Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Институт федеративного устройства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В содержание Федеративного договора от 31.03.1992 был включен Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Таким образом, произошло качественное обновление федеративных отношений. Бывшие административно-территориальные единицы стали полноправными… Читать ещё >

Институт федеративного устройства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеративное устройство России — это конституционно-правовой институт, закрепленный в гл. 3 Конституции РФ, нормы которого определяют форму государственного устройства, виды субъектов федерации, распределение компетенции между субъектами и федерацией, основы отношений между субъектами федерации.

Форма государственного устройства — это территориально-политическая организация государства, которая включает в себя политико-правовой статус его частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных органов власти.

Унитарное государство — более простая форма государственного устройства, при которой действует единая конституция, единая система государственных органов, единое гражданство.

Унитарное государство подразделяется на административно-территориальные единицы (провинции, районы, области и т. д.).

Федеративное государство менее централизовано. Это единое союзное государство, состоящее из государственных образований, не являющихся самостоятельными государствами, с собственной компетенцией и системой органов власти и управления. Эти образования — субъекты федерации — носят названия штатов (США, Индия), земель (Германия, Австрия), республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов (Россия) и т. д.

Для федерации характерно наличие общей конституции и федеральных законов, единой денежной единицы. Субъекты федерации обладают гораздо большей самостоятельностью, чем административно-территориальные образования в унитарном государстве. Наряду с единым гражданством может существовать гражданство субъектов федерации, помимо союзных (федеральных) органов государственной власти в субъектах действуют свои органы власти и управления. Субъекты федерации могут иметь собственную конституцию (например, республики в России), которая, однако, не должна противоречить федеральной конституции, принимать собственные законы в пределах тех предметов ведения, которые закреплены за ними в федеральной конституции. Разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов основывается на принципе равенства всех субъектов. В ведении федерации находятся важнейшие вопросы жизни государства: внешняя политика, оборона и руководство вооруженными силами, объявление войны и мира, денежно-валютное обращение, федеральные финансы и налоги, федеральная система правоохранительных и судебных органов и др.

Экономико-правовые отношения в федеративном государстве, разумеется, сложнее, чем в унитарном. Одним из важнейших вопросов при этом является создание общего экономического пространства, поскольку в рамках федерации существуют свои внутренние границы между субъектами, помимо федеральных законов субъекты федерации имеют свои законы, регулирующие различные аспекты экономической деятельности. Кроме того, субъекты федерации часто имеют свою экономическую специализацию. Существование общего экономического пространства необходимо для свободного перемещения товаров и финансовых средств на территории государства, что, в свою очередь, способствует развитию экономики государства в целом и экономики регионов.

Исторически сложившиеся особенности нашего государства (территориальная протяженность, большое количество национальностей, различный уровень развития и экономическая специализация регионов) сделали необходимым обращение в условиях сегодняшнего дня к модели союзного государства с самостоятельными территориально-политическими образованиями внутри него. Поэтому государственное устройство Российской Федерации характеризуется наличием федеративных связей между ее субъектами, возникшими на основе Федеративного договора от 31.03.1992 и Конституции РФ одновременно. Конституция РФ, по существу, подтвердила конституционный характер и действие Федеративного договора, хотя и не включила его в содержание Конституции РФ. Не отменяя Федеративный договор от 31.03.1992, п. 1 разд. 2 Конституции РФ устанавливает, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

В связи с этим Россия является конституционно-договорной федерацией. Более того, в ее состав входит несколько видов субъектов: республики; автономная область; автономные округа: края и области; города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Это создает особый правовой режим во взаимоотношениях как между центром и субъектами, так и между отдельными субъектами. Например, автономные округа одновременно входят как в состав края, области, так и непосредственно в Федерацию. В соответствии с Федеративным договором от 31.03.1992, а вернее его тремя составными частями о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов все субъекты РФ объединены в три группы на основе общности правового статуса и объема полномочий передаваемых субъекту РФ:

  • 1) республики, названные в Конституции РФ государствами и имеющие наибольший объем полномочий в своем ведении: Конституцию и высшие органы государственной власти, а также наименование по названию одной из национальностей населяющих ее территорию, но, как правило, не составляющую большинство населения; почти все республики заключили с Федерацией дополнительно двусторонние договоры, что значительно отличает их положение от иных субъектов РФ;
  • 2) автономные образования — автономная область и автономные округа, представляющие собой национально-территориальные образования, в отличие от краев и областей они могут самостоятельно разработать проект федерального закона о своем правовом статусе и предложить его Федеральному Собранию; а также их наименование соответствует названию одной-двух национальностей или этнических групп, исконно проживающих на данной территории;
  • 3) края, области и города федерального подчинения —

Москва и Санкт-Петербург, являющиеся административно-территориальными образованиями, в формировании которых не учитывался национальный принцип обособления их территории; в среде этого вида субъектов в настоящее время активно развертываются процессы заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъекта, что говорит о постепенном сближении их статуса с иными видами субъектов.

