Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Показатели развития финансовой системы. 
Сводный финансовый баланс государства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных… Читать ещё >

Показатели развития финансовой системы. Сводный финансовый баланс государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Необходимое условие прогноза развития финансового сектора экономики — наличие системы показателей, с помощью которой можно было бы как задать целевые ориентиры, так и отслеживать эффективность функционирования финансового сектора. Следует отметить, что данные показатели являются иллюстративными, основной смысл которых — оценить масштабы финансового сектора относительно размеров национальной экономики, его активность, эффективность деятельности финансовых институтов и т. д. При разработке системы показателей функционирования и развития финансовой системы можно использовать систему показателей, предложенную в исследованиях Мирового Банка, в частности, в работе Т. Beck, A. Demirguc-Kunt и R. Levine «А New Database on Financial Development and Structure» (1999 г.). Данная система показателей позволяет провести сравнительный анализ финансовых систем отдельных стран как в статике, т. е. для отдельного периода времени, так и в динамике.

Разработку и анализ системы показателей функционирования финансовой системы начнем с показателей, которым при международных сопоставлениях, на наш взгляд, уделяется незначительное внимание, — с показателей доступности услуг финансовых институтов, в частности услуг банковского сектора. Доступность финансовых услуг в данном случае не является синонимом пользования финансовыми услугами. Экономические агенты могут иметь доступ к финансовым услугам, но по разным причинам (причины личного характера, т. е. социально-культурные, высокие скрытые издержки и т. д.) не пользоваться ими. Соответственно, можно выделить два аспекта проблемы: во-первых, доступность и возможность пользования финансовыми услугами; во-вторых, фактическое пользование финансовыми услугами.

В качестве показателей доступности и возможности пользования финансовыми услугами можно выделить следующие: географическую плотность банковских учреждений — число банков (включая филиалы) на 1000 кв. км территории и демографическую плотность банковского сектора — число банков (включая филиалы) на 100 тыс. чел. населения. При анализе следует учитывать наличие и доступность для населения не только банковских учреждений, но и банкоматов.

Для этого применяют следующие показатели: географическую плотность банкоматов — число банкоматов на 1000 кв. км и демографическую плотность банкоматов — их число на 100 тыс. чел. населения. Географическая плотность является своего рода показателем среднего расстояния до ближайшего банковского учреждения или банкомата. Демографическая плотность банковских учреждений и банкоматов — своего рода индикатор среднего количества людей, обслуживаемых банковским учреждением или банкоматом. В свою очередь, в качестве показателей фактического пользования финансовыми услугами можно выделить следующие:

  • — относительное число выданных кредитов: число выданных кредитов на 1000 чел. населения;
  • — относительный размер выданных кредитов: средний объем выданных кредитов к ВВП на душу населения;
  • — относительное число депозитов: число депозитов на 1000 чел. населения;

относительный размер депозитов: средний объем депозитов к ВВП на душу населения.

Выбор показателей, но данным о выданных кредитах и депозитах объясняется тем, что такие услуги наиболее востребованы. Высокие значения относительного числа выданных населению кредитов и депозитов указывают на высокое фактическое пользование финансовыми услугами. В свою очередь, высокие значения относительных размеров выданных кредитов и депозитов могут сигнализировать о том, что фактически финансовыми услугами пользуются широкие, но менее обеспеченные слои населения.

Показатели фактического использования финансовых услуг также имеют свои ограничения: выдача двух и более кредитов одному лицу или, наоборот, наличие у одного лица двух и более депозитов повышает значение относительных показателей, но искажает при этом их первоначальный смысл.

Аналогично анализируются доступность и эффективность финансовых услуг таких компаний, как страховые, инвестиционные, управляющие компании паевых фондов, различных пенсионных фондов.

Первым этапом прогнозирования является анализ, в том числе структурный, показателей, характеризующих состояние финансового сектора.

Другой набор показателей используется для анализа и межстранового сопоставления, а также прогнозирования масштабов финансово-посреднического сектора национальной экономики, его эффективности и функционирования, активности финансовых институтов и т. д. Данные показатели условно разделены на три группы.

  • 1. Масштаб и активность финансовых институтов.
  • 2. Эффективность и рыночная структура сектора коммерческих банков.
  • 3. Показатели функционирования фондового рынка.

Сводный финансовый баланс охватывает часть финансовых средств, которые аккумулируются, распределяются и расходуются субъектами Российской Федерации на реализацию социально-экономических программ и совершенствование производства, и не включает денежные средства населения. Он обеспечивает последовательное и взаимосвязанное отображение движения финансовых ресурсов: процесс их образования, передач}' из региона в централизованные фонды страны, получение ресурсов со стороны, формирование доходов и их использование внутри страны и на международную деятельность. Сводный финансовый баланс фиксирует только годовые обороты ресурсов и не предназначен для отображения их остатков на начало и конец года и составляется в текущих ценах. Баланс можно рассматривать как взаимоувязанный комплекс разделов, которые отображают важнейшие элементы единой системы потоков финансовых ресурсов:

I раздел — доходы;

II раздел — расходы;

III раздел — превышение доходов над расходами (профицит) и расходов над доходами (дефицит (-)).

Сумма данных первого раздела по горизонтали дает объем образованных на территории Российской Федерации финансовых ресурсов (без средств населения), по вертикали — объем ресурсов по видам. Итоги второго раздела по горизонтали представляют объем затрат (без средств населения), произведенных на территории Российской Федерации, по вертикали — затраты по видам. Итоги третьего раздела показывают разность показателей первого и второго разделов и характеризуют превышение доходов над расходами, расходов над доходами (-) по субъектам Российской Федерации и по России в целом. Сводный финансовый баланс построен по методу двойной записи — доходы и расходы. Агрегация показателей Сводного финансового баланса построена на консолидированной основе, что подразумевает объединение отдельных его статей с исключением взаимных операций между бюджетами всех уровней и не предполагает простого арифметического сложения. Формой выражения сводного финансового баланса является консолидированный бюджет.

Консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Консолидированный бюджет Российской Федерации образуют федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) (табл. 13.3).

Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов в 2012 г., млрд руб.

Разделы и статьи бюджета.

Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Из него.

федеральный бюджет.

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

Доход — всего.

23 435,1.

12 855,5.

8064,5.

Из них:

налог на прибыль организаций.

2355,7.

375,8.

1979,9.

налог на доходы физических лиц.

2261,5.

;

2261,5.

страховые взносы на обязательное социальное страхование.

4103,7.

—.

—.

налог на добавленную стоимость:

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации.

1886,4.

1886,1.

0,3.

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации.

1659,7.

1659,7.

0,0.

акцизы по подакцизным товарам (продукции):

производимым на территории Российской Федерации.

783,6.

341,9.

441,8.

ввозимым на территорию Российской Федерации.

53,4.

53,4.

0,0.

налоги на совокупный доход.

271,3.

;

271,7.

налоги на имущество.

785,5.

;

785,5.

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.

2484,5.

2442,8.

41,7.

доходы от внешнеэкономической деятельности.

4962,7.

4962,7.

;

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

836,6.

543,3.

277,7.

платежи при пользовании природными ресурсами.

132,9.

101,3.

31,6.

доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства.

167,6.

131,5.

32,0.

Разделы и статьи бюджета.

Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджеты государствен н ы х внебюджетных фондов.

Из него.

федеральный бюджет.

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

доходы от продажи материальных и нематериальных активов.

286,3.

120,4.

165,9.

безвозмездные поступления.

92,1.

64,6.

1680,1.

Расходы — всего.

23 174,7.

12 895,0.

8343,2.

Из них:

на общегосударственные вопросы.

1437,9.

809,9.

508,2.

обслуживание государственного и муниципального долга.

386,3.

320,0.

74,6.

национальную оборону.

1814,1.

1812,4.

4,0.

национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

1929,2.

1843,0.

94,6.

национальную экономику.

3273,6.

1968,5.

1608,5.

Из нее:

на топливно-энергетический комплекс.

132,8.

107,8.

29,6.

сельское хозяйство и рыболовство.

276,5.

148,8.

240,5.

транспорт.

622,8.

339,7.

296,9.

дорожное хозяйство (дорожные фонды).

990,5.

442,4.

646,3.

связь и информатику.

92,6.

41,3.

55,2.

прикладные научные исследования в области национальной экономики.

229,9.

229,1.

0,9.

другие вопросы в области национальной экономики.

739,2.

526,6.

244,2.

жилищно-коммунальное хозяйство.

1075,0.

228,8.

881,3.

социально-культурные мероприятия.

13 215,2.

5290,5.

5130,7.

межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

0,2.

599,4.

19,5.

Профицит, дефицит (-).

260,4.

— 39,4.

— 278,7.

Источник'. Росстат. Официальная статистика. Финансы. URL: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/finans/fin21 .htm.

Первый раздел отражает доходы бюджета — все невозвратные поступления независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными, за исключением добровольных, невозвратных, безвозмездных поступлений или официальных трансфертов от других органов государственного управления (отечественных или зарубежных) или международных организаций.

Доходы делятся на текущие и капитальные. Капитальные доходы бюджета — поступления от продаж капитальных активов и капитальные трансферты из негосударственных источников. Текущие доходы бюджета — все налоговые и неналоговые поступления. Последние, в свою очередь, включают возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров и услуг и пр.), а также некоторые безвозмездные поступления, такие как штрафы, конфискации и текущие частные пожертвования. Доходы приводятся на валовой основе.

Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи органам государственного управления с целью удовлетворения государственных потребностей. Доход от налогов включает также проценты по просроченным платежам и штрафы за неуплату или несвоевременную уплату налогов. Налоги показываются за вычетом сумм возвратов, выплачиваемых в течение отчетного периода, а также за вычетом сумм, являющихся результатом корректировочных операций, однако в них включается сумма затрат государственных органов, связанных со сбором и взиманием налогов.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Акцизы — вид косвенных налогов, включаемых в цены отдельных товаров.

Безвозмездные платежи — невозвратные платежи, в обмен на которые не существует какого-либо одновременного встречного потока товаров, услуг. Возмездные платежи — операции, связанные с осуществлением платежей в обмен на полученные блага, такие как товары, услуги, пользование собственностью или право на владение собственностью. Возмездные, или добровольные, платежи, за исключением официальных трансфертов, полученных от других органов государственного управления или от международных организаций, определяются как текущие неналоговые поступления.

При анализе доходной части бюджета принято выделять две группы поступлений — налоговые и неналоговые поступления. В развитых и стабильно развивающихся странах налоговые поступления являются основной статьей дохода и значительно превышают неналоговые поступления.

К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; средства самообложения граждан; иные неналоговые доходы.

Второй раздел отражает расходы бюджета — невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей они осуществляются — текущих или капитальных. Трансфертные платежи другим органам государственного управления включаются в данные о расходах и не выделяются в самостоятельную категорию. Расходы классифицируются как на возмездные и безвозмездные, текущие и капитальные, так и по их функциональному или целевому назначению. При разработке баланса расходная часть построена на принципе комбинирования функциональной и экономической бюджетной классификаций. При этом любые получаемые в результате фактические (кассовые) убытки показываются на стороне расходов, а любая фактическая (кассовая) прибыль — на стороне доходов.

Текущие расходы бюджета — затраты на государственное потребление, направленные на содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей экономики, на закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений, текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов, но государственному долгу и другие расходы.

Капитальные расходы бюджета — денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов, и включают инвестиции за счет бюджета в отрасли экономики, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям и местным органам власти.

Субсидии — все безвозмездные, невозвратные текущие трансферты органов управления государственным и частным предприятиям, а также кассовые убытки ведомственных предприятий в результате реализации товаров и услуг.

Трансфертные платежи — безвозмездные и невозвратные платежи, не предполагающие компенсации в виде специально оговоренных выплат или товаров и услуг в обмен на производимый платеж.

Итог баланса — разность между доходами и расходами бюджета. Если разность имеет положительное значение, она называется профицитом, если отрицательное, то имеет место дефицит. Дефицит бюджета — величина превышения расходов бюджета над его доходами. Источники финансирования дефицита бюджета подразделяются на внутренние и внешние (табл. 13.4).

Внутреннее финансирование — поступления заемных средств по кредитам, полученным государственными органами у резидентов, либо выпуск долговых обязательств в виде ценных бумаг. Внутреннее финансирование включает следующее:

  • — разность между средствами, поступающими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
  • — разность между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; разность между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций, международных финансовых организаций; изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
  • — иные источники финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав иных источников включаются: поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации; поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение; курсовая разность по средствам федерального бюджета; объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации; разность между средствами, полученными от возврата, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам, другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации; разность между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований); разность между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов; прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

Внешнее финансирование — поступления заемных средств (за вычетом погашения), полученных у нерезидентов. Внешние источники — разность между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашенне; разность между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц; разность между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

В состав иных источников внешнего финансирования включаются: объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте; разность между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов; прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

Таблица 13.4

Источники финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации, млрд руб.

Источник.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Общее финансирование*.

В том числе:

— 1705,1.

2322,3.

1812,0.

— 442,0.

Внутреннее финансирование.

— 1570,0.

2450,9.

1692,4.

— 336,9.

В том числе:

Государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации.

171,6.

415,9.

621,5.

1079,7.

Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

249,7.

— 3,5.

— 614,0.

223,2.

В том числе из них:

Акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

6,7.

2,0.

14,9.

126,2.

Государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

— 2,1.

5,6.

10,5.

4,3.

Курсовая разница.

722,6.

350,7.

— 132,4.

142,3.

Бюджетные кредиты, предоставленные внутри страны в валюте Российской Федерации.

— 15,9.

— 136,0.

— 169,3.

— 83,7.

Прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

— 472,5.

— 241,3.

— 349,1.

25,4.

Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов**.

— 1991,3.

2038,5.

1684,9.

— 1639,7.

Источник.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Внешнее финансирование.

— 135,0.

— 128,6.

119,7.

— 105,2.

В том числе:

Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

— 80,1.

— 48,0.

121,6.

— 66,7.

Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного финансового права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте.

— 34,5.

— 52,5.

— 41,9.

— 30,9.

Иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

— 20,4.

— 28,2.

40,1.

— 7,5.

* Величина превышения доходов над расходами — профицит имеет положительный знак, а величина дефицита — отрицательный знак. Профицит или дефицит бюджета покрывается за счет финансирования такой же величины, но с противоположным знаком.

** Включая остатки денежных средств бюджетов.

Источник: Росстат. Официальная статистика. Финансы России. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcni/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_l138717651859.

Одним из способов покрытия дефицита государственного бюджета является государственный долг (табл. 13.5).

Государственный долг Российской Федерации — долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Внешний долг — обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* (на начало года), млрд долл. США

Государственный внешний долг (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией).

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Всего.

40,5.

37,6.

40,0.

35,8.

В том числе:

Задолженность странам — участницам Парижского клуба.

1,4.

1,0.

0,8.

0,5.

Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб**.

3,3.

3,1.

2,8.

2,4.

Коммерческая задолженность.

1,2.

0,8.

0,1.

0,1.

Задолженность перед международными финансовыми организациями.

4,5.

3,8.

3,1.

2,5.

Задолженность по внешним облигационным займам.

27,7.

26,2.

30,5.

29,2.

Задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ).

1,8.

1,8.

1,8.

0,0.

Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте.

0,6.

0,9.

0,9.

1,0.

* По данным сайта Министерства финансов Российской Федерации.

** Включая задолженность бывшим странам СЭВ.

Источите Росстат. Официальная статистика. Финансы России. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1 138 717 651 859.

Внутренний долг — обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федераций, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) (табл. 13.6).

Таблица 13.6

Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации

(на начало года), млн руб.

Государственный внутренний долг.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Всего.

1 499 824,4.

2 94 730,6.

2 940 391,6.

4 190 553,0.

В том числе:

Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД).

328 169,4.

706 371,5.

1 338 592,1.

1 823 701,6.

Облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК).

33 828,0.

Государственный внутренний долг.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Облигации федеральных займов с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

882 026,2.

863 377,4.

815 583,7.

1 079 583,7.

Государственные сберегательные облигации (ГСО).

177 415,1.

267 415,1.

307 415,1.

553 150,0.

Облигации внутренних облигационных займов (ОВОЗ).

—.

—.

—.

90 000,0.

Источник: Росстат. Официальная статистика. Финансы России. URL: http:// www.gks.ru/vvps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc 1 138 717 651 859.

Международные валютно-кредитные организации являются внешними кредиторами и осуществляют политику кредитования на основании ряда критериев. В частности, Всемирный банк ведет классификацию берущих займы стран-членов на основании двух основных критериев:

  • а) насколько бедны или благополучны с точки зрения доходов страны;
  • б) какова их кредитопригодность, иными словами, насколько вероятно, что эти страны сумеют вернуть полученные займы.

Косвенной мерой оценки бедности или материальной самодостаточности стран служит ВНП надушу населения[1]. Этот показатель пересчитывается в долларах США, и полученный результат используется для отнесения страны к определенной операционной категории (табл. 13.7).

Таблица 13.7

Классификация стран по уровню кредитопригодности

Критерий классификации стран.

Стоимость наличного внешнего долга, % от экспорта.

0−100.

100−200.

200 и более.

Стоимость наличного внешнего долга, % от ВНП.

0−50.

Небольшая задолженность.

Средняя задолженность.

Большая задолженность.

50−80.

Средняя задолженность.

80−100.

Большая задолженность.

По вертикали измеряется в процентах отношение наличной стоимости внешнего долга к ВНП. По горизонтали — отношение в процентах наличной стоимости внешнего долга к экспорту, где под экспортом подразумевается экспорт товаров и услуг плюс поступления чистого дохода плюс денежные переводы работников из-за границы. Оба этих показателя дают представление о способности страны к обслуживанию долга. Первый учитывает размер потоков дохода, имеющегося у резидентов страны и образующегося за счет как отечественного производства, так и поступлений чистого дохода из-за рубежа. Второй оперирует расширенным определением экспорта, чтобы показать нынешние возможности экономики страны по получению иностранной валюты путем как прямого экспорта товаров и услуг, так и поступлений чистого дохода и денежных переводов работающих за границей. Эти переводы представляют собой деньги, возвращаемые в страну работниками, которые с точки зрения СНС и принципов платежного баланса считаются проживающими в другой стране, но при этом сохраняют прочные семейные, культурные и экономические связи со своей страной. Результат этого — стабильный поток заработков в иностранной валюте в страну.

В бюджетную систему помимо государственного бюджета входят внебюджетные фонды. Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Особняком в бюджетной системе стоят два фонда (их формирование обусловлено благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой последнего десятилетия) — Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (табл. 13.8).

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению. Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таблица 13.8

Средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

(на начало года).

Показатель.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Объем средств Резервного фонда.

млрд руб.

1830,5.

775,2.

811,5.

% от ВВП.

4,7.

1,7.

1,5.

Объем средств Фонда национального благосостояния.

млрд руб.

2769,0.

2695,5.

2794,4.

% от ВВП.

7,1.

6,0.

5,1.

Источник: Росстат. Официальная статистика. Финансы России. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_l138717651859.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов включают бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджетами государственных внебюджетных фондов являются: бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

  • [1] Руководство по платежному балансу и международной инвестиционной позиции.6-е изд. (РПБ 6). МВФ, 2012. С. 440.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой