Тепловые потоки в характерных точках
![Реферат: Тепловые потоки в характерных точках](https://gugn.ru/work/6579691/cover.png)
При М > 8 за ударной волной воздух диссоциирует на атомы кислорода и азота, что сопровождается поглощением значительного количества тепла. Одновременно у более холодной поверхности тела идут процессы рекомбинации этих атомов с выделением тепла. Большая часть траектории движения соответствует равновесному составу газа за ударной волной. Параметры газа при соответствующей температуре берутся… Читать ещё >
Тепловые потоки в характерных точках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Конвективный тепловой ноток в критической точке. В точке торможения затупленного тела режим течения ламинарный, и при сверхзвуковых скоростях полета, когда перед головным отсеком образуется отошедшая ударная волна, расчет теплового потока можно проводить в следующем порядке.
Сначала определяются параметры газа в критической точке по известным параметрам в набегающем потоке (индекс оо). Давление находим из формулы Рэлея:
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_1.png)
температуру торможения из одномерного уравнения энергии.
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_2.png)
плотность — из уравнения состояния р0 = p0l RT0, где газовая постоянная воздуха R=287,l Дж/(кг К).
Число Прандтля можно определить по формуле Эйкина: Рг = 4у/(9у — 5), тогда теплопроводность воздуха = у$ср I Рг, а вязкость р/р0 =(Г0/ГХГ • Д° чисел Маха Мос<6 теплоемкость воздуха при постоянном давлении постоянна и равна: ср = 1070 Дж/(кг К). В этом случае энтальпия газа i = срТ.
При М > 8 за ударной волной воздух диссоциирует на атомы кислорода и азота, что сопровождается поглощением значительного количества тепла. Одновременно у более холодной поверхности тела идут процессы рекомбинации этих атомов с выделением тепла. Большая часть траектории движения соответствует равновесному составу газа за ударной волной. Параметры газа при соответствующей температуре берутся из таблиц [27, 28].
При умеренных числах Маха, когда теплоемкость газа ср постоянна, для определения теплового потока в критической точке можно воспользоваться формулой пластинки (13.6), которая при х = 0 после преобразований принимает вид.
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_3.png)
где градиент скорости в критической точке.
![гн - радиус затупления носка.](/img/s/8/61/1482761_4.png)
гн — радиус затупления носка.
При больших числах Маха широкое распространение нашла формула Фэя и Риддела:
Ею же можно пользоваться для определения теплового потока вдоль образующей бесконечно длинного цилиндра, взяв коэффициент 0,85−10~3 вместо 1,2−10-3.
Модель цилиндра дает удовлетворительные результаты для передних кромок крыльев и стабилизаторов с учетом поправки на стреловидность:
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_6.png)
где х ~ угол передней стреловидности крыла (между кромкой крыла и линией, перпендикулярной оси ракеты). Конвективный поток (<7К)Х_0 определяется по формуле (13.15) с коэффициентом.
0,85 • 10 3, а под гн понимается радиус скользящего цилиндра.
На линии растекания скользящего цилиндра, который моделирует переднюю кромку крыла, может также возникнуть турбулентный режим течения. В этом случае коэффициент определяется по [29]:
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_7.png)
где d — диаметр цилиндра, р определяется по формуле (13.14). Параметры воздуха на передней кромке крыла (индекс «О») определяются здесь при числе Маха М= MTcosy. Более простые варианты формулы предложены в [30]:
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_8.png)
а также в [31]:
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_9.png)
где Рз= 1,23 кг/м — плотность воздуха у поверхности Земли; у, =7,93 км/с — первая космическая скорость. Формулы Фэя и Риддела можно привести к виду.
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_10.png)
Вес формулы записаны в системе единиц СИ, поэтому тепловой поток измеряется везде в ваттах на квадратный метр.
Лучистый поток в критической точке. Излучение от воздуха к стенке необходимо учитывать только на участке входа головной части в плотные слои атмосферы при значительных температурах газа между стенкой и отошедшей ударной волной. Оценки показывают, что лишь при температурах более 5000 К излучение создаст тепловые потоки, которые вносят заметный вклад в суммарный тепловой поток. Приведем три различные формулы для оценки этого потока:
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_11.png)
Эта зависимость дает надежные результаты для температур, соответствующих условиям спуска космического летательного аппарата: 8000 К<�Г0< 12 000 К;
Н.Ф. Краснов [31] предлагает зависимость.
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_12.png)
В приведенных формулах скорость vx имеет размерность м/с. Отметим, что лучистый тепловой поток в звуковой точке затупленного тела обычно принимается равным половине от теплового потока в критической точке.
Конвективный поток в звуковой точке. Так как рассматриваемая точка находится на поверхности тела, то через нее проходит общая с критической точкой линия тока. Тогда если число Маха M = 1, то температура воздуха.
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_13.png)
давление.
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_14.png)
а плотность.
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_15.png)
Скорость потока равна скорости звука: м3 = а3 = ^/у (/;3 / р 3), вязкость газа р3 = р0(Г3/Го)0'7, а теплопроводность а3 = ц3ср / Рг. В звуковой точке режим течения турбулентный, поэтому, воспользовавшись формулой для пластинки, получаем.
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_16.png)
где.
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_17.png)
здесь у = Tw/Tr; Re = р3u3d3 /ц3.
При определении числа Рейнольдса характерный размер dj находим с помощью поправки В. С. Авдуевского:
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_18.png)
где х3 — расстояние от критической точки до звуковой; г — радиус параллельного круга; 0 < и < г/3 — скорость газа на линии тока.
Координату звуковой точки можно определить, если предположить, что линейный характер изменения скорости газа соблюдается между критической и звуковой точками. В этом случае расстояние до звуковой точки, измеряемое вдоль образующей затупления, равно: х3 = м3(3, где градиент в критической точке определяется по формуле (13.14). Можно воспользоваться также одной из следующих формул, рекомендуемых в [30] для турбулентного режима течения:
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_19.png)
по формуле Хидальго и Детра:
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_20.png)
или по формуле Сибулкина:
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_21.png)
где сверху помечены параметры газа при определяющей температуре 7' = 7'3 +0,5(7^ - Г3) + 0,22(Г,. -Г3), а/>=(1,46/г")(р0/р0). Ламинарный режим течения в звуковой точке никогда не возникает.
Боковые поверхности корпуса. Поверхность тела при отсутствии зон отрыва потока и нулевом угле атаки является единой линией тока, начинающейся в критической точке, поэтому для определения скорости газа в произвольной точке можно воспользоваться уравнением Бернулли.
Коэффициент давления ср на боковых поверхностях можно определить, но формулам из п. 4.2. Тогда статическое давление.
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_22.png)
местное число Маха, соответствующее этому давлению,.
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_23.png)
термодинамическая температура.
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_24.png)
и плотность.
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_25.png)
Теперь скорость газа в рассматриваемой точке тела и = Mjy (p/р).
На головной части тепловой поток при турбулентном режиме течения определяется по формуле.
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_26.png)
где х — расстояние вдоль образующей, измеряемое от критической точки; Ф — функция местного давления, график которой приведен на рис. 102. На участках корпуса, значительно удаленных отточки торможения, для определения тепловых потоков используются формулы (13.7), (13.8) для пластинки в зависимости от режима течения.
![Рис. 102.](/img/s/8/61/1482761_27.png)
Рис. 102.
Приведем еще формулу Маклафлина [29] для расчета тепловых поверхностей на цилиндрах и боковых поверхностях крыльев,
в которой используется температура Т* (см. (13.3) и (13.4)):
![Тепловые потоки в характерных точках.](/img/s/8/61/1482761_28.png)
в которой при ламинарном режиме течения п = 0,5; А = 0,332, а при турбулентном п = 0,2; А = 0,0296. Кроме того, с = (р/Т*)(Тл/рж), а знаком «Л» отмечены величины, вычислясмые при определяющей температуре. В качестве характерного размера при определении числа Рейнольдса используется расстояние х, измеряемое от начала эквивалентной пластинки. На конусе тепловой поток возрастает, и поэтому при ламинарном течении А = 0,575, а при турбулентном А = 0,3 481. Характерный размер определяется по формулам, приведенным в подразд. 13.2.