Принципы федеративного устройства Российской Федерации представляют собой руководящие начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном договоре от 31.03.1992 и других актах конституционного права. Причем федеративное устройство России строится не только на принципах национально-территориального устройства, выработанного практикой государственного строительства за последние 100 лет, но и на принципах, в которых выражена концептуальная позиция создателей Конституции РФ и их представления о способе территориальной организации государственной власти в России. Эти принципы и нашли свое конституционное воплощение в государственном устройстве многонациональной России.

Рассмотрим подробнее данные принципы.

1. Добровольность объединения наций и народностей в федеративное государство. Этот принцип построения Российского государства формировался исторически.

Добровольность объединения наций и народностей в РФ подтверждается содержанием Преамбулы Конституции РФ, а также Преамбулы документов, составляющих Федеративный договор от 31.03.1992, подписанных представителями субъектов РФ.

Основные принципы федеративного устройства России .

Рис. 3.1. Основные принципы федеративного устройства России.

2. Суверенность и равноправие наций проявляется также в конституционном закреплении положения о том, что «во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны» (п. 4 ст. 5 Конституции РФ).

Кроме того, согласно Конституции РФ, все субъекты имеют равный статус в Федерации, равный круг полномочий.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией. Многонациональный характер, сложный исторический путь развития обусловили воплощение в национально-государственном устройстве России всех известных форм государственности.

Российская Федерация — исторически сложившееся федеративное государство. После распада Союза ССР, в составе которого существовала РСФСР, являвшаяся федерацией по действовавшей тогда Конституции, в России начались процессы суверенизации бывших автономных республик, изменения форм государственности бывших автономных областей. Кроме того, о намерении стать самостоятельными субъектами РФ заявили края, области, города Москва и Санкт-Петербург.

Заключение

Федеративного договора от 31.03.1992 представляет собой создание конституционных основ Российской Федерации в новых условиях. Статья 5 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов — равноправных субъектов РФ.

Россия обладает всеми признаками федерации: наличием федеративной территории и территории субъектов; федеративного гражданства и гражданства республик, входящих в Федерацию; общефедеративной конституцией и конституций республик и т. д. Вместе с тем Российская Федерация имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно-территориальные единицы.

Унитаризм в национально-государственном устройстве Российской Федерации проявляется в том, что, суверенные республики, входящие в состав России, являются унитарными государствами, имеющими свою территорию, гражданство, конституцию и другие признаки государственности.

Многонациональный характер населения России исторически обусловил существование автономных национально-государственных образований в форме автономной области и автономных округов.

Автономия — это форма национальной государственности, воплощающая национальный суверенитет на началах самоуправления в рамках федеративного Российского государства. Содержание и пределы самоуправления определяются государственной властью Федерации.

4. Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов РФ. Мировой практике федеративного строительства известны две основные формы ее построения: по территориальному принципу (США, ФРГ и др.) и национально-территориальному (СССР, СФРЮ и др.). В современном национально-государственном устройстве России в силу исторических обстоятельств нашли свое воплощение оба эти принципа.

Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов РФ состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием национального состава населения, как правило, компактно проживающего на исторически сложившейся экономически целостной территории.

По этому принципу созданы все республики в составе Российской Федерации, автономная область и автономные округа.

В 1918—1992 гг. Российская Федерация строилась только по национально-территориальному принципу. Ее субъектами являлись нации, самоопределившиеся в той или иной форме государственности. Среди них были государства — автономные республики, национально-государственные образования — автономные области и автономные (до 1977 г. национальные) округа.

В содержание Федеративного договора от 31.03.1992 был включен Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Таким образом, произошло качественное обновление федеративных отношений. Бывшие административно-территориальные единицы стали полноправными и равноправными субъектами РФ. Национально-территориальный принцип был дополнен территориально-административным принципом формирования субъектного состава Российской Федерации. В этой связи характер взаимоотношений между Россией и ее субъектами значительно усложняется, так как автономные область и округа входят в состав краев и областей. Автономные образования, таким образом, являются одновременно самостоятельными субъектами и входят в состав краев и областей — субъектов РФ. Отношения между ними регулируются федеральным законом и договором между соответствующими органами государственной власти.

  • 5. Государственная целостность Российской Федерации. На обеспечение государственной целостности направлены положения Конституции РФ о том, что на се территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74); устанавливается единая денежная единица — рубль, единая система налогов и сборов на всей территории РФ (ст. 75); закрепляется верховенство федерального законодательства; устанавливается единая система исполнительных органов государственной власти (ст. 77).
  • 6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов. Статья 5 Конституции РФ, закрепляя принципы федеративного устройства Российской Федерации, предусматривает и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.
  • 7. Равноправие субъектов РФ. Этот принцип вытекает из более общего принципа национально-государственного устройства Российской Федерации, суверенности и равноправия наций. Анализируя сущность принципа равноправия субъектов Федерации, необходимо отметить, что они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм государственности. Каждый из видов субъектов обладает различным кругом полномочий. Статья 5 Конституции РФ закрепляет: «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны» .

В Конституции РФ имеется ряд положений, дополнительно обеспечивающих принцип равноправия субъектов РФ. Это равное право на создание в субъектах системы органов государственной власти (п. 2 ст. 11); равный конституционный статуе однопорядковых форм государственности и одинаковый порядок изменения статуса; право на пользование родным языком; распространение ст. 72, устанавливающей предмет совместного ведения Федерации и субъектов, на все виды субъектов; обладание всеми субъектами всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 73); равное право субъектов на законодательную деятельность (ст. 76); равное представительство в Совете Федерации (ст. 95); право законодательной инициативы для каждого субъекта Федерации (ст. 104) и др. Только Российская Федерация вправе обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории, следовательно, целостность и неприкосновенность всех входящих в ее состав территориальных единиц. Конституционной основой федеративного устройства Российской Федерации являются:

  • 1) государственная целостность;
  • 2) единство системы государственной власти;
  • 3) разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов;
  • 4) равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны между собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Основные вопросы, регулирующие федеративное устройство России, нашли свое отражение в гл. 3 Конституции РФ. Прежде всего, в ст. 65 перечислен полный состав субъектов Федерации. В нее входят 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. Всего в составе Российской Федерации 83 самостоятельных субъекта, построенных как по национальному, так и по территориальному принципам.

Конституция РФ устанавливает статусный характер субъектов, в соответствии с которым статус республики как субъекта РФ определяется самой Конституцией РФ и конституцией данной республики, а статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом субъекта, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом, а границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Существует ряд особенностей конституционно-правового статуса субъектов РФ.

Республики:

  • • охарактеризованы в Конституции РФ как «государства» (п. 2 ст. 5);
  • • имеют свою конституцию (п. 2 ст. 5);
  • • не могут входить в состав других субъектов РФ (п. 4 ст. 66);
  • • не могут включать другие субъекты РФ (и. 4 ст. 66);
  • • вправе устанавливать свои государственные языки (п. 2 ст. 68).

Края и области:

  • • имеют свой устав (п. 2 ст. 5);
  • • не могут входить в состав других субъектов РФ (п. 4 ст. 66);
  • • могут включать автономные округа (п. 4 ст. 66). Города федерального значения:
  • • имеют свой устав (п. 2 ст. 5);
  • • не могут входить в состав других субъектов РФ (п. 4 ст. 66);
  • • не могут включать другие субъекты РФ (п. 4 ст. 66). Автономная область:
  • • имеет свой устав (п. 2 ст. 5);
  • • входит в состав Российской Федерации в единственном числе (п. 1 ст. 5);
  • • может быть принят федеральный закон об автономной области (п. 3 ст. 66);
  • • не может входить в состав других субъектов РФ (п. 4 ст. 66);
  • • не может включать другие субъекты РФ (п. 4 ст. 66). Автономные округа:
  • • имеют свой устав (п. 2 ст. 5);
  • • может быть принят федеральный закон об автономном округе (п. 3 ст. 66);
  • • могут входить в состав края, области (и. 4 ст. 66);
  • • не могут включать другие субъекты РФ (п. 4 ст. 66).

В Российской Федерации принцип федерализма сочетается с принципом унитаризма и автономии, обеспечивая тем самым государственную целостность Российской Федерации как единого самостоятельного государства. Очень важно, что текстом основного закона РФ закреплен поименный состав субъектов РФ; это означает, что любое изменение общего состава субъектов РФ требует как минимум внесения изменений в саму Конституцию РФ.

Государственная целостность РФ означает отсутствие права выхода субъектов из состава Федерации (т.е. реализации права сецессии). Поскольку субъекты РФ входят в состав единого государства с территорией, включающей территории всех субъектов, то любое отделение части этой территории будет неизбежно означать нарушение целостности государства. Как правило, современные федеративные государства не предусматривают в своих основных законах права субъектов па выход из состава федерации.

Отсутствие принципа добровольного выхода субъектов РФ из состава единого целостного государства не противоречит принципам демократического общества и вполне соответствует общемировым тенденциям развития федерализма. Вместе с тем Конституция РФ допускает принятие в состав единого государства и образование в нем нового субъекта на основе федерального конституционного закона.

Важнейшее значение для нормального функционирования российского федерализма имеет принцип установления единого государственного языка на всей территории РФ, которым является русский язык.

Свои государственные языки могут устанавливать и республики. Они используются наряду с государственным языком Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях этих республик. Вместе с тем Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка и создание условий для сто изучения и развития и гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного нрава и международными договорами РФ.

Российский федерализм обладает целым рядом специфических особенностей, отличающих его от федерализма в других странах.

Прежде всего, Россия была в историческом плане провозглашена федерацией, а не создана путем объединения самостоятельных государств. Следовательно, Россия может быть отнесена к конституционной федерации, поскольку она создана на основе конституции, в которой закреплена политическая самостоятельность отдельных территорий, предоставленная общефедеральной властью.

С самого начала своего образования Россия представляла собой не конституционно-договорную федерацию (как США или Швейцария), а конституционно-правовую федерацию. Россия в отличие от абсолютного большинства других федераций создавалась как федерация асимметричная, с различными видами субъектов федерации, созданными по национально-территориальному признаку.

Конституция РФ закрепляет статус субъектов РФ за двумя городами федерального значения — Москвой и Санкт-Петербургом. Следует отметить, что Москва, будучи самостоятельным субъектом РФ, одновременно является столицей России со своим особым статусом. В обоих городах осуществляется местное самоуправление. Несмотря на определенные особенности различного вида, у субъектов РФ имеется много общего, что дает основание говорить о наличии единого конституционно-правового статуса всех субъектов РФ. Прежде всего, каждый субъект РФ имеет свою территорию, положения о которой закрепляются в Конституциях и уставах субъектов РФ. Территория субъекта целостна, неделима, неприкосновенна и не может быть изменена без его согласия. Помимо своей собственной территории каждый субъект имеет свою правовую систему.

Вне предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов все субъекты самостоятельно осуществляют правовое регулирование, включая принятие основных законов — конституций или уставов, обычного (текущего) законодательства и принятие иных нормативных актов.

Республики принимают конституции, порядок принятия и изменения которых закрепляется конституцией данного субъекта. Конституции республик могут приниматься как референдумом (всенародным голосованием), так и законодательным представительным) органом республики. Остальные виды субъектов РФ принимают свои уставы, как установлено Конституцией РФ, законодательным (представительным) органом данного субъекта РФ. Поэтому принятие уставов каким-либо другим способом, включая региональный референдум, не предполагается. Системы права субъектов Федерации представляют собой составную часть системы права всей Российской Федерации. Отсюда следует, что системы права субъектов РФ должны строиться на конституционных принципах Российской Федерации, а основные законы субъектов, текущие законы и другие нормативные акты, принимаемые в субъектах, не должны противоречить общефедеральной Конституции и федеральным законам. Необходимо отмстить, что в конституциях республик можно найти положения, не соответствующие нормам Основного закона РФ; это несоответствие касается статуса республик в составе Российской Федерации, гражданства и государственных языков, пределов действия Конституции РФ и федеральных законов, разграничения предметов ведения Российской Федерации и входящих в ее состав республик, системы органов государственной власти и местного самоуправления, нрав человека и гражданина. Субъекты РФ устанавливают самостоятельно свою систему органов государственной власти, которая должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законодательством. В систему органов государственной власти субъекта РФ входит законодательный (представительный) орган государственной власти, высший исполнительный орган государственной власти, иные органы государственной власти, устанавливаемые конституцией или уставом субъекта, а также высшее должностное лицо субъекта, должность которого установлена конституцией или уставом субъекта. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Структура и полномочия этого законодательного органа устанавливаются конституцией или уставом данного субъекта. Формирование законодательного органа осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законодательный орган субъекта избирается на четыре или пять лет. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ. Установленное число депутатов должно составлять: не менее 15 и не более 50 депутатов — при численности избирателей менее 500 тыс. человек; не менее 25 и не более 70 депутатов — при численности избирателей от 500 тыс. до 1 млн. человек; не менее 35 и не более 90 депутатов — при численности избирателей от 1 млн. до 2 млн. человек; не менее 45 и не более 110 депутатов — при численности избирателей свыше 2 млн. человек. Президент республики может досрочно распустить законодательный орган. Но он лишен этого права в течение первого года после избрания законодательного органа; если законодательный орган предъявил президенту конституционные обвинения; если на территории республики введено чрезвычайное положение; если до окончания срока президентских полномочий остается шесть месяцев. Основные полномочия законодательного (представительного) органа субъекта РФ сводятся к следующему:

  • • принятие местной конституции (устава);
  • • внесение поправок в конституцию пли устав субъекта РФ;
  • • принятие региональных законов, внесение в них поправок и изменений;
  • • решение вопросов, касающихся границ субъекта РФ;
  • • решение вопроса о проведении референдума в субъекте РФ;
  • • назначение очередных или внеочередных выборов президента или высшего должностного лица субъекта РФ;
  • • принятие местного бюджета;
  • • распоряжение собственностью субъекта и другие полномочия.

Правом законодательной инициативы обладают депутаты законодательного (представительного) органа, высшее должностное лицо субъекта РФ, представительные органы местного самоуправления. Конституция или устав субъекта предусматривают возможность предоставления права законодательной инициативы также общественным объединениям или группе граждан.

Законы субъекта РФ направляются высшему должностному лицу для подписания и обнародования. Высшее должностное лицо имеет право отклонить принятый закон и направить его на повторное рассмотрение высшим представительным органом субъекта. Депутаты могут преодолеть вето на закон, наложенное высшим должностным лицом.

Депутаты законодательного (представительного) органа субъекта не могут быть депутатами других представительных органов, занимать государственные должности, находиться на государственной службе.

В субъектах РФ установлена система органов исполнительной власти (высший исполнительный орган) во главе с его руководителем. Руководитель высшего исполнительного органа избирается гражданами данного субъекта путем всеобщего голосования на срок до пяти лет и, как правило, не может быть переизбран на свою должность более двух сроков подряд.

Конституциями, уставами и законами субъектов РФ установлен правовой статус и порядок использования официальной символики субъектов — герба, флага и гимна. Субъектам РФ принадлежит право участвовать в международных и внешнеэкономических связях РФ, координация которых входит в совместное ведение РФ и ее субъектов.

Субъекты РФ осуществляют международные и внешнеэкономические связи с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также участвуют в деятельности международных организаций. Органы государственной власти субъекта РФ имеют право на ведение переговоров с иностранными партнерами и заключение с ними соглашений, о чем предварительно уведомляются федеральные органы исполнительной власти.

Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти в порядке, устанавливаемом Президентом РФ.

В Конституции РФ отсутствуют положения о федеральном вмешательстве, основания и механизм осуществления такого вмешательства. Однако такое вмешательство возможно в силу общих конституционных положений о полномочиях Президента как главы государства и Правительства РФ. В частности, ч. 4 ст. 78 устанавливает, что Президент и Правительство РФ обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ. Кроме того, по Конституции РФ Президент РФ является гарантом самой Конституции РФ, прав и свобод человека и принимает в установленном Конституцией РФ порядке меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

Президент для устранения нарушений конституционных норм субъектами РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также свое конституционное право, например: приостановить действие актов исполнительной власти, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам и указам, и право на введение чрезвычайного или военного положения на всей или части территории РФ.

В случае возникновения незаконных вооруженных формирований на отдельных территориях России применяется международный правовой акт Дополнительный протокол от 08.06.1977 к Женевским конвенциям от 12.08.1949, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Этот международный правовой акт, являющийся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации, подтверждает принцип суверенитета государства и устанавливает при возникновении вооруженного конфликта «обязанность правительства всеми законными средствами поддерживать или восстанавливать правопорядок в государстве или защищать национальное единство и территориальную целостность государства» (ч. 1 ст. 3).

Одновременно этот международный правовой документ вводит гарантии от посягательства на жизнь и здоровье людей, против жестокого обращения, коллективных наказаний, взятия заложников, актов терроризма, надругательства над человеческим достоинством и других нарушений прав и свобод в отношении лиц, прекративших участвовать в военных действиях. Конституция РФ не устанавливает оснований и порядка использования вооруженных сил на территории субъектов РФ в случае возникновения там восстаний и других нарушений конституционного порядка. В частности факт использования федеральными властями вооруженных сил в Чеченской Республике для восстановления конституционного порядка и ликвидации незаконных вооруженных формирований был признан Конституционным Судом РФ соответствующим нормам Конституции РФ.

Таким образом, следует подчеркнуть, что решение проблем федерализма в России должно осуществляться не только и не столько политическими или административными, сколько конституционно-экономическими методами. Только в этом случае можно добиться устойчивости и вместе с тем динамичного развития федеративной формы российской государственности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой