Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Франция. 
Сравнительная педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За последние полвека школа Франции прошла путь от фактического отказа сотрудничества с семьями учеников до активного их привлечения к процессу воспитания. Ушли в прошлое времена, когда французская школа отстранялась от родителей, пытаясь самостоятельно решать все проблемы воспитания и обучения. Такая традиция ослабла в начале 1960;х гг., когда преподавателям средних школ рекомендовано было… Читать ещё >

Франция. Сравнительная педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Еще 50 лет назад французская школа стояла отдельно от семьи. Встречи учителя и родителя ученика были обставлены множеством формальностей. У большинства семей был лишь один способ общения с наставником своих детей — переписка в специальном школьном дневнике. Сказывалось влияние традиции о нецелесообразности вмешательства родителей в школьные дела, а также суждений о семейном воспитании как главном пути формирования характера ребенка.

Выразитель таких традиций и идей философ и педагог Ален считал, например, что слепая любовь не позволяет отцам и матерям быть хорошими учителями. Вместе с тем, Ален утверждал, что семья — важнейшая среда детского развития и что родители, будучи не в состоянии сделаться учителями, остаются главными духовными наставниками своих детей[1].

Нынешние идеологи взаимодействия школы и родителей[2] (Г. Миаларе, Э. Брюле, А. Пасебек и др.) уверены, что родители — первые и незаменимые педагоги. Они должны зажечь у ребенка желание учиться. Родителям советуют набраться терпения, не отмахиваться от многочисленных детских вопросов и стараться удовлетворить любознательность ребенка. Рекомендуется не спешить обвинять детей за школьные неудачи, поскольку их причиной может быть непонимание, а то и конфликт между родителями и учителями. Чтобы избегать педагогических неудач, отцам и матерям советуют заботиться о благоприятном психологическом климате в семье, прочных контактах со школой. Учителям предлагают изучать своих питомцев в школе и за ее стенами, в семье.

А. Берж, М.-Ж. Беккариа, Ж. Робен, Н. Фабр — авторы книги «Трудности вашего ребенка» (1974)[3] значительную долю ответственности за педагогическую запущенность детей возлагают на отцов и матерей, которые не хотят учиться профессии родителя как педагога. Утверждается, что родители смогут благотворно влиять на трудных детей, если откажутся от мелочной опеки. Они напоминают, что детское неповиновение нередко означает требующее уважения стремление к независимости. Строптивость, конфликт ребенка с родителями рассматриваются как проявления его самовыражения. В конфликте с детьми предлагается не идти в лобовую атаку. Если родитель принял тон жандарма, пишет, например, Ж. Робен, ребенок станет возражать и против очевидно разумного. Родителям предлагается тщательно продумывать не только содержание, но и форму общения с детьми. Рекомендуется говорить с ребенком на языке положительных мотиваций, не спешить винить самих детей за неудачи. Их причинами, полагают французские педагоги, может быть отсутствие взаимопонимания или конфликт между семьей и школой, невнимание к здоровью, психике ребенка, неблагополучные условия в семье и пр. Чтобы избежать педагогических неудач, родителям предлагается заботиться о благоприятном психологическом климате в семье, налаживать прочные связи с учителем. Нельзя допускать, чтобы родители и учитель встречались лишь при возникновении тревожных для ребенка ситуаций.

Во Франции существуют несколько объединений родителей учащихся. Эти организации сходятся на том, что школа должна быть не только местом учебы, но и воспитания. Объединения выступают в защиту интересов и потребностей учащихся, семей школьников. Федерации родителей ведут диалог с представителями школьных властей. Матери, отцы, бабушки и дедушки учеников входят в различные структуры образования: школьные советы, классные советы, стипендиальные комиссии и пр. Особенно активны федерации родителей в сентябре, когда они пикетируют государственные учреждения, порой бойкотируют занятия, обычно настаивая на требованиях дополнительного финансирования образования. В некоторых школах родители руководят детскими кружками, клубами, заведуют библиотекой, ведут факультативные занятия по иностранному языку, спортивные занятия, организуют учебные экскурсии, проведение каникул и пр. «Воспитание — слишком серьезное дело, чтобы доверять его только педагогам», — пишет, приветствуя такую деятельность, С. Опоре — активист Федерации родителей учеников общественного образования[4].

За последние полвека школа Франции прошла путь от фактического отказа сотрудничества с семьями учеников до активного их привлечения к процессу воспитания. Ушли в прошлое времена, когда французская школа отстранялась от родителей, пытаясь самостоятельно решать все проблемы воспитания и обучения. Такая традиция ослабла в начале 1960;х гг., когда преподавателям средних школ рекомендовано было устраивать регулярные родительские собрания. Тогда же родителей допустили в школьные советы. Позже родителей стали включать в другие органы средних школ: административные советы, советы по ориентации, дисиплинарные комиссии и пр. С 1969 г. родители принимают участие в школьных советах, созданных в коллежах и лицеях. Председателями являются обычно директор школы или его заместитель. Члены — преподаватели классов, два представителя от родителей и два от учащихся, советник по воспитанию, советник по ориентации, школьный врач, медицинская сестра, страховой агент. Обсуждают текущие вопросы школьной жизни, решения совета преподавателей. Как всегда, действительность значительно отличается от идеала. Так, по официальным инструкциям, в каждой средней школе в различных органах должно быть представлено несколько десятков родителей. Фактически, их обычно не более пяти на все учебное заведение.

Несколько медленнее сближались родители и педагоги в сфере начального образования. Процесс ускорился благодаря учреждению в 1977 г. в начальных школах родительских комитетов. Они предназначены для координации совместной работы родителей и школы в первую очередь по таким вопросам, как оборудование классов, питание школьников, организация каникул и др. В ряде школ деятельность родительских комитетов (друзей школы) оказалась весьма заметной. «Своими успехами мы во многом обязаны родителям учеников», — говорил, например, директор школы Фолле в Амьене. В этой школе родители организовывали экскурсии, руководили клубами, возили ребят в плавательный бассейн, сопровождали школьников на зимние каникулы во время «снежных классов». В четырех школах 20 округа Парижа действовали детские клубы — музыки, театра, типографии, кружки керамики — которыми руководили родители. В школе Турнебоно (Реймс) родители ведали библиотекой, вели факультативные занятия английским языком, занимались с фотолюбителями, руководили клубами народного танца, мимики, тенниса. Гордостью школы был футбольный клуб, которым руководил отец одного из учеников — член местной профессиональной команды.

Один из последних примеров сотрудничества школы с семьей — проект «Комплект инструментов для родителей» («La mallette des parents»), в котором в 2011/2012 учебном году были задействованы до 1300 коллежей. Родители получают в начале учебного года DVD-диск, где содержится обширная информация об обучении их детей. Родителей приглашают принять участие три раза в году во встречах с учителями по таким темам, как организация школьной жизни, помощь при выполнении домашних заданий, режим сна школьника и пр.

Активисты ассоциаций родителей считают, что школа оставила за собой слишком много прав в воспитании молодого поколения. Родительская общественность не намерена утешаться старинной поговоркой: «Коль пастух на месте, стадо будет в сохранности».

Наиболее решительные родители создают собственные учебные заведения — так называемые дикие школы. Особой популярностью пользовались несколько диких школ — Барк, Мали-ле-Руа, Мозаика, Тобогган (Париж), Тернесоль (Лион), Тервиль (Тулуза), Детское сообщество (Орлеан), Бато (Медон), Хупо (Гренобль). Программы «диких школ» мало отличалась от программ в обычных начальных учебных заведениях. По-иному было организовано, прежде всего, воспитание. В этих заведениях родители вместе с учителями (часто из студентов) стараются приблизить обстановку к семейной. Ребята проводили много времени на воздухе — во дворе, скверах и парках (одна из школ располагалась на речном судне). Уделялось большое внимание детскому творчеству, работе кружков по интересам. Одна из таких школ в Париже размещалась в двух обычных квартирах на одной лестничной клетке. Две комнаты были отведены для уроков. Остальные — для отдыха, развлечений, различных видов деятельности, которые предпочитали сами дети. Был принят необременительный кодекс поведения — не мешать другим, не покидать школу без уведомления и т. д. Родители помогали учителям в свободное время. Трое из них ежедневно дежурили в школе. Большинство отцов и матерей приходили сюда по субботам, чтобы помочь подготовиться к очередной учебной неделе.

  • [1] Alain. Propos sur reducation. P., 1948.
  • [2] Джуринский A. II. Школа Франции: пора перемен.
  • [3] Джуринский А. Я. Школа Франции: традиции и реформы.
  • [4] Там же.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой