Государственное регулирование страхового рынка
Правовые отношения, регулирующие процесс формирования и использования страхового фонда, относятся к сфере гражданского права. В качестве объектов этих отношений выступают имущественные интересы, связанные с сохранением бизнеса, имущества и финансового положения, а также нематериальных личных благ человека — его жизни, здоровья, трудоспособности. Нормативная база по страхованию, определяющая его… Читать ещё >
Государственное регулирование страхового рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Государство регулирует деятельность страхового рынка, поскольку перспективы его развития в значительной степени влияют на развитие российского общества.
Государственное регулирование страхового рынка — это система направлений и методов воздействия государства на процессы страхования материальных, нематериальных ценностей (благ) и связанных с ними имущественных интересов юридических, физических лиц, а также деятельности страховщиков, их посредников для реализации прав и интересов субъектов страховых отношений, заинтересованных лиц и государства.
Цели государственного регулирования:
- • установление нормативных требований проведения бизнес-операций и в целом бизнес-процессов деятельности страховщиков, органа страхового надзора, других субъектов и участников страхового дела, направленных на обеспечение гарантированной страховой защиты материальных, нематериальных ценностей юридических, физических лиц, их имущественных интересов;
- • обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций;
- • обоснование эффективного формирования и использования временно свободных денежных средств и страховых резервов при построении инвестиционной политики;
- • создание организационно-экономических, технических и информационных условий для свободного, эффективного развития страхового рынка и его инфраструктуры;
- • совершенствование и развитие страхового законодательства.
Государственное регулирование осуществляется в форме федеральных законов, постановлений правительства и иных государственно-властных нормативных правовых документов для органов исполнительной власти и участников страхового рынка. В широком смысле государственное регулирование охватывает все виды общественных отношений, действующих в сфере страхования. В узком смысле государственное регулирование — это совокупность определенных нормативных правовых актов; норм, регулирующих страховые отношения; методы воздействия государственных органов регулирования и контроля на деятельность страховщиков по соблюдению страхового, налогового, антимонопольного законодательства и обеспечения их финансовой устойчивости, платежеспособности.
Основными направлениями государственного регулирования можно назвать:
- • государственный надзор за страховой деятельностью;
- • пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке;
- • государственно-финансовый контроль за деятельностью страховых организаций;
- • прямое участие государства в становлении и развитии страховой защиты имущественных интересов субъектов страхования.
Государственное регулирование рынка в соответствии с законодательством РФ выполняет Банк России как единый мегарегулятор финансовых рынков.
Используются различные способы регулирования страховой сферы, но преобладают методы прямого регулирования. К ним относятся решения по созданию отдельных коммерческих и некоммерческих субъектов страховых отношений, введение обязательных видов страхования, запрещение (ограничение) на территории России деятельности иностранных страховщиков, введение и регулирование налогообложения страхователей и страховщиков, контроль уплаты обязательных страховых взносов, сборов и платежей, предоставление режимов льготного налогообложения и субсидий, государственный гарантий и др.
Перечисленные направления государственного регулирования тесно взаимосвязаны между собой и имеют специфические методы воздействия на отношения субъектов и бизнес-процессы в страховании, финансовохозяйственную деятельность страховщиков, что обусловливает необходимость отдельного их рассмотрения.
Нормативно-правовая база страхования включает общие правовые акты, специальное страховое право, подзаконные акты и ведомственные нормативные документы. Общее законодательство охватывает правовые акты, регулирующие деятельность всех субъектов права, включая страховщиков. Ими устанавливаются организационно-правовые формы, порядок создания страховщиков, договорные правоотношения, правила налогообложения и т. д.
В России практически сформировалась трехступенчатая система регулирования страхового рынка, включающая кодексы РФ; специальные законы по страхованию; нормативные правовые акты Правительства РФ, Минфина России, Банка России по страховому делу. Совокупность этих актов образует страховое право. Правовое регулирование страховых отношений охватывает права и обязанности всех субъектов и участников страховой деятельности и различные формы их взаимоотношений.
Правовые отношения, регулирующие процесс формирования и использования страхового фонда, относятся к сфере гражданского права. В качестве объектов этих отношений выступают имущественные интересы, связанные с сохранением бизнеса, имущества и финансового положения, а также нематериальных личных благ человека — его жизни, здоровья, трудоспособности. Нормативная база по страхованию, определяющая его виды и регулирующая финансово-хозяйственную деятельность страховщиков и их отношения со страхователями и другими участниками страхового дела, включает несколько кодексов (гражданский, налоговый, таможенный, торгового мореплавания, воздушный, трудовой и др.) и около 30 федеральных законов. Эта база достаточно часто изменяется в связи с быстро меняющейся экономической ситуацией в России.
Важнейшими законодательными актами в страховании являются гл. 48 «Страхование» Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и Закон о страховании.
Основное содержание гл. 48 ГК РФ составляют нормы, регулирующие договорные отношения страхователя и страховщика, например существенные условия договора. Закон о страховании дает основные определения субъектов и участников страхового дела и устанавливает требования к ним, а также к государственному надзору за страховым делом.
Договорным отношениям в страховании специально посвящена гл. 48 ГК РФ «Страхование». Определяется понятие обязательного страхования, причем в двух видах — за счет средств государственного бюджета (обязательное государственное страхование — ст. 969 ГК РФ) и за счет указанных в законе лиц (ст. 935 ГК РФ). Согласно ст. 935 ГК РФ федеральный закон может возложить на указанных в нем лиц обязанность страховать:
- • разрабатывать и проводить политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка (во взаимодействии с Правительством РФ);
- • осуществлять регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (в том числе страховых, клиринговых, микрофинансовых организаций, негосударственных пенсионных фондов и др.);
- • осуществлять контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об акционерных обществах и ценных бумагах;
- • осуществлять регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
- • осуществлять защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного обеспечения.
Для осуществления своих полномочий на страховом рынке Банк России применяет следующие методы надзора (табл. 1.6[1]).
Методы надзора на различных этапах деятельности страховщика.
Методы надзорной проверки. | Возможные нарушения. | Нормативный правовой документ. | Применяемые меры воздействия при нарушениях. |
Получение лицензии на осуществление видов страховой деятельности. | |||
Проверка заявления на получение лицензии и приложений к нему. | Несоответствие заявления нормативным требованиям; недостоверная информация; несоответствие квалификационным требованиям. | Статьи 32, 32.1, 32.3 Закона о страховании, Указание Банка России от 19 июня 2014 г. № 3285-У «О порядке и сроках замены бланков лицензий па осуществление страхования (перестрахования) в целях приведения их в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации». | Отказ в выдаче лицензии. |
Расширение видов страхования в рамках вида деятельности и уведомление органа страхового надзора о Правилах страхования. | |||
Проверка уведомления и приложений к нему. | Несоответствие уведомлен ия Iюрмативным требованиям по полноте, срокам подачи. | Указания Банка России от 22 июля 2014 г. № 3335-У «О порядке и сроках уведомления страховой организацией Байка России о видах страхования, которые она намерена осуществлять в рамках соответствующего вида деятельности» и от 30 декабря 2014 г. № 3523-У" О порядке и сроках представления страховщиком в Банк России принятых им в рамках видов страхования правил страхования, расчетов страховых тарифов вместе с используемой методикой актуарных расчетов, структурой тарифных ставок и положений о формировании страховых резервов". | Требование к страховщику об ис п равл ei 1 и и несоответств и й в уведомлении. |
Методы надзорной проверки. | Возможные нарушения. | Нормативный правовой документ. | Применяемые меры воздействия при нарушениях. |
Текущая страховая (перестраховочная) деятельность. | |||
Бухгалтерская и статистическая отчетность. Мониторинг субъектов страхового дела. Запрос дополнительной информации. Выездная проверка. | Нарушение порядка, сроков, достоверности отчетности. | Главы 15 и 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). | Предписание; приостановление лицензии; штраф. |
Г рубая фал ьсификация отчетности. | Статья 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). | Привлечение к уголовной ответственности. | |
Несоблюдение правил формирования страховых резервов. | Положения Банка России от 16 ноября 2016 г. № 557-П «О правилах формирования страховых резервов по страхованию жизни» (далее — Положение № 557-П) и от 16 ноября 2016 г. № 558-П «О правилах формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни» (далее — Положение № 558-П). | Предписание; приостановление лицензии. | |
Несоблюдение требований к размещению страховых резервов, собственных средств. | Указания Банка России от 16 ноября 2014 г. № 3444-У «О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов» и от 16 ноября 2014 г. № 3445-У «О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов». | Пред11исание; ирпостановление лицензии. | |
Несоблюдение требований платежеспособности. | Статья 25 Закона о страховании. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о несостоятельности (банкротстве). | Предписание, план финансового оздоровления; продажа или передача страхового портфеля; приостановление лицензии; назначение временной, а дм и н истраци и; ба н к ротство. |
Методы надзорной проверки. | Возможные нарушения. | Нормативный правовой документ. | Применяемые меры воздействия при нарушениях. |
Нарушение требований законодательства по финансовому мониторингу. | Глава 15 КоАП РФ. | Штраф (для страховщика — до 1 млн руб. и для должностных лиц — до 50 тыс. руб.). | |
Рассмотрение жалоб страхователей. | Нарушение сроков, полноты, отказы страховых выплат. | Глава 15 КоАП РФ. | Штраф (для юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб. и для должностных лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. руб.) при доказанном отказе от заключения публичного договора. |
Для развития страхового рынка Банк России проводит последовательную работу по отзыву лицензии (прекращению деятельности) у финансово неустойчивых и нарушающих нормативные требования страховщиков.
Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера — это специальное государственное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.
Лицензия выдается:
- 1) страховой организации на осуществление:
- • добровольного страхования жизни;
- • добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни;
- • добровольного имущественного страхования;
- • вида страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования;
- • перестрахования в случае принятия по договору перестрахования обязательств по страховой выплате;
- 2) перестраховочной организации на осуществление перестрахования;
- 3) обществу взаимного страхования на осуществление взаимного страхования в форме добровольного страхования, а в случаях, предусмотренных федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования, — в форме обязательного страхования;
- 4) страховому брокеру на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера.
В целях контроля состояния страховщиков Банк России, получив полномочия страхового надзора, в период 2014—2015 гг. произвел замену бланков лицензий (Указание Банка России «О порядке и сроках замены бланков лицензий на осуществление страхования (перестрахования) в целях приведения их в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации»),.
В целях борьбы с навязыванием отдельными страховщиками ненужных страхователю дополнительных страховых услуг с 2016 г. Банк России ввел требование о включении в договоры добровольного страхования «периода охлаждения» (пять дней), в течение которого страхователи имеют право расторгнуть договор с возвратом уплаченной страховой премии.
- [1] Архипов А. П. О восстановлении доверия на страховом рынке и исторической эволюции страхового надзора // Финансы. 2015. № 6. С. 46—51.