Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Концептуальные направления в градостроительстве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Корбюзье являлся автором идеи Лучезарного города, истоки которого были заложены им в 1920;х гг. в проекте «План Вуазен». Проект предлагал снос старого Парижа (240 га) для возведения делового центра, состоящего из 18 50-этажных небоскребов для различных офисов и «низкорослыми» горизонтальными «связками» для сервисных целей, что вместе занимало бы около 5% всей территории города. Проект во многом… Читать ещё >

Концептуальные направления в градостроительстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В то же время градостроительство является особым видом публичной деятельности, затрагивающим интересы различных групп населения и формирующим для всех этих групп общую среду обитания. В мировой научной литературе еще в 60—70-е гг. XX в. сформировались по меньшей мере два направления в градостроительстве, предусматривающие различные способы постановки и решения градостроительных задач. Первое направление (его можно назвать функциональным) восходит к идеям Ле Корбюзье, Р. Мозеса и других, устанавливающим приоритет системы проектирования, зонирования городского пространства над нормами общественного восприятия. Характерными фигурами второго направления (условимся называть его социальным) являются Дж. Джекобе, К. Линч, А. Рапопорт и другие, выступающие за активное формирование города по образцам общественного восприятия. И если первое направление по сути передавало право на формирование структуры городской среды профессиональным архитекторам и планировщикам, закладывающим в основу расселения предварительно сформированные проектировочные схемы, то второе направление в качестве ведущего проектировщика общественного пространства усматривало гражданские сообщества под углом рассмотрения образа этого пространства глазами его жителей и гостей, соблюдения принятых в сообществе градостроительных предпочтений и установок.

Функциональное направление:

  • • предусматривает формирование градостроительных решений на профессиональной основе с использованием опирающейся на традиционные подходы экспертизы;
  • • ориентировано на применение универсальных правил и приемов, позволяющих переносить опыт их реализации с одной территории на другую;
  • • исходит из первичности проектного начала перед эксплуатационным, нормы — перед привычкой, формы — перед содержанием.

Американский архитектор Робер Мозес (1888—1981) является типичным представителем функционального направления в градостроительстве, опирающимся на создание системообразующих строительных проектов, в наибольшей степени определяющих структуру расселения в городе.

Характерным его проектом стало строительство моста Трайборо, соединившего районы Нью-Йорка Бронкс, Квинс и Манхэттен. Строительство моста принесло значительный доход, что впоследствии позволило Мозесу осуществить ряд важных общественно значимых проектов. Однако инициируемое им решение прокладки шоссе через Нижний Манхэттен, грозившее разрушить Гринвич-Виллидж и Сохо, вызвало ожесточенные дискуссии в обществе и было отклонено местными властями. Кроме того, не получило поддержки и его намерение проложить систему скоростных дорог через пролив Лонг-Айленд, угрожавшее затормозить развитие общественного транспорта.

Наиболее полно функциональное направление в градостроительстве воплотилось в модернизме. Модернизм в градостроительстве означал отказ от каких-либо исторических предубеждений, выбор исключительно рационального подхода к организации планируемых пространств, использование современных технологий, минимизацию художественных средств выражения. Классическим воплощением модернизма в градостроительстве является творчество Ле Корбюзье, заложившего основы современной городской архитектуры.

Ле Корбюзье (фр. Le Corbusier; настоящее имя Шарль-Эдуар ЖаннереГри) (1887—1965) оказал значительное влияние на развитие современных городов, став родоначальником целого направления в архитектуре, характерными чертами которого выступали свободная планировка зданий, использование прямых геометрических форм. Специфическими признаками архитектуры Ле Корбюзье стали объемы-блоки, поднятые над землей; свободно стоящие колонны под ними; плоские крыши-террасы («сады на крыше»); «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады («свободный фасад») и пр. Корбюзье широко использовал бетон, сделав его гибким строительным материалом для своих зданий. В России им был реализован проект строительства здания Центросоюза (1928—1934), получившего признание многих архитекторов.

Корбюзье являлся автором идеи Лучезарного города, истоки которого были заложены им в 1920;х гг. в проекте «План Вуазен». Проект предлагал снос старого Парижа (240 га) для возведения делового центра, состоящего из 18 50-этажных небоскребов для различных офисов и «низкорослыми» горизонтальными «связками» для сервисных целей, что вместе занимало бы около 5% всей территории города. Проект во многом был вызовом исторически сложившимся архитектурным формам и предполагал радикальное переустройство городской среды под локальную реконструкцию. Планировочной основой Лучезарного города Корбюзье являлся зеленый парк или сквер, в створе которого должны свободно располагаться здания и сооружения, омываемые со всех сторон воздухом и солнечным светом. Город состоял из улиц — проездов, вдоль которых простирался непрерывный ряд каменных фасадов.

Корбюзье указывал, что в основе строительной концепции Лучезарного города лежат четыре предпосылки:

  • 1) увеличение плотности населения;
  • 2) новые способы передвижения, которых должно быть как можно больше — метро, автобусы и т. д.;
  • 3) большое количество парков и зеленых зон;
  • 4) стремление «разгрузить» центр города, куда стремится много людей. Иными словами, застраивать следовало в первую очередь окраины.

В основе плана лежало зонирование: город предполагалось разделить на коммерческие, деловые, развлекательные и жилые районы. В центре Ле Корбюзье советовал располагать деловой район с небоскребами, высота которых превышает 200 м.

Корбюзье был активным проводником этих идей, привлекая под свои знамена большое количество профессионалов, распространивших влияние модернизма на практику строительства многих городов мира. Так, в 1933 г. при его активном содействии была принята Афинская хартия[1], учредившая универсальные градостроительные принципы, используемые в проектировании современных городов. Хартия была составлена Корбюзье и принята конгрессом CIAM[2] в Афинах в качестве градостроительного манифеста. Наиболее значимыми ее положениями стали следующие:

  • • «свободно расположенный в пространстве многоквартирный блок» — единственно целесообразный тип жилища;
  • • городская территория должна четко разделяться на функциональные зоны: жилые массивы, производственные площадки, парки и пр.;
  • • в проекте должны быть предусмотрены промышленная (рабочая) территория, зона отдыха и транспортная инфраструктура.

Социальное направление исходило из необходимости сознательного конструирования городской среды посредством активного участия граждан в освоении среды обитания.

Предтечей социального направления в градостроительстве можно назвать шотландского биолога, социолога и градостроителя II. Гсддсса. Патрик Геддес (1854—1932) разделял популярную в то время теорию Герберта Спенсера (1820—1903), в соответствии с которой концепция биологической эволюции может быть использована также для объяснения эволюции общества. Центральной «биологической единицей человеческого общества», по мнению ученого, выступает семья, обеспечивающая условия для сбалансированного и рационального развития общества[3].

Геддес опирался на круговую теорию географических локаций французского исследователя Фредерика Ле Пле (1806—1882), представляющую экологические ограничения и возможности, которые, в свою очередь, определяют характер труда. Его центральный аргумент состоял в том, что физическая география тесно связана с рыночной экономикой и антропологией, обеспечивая согласование общественной жизни на базе их комбинирования. Таким образом, проект градостроительной науки заключается в налаживании «взаимодействия человека с природной средой». Ученый видел в городе ряд общих взаимосвязанных паттернов (образцов) «с неразрывно переплетенной структурой», сродни цветку, сохраняющему единство в составляющих его частях (лепестках). Геддес подверг критике тенденцию современного научного мышления к специализации, способствующую разрушению комплексного взгляда на город. Он отстаивал режим планирования, который был призван выявлять «первичные человеческие потребности» в каждом действии, налаживая процесс «конструктивной и консервативной хирургии», а не разделяя объект на части обособленных схем — прием, популярный в XIX и начале XX в. Геддес продолжат использовать и пропагандировать этот подход на протяжении всей своей карьеры. Этот подход проявлялся в том числе и в том, что ученый выступал против использования сетевых планов, в рамках которых улицы планируются под прямым углом друг к другу. По Геддесу, планирование предусматривает предварительное изучение природных географических ресурсов исследуемого объекта. Другими словами, прежде чем принимать решение о возведении объекта, необходимо полагаться не на действующие схемы, а на перспективу и расчет. Структура рассредоточения узловых точек проектируемого объекта определяется в соответствии с его морфологией, начиная с горного склона и заканчивая морским побережьем, с распределением на карте категорий занятых (видов трудовой деятельности), осваивающих соответствующие ресурсы. Технический прогресс делает возможным отказ от централизации и концентрации производства в крупных территориальных образованиях. Город — эго свободное объединение здоровых соседств. В книге «Эволюция городов» (1915) Геддес продемонстрировал механизм формирования конурбаций, городов-регионов.

Геддес выступал за активное участие граждан в исследованиях, необходимых для городского планирования: его девизом был тезис «диагноз до начала лечения». Такое обследование должно включать как минимум анализ геологических, географических, климатических, экономических и политических факторов.

Активное участие граждан в определении параметров городской среды стало исходным принципом и в работах канадской писательницы и общественного деятеля Джейн Джекобе (1916—2006). Она выступала против планирования городов, основанного на абстрактных идеях и абстрагирующегося от мнения горожан, их текущего восприятия происходящих с городской средой изменений. Джекобе рассматривала город как живой организм, основанный на спонтанном порядке и опирающийся на различные механизмы саморегулирования. Это позволяет городу поддерживать себя в реализации присущих ему функций, а населению — позиционировать себя как его составной элемент. Никакая градостроительная теория не способна обеспечить эффективный механизм приспособления горожан к городским изменениям. В книге «Смерть и жизнь больших американских городов» (The Death and Life of Great American Cities; 1961) Дж. Джекобе сформулировала ряд правил, которые необходимо соблюдать для соответствия городской планировки общественным ожиданиям. К некоторым из них следует отнести наличие функциональной идентичности, самобытности территории; дробность кварталов; широкое использование публичных объектов (парков, площадей, скверов и общественные зданий) в качестве составных элементов уличной ткани; концентрацию в районе зданий разного возраста и состояния и пр.

Работы Джекобе способствовали расширению исследований влияния социокультурных факторов на процессы градостроительства. Важной вехой в реализации этого направления стала книга американского архитектора и специалиста по кросс-культурным исследованиям Амоса Рапопорта (р. 1929) House Form & Culture («Форма дома и культура», 1969), где автор утверждает, что форма дома — это не просто результат действия физических сил или какого-то случайного фактора, а последовательность воздействий целого спектра социально-культурных факторов.

Ключевую роль в развитии социального направления в градостроительстве сыграл также американский исследователь в области городского планирования Кевин Линч (1918—1984) — автор знаменитой книги «Образ города» (1960).

На основе исследования, проведенного в трех американских городах — Лос-Анджелесе, Бостоне и Джерси-Сити, — Линч выделил пять элементов образа города, при помощи которых горожане воспринимают свое окружение, представляя его в качестве ментальной карты, отображающей его пространство: пути, границы, районы, узлы, ориентиры.

Пути (paths) — это коммуникации, по которым наблюдатель может перемещаться постоянно, периодически или только потенциально (Линч, 1982,.

с. 51). Пути задают каркас, вокруг которого организуются все элементы среды. К этой категории относятся улицы, тротуары, автомагистрали, железные дороги, каналы. Пути должны быть узнаваемы, т. е. наблюдатель должен понимать, где он находится. Обеспечивают узнаваемость особенности фасадов зданий, стен или морфология самой улицы. Пути не должны иметь разрывов, поскольку любое прерывание пути ведет наблюдателя к потере ориентации, утрате чувства места, как это происходит, например, при выходе из метро. Всякий путь имеет свою направленность, ориентир, что дает наблюдателю шанс определить свое местонахождение и оценить пройденное расстояние.

Границы (edges) — это линейные элементы окружения, служащие легкоили труднопреодолимыми барьерами, отгораживающими один район от другого. На границе происходит разрыв непрерывности и переход к другому качеству среды. Границы определяются берегами, железнодорожными выемками, краями жилых районов, стенами домов. Границы, как и пути, могут служить ориентирами, разделяя город на соответствующие зоны.

Районы (districts) — это части города, которые служат двумерной протяженностью, в которую наблюдатель мысленно входит изнутри. Районы на территории города обладают некоторой однородностью и легко распознаются. Специфичность района может определяться архитектурой зданий, особенностью функций данной территории, плотностью уличного каркаса, социальными характеристиками обитателей, рельефом, степенью ухоженности и пр. Линч считает, что одни районы могут быть интровертны, т. е. иметь слабые связи с остальным городом, а другие экстравертны, т. е.

открытые окружающему пространству. Как правило, центральные районы города являются экстравертными.

Узлы {nodes) — это стратегические точки города, от которых или к которым наблюдатель движется при перемещениях в городе. Узлы могут быть местами максимальной концентрации каких-либо функций, фокусирующими точками для района. Они возникают в местах пересечения путей, разрыва транспортных коммуникаций. Узлами могут быть вокзалы, станции метро, перекрестки путей, т. е. места большого скопления людей, обнаруживающие различные сценарии поведения.

Единичные, уникальные, хорошо запоминающиеся элементы, становятся ориентирами (landmarks). Ориентиры находятся вне наблюдателя, в очертания которых тот никогда не проникает. Роль ориентиров выполняют здания, башни, фасады, витрины, горы и пр. Ориентиры могут различаться в пространстве как отдаленные и локальные. В первом случае они видны с разных сторон или резко отличаются от соседних объектов за счет высоты или особого размещения, а во втором — видны в определенных местах и в ограниченных пределах.

Линч отмечал, что выделенные им элементы не являются изолированными и тесно переплетены друг с другом. К примеру, скоростная магистраль выполняет роль пути для водителя и границы для пешехода, а центр города может выступать как район в городе средней величины и узел для агломерации (Линч, 1982, с. 53).

Человек воспринимает городскую среду через призму привычных образов, которые он создает в процессе повседневного перемещения в пространстве города. Решетка путей формирует каркас, который, в свою очередь, оказывает влияние на установление границ между районами. При этом сам образ города может реально не соответствовать его содержанию: он может отличаться по размерам, расстояниям между объектами, геометрии домов и пр. Соответствие проявляется исключительно в воспроизводстве последовательности элементов среды, например, в порядке прохождения ориентиров при перемещении к определенному объекту.

Социальное направление в градостроительстве способствовало выделению особого направления в архитектуре, названного соучаствующим проектированием (democratic design, paiticipatoiy design)-, оно представлено в работах как отечественных, так и зарубежных специалистов — А. А. Высоковского (Высоковский А. А. Визуальные образы городской среды. М., 2008) Генри Саноффа (Санофф Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов. Вологда, 2015) и других.

  • [1] Афинская хартия (фр. Charte d’Athenes) — градостроительный манифест, составленный Ле Корбюзье и принятый конгрессом CIAM в Афинах в 1933 г.
  • [2] Международный конгресс современной архитектуры (фр. Congres Internationald’Architecture Modeme — CIAM) — международная организация архитекторов, созданнаяв 1928 г. с целью консолидации архитекторов Европы, для профессионального обменаи в интересах развития современной архитектуры.
  • [3] Здесь и ниже: Geddes Р. Cities in Evolution. London, 1915; Спенсер Г. Основания социологии. М.: Издание И. И. Билибина, 1876.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой