Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Финансирование политических партий: зарубежный опыт

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно ст. 33 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», государственное финансирование политических партий, принимавших участие в выборах и подпадающих под действие пункта 5 настоящей статьи, осуществляется по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ — ежегодно в размере 110 руб., умноженных на число голосов избирателей, полученных… Читать ещё >

Финансирование политических партий: зарубежный опыт (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В большинстве зарубежных стран финансирование избирательного процесса происходит за счет государственных средств и частных пожертвований. Данные об участии государства в выборном процессе свидетельствуют о возрастании степени «вовлеченности» государства в процесс финансирования политических институтов. Даже страны с высоким уровнем развития демократических институтов, где государство традиционно «дистанцировалось» от участия в выборах, поменяли отношение к данному процессу.

Анализ мировой практики государственного финансирования политических партий позволяет выделить четыре основных метода прямого государственного финансирования политических партий:

  • — в зависимости от количества голосов, полученных партией на национальных (парламентских и президентских) или муниципальных выборах;
  • — в равных долях для всех зарегистрированных политических партий;
  • — сочетание двух способов: первая часть государственного финансирования, которая распределяется в соответствии с количеством полученных голосов, а вторая часть направляется в политические партии в равных долях;
  • — в зависимости от числа голосов и числа мест в парламенте: часть государственного финансирования выделяется в соответствии с количеством полученных голосов, а часть идет на финансирование политических партий, допущенных к распределению депутатских мест в парламенте.

Помимо компенсации расходов по выборам, партии, получившие необходимый процент голосов избирателей, могут рассчитывать на ежеквартальные выплаты. Фонд, из которого производятся данные выплаты, формируется государством таким образом, чтобы средства, полученные партией, соответствовали уровню ее «успешности» на выборах.

Согласно ст. 33 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», государственное финансирование политических партий, принимавших участие в выборах и подпадающих под действие пункта 5 настоящей статьи, осуществляется по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ — ежегодно в размере 110 руб., умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией.

Канадское законодательство о выборах характеризуется не только высокой степенью детализации «разрешенных» источников финансирования, но и подробной регламентацией расходов на проведение избирательной кампании со стороны политических партий. Определены нс только пороговые величины расходов, но и само понятие «избирательные расходы». К ним, в частности, относятся:

  • — расходы на проведение выборов;
  • — расходы на рекламу по телевидению или в периодической печати;
  • — оплата работы персонала, обеспечивающего проведение избирательной кампании;
  • — аренда помещений для выступлений и иных мероприятий;
  • — проведение различных социологических опросов;
  • — расходы «личного» характера (транспортные и т. д.);
  • — расходы, которые несет партия для проведения аудита ее финансовых документов по выборам.

Исторический экскурс[1]

Впервые государство взяло на себя обязательство по финансированию политических партий в Уругвае, что было закреплено Законом «О государственном бюджете» в 1928 г., согласно которому устанавливалась возможность получения до 50% сумм, полагающихся политическим объединениям, участвующим в выборах.

В Великобритании, где основы современной избирательной системы были заложены Биллем о правах 1689 г., статус британских политических партий не был закреплен в законодательном порядке до конца 1990 г. Английский закон о политических партиях предусматривает, что зарегистрированная политическая партия может получать пожертвования свыше 200 ф. ст. только от «допустимых финансирующих субъектов» .

В то же время законодательство все большего числа африканских стран предусматривает субсидирование политических партий государством. Эти субсидии распределяются, как правило, пропорционально количеству мандатов, полученных партиями на парламентских выборах.

Финансирование избирательных кампаний — один из важнейших аспектов финансового обеспечения деятельности политических партий. Во Франции, как и во многих других странах, включая Россию, законодательно регламентируется государственная поддержка политических партий, выдвинувших свои кандидатуры на выборах различного уровня.

Введены предельные размеры избирательных расходов и пожертвований со стороны дарителей. Во Франции для предотвращения злоупотреблений все пожертвования от частных лиц на сумму свыше 150 евро должны быть сделаны чеком.

Исторический экскурс

Во Франции 06.06.2000 вступил в силу закон, предусматривающий финансовые санкции в отношении политических партий, не соблюдающих принцип паритета мужчин и женщин при выдвижении кандидатов на парламентских выборах. Если разрыв между числом кандидатов каждого пола от партии превышает 2% от общего числа кандидатов, то в этом случае уменьшается размер средств, предназначенных для финансирования партий из государственных источников.

Поскольку на практике кандидатов-женщин выдвигается существенно меньше, чем кандидатов-мужчин, абсолютное большинство французских партий недополучают государственное финансирование на сумму, соответствующую размеру штрафов за несоблюдение указанного паритета.

Французское законодательство предусматривает разделение государственного финансирования политических партий на две части в зависимости от полученного числа голосов в первом туре выборов в Национальное собрание, в зависимости от завоеванного на выборах числа членов Парламента. За каждый полученный партиями голос им ежегодно начисляется 1,63 евро[2]. Предусматривается также ограничение доходов политических партий, полученных за счет взносов от юридических лиц (не более 10% от общего объема предельных расходов на выборах)[3].

Правовое регулирование государственного финансирования политических партий в середине 1990;х гг. было закреплено в законодательстве не только развитых западных демократий, но и в 45 странах Африки (Бенин, Габон, Египет, Эфиопия, Марокко, Мозамбик, Намибия, Танзания, Чад и др.), а также в 17 бывших социалистических странах (Босния, Латвия, Литва, Польша, Россия, Сербия, и т. д.).

Законодательно установлены следующие источники финансовых ресурсов политических партий:

  • — членские взносы;
  • — пожертвования;
  • — отказы по завещанию;
  • — доходы от собственной деятельности;
  • — государственные субсидии.

Однако предусматриваются различного рода ограничения в использовании этих источников. Так, в большинстве стран Африки запрещается получение в любом виде средств из-за рубежа (в Бенине и Конго, где это разрешено, получаемые средства не могут превышать 20% от партийного бюджета). Ограничивается сумма пожертвований или получаемого наследства (например, в Алжире — 200 тыс. динар, в Бенине — 20% от суммы собственных средств партии). Как правило, запрещается финансирование политических партий государственными и частными предприятиями и компаниями.

Увеличение объемов государственного финансирования политических партий во всем мире объясняется несколькими причинами. Прежде всего, осознанием возросшей роли партий как важнейших составных частей общества и государства. Вторая причина необходимости финансирования партий — увеличение стоимости избирательных кампаний, усложнение политической деятельности.

Многие страны, включая Россию, придерживаются концепции дотирования государством большинства расходов политических партий на избирательные кампании. Однако пропорции участия государства в финансировании политических партий как основных участников избирательного процесса у разных стран варьируются.

  • [1] Современные избирательные системы. Вып. 5: Индия, Ирак, Уругвай, ЮАР / науч. ред. Л. В. Иванченко, В. И. Лафитский. М.: РЦОИТ, 2010.
  • [2] Натоп Р., Troper М. Droit constitutionnel. 30 ed. Р. 2007.
  • [3] Финансирование политических партий во Франции: правовое регулирование: Сборник переводов / РАН. ИНИОН; отв. ред. Е. В. Алферова. М" 2010.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой