Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственное регулирование страхового рынка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правовые отношения, регулирующие процесс формирования и использования страхового фонда, относятся к сфере гражданского права. В качестве объектов этих отношений выступают имущественные интересы, связанные с сохранением бизнеса, имущества и финансового положения, а также нематериальных личных благ человека — его жизни, здоровья, трудоспособности. Нормативная база по страхованию, определяющая его… Читать ещё >

Государственное регулирование страхового рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государство регулирует деятельность страхового рынка, поскольку перспективы его развития в значительной степени влияют на развитие российского общества.

Государственное регулирование страхового рынка — это система направлений и методов воздействия государства на процессы страхования материальных, нематериальных ценностей (благ) и связанных с ними имущественных интересов юридических, физических лиц, а также деятельности страховщиков, их посредников для реализации прав и интересов субъектов страховых отношений, заинтересованных лиц и государства.

Цели государственного регулирования:

  • • установление нормативных требований проведения бизнес-операций и в целом бизнес-процессов деятельности страховщиков, органа страхового надзора, других субъектов и участников страхового дела, направленных на обеспечение гарантированной страховой защиты материальных, нематериальных ценностей юридических, физических лиц, их имущественных интересов;
  • • обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций;
  • • обоснование эффективного формирования и использования временно свободных денежных средств и страховых резервов при построении инвестиционной политики;
  • • создание организационно-экономических, технических и информационных условий для свободного, эффективного развития страхового рынка и его инфраструктуры;
  • • совершенствование и развитие страхового законодательства.

Государственное регулирование осуществляется в форме федеральных законов, постановлений правительства и иных государственно-властных нормативных правовых документов для органов исполнительной власти и участников страхового рынка. В широком смысле государственное регулирование охватывает все виды общественных отношений, действующих в сфере страхования. В узком смысле государственное регулирование — это совокупность определенных нормативных правовых актов; норм, регулирующих страховые отношения; методы воздействия государственных органов регулирования и контроля на деятельность страховщиков по соблюдению страхового, налогового, антимонопольного законодательства и обеспечения их финансовой устойчивости, платежеспособности.

Основными направлениями государственного регулирования можно назвать:

  • • государственный надзор за страховой деятельностью;
  • • пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке;
  • • государственно-финансовый контроль за деятельностью страховых организаций;
  • • прямое участие государства в становлении и развитии страховой защиты имущественных интересов субъектов страхования.

Государственное регулирование рынка в соответствии с законодательством РФ выполняет Банк России как единый мегарегулятор финансовых рынков.

Используются различные способы регулирования страховой сферы, но преобладают методы прямого регулирования. К ним относятся решения по созданию отдельных коммерческих и некоммерческих субъектов страховых отношений, введение обязательных видов страхования, запрещение (ограничение) на территории России деятельности иностранных страховщиков, введение и регулирование налогообложения страхователей и страховщиков, контроль уплаты обязательных страховых взносов, сборов и платежей, предоставление режимов льготного налогообложения и субсидий, государственный гарантий и др.

Перечисленные направления государственного регулирования тесно взаимосвязаны между собой и имеют специфические методы воздействия на отношения субъектов и бизнес-процессы в страховании, финансовохозяйственную деятельность страховщиков, что обусловливает необходимость отдельного их рассмотрения.

Нормативно-правовая база страхования включает общие правовые акты, специальное страховое право, подзаконные акты и ведомственные нормативные документы. Общее законодательство охватывает правовые акты, регулирующие деятельность всех субъектов права, включая страховщиков. Ими устанавливаются организационно-правовые формы, порядок создания страховщиков, договорные правоотношения, правила налогообложения и т. д.

В России практически сформировалась трехступенчатая система регулирования страхового рынка, включающая кодексы РФ; специальные законы по страхованию; нормативные правовые акты Правительства РФ, Минфина России, Банка России по страховому делу. Совокупность этих актов образует страховое право. Правовое регулирование страховых отношений охватывает права и обязанности всех субъектов и участников страховой деятельности и различные формы их взаимоотношений.

Правовые отношения, регулирующие процесс формирования и использования страхового фонда, относятся к сфере гражданского права. В качестве объектов этих отношений выступают имущественные интересы, связанные с сохранением бизнеса, имущества и финансового положения, а также нематериальных личных благ человека — его жизни, здоровья, трудоспособности. Нормативная база по страхованию, определяющая его виды и регулирующая финансово-хозяйственную деятельность страховщиков и их отношения со страхователями и другими участниками страхового дела, включает несколько кодексов (гражданский, налоговый, таможенный, торгового мореплавания, воздушный, трудовой и др.) и около 30 федеральных законов. Эта база достаточно часто изменяется в связи с быстро меняющейся экономической ситуацией в России.

Важнейшими законодательными актами в страховании являются гл. 48 «Страхование» Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и Закон о страховании.

Основное содержание гл. 48 ГК РФ составляют нормы, регулирующие договорные отношения страхователя и страховщика, например существенные условия договора. Закон о страховании дает основные определения субъектов и участников страхового дела и устанавливает требования к ним, а также к государственному надзору за страховым делом.

Договорным отношениям в страховании специально посвящена гл. 48 ГК РФ «Страхование». Определяется понятие обязательного страхования, причем в двух видах — за счет средств государственного бюджета (обязательное государственное страхование — ст. 969 ГК РФ) и за счет указанных в законе лиц (ст. 935 ГК РФ). Согласно ст. 935 ГК РФ федеральный закон может возложить на указанных в нем лиц обязанность страховать:

  • • разрабатывать и проводить политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка (во взаимодействии с Правительством РФ);
  • • осуществлять регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (в том числе страховых, клиринговых, микрофинансовых организаций, негосударственных пенсионных фондов и др.);
  • • осуществлять контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об акционерных обществах и ценных бумагах;
  • • осуществлять регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
  • • осуществлять защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного обеспечения.

Для осуществления своих полномочий на страховом рынке Банк России применяет следующие методы надзора (табл. 1.6[1]).

Методы надзора на различных этапах деятельности страховщика.

Методы надзорной проверки.

Возможные нарушения.

Нормативный правовой документ.

Применяемые меры воздействия при нарушениях.

Получение лицензии на осуществление видов страховой деятельности.

Проверка заявления на получение лицензии и приложений к нему.

Несоответствие заявления нормативным требованиям; недостоверная информация; несоответствие квалификационным требованиям.

Статьи 32, 32.1, 32.3 Закона о страховании, Указание Банка России от 19 июня 2014 г. № 3285-У «О порядке и сроках замены бланков лицензий па осуществление страхования (перестрахования) в целях приведения их в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации».

Отказ в выдаче лицензии.

Расширение видов страхования в рамках вида деятельности и уведомление органа страхового надзора о Правилах страхования.

Проверка уведомления и приложений к нему.

Несоответствие уведомлен ия Iюрмативным требованиям по полноте, срокам подачи.

Указания Банка России от 22 июля 2014 г. № 3335-У «О порядке и сроках уведомления страховой организацией Байка России о видах страхования, которые она намерена осуществлять в рамках соответствующего вида деятельности» и от 30 декабря 2014 г.

№ 3523-У" О порядке и сроках представления страховщиком в Банк России принятых им в рамках видов страхования правил страхования, расчетов страховых тарифов вместе с используемой методикой актуарных расчетов, структурой тарифных ставок и положений о формировании страховых резервов".

Требование к страховщику об ис п равл ei 1 и и несоответств и й в уведомлении.

Методы надзорной проверки.

Возможные нарушения.

Нормативный правовой документ.

Применяемые меры воздействия при нарушениях.

Текущая страховая (перестраховочная) деятельность.

Бухгалтерская и статистическая отчетность. Мониторинг субъектов страхового дела.

Запрос дополнительной информации. Выездная проверка.

Нарушение порядка, сроков, достоверности отчетности.

Главы 15 и 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Предписание; приостановление лицензии; штраф.

Г рубая фал ьсификация отчетности.

Статья 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ).

Привлечение к уголовной ответственности.

Несоблюдение правил формирования страховых резервов.

Положения Банка России от 16 ноября 2016 г.

№ 557-П «О правилах формирования страховых резервов по страхованию жизни» (далее — Положение № 557-П) и от 16 ноября 2016 г. № 558-П «О правилах формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни» (далее — Положение № 558-П).

Предписание; приостановление лицензии.

Несоблюдение требований к размещению страховых резервов, собственных средств.

Указания Банка России от 16 ноября 2014 г.

№ 3444-У «О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов» и от 16 ноября 2014 г. № 3445-У «О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов».

Пред11исание; ирпостановление лицензии.

Несоблюдение требований платежеспособности.

Статья 25 Закона о страховании.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о несостоятельности (банкротстве).

Предписание, план финансового оздоровления; продажа или передача страхового портфеля; приостановление лицензии; назначение временной, а дм и н истраци и; ба н к ротство.

Методы надзорной проверки.

Возможные нарушения.

Нормативный правовой документ.

Применяемые меры воздействия при нарушениях.

Нарушение требований законодательства по финансовому мониторингу.

Глава 15 КоАП РФ.

Штраф (для страховщика — до 1 млн руб. и для должностных лиц — до 50 тыс. руб.).

Рассмотрение жалоб страхователей.

Нарушение сроков, полноты, отказы страховых выплат.

Глава 15 КоАП РФ.

Штраф (для юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб. и для должностных лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. руб.) при доказанном отказе от заключения публичного договора.

Для развития страхового рынка Банк России проводит последовательную работу по отзыву лицензии (прекращению деятельности) у финансово неустойчивых и нарушающих нормативные требования страховщиков.

Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера — это специальное государственное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

Лицензия выдается:

  • 1) страховой организации на осуществление:
    • • добровольного страхования жизни;
    • • добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни;
    • • добровольного имущественного страхования;
    • • вида страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования;
    • • перестрахования в случае принятия по договору перестрахования обязательств по страховой выплате;
  • 2) перестраховочной организации на осуществление перестрахования;
  • 3) обществу взаимного страхования на осуществление взаимного страхования в форме добровольного страхования, а в случаях, предусмотренных федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования, — в форме обязательного страхования;
  • 4) страховому брокеру на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера.

В целях контроля состояния страховщиков Банк России, получив полномочия страхового надзора, в период 2014—2015 гг. произвел замену бланков лицензий (Указание Банка России «О порядке и сроках замены бланков лицензий на осуществление страхования (перестрахования) в целях приведения их в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации»),.

В целях борьбы с навязыванием отдельными страховщиками ненужных страхователю дополнительных страховых услуг с 2016 г. Банк России ввел требование о включении в договоры добровольного страхования «периода охлаждения» (пять дней), в течение которого страхователи имеют право расторгнуть договор с возвратом уплаченной страховой премии.

  • [1] Архипов А. П. О восстановлении доверия на страховом рынке и исторической эволюции страхового надзора // Финансы. 2015. № 6. С. 46—51.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой