных единиц (управлений, отделов, бюро, цехов и т. д.). Юридическая сила зависит и от субъекта, принявшего корпоративный акт. Исходя из этого, они располагаются по мере возрастания их юридической силы в определенной последовательности:

  • 1) принятые в порядке единоначалия руководителем организации;
  • 2) принятые советом директоров;
  • 3) принятые общим собранием коллектива — по вопросам, относящимся к его компетенции.

Если рассматривать корпоративные акты с точки зрения временной соподчиненное™, то при равной юридической силе и одинаковом предмете ведения или вопроса, ими регулируемого, следует применять те из них, которые были изданы позднее. Более поздний акт отменяет ранее изданные. Непременно надо соблюдать и такое правило: специальный акт имеет преимущество перед актом общего действия;

принцип использования наиболее рациональных, выработанных практикой нормотворчества правил подготовки проектов актов предполагает глубокую и всестороннюю проработку содержания корпоративных актов. Главные требования этого принципа сводятся к тому, что проект акта готовится не просто сам по себе произвольно, а при тщательном анализе ситуации, обусловливающей его разработку, изучении потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественных отношений, складывающихся в рамках конкретной организации, целесообразности подобного регламентирования. Для выявления этих параметров используются различные социально-правовые эксперименты, опросы, анкетирование и т. д. Только с учетом указанных факторов принятые корпоративные акты будут обоснованными и эффективными. Существенное влияние на реализацию этого принципа оказывает планирование разработки тех или иных корпоративных актов. Вместе с тем без учета правоприменительной практики нельзя в полной мере судить об эффективности принятых норм, корректировать свою работу. Ведь именно она, как лакмусовая бумага, выявляет все недостатки и просчеты, допущенные при разработке и принятии корпоративных актов, а также раскрывает потребности в нормотворчестве;

— принцип оперативности нормотворчества — является необходимым условием его эффективности и выражается в своевременности принятия корпоративных актов, недопущении образования правового вакуума. Здесь важно действовать на опережение, необходимо предвидеть зарождающиеся внутри организации процессы положительного и отрицательного свойства, своевременно на них реагировать путем принятия соответствующих корпоративных актов. Оперативность предполагает и быструю ликвидацию пробелов, своевременную отмену и изменение устаревших актов, издание актов, предусматривающих механизм, порядок реализации корпоративных актов и т. п.

Таким образом, все рассмотренные выше принципы тесно взаимосвязаны между собой, и поэтому «работать» они могут только в полном взаимодействии. Соблюдение данных принципов на всех стадиях разработки и принятия корпоративных актов имеет большое теоретическое и практическое значение, поскольку способствует повышению эффективности корпоративного нормотворчества и установлению надлежащего порядка в каждой отдельно взятой организации.

Обязательной предпосылкой высокого качества корпоративных нормативных актов, их полноты, непротиворечивости является неукоснительное соблюдение требований нормотворческой юридической техники, представляющей собой систему основанных на практике правотворчества правил (приемов) подготовки проектов нормативных актов.

В основу работы над внешней формой готовящихся проектов корпоративных нормативных актов должны быть положены наиболее общие требования:

  • 1) точность и определенность юридической формы: формулировок, выражений и отдельных терминов — достигается наибольшим соответствием между идеей, мыслью разработчика акта и воплощением этой идеи в нормативной формуле. Корпоративный нормативный акт содержит обязательный эталон поведения, модель будущих поступков человека, в связи с чем недопустимы недомолвки и двусмысленности. Неточность словесного воплощения нормы, расплывчатость и отсутствие единообразия понятий и терминов может привести к неправильному пониманию и применению корпоративного нормативного акта, к возможности отхода от его буквального смысла. А это может оказать прямое влияние на судьбы людей и производственную деятельность организации;
  • 2) ясность и доступность языка корпоративного нормативного акта для адресатов, на которых он распространяет свое действие, — только в этом случае он будет понятен, станет по-настоящему реальным правилом, запрещающим отговариваться незнанием или непониманием его норм. Доступность языка корпоративного нормативного акта — необходимая составляющая укрепления законности, внедрения четких юридических начал во все сферы жизнедеятельности организации.

Однако требование простоты изложения корпоративного нормативного акта не должно наносить ущерб полноте, точности и глубине формулирования норм, делать их примитивными и упрощенными. Многие регулируемые правом отношения довольно сложны, что не может не отразиться на стиле изложения соответствующих норм. Поэтому текст корпоративного акта ради точности и глубины изложения может и должен быть в меру сложным.

Уровень простоты и ясности корпоративного нормативного акта должен определяться в зависимости от того, на кого он рассчитан, какой сферы отношений касается. Например, если он регулирует узкую и специальную сферу и рассчитан на специализированную категорию работников, то в таком акте возможно употребление специальных и технических терминов, особых оборотов. Но все-таки корпоративные нормативные акты, касающиеся всех работников, должны излагаться простым и доступным языком, в связи с чем употребление без объяснения сложных и непонятных терминов и выражений, специальных понятий недопустимо;

  • 3) полнота регулирования соответствующей сферы отношений, отсутствие в нем пробелов и упущений — для этого необходимо, чтобы корпоративный нормативный акт в своих нормах давал исчерпывающие ответы на те вопросы, для регулирования которых он был разработан, а также чтобы он не был фрагментарен и отрывочен, обязательно предусматривал механизм реализации и обеспечения на случай нарушения своих норм. Это касается в первую очередь норм, обеспечивающих исполнение будущих предписаний, предусматривающих механизм их действия, меры поощрения, а также ответственности, юридические санкции за их нарушение. Ведь без них любой корпоративный нормативный акт превратится в простой пропагандистский лозунг;
  • 4) конкретность регулирования, четкое определение всех его необходимых элементов, борьба с декларативностью — предполагает точное и конкретное определение прав и обязанностей субъектов правоотношений, четкое формулирование мер их обеспечения (правовых санкций, способов поощрения и стимулирования, организационных мер). Нельзя, однако, полностью и безоговорочно отказаться от общих положений. В определенной пропорции они нужны для лучшего понимания конкретных норм, уяснения их целей и общей направленности;
  • 5) максимальная экономичность, оптимальная емкость, компактность нормативных формул — требование экономичности касается вовсе не сути юридических предписаний, а их словесного оформления. Краткость в нормотворчестве — это оптимальная экономичность изложения мысли разработчика акта при сохранении полноты ее содержания. Требование экономичности имеет и другую сторону — сокращение до минимума количества актов по одному вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им, учета и систематизации;
  • 6) унификация, единообразие формы и структуры корпоративных нормативных актов, способов изложения правовых предписаний — включает использование единых реквизитов актов, стереотипной структуры, единой терминологии, юридических конструкций и формулировок, унифицированного языка.

Унифицированность, стандартизированность норм, способов их изложения и построения — необходимое качество нормотворчества. Разнобой реквизитов и рубрик корпоративных нормативных актов, отсутствие стереотипной их структуры, единого стиля изложения, несовпадение в разных актах нумерации статей их подразделений, формул отмены и изменения корпоративных нормативных актов и их частей усложняют его реализацию и делают его неэффективным. В современных условиях, когда появились возможности автоматизированной обработки корпоративных актов, унификация их формы становится более актуальной.

Таким образом, точное и неуклонное следование всем приведенным выше положениям в их совокупности может характеризовать корпоративный акт как совершенный с технической точки зрения, а также свидетельствовать о высокой юридической культуре его подготовки и оформления.

Способами изложения нормативных предписаний являются следующие.

А. Стиль текста корпоративного нормативного акта. Стиль и язык корпоративного акта, а также требования юридической терминологии — это самостоятельные и существенные проблемы юридической техники.

По мнению Т. С. Масловской, «нормативный правовой акт — это определенный вид литературного произведения, и он должен писаться на чистом литературном языке без использования диалектов и неустоявшихся языковых новшеств. Язык нормативного правового акта — это язык официального документа, в котором выражены не индивидуальная воля и субъективные представления, а воля коллектива в целом, причем она носит властный характер и воплощается в определенных, заранее установленных формах, имеющих официальное значение»[6].

Изящество и яркость внешнего выражения мысли нормодателя, его красота заключается не в использовании экспрессивных и образных средств языка, а в логической стройности, глубине и последовательности изложения, смысловой завершенности, в употреблении однозначных терминов, однотипных формулировок, в максимальной четкости, ясности и непротиворечивости текста.

Художественные средства изображения в принципе чужды языку любого нормативного акта. Неприемлемы для него пышная торжественность, помпезность и взволнованность. Не употребляются в нормативном тексте слова в их переносном значении (тропы), образные сравнения (метафоры), гиперболы (преувеличения) и др.

Основными требованиями к стилю корпоративного нормативного акта являются логическая последовательность изложения мысли нормодателя, ее смысловая завершенность, единообразие способов формулирования предписаний, использование терминов с четким и строго очерченным смыслом, употребление слов и выражений в прямом и первичном их значении.

Встречаются случаи употребления в корпоративных нормативных актах выражений типа «установить, что…», «обязать…», «принять предложение…» и т. д. Считаем, что такие формулировки неприемлемы и излишни для нормативного текста. Императивность предписания должна исходить из самого его содержания, а не за счет использования тех или иных внешних форм императивного стиля.

Отдельно хотелось бы сказать о требовании единства употребляемой юридической терминологии. Однозначность и максимальная точность информации в правовых документах невозможны при наборе лексики, разночтении терминологии. Для единства юридической терминологии необходимо, чтобы при обозначении в нормативном тексте определенного понятия последовательно употреблялся один и тот же термин, а при обозначении разных, не совпадающих между собой понятий использовались различные термины.

Б. Определение понятий в корпоративном нормативном акте. Определения являются необходимым условием точного и ясного понимания смысла корпоративного нормативного акта, повышения правовой культуры нормотворчества. Главная особенность нормативных определений состоит в том, что нормодатель дает юридическому термину одно-единственное определение, которое должно вобрать в себя существенные для определения соответствующей нормы признаки, т. е. такие, которые носят регулирующий характер, имеют правовое значение.

Формулировку определения лучше давать в тексте корпоративного нормативного акта при первом упоминании термина, ориентируясь на нормы действующего законодательства, либо в специальном разделе акта. Это облегчает понимание и применение корпоративного акта.

В ходе подготовки проекта корпоративного акта уместно создавать перечень используемых в нем терминов с указанием точного их смысла во избежание различного их толкования, а также для обозначения точности формулировок и ликвидации многозначности терминов.

В. Ссылки в тексте корпоративного нормативного акта. Ссылки могут быть различными по своей форме. Они существуют в виде: ссылки на статьи (пункты, подпункты), либо отдельные части самого корпоративного нормативного акта или на его главы, разделы, либо на иные структурные части, а также на другие корпоративные нормативные акты или отдельные их структурные подразделения и статьи (части статей).

От такого рода ссылок следует отличать так называемые отсылки, которые в общем виде показывают связь статьи (пункта) корпоративного нормативного акта с другими предписаниями (по действующему законодательству; на основаниях, установленных в законе; в порядке, установленном для… и т.и.).

По своему юридическому значению можно отмстить два рода основных видов ссылок в нормотворчестве. Одни из них имеют чисто комментаторское, пояснительное значение (ориентирующие ссылки). Они не несут нормативной, регулирующей нагрузки, а просто указывают на другие части того же акта или иные акты, их подразделения, которые следует знать для правильного понимания соответствующей статьи. Второй вид ссылок — регулятивные. Они имеют нормативно-регулирующее значение, отсылают к другой статье того же акта, его главе, разделу и т. д., иному акту, его части, которые подлежат применению в соответствующих случаях.

Ссылки создают большую компактность корпоративного нормативного акта, ликвидируют ненужные и удлиняющие текст повторения. Тем самым достигается разумная и вполне оправданная краткость, экономия в изложении нормативного материала. Кроме того, с помощью ссылок более четко видна связь между собой правовых норм и их взаимообусловленность.

Можно делать ссылки не только на предшествующие статьи (пункты) корпоративного нормативного акта, но и на последующие. Разработчик акта предполагает, что к корпоративному нормативному акту читатель будет обращаться неоднократно, причем не обязательно ко всему его тексту и в последовательности изложения статей. Читатель в процессе проработки корпоративного нормативного акта может обратиться к какой-либо статье, пункту, главе, которые его интересуют в данный момент. Такой стиль прочтения корпоративного нормативного акта накладывает свой отпечаток и на изложение его текста, и, в частности, на возможность формулирования ссылок на последующие статьи, если этого требует логика изложения нормативного материала.

Обычно помещаются ссылки на акты высшей или равной юридической силы. Ссылки же на нормативные акты низшей юридической силы или их отдельные подразделения в принципе представляются нам недопустимыми.

Воспроизведение в нормативных актах предписаний, изданных вышестоящими нормотворческими органами, активно и вполне оправданно используется в нормотворческой практике, в первую очередь при издании подзаконных нормативных актов (в том числе корпоративных нормативных актов). Как правило, предписания из актов высшей юридической силы нецелесообразно включать в качестве самостоятельных частей или приложений к готовящемуся акту. Четкость структуры нормативного акта, удобство пользования им диктуют, чтобы такие предписания органически вливались во внутреннюю структуру акта и располагались там, где этого требует логика изложения нормативного материала.

Очень важно во избежание недоразумений и неправильного понимания воспроизводить нормы чрезвычайно осторожно, тщательно и точно, максимально приближаясь к тексту акта, откуда нормативные предписания взяты, не вырывая их из общего контекста. Перефразировка текста нормы, произвольные добавления к ней, а тем более ее неточное воспроизведение представляются нам недопустимыми.

Г. Способы перечисления в корпоративных нормативных актах. В нормативной форме важно все, в том числе и порядок расположения составных частей перечисления объектов, лиц, структурных единиц, обстоятельств, условий применения и т. д. В ряде случаев они имеют прямое нормативное значение.

Трудно предложить полный список единых критериев последовательности перечислений. Вот некоторые из них: важность компонентов (от более важного к менее важному), степень их обобщенности (от более общего к менее общему), их логическая последовательность (одно логически вытекает из другого). Могут быть и другие критерии, в частности хронология, если перечисляются явления, признаки, расположенные в определенной последовательности, алфавит и т. д. В каждом конкретном случае разработчик сам избирает соответствующий способ перечисления, имея в виду указанные выше критерии.

По степени полноты все перечисления в корпоративном нормативном акте можно разделить на два основных вида — исчерпывающие (полные), не допускающие расширительного толкования, и примерные (неполные), предусматривающие возможность добавления явлений, объектов, признаков, указанных в корпоративном нормативном акте.

Д. Сокращения в тексте корпоративного нормативного акта. Непонятные для большинства работников, широко не распространенные и попросту неблагозвучные сокращения не должны употребляться при изложении правовых норм. Они способны привести лишь к недоразумениям и неправильному толкованию. Что же касается общепризнанных, прочно вошедших в обиход понятных аббревиатур (профсоюз и т. п.), то они, наоборот, сокращают изложение нормативного материала, способствует его компактности.

Если длинные и громоздкие названия лиц, объектов, структурных единиц упоминаются в акте несколько раз, то в первый раз их уместно приводить в полном объеме, а затем в скобках их сокращенный вариант, который будет употребляться далее во всем корпоративном нормативном акте.

Е. Юридические конструкции. Использование в нормотворчестве готовых образцов, моделей юридических формулировок (юридических конструкций) способствует ликвидации ненужной многоликости в формулировании родственных предписаний, облегчает как их составление, так и понимание, придает им большую четкость, определенность, стройность. Выражая внутреннее построение нормативного материала, они являются необходимым условием точности и определенности правового регулирования, его унификации. Юридические конструкции, в свою очередь, упрощают и сокращают изложение нормативных предписаний (например, формулировки о признании нормативных актов и их отдельных частей утратившими силу, о внесении в них изменений и дополнений).

Одним из важнейших условий эффективной нормотворческой работы в области корпоративного регулирования внутриорганизационных отношений является своевременное решение судьбы еще действующих актов, но которые, однако, полностью либо частично противоречат позже принятым локальным нормативным актам по данной сфере вопросов. Поэтому целесообразным было бы одновременно с принятием нового корпоративного нормативного акта вносить необходимые официальные изменения и дополнения в ранее изданные акты, а те из них (или их части), которые полностью устарели и противоречат новому акту, — официально признать утратившими силу с конкретным «поименным» перечислением. Это предотвратило бы многие недоразумения, споры и сомнения в практической деятельности по применению нового акта, повысило бы юридическую кул ьтуру н орм отворч ества.

В конце проекта должны быть перечислены в хронологическом порядке по дате их издания ранее принятые корпоративные нормативные акты или отдельные их части (разделы, главы, статьи (пункты), отдельные части статей, подпункты, абзацы), подлежащие признанию утратившими силу в связи с принятием подготавливаемого акта. В их число целесообразно включать все акты и их части по теме проекта, если они противоречат включенным в него нормативным предписаниям либо поглощены новым локальным нормативным актом, а также относящиеся к теме проекта акты и их отдельные части, которые ранее фактически утратили свое значение, но формально не признаны утратившими силу.

Изменения, вносимые в действующие корпоративные нормативные акты, следует оформлять в виде новой редакции изменяемых статей. Если изменяемые статьи нет необходимости полностью излагать в новой редакции, в их текст вносятся уточнения (в частности, путем исключения, дополнения или замены отдельных слов, фраз). Могут быть также изложены в новой редакции отдельные части статей.

Дополнения, включаемые в действующий акт, уместно оформлять в виде новых статей акта либо частей, абзацев действующих статей и располагать в зависимости от логики изложения материала в акте.

Не следует допускать формулирование в проекте новых предписаний с указанием, что они принимаются «во изменение», «в частичное изменение», «в дополнение» соответствующего корпоративного нормативного акта или его части вместо внесения текстуальных изменений и дополнений в его текст.

Акты и отдельные части актов временного значения, срок действия которых истек, а также индивидуальные, оперативные акты, исчерпываемые однократным исполнением, в предложения о признании актов утратившими силу включать нецелесообразно.

При подготовке предложения о признании корпоративных нормативных актов утратившими силу действующие акты следует изучать не только в тех частях, которые затрагиваются подготавливаемым проектом, но и во всех других частях с тем, чтобы при возможности включить в проект основного корпоративного нормативного акта дополнительные предложения, а весь ранее принятый акт признать утратившим силу.

Если возникает необходимость признать действующий корпоративный нормативный акт или какую-либо его часть утратившими силу не полностью, а в той или другой части, определяемой каким-либо общим признаком, уместно подготавливать новую редакцию такого акта или его части. Часто используемая формулировка «признать утратившим силу в части…» не должна применятся.

В том случае, если корпоративный нормативный акт действует давно и на его основе выносились многие корпоративные нормативные акты, к нему делались отсылки и т. д., очень важно, чтобы при иереоиубликовании, внесении изменений нумерация статей (пунктов) в нем сохранилась прежней.

Наиболее рациональным является мониторинг корпоративных нормативных актов, проводимый в связи с изданием нового корпоративного нормативного акта «под этот акт». Это означает, что до принятия (что предпочтительнее) или одновременно с принятием нового корпоративного нормативного акта проводится мониторинг всех актов, которые связаны с ним.

Таким образом, стадия разработки проекта корпоративного нормативного акта является ключевой в области работы над текстом проекта акта, и именно соблюдение всех правил нормотворческой юридической техники, используемых при составлении текста акта, поможет в дальнейшем эффективно применять его нормы в деятельности организации при решении насущных вопросов.

3. Стадия согласования {предварительного обсуждения) проекта корпоративного нормативного акта. Для обеспечения качества корпоративных нормативных актов, обоснованности их применения необходимо создать условия, обеспечивающие подлинно демократическую процедуру нормотворчества. Важно обеспечить творческую, деловую обстановку в работе, широкое, гласное обсуждение проектов корпоративных нормативных актов на основе анализа разных точек зрения.

Наибольшую отдачу дает, конечно, обсуждение подготовленного проекта. Однако не менее важно обсуждение тех или иных вопросов на предварительной стадии подготовки проекта акта, когда нет еще его первоначального текста. Эффективным является предварительное обсуждение концепции проекта, его будущих основных идей, причем до того, как будет подготовлен проект и будут сформулированы конкретные его нормоположения.

Предварительное обсуждение проекта корпоративного нормативного акта осуществляется с целью высказывания предложений, поправок и замечаний по его содержанию, оформлению и т. д.

В первую очередь подготовленный проект в случае, если в его разработке не принимала участие юридическая служба организации, должен быть сразу направлен на правовую экспертизу в данную службу. Правовая экспертиза предполагает оценку проекта с точки зрения соответствия его положений нормам Конституции РФ, действующему федеральному и региональному законодательству, локальным нормативным актам организации; обоснованности формы акта; обеспеченности проектируемых нормативных решений финансовыми, организационными и иными мерами, мерами ответственности (санкциями), поощрения; соблюдения правил нормотворческой юридической техники; соответствия положений проекта современным достижениям правовой науки и юридической практики.

По результатам правовой экспертизы считаем целесообразным предоставление юридической службой заключения, в котором должна быть четко выражена аргументированная позиция по отношению к общей компетенции проекта корпоративного нормативного акта, своевременности его принятия, «встроенное™» будущего акта в общую систему корпоративных нормативных актов.

Обсуждение проекта должно происходить с привлечением большого круга заинтересованных служб, структурных подразделений организации, а также компетентных специалистов, практических работников и общественности. Формы такого обсуждения разнообразны, что позволяет лучше учесть общественное мнение и дать разработчикам проекта четкие ориентиры в последующей работе над ним. Так, можно выделить следующие формы обсуждения проекта корпоративного нормативного акта:

  • — на местах среди работников в структурных подразделениях, заинтересованных в принятии корпоративного нормативного акта (положение о структурном подразделении, положения и инструкции, регламентирующие конкретную сферу деятельности этого подразделения, например, в юридическом управлении это могут быть положения о нрегензионно-исковой работе, о порядке выдачи, учете и хранении доверенностей, о порядке ведения договорной работы и т. д.);
  • — на совещаниях, проводимых как с участием разработчиков и представителей заинтересованных служб, подразделений организации, так и специалистов иных организаций и учреждений, в том числе научных работников (положения и инструкции, касающиеся охраны труда и техники безопасности на производстве, об отнесении информации к коммерческой тайне и т. д.);
  • — на общих собраниях трудового коллектива либо в печати в том случае, если у организации имеется свое печатное издание (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка и т. д.);
  • — встречи, беседы разработчиков или заинтересованных лиц с работниками или их представителями на собраниях, конференциях (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка и т. д.).

Можно расширить формы обсуждения с помощью заполнения анкет, проведения выборочных опросов работников и др.

Например, на ОАО «Коломенский завод» при принятии коллективного договора широко используются такие формы, как:

  • — обсуждение проекта в печати, поскольку на предприятии еженедельно издается газета «Куйбышевец»;
  • — проведение встреч, бесед разработчиков или администрации с представителями работников;
  • — анкетирование.

Практика показывает, что эффективность этих форм довольно высока, так как позволяет вовлечь в работу над проектом более широкий круг работников и их представителей, а также учесть различные точки зрения, существующие по данному вопросу.

Следовательно, на этой стадии очень важно создать условия, обеспечивающие свободное и конструктивное, творческое рассмотрение и обсуждение различных вариантов решений.

На стадии согласования (обсуждения) проекта корпоративного нормативного акта целесообразно проанализировать следующие виды информации:

  • 1) расчетную информацию (возможные расходы, доходы, издержки, экономию);
  • 2) материалы сравнительного характера (варианты решений того или иного вопроса, разного рода сопоставительные таблицы текстов);
  • 3) экспертные оценки проекта корпоративного нормативного акта.

При наличии разногласий по проекту корпоративного нормативного акта они подлежат обсуждению сторонами с целью поиска взаимоприемлемого решения. В случае если такое решение не найдено, проект направляется разработчиками для принятия по нему окончательного решения администрации предприятия. К проекту обязательно прилагаются протокол согласительного совещания, перечень разногласий с их мотивировками и оригиналы замечаний с предложениями о порядке дальнейшей работы с ним.

Таким образом, ключевым моментом, который необходимо иметь в виду на данной стадии нормотворческого процесса, является максимальный учет общественного мнения. Ведь оно представляет собой один из важных социальных факторов нормотворчества. И в связи с этим необходимо, чтобы разработчик получал полную, достоверную и обстоятельную информацию, касающуюся анализа и учета предложений, высказанных в ходе обсуждения проекта корпоративного нормативного акта.

4. Стадия доработки проекта корпоративного нормативного акта и его визирования. На этой стадии по результатам обсуждения разработчик, осуществляющий подготовку проекта корпоративного нормативного акта, организует учет, обобщение и анализ поступивших замечаний и предложений, а также доработку проекта в соответствии с ними.

Наибольший эффект на данной стадии могут дать:

  • — справочно-аналитические материалы о предложениях и замечаниях по тексту проекта корпоративного нормативного акта, высказанных в ходе обсуждения и согласования;
  • — данные проведенных исследований и опросов;
  • — сводные материалы анализа общественного мнения.

Таким образом, разработчик с учетом анализа поступивших замечаний на предмет их целесообразности и необходимости внесения в проект корпоративного нормативного акта дорабатывает его, после чего проект направляется на визирование.

Визирование осуществляется должностными лицами тех структурных подразделений, которые заинтересованы в принятии этого корпоративного нормативного акта, а также и теми должностными лицами, на кого положения данного акта будут иметь непосредственное распространение.

Визирование проекта корпоративного нормативного акта может осуществляться должностными лицами как на последнем листе первого экземпляра проекта путем проставления личной подписи (с ее расшифровкой) и даты, так и на оборотной стороне последнего листа или на отдельном листе согласования, прилагаемому к проекту.

После того как проект окончательно доработан, отредактирован с учетом всех замечаний, предложений, а также согласован (завизирован), нормотворческий процесс вступает в свою официальную фазу, наступает третий заключительный этап — этап принятия и официального оглашения корпоративного нормативного акта, который последовательно проходит две стадии: стадию принятия проекта корпоративного нормативного акта и стадию вступления его в силу. В завершающий этап нормотворческого процесса также входит регистрация и официальное оглашение (рассыл) принятого корпоративного нормативного акта. Данный этап включает следующие стадии.

1. Стадия принятия проекта корпоративного нормативного акта {принятие, подписание, регистрация). Характерной особенностью корпоративного нормативного регулирования внутриорганизационных отношений является порядок принятия корпоративных нормативных актов, в основе которого лежит главным образом договорно-согласительный принцип. Корпоративные акты являются, как правило, нормативными соглашениями, заключаемыми между коллективом работников (в лице их представителей) и работодателем.

Порядок принятия корпоративных нормативных актов очень важен с точки зрения определения их юридической силы. Так, например, акты, принятые с нарушением установленного порядка учета мнения представительного органа работников (либо — в случаях, предусмотренных коллективным договором, — без согласования с таким органом), считаются недействительными с момента принятия и не подлежат применению.

Принятие корпоративного нормативного акта может происходить:

1) на общем собрании коллектива в форме прямого непосредственного нормотворчества;

Мнение специалиста

Следует согласиться с Т. В. Кашаниной в том, что «это довольно сложная процедура, требующая учета организационных, финансовых и юридических аспектов. Что касается организационной стороны, то надо предусмотреть возможность четкого и оперативного доведения информации о созыве общего собрания коллектива, особенно если он многотысячный, до каждого работника. Наличие собственной радиосети, печатного издания, а также ярких и броских стендов, расположенных в удобных для обозрения местах, поможет существенно облегчить выполнение этой задачи. Если речь идет о созыве собрания акционеров, то здесь часто оказывается недостаточным общее оповещение, допустим, с помощью газеты, радио, помимо этого всем акционерам должны быть разосланы приглашения с указанием даты созыва собрания, места и времени его проведения, а также повестки дня, причем приглашения необходимо разослать заблаговременно, в связи с чем финансовые затраты для организации могут быть весьма ощутимыми. Но все это преодолимые препятствия. Юридические же проблемы, связанные с проведением общих собраний и принятием ими корпоративных нормативных актов, бывают порой неразрешимыми. Обычно собрание считается состоявшимся, если на нем присутствуют более 50% от общего числа его потенциальных участников. Как быть, если к началу собрания этого большинства не было, а к моменту принятия решения оно набралось? Согласно другому правилу решение считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих. Но вот какой способ голосования избрать, как и кто будет вести подсчет голосов — по этому вопросу иногда ведутся многочасовые дебаты. Случается, что выявляются и другие процедурные проблемы, для которых приемлемого решения не находится, в связи, с чем возникает необходимость в обращении за консультацией к различным специалистам. Па это также может уйти много времени. Именно поэтому на практике с помощью созыва общих собраний решаются принципиальные вопросы (избрание органов правления, изменения уставного капитала, принятие решения об акционировании, приватизации, об использовании прибыли) и принимаются основополагающие для данной организации корпоративные нормативные акты, такие как устав, коллективный договор, акты, устанавливающие какие-либо социальные льготы, и некоторые другие»[7].

  • 2) представителями работников и работодателей в форме представительного нормотворчества такие термины, как совет директоров, совет предприятия, совет трудового коллектива, профсоюз и др., используются для наименования представительных органов организации, т. е. органов, выражающих интересы как работников, так и работодателя и осуществляющих одновременно еще и контрольные или исполнительно-распорядительные функции. Так, например, широкими нравами по участию как в разработке, так и в принятии корпоративных нормативных положений наделены профсоюзные комитеты. Согласно, предусмотренному ст. 372 ТК РФ порядку работодатель должен обратиться в этот орган, в письменном виде изложив суть вопроса, который он собирается решать, и получить мотивированное письменное мнение представительного органа работников. Такая обязанность вытекает из права представителя работников, предусмотренного ТК РФ. Так, им, в частности, прямо предусмотрены следующие случаи принятия работодателем решений с учетом мнения соответствующего представительного органа работников организации:
    • — введение и отмена режима неполного рабочего времени на срок до шести месяцев в целях сохранения рабочих мест в случае, если изменения организационных или технологических условий труда могут повлечь за собой массовые увольнения работников (ст. 74);
    • — составление графиков сменности при сменной работе (ст. 103);
    • — утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190);
    • — перечень должностей с ненормированным рабочим днем и др.

Законодатель в ч. 3 ст. 8 ТК РФ указывает на то, что перечень актов, принимаемых по согласованию с представительным органом работников, должен быть установлен коллективным договором и (или) социальнопартнерскими соглашениями.

На сегодняшний момент повышается роль в принятии корпоративных нормативных актов и еще одного представительного органа работников — совета трудового коллектива.

Таким образом, следует заметить, что совместная работа представителей работников (профсоюза, совета трудового коллектива) и администрации в ходе принятия корпоративных актов всегда только способствует демократизации процесса корпоративного нормотворчества и служит, соответственно, повышению престижа данной организации;

3) единолично исполнительными органами организации в форме опосредованного нормотворчества. Как показывает практика, исчерпывающий перечень конкретных вопросов, регулируемых единолично руководителем организации с помощью корпоративных актов, предусмотреть заранее невозможно. В самом общем виде правомочия, но принятию корпоративных нормативных актов единолично исполнительным органом отражаются в уставе организации. Как правило, в практической деятельности единолично руководителем решаются так называемые оперативные вопросы, требующие незамедлительной реакции; специальные вопросы, требующие специальных знаний, опыта; текущие вопросы, не относящиеся к особо важным. Объединяет указанные вопросы то, что собирать общие собрания или представительные органы по поводу их решения либо неэффективно, либо нецелесообразно, либо невозможно ввиду оперативности их решения. Например, единолично принимаются: должностные инструкции, приказы, распоряжения и другие акты, имеющие нормативное содержание.

Корпоративный акт считается окончательно принятым, если он подписан либо руководителем организации, либо лицом, которое принимает данный акт, имея при этом полномочия на его принятие и подписание (заместители руководителя, акционеры или собственник и т. д.). Ведь именно наличие необходимых подписей напрямую связано с тем вопросом, имеет или не имеет данный корпоративный нормативный акт юридическую силу.

Возможно подписание корпоративного нормативного акта, например коллективного договора, двумя должностными лицами: с одной стороны — председателем профсоюзного комитета (органом, представляющим интересы работников), а с другой — руководителем организации (представителем собственника).

В конце концов, какие документы уполномочено подписывать то или иное должностное лицо, устанавливается корпоративными актами организации (например, уставами, положениями, приказами и т. п.), однако нельзя забывать и то, что лицо, подписавшее корпоративный нормативный акт, несет ответственность за его содержание.

Ряд корпоративных нормативных актов обретает юридическую силу только после того, как их утвердят руководитель или должностные лица организации, в компетенцию которых входит решение тех или иных вопросов. Гриф «Утверждаю» («Утверждено») — это своеобразное подтверждение важности и актуальности разработанного и подписанного корпоративного нормативного акта, а также некая санкция на действие этого документа в отношении определенного круга работников, должностных лиц, подразделений организации.

Обязательному утверждению подлежат:

  • — уставы;
  • — положения о представительствах, филиалах и структурных подразделениях организации;
  • — правила внутреннего распорядка;
  • — инструкции, в том числе должностные;
  • — расценки на проведение работ и оказание услуг и др.

Таким образом, исходя из специфики деятельности организации, считаем целесообразным разработать:

  • — перечень корпоративных актов, подлежащих утверждению;
  • — список должностных лиц, имеющих право подписывать и утверждать корпоративные нормативные акты.

После подписания, а в предусмотренных случаях и после утверждения корпоративный нормативный акт подлежит обязательной регистрации.

Регистрация определяется как запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующей факт его создания, отправления или получения.

Как вытекает из определения, регистрация прежде всего придает юридическую силу документу, так как фиксирует, подтверждает факт его создания или получения. Пока документ не зарегистрирован, не получил своего номера, он не оформлен, он как бы еще не существует.

Регистрация корпоративных нормативных актов преследует три цели: учет корпоративных нормативных актов; контроль за исполнением; справочную работу.

Практика в основном использует три вида учета корпоративных нормативных актов: журнальный, картотечный и компьютерный.

Журнальный учет — это наиболее простой вид учета внутренних документов. Он состоит в ведении журналов, в которых регистрируются все корпоративные акты в хронологическом или предметно-системном порядке.

При картотечном учете на каждый корпоративный нормативный акт заводится отдельная карточка, в которой фиксируются все реквизиты внутреннего документа.

Компьютерный учет — наиболее современный и совершенный вид учета корпоративных актов, несомненно, требующий, как и при других видах учета, постоянного поддержания документов в контрольном состоянии путем оперативного внесения в них изменений и дополнений. Данная задача может быть решена посредством внедрения программных систем, таких, например, как информационная система «Персонал», позволяющая осуществлять управление штатными расписаниями и другими внутренними документами организации, вести учет персональных данных работников и выполнять иные функции активной кадровой политики.

По общему правилу делопроизводства все подписанные или утвержденные корпоративные акты должны регистрироваться службой делопроизводства, а при ее отсутствии — секретарем или помощником руководителя в день подписания или утверждения путем присвоения им регистрационного номера и проставления на них даты подписания или утверждения. Регистрация производится в пределах групп в зависимости от названия вида корпоративного нормативного акта, его автора (разработчика) и содержания. Например, отдельно регистрируются приказы руководителя, распоряжения руководителя, различные инструкции, положения и т. д. Порядковые регистрационные номера присваиваются локальным нормативным актам в пределах каждой регистрируемой группы.

Таким образом, в процессе регистрации закладывается информационнопоисковая система по всем документам организации, и эго, безусловно, является основой для следующих этапов работы с корпоративными нормативными актами: контроля за их исполнением и информационно-справочной работы.

2. Стадия вступления в силу корпоративного нормативного акта. Общеизвестно, что сфера действия корпоративных норм ограничена пределами отдельно взятой организации. Для работников, администрации и их представителей нормы, содержащиеся в корпоративных нормативных актах, становятся обязательными с момента вступления их в силу. Причем стороны по обоюдному согласию могут определить дату вступления в силу того или иного корпоративного нормативного акта и установить срок его действия, но на практике, как правило, это прерогатива работодателя.

По общему правилу корпоративный нормативный акт вступает в силу с момента подписания, если в самом акте или в акте о его утверждении не указан иной срок.

Относительно сроков и порядка введения в действие корпоративных актов, предусмотренных трудовым законодательством, можно сказать следующее.

ТК РФ устанавливает два общих срока вступления в законную силу указанных актов: 1) 5 дней в случае согласия профсоюзного органа с проектом корпоративного акта; 2) 8 дней в случае возражений профсоюзного органа. ТК РФ определены также специальные сроки вступления в действие графиков сменности и норм труда (ст. 103 и 162 ТК РФ). Причем в первом случае — один месяц, а во втором случае — два месяца после извещения об этом работников.

Вступление в законную силу корпоративного акта зависит от его влияния на содержание трудовых договоров работников организации. Если корпоративные нормы изменяют существенные условия трудовых договоров, то корпоративный акт может вступить в законную силу не ранее двух месяцев со дня письменного уведомления работников о содержании данного акта (ст. 74 ТК РФ). Если существо трудовых договоров корпоративный акт не затрагивает, то момент наступления юридической силы акта определяет нормотворческий орган.

Порядок вступления в юридическую силу коллективного договора, сохранения его действия в случаях наступления отдельных правовых ситуаций определен в ст. 43 ТК РФ. Такой правовой акт вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Структурные подразделения и должностные лица, ответственные в организации за исполнение корпоративного нормативного акта, должны:

  • 1) ознакомить с содержанием корпоративного нормативного акта исполнителей (в необходимых случаях под роспись);
  • 2) при необходимости обеспечить исполнителей копиями корпоративного нормативного акта или выписками из него, а также использовать иные формы доведения корпоративного нормативного акта до сведения служб и лиц, на которые распространяется его действие (например, вывешивание документа или информации о нем на доске объявлений, на сайте организации, рассылка по структурным подразделениям).

В акционерных обществах о принятых корпоративных нормативных актах обязательно извещаются акционеры — в порядке, установленном уставом общества для информирования об общем собрании акционеров, если документ принят общим собранием, и в ином установленном действующим законодательством порядке, если документ принят другими органами управления общества и затрагивает права акционеров.

Принятый корпоративный нормативный акт действует бессрочно в том случае, если им не оговорено иное.

Может быть также установлен временный срок действия как для всего корпоративного нормативного акта, так и его частей, тогда в акте необходимо указать, на какой срок он (или соответствующая его часть) сохраняет действие. По истечении указанного срока данный корпоративный нормативный акт автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока возможно принятие заинтересованными службами или лицами решения о продлении действия акта на новый срок или о придании ему бессрочного характера.

Основаниями прекращения действия корпоративных нормативных актов являются:

  • — истечение срока действия, на который он был принят;
  • — принятие нового акта;
  • — признание акта утратившим силу органом, принявшим этот акт;
  • — признание судом акта незаконным.

Подводя итог, отметим, что нормотворческую деятельность в любой отдельно взятой организации целесообразно было бы начинать помимо зарождения идеи о будущем корпоративном нормативном акте с прогнозирования и планирования в организации нормотворческой деятельности, изучения информации, необходимой для разработки проекта корпоративного акта, анализа сведений о состоянии материально-технического обеспечения правового регулирования; продолжать сбором и подготовкой материала, разработкой проекта корпоративного нормативного акта, его согласованием, обсуждением, а заканчивать принятием и введением корпоративного акта в действие.

Нельзя не отметить еще и то, что успешная деятельность по созданию корпоративных нормативных актов зависит еще и от правовой культуры их создателей, от степени их владения юридической наукой и приемами нормотворческой юридической техники. Суть правовой культуры нормодателя как составной части всеобщей культуры состоит в образе мышления и соответствующего действия, основанного на признании и познании общечеловеческих ценностей права, требований законности и режима правопорядка, в соответствии с которыми осуществляется нормотворческая деятельность и правореализующая практика.

  • [1] Корпоративное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению"Юриспруденция" / отв. ред. И. С. Шиткина. М.: Волтере Клувер, 2007.
  • [2] В данном учебнике такие понятия, как корпоративный нормативный акт, корпоративное нормотворчество, являются всеобъемлющими и включают в свою структуру и локальный нормативный акт, и другие внутренние документы, принимаемые в процессе корпоративного правотворчества в отдельно взятой организации.
  • [3] Хныкин Г. В. Особенности локального нормотворчества // Законодательство. 2005.№ 5. С. 8−9.
  • [4] ГОСТ Р 6.30—2003 Унифицированные системы документации. Унифицированнаясистема организационно-распорядительной документации. Требования к оформлениюдокументов: утверждены постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.
  • [5] Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. С. А. Панина.М.: МЦФЭР, 2002. С. 153.
  • [6] Масловская Т. С. Нормотворчество органов самоуправления Российской Федерации: монография. Сургут: Сургутсткий госуниверситет, 1999. С. 174.
  • [7] Ктианина Т. В. Корпоративное (внутрифирменное) право: учеб, пособие. М.: Норма, 2003. С. 128−129.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой