Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Агрессивность как проявление болезненных состояний

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Физиология агрессивного подростка несколько отличается от нормативной. Так, в одном французском исследовании были получены данные о том, что высокоагрессивные мальчики отличались самым медленным сердцебиением в состоянии покоя, но оно резко учащалось под действием экспериментальной угрозы. А возбужденное состояние резко ухудшало процессы когнитивной обработки информации — память, внимание… Читать ещё >

Агрессивность как проявление болезненных состояний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Я не такой, как все!

Агрессивность не всегда является следствием нарушенных детско-родительских отношений, искаженного стиля семейного воспитания или реакцией на дисгармоничность сферы общения со сверстниками. Даже у самых лучших родителей в условиях благоприятной ситуации развития подросток может проявлять выраженную агрессивность. Некоторым подросткам необходима внешняя помощь.

Агрессивные дети и подростки, по свидетельству психотерапевтов и психиатров, — трудно управляемый и плохо поддающийся терапии контингент больных. В психологии выделяют характерологические особенности детей и подростков, агрессивность которых стала устойчивой чертой личности.

  • 1. Преимущественно воспринимают окружение как враждебное, а большинство ситуаций — как угрожающие.
  • 2. Снижена критичность в отношении собственного поведения, а агрессивность не считают отрицательным явлением.
  • 3. Характерно сверхчувствительное отношение к критике.
  • 4. Преобладает внешне обвинительный, эмоциональный тип реагирования.
  • 5. Отсутствует чувство вины в отношении собственных проступков и агрессивных действий.
  • 6. Располагают ограниченным набором стратегий реагирования в конфликтных ситуациях; отсутствует гибкость поведения.
  • 7. Самооценка неустойчива и повышается в результате агрессивных действий, подтверждающих значимость агрессора.
  • 8. Эмпатия и эмоциональная рефлексия не развиты.
  • 9. Моральные инстанции не сформированы.

Общей отличительной особенностью агрессивных подростков, как правило, является активный негативизм, направленный на других людей. Такие подростки постоянно мешают учебному процессу, терроризируют сверстников, конфликтуют с родителями, которые постоянно находятся на взводе, не зная, чего ожидать от ребенка в следующий раз. Столь выраженные проблемы во взаимоотношениях подростка с педагогами, родителями, другими ребятами и окружающими требуют консультации с психологом или психиатром.

Физиология агрессивного подростка несколько отличается от нормативной. Так, в одном французском исследовании были получены данные о том, что высокоагрессивные мальчики отличались самым медленным сердцебиением в состоянии покоя, но оно резко учащалось под действием экспериментальной угрозы. А возбужденное состояние резко ухудшало процессы когнитивной обработки информации — память, внимание. Опытные психиатры высказывают идеи о том, что высокоагрессивные подростки воспринимают мир совсем не так, как воспринимают его неагрессивные дети.

Как правило, проблемные подростки отличаются от своих сверстников не только высоким уровнем агрессивности, но и низким самоконтролем, недостаточной регуляцией целенаправленного поведения. У них часто диагностируются некоторые другие поведенческие расстройства (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, посттравматическое стрессовое расстройство и др.) или нервные и психические расстройства, требующие медицинского контроля (шизофрения, эпилепсия, органические поражения головного мозга, последствия энцефалита и пр.). Общим фоном нарушений поведения с агрессивностью и социальной дезадаптацией является несформированность отношения к будущему. Подростки не строят планов на будущее, испытывают выраженные трудности даже с краткосрочной перспективой развития, их самоопределение в профессиональной и личностной сфере нарушено. Будущее для них туманно и представляется, скорее, в негативном свете. Многие сложности адаптации ребенка в обществе связаны с преимущественной ориентацией на текущий момент, временная перспектива таких подростков представлена исключительно категорией настоящего. Они не задумываются о будущем, а следовательно, их не интересуют последствия сегодняшних ошибок. Ориентация на сегодняшний день ведет к поиску удовольствий и неспособности сдерживать свои импульсы и влечения, нарушения временной перспективы личности — к утрате связей с семьей, культурой, обществом и формированию различных форм психологических зависимостей (азартные игры, компьютерные игры, наркотики и т. д.), любая из которых ориентирована на сегодняшнее удовольствие.

Агрессивные подростки относятся к группе риска в отношении общего психического развития. В их развитии наблюдается последовательное накопление проблем поведения, которые накладываются друг на друга, что зачастую не позволяет распознать первичное нарушение, запустившее агрессию как поведенческую стратегию. По мере накопления проблем поведения крен в сторону агрессивности, делинквентности усиливается. По данным зарубежных психологов, агрессивные дети, которые вдобавок отвергаются сверстниками, с трудом адаптируются к школе, подростки с нарушенным поведением и в то же время депрессивные раньше начинают употреблять алкоголь, а агрессивные дети, страдающие дефицитом внимания с гиперактивностью, совершают больше насильственных преступлений.

Исследования показывают, что высокоагрессивные подростки демонстрируют склонность к постоянному поиску новых и необычных ощущений, участию в рисковых событиях и тенденцию к полевому поведению[1], импульсивно откликаясь на внешние стимулы и забывая о цели деятельности. Риск развития девиантных форм поведения у таких подростков связан с предпочтением активных форм деятельности, вызывающих непроизвольный интерес и приносящих удовольствие в краткосрочный период (например, разного рода зрелища, ситуативное общение, массовые мероприятия). Тогда как деятельность, требующая произвольной регуляции, предполагающая отсрочку в получении удовлетворения от проделанной работы, вызывает трудности и неудовольствие (например, учеба, освоение новых навыков, достижение поставленных целей).

В психологии выделяют три основных варианта нарушений аффективной сферы так называемых «трудных» подростков:

  • • с преобладанием явлений психической неустойчивости;
  • • с преобладанием явлений аффективной возбудимости;
  • • с преобладанием расторможенности влечений.

К агрессивности чаще приводят нарушения аффективной возбудимости и нервно-психические особенности подростков с расторможенностью влечений. Перестройка организма подростка в биологическом плане связана с эндокринными изменениями, а в психологическом — с явлениями аффективной возбудимости, склонностью к взрывчатости, что становится причиной агрессии и приводит к срывам социальной адаптации.

У подростков, находящихся в неблагоприятных условиях воспитания, чье развитие отягощено церебральной недостаточностью, аффективная возбудимость нередко достигает уровня патологии. Поведение в этом случае становится неуправляемым, формируется устойчивая склонность к агрессивным разрядам.

В психиатрии выделяют различные факторы патологического агрессивного поведения:

  • • врожденные аномалии развития (церебральная недостаточность, генные нарушения, умственная отсталость и т. п.);
  • • перинатальные нарушения развития (инфекции, черепномозговые травмы и т. п.);
  • • психогенные факторы (пережитое насилие, фрустрация базовых потребностей);
  • • личностные факторы (невротическое развитие, психопатическое развитие, эмоциональные расстройства и т. п.);
  • • семейные факторы (безнадзорность, дисгармоничность воспитания и т. д.).

Подростки с патологически агрессивным поведением игнорируют нормы и правила поведения, неадекватны ситуации, их агрессивность представляет реальную опасность для окружающих. Агрессивность чаще всего выплескивается в грубое физическое воздействие и не контролируется.

Тем не менее было бы ошибкой считать, что все акты направленной агрессии совершаются душевнобольными людьми. Статистика показывает, что лишь 12% молодых людей, совершивших агрессивные поступки с тяжелыми последствиями, нуждаются в психиатрической помощи. Поведение остальных не может быть оправдано болезнью и связано с социально-психологическими нарушениями. Статистика также показывает, что правонарушения чаще совершают не подростки, страдающие психическими заболеваниями, а подростки из асоциальных семей. Болезненные состояния не самая распространенная причина агрессивности в отрочестве, именно поэтому мы анализируем этот фактор одним из последних.

Длительные экспериментальные исследования показали, что ранняя агрессивность, проявляемая в школе, с течением времени перерастает в характерный стиль агрессивных реакций и становится устойчивой чертой личности. Со временем подростковая агрессивность может проявляться в криминальном поведении, физической агрессии, жестоком обращении с членами семьи. Агрессивность в детстве предопределяет агрессивность в зрелые годы, особенно у мальчиков.

Только системный, комплексный подход в коррекционной работе с каждой характерологической особенностью конкретного подростка может дать устойчивый позитивный результат. Эффективное своевременное вмешательство может помочь подростку не только научиться решать свои проблемы неагрессивными способами, но и направить ребенка в русло созидательное™ и человеколюбия.

  • [1] Полевое поведение — импульсивное поведение под воздействием внешних стимулов, без цели и самоконтроля.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой