Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Платон (428—347 до н. э.)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Платон, исходя из идей, пытается объяснить мироздание, физический мир, космос. Для этого недостаточно только идеального. Идеи дают общую, вечную сущность, но не объясняют, откуда возникает многообразие, в чем причина явлений, изменчивости, единичного. Такую причину Платон увидел в материи — втором после идей начале мироздания. Конечно, термина «материя» у Платона нет (слово латинское… Читать ещё >

Платон (428—347 до н. э.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вторым представителем античной классической философии после Сократа был его ученик Платон. Родом из Афин, настоящее его имя Аристокл. По преданию, прозвище Платон (с греч. platus — «полный», «широкоплечий») получил от Сократа за ширину груди и лба.

Несмотря на то что зарождение идеализма начинается в школе Пифагора, следует помнить, что крупнейшим представителем античного идеализма и злейшим противником материалистического мировоззрения был Платон. Философскими источниками объективного идеализма Платона служили: 1) учение элеатов об истинном, едином и неподвижном бытии; 2) пифагорейское учение о числах как истинных сущностях вещей; 3) сократовское учение о «всеобщем» как основе этики.

Подумайте, правомерно ли сказать, что гносеологические корни объективного идеализма Платона заключены в сложности познавательного процесса и в самой первой и элементарной способности человека к абстракции? Попытайтесь осмыслить, как у Платона идеалистическая трактовка общего и отдельного превращается в отправной пункт его теории сверхчувственного знания.

Почти все сочинения Платона целиком дошли до нас. Все произведения Платона написаны художественно-диалогической форме. В подавляющем большинстве их главное действующее лицо — Сократ. Все о Сократе мы узнаем из этих трудов.

Следует отметить и то, что существует так называемый Платонов вопрос, т. е. вопрос о подлинности и последовательности платоновских диалогов. Из 34 произведении 23 бесспорно принадлежит Платону.

В процессе формирования и развития философских взглядов Платона большинство исследователей вычленяют три крупных периода, этапа.

  • 1. «Сократический» — который характеризуется тем, что Платон философствует в основном в манере своего учителя, проявляя основной интерес к антропологической проблематике, в ранних диалогах Платона исследуется такие этические категории, как дружба, мужество, любовь, добродетель, справедливость и т. д. Этот период творчества Платона завершается выработкой в общих чертах самостоятельной объективно-идеалистической позиции, реализованной в дуалистической теории идей и вещей.
  • 2. Второй период — это переход от сократизма к платонизму. Ядром этого периода духовной эволюции Платона является разработка более общей и глубокой формы идеализма, имеющей своей задачей преодоление дуализма идей и вещей. При этом Платон вырабатывает свою концепцию диалектики как метод познания истины.
  • 3. Третий крупный период духовной эволюции Платона — это период зрелого платонизма.

Платону было 42 года (в 386 г. до н.э.), когда основал Академию в роще посаженной в честь аттического героя Академа. Платоновская академия просуществовала 915 лет. В 529 г. н.э. по приказу византийского императора Юстиниана была закрыта Академия Платона.

Учение Платона представляет собой исторически и логически высокоразвитую форму объективного идеализма. Надеюсь вы помните, что суть идеализма состоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей.

Как понимал главную задачу философии Платон?

На этот вопрос он в беседе со своим учеником Дионисием дает такой ответ: «Стремление достигнуть подлинную суть мира, понять его как целое дает философия. Ей нет альтернативы в понимании сущности мира, она одна, а сущность заключается в том, что мир вещей есть мир бесконечного становления и разрушения. То, что преходящее (релятивное), — не может быть истиной. То, что разрушается посредством другого и существует посредством другого (а таков мир вещей), — недостойно внимания. Знание о преходящем есть преходящее знание. Умирающая истина, в основе своей есть ложная истина».

Подлинной же истинностью обладает только вечное и неизменное, к чему причастна наша душа и благодаря чему она бессмертна.

Вот почему Платон полагал, что мир конкретных, материальных вещей есть отражение, копия мира идей (не наоборот, как сказал бы материалист) — идей вечных, совершенных и неизменных.

Вещи со временем гибнут, и мы о них забываем, идеи же вечно остаются, хотя конкретных носителей нет. Потому общий вывод: любая конкретная вещь лишь слабая несовершенная копия идеи. Это обязывает к тому, чтобы истинный философ не имел дело с миром чувственным, он должен обратиться к потустороннему миру и пытаться понять зависимость первого от второго.

Уже отсюда видно, что Платон ведет речь не о едином мире, а о двух мирах.

О мире идей — постоянный, совершенный, вечный, истинный и разумный мир.

О мире чувственных вещей — мир теней, преходящий, релятивный, ложный, зависимый и потому неистинный.

Платон, исходя из идей, пытается объяснить мироздание, физический мир, космос. Для этого недостаточно только идеального. Идеи дают общую, вечную сущность, но не объясняют, откуда возникает многообразие, в чем причина явлений, изменчивости, единичного. Такую причину Платон увидел в материи — втором после идей начале мироздания. Конечно, термина «материя» у Платона нет (слово латинское), он употреблял слово «хора» (диалог «Тимей»).

Хора некое пространство, «некоторый вид — незримый, бесформенный, неуловимый» — пишет Платон. Она тождественна самой себе и в то же время пластична, она способна принимать различные формы, становясь оформленной материей. Это и есть то, что можно назвать небытием.

Велика роль хоры по Платону, она источник множественности, единичности, вещности, изменчивости, смертности и рождаемости, зла и несвободы. Здесь Платон идеалист дуалистического вида.

Платон, наряду с такими началами как идея и материя вводит и третье — мировую душу. Она динамическая и творческая сила, источник движения, жизни, одушевленности, сознания и познания. Мировая душа объемлет мир идей и мир вещей, связывает их. Она заставляет вещи подражать идеям, а идеи — присутствовать в вещах.

Ценность идеи Платон видел в ее вечности (скажем, идеей обозначаются предметы, вещи, явления, события и т. д. например, идея «стол» и сам стол, идея «собака» и сама собака, человек и т. д.). Здесь вечным являются идеи стола, собаки, человека и так во всех отношениях. Сила понятия (идеи) в том, что одним понятием можно обозначить множество однородных предметов и оказывается, сколько бы их ни было — собак, лошадей, деревьев, камней, людей и т. д., — все они исчезают со временем, а понятия о них остаются. В этом суть вечности идей и релятивность самих вещей, предметов. Следовательно, новым в философии Платона является раздвоение единого мира на два мира, один из которых им объявляется истинным, а другой преходящим, неистинным.

Идеальный мир Платона противостоит обыденному миру не только как абстрактное — конкретному, сущность явлению, оригинал копии, но и как благое — злому. Поэтому идеей всех идей, высшей идеей у Платона выступает идея блага. Она является источником истины, гармонии и красоты, удовлетворяющая всем требованиям высочайшей добродетели. Идея блага увенчивает пирамиду иерархизации идей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой