Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исторические типы стратификации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако во второй половине XX в. стало очевидным, что понятие «класс» не подходит для анализа современных социальных структур. В экономически развитых странах в результате широкого акционирования, а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством и замены их наемными менеджерами отношения собственности оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие… Читать ещё >

Исторические типы стратификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальное неравенство существуете древности. В первобытном обществе расслоение было минимально, со временем оно усложняется и приводит к образованию государства. История человечества знает несколько форм стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Первые три строятся на основе предписанных статусов, жестко предопределявших социальное положение индивида, его привязанность к своему социальному слою. Такие формы стратификации придавали обществу закрытый характер. Классовая система стратификации, наоборот, строится на достигаемых статусах, она характеризует открытое общество.

Рабство — исторически первый тип социальной стратификации, связанный с выделением абсолютно бесправного слоя людей, находившихся в полной зависимости от своих хозяев.

Оно возникло в глубокой древности, существовало в восточных цивилизациях, в Греции и Риме. В США рабство сохранялось еще в XIX в. Различается патриархальное и классическое рабство. В случае патриархального рабства раб обладал некоторыми правами (правом на жизнь и создание семьи, иногда рабское состояние человека было временным). При классическом рабстве рабы были лишены всяких прав и приравнивались к орудиям труда.

Каста — замкнутая социальная группа людей, принадлежность к которой, а также выполняемые общественные функции передаются по наследству.

Кастовое общество было в Древнем Египте, в Индии и у некоторых народов Африки. В нем люди делятся на страты по признаку рождения и не имеют права перейти в другую касту. За представителями каждой касты закреплялись определенные профессии, которые также нельзя сменить. Принадлежность к касте давала человеку все преимущества пребывания в группе (корпорации) — обеспечение работой, защиту и поддержку. Этим кастовое общество отличается от рабовладельческого.

В Индии многочисленные касты складывались на основе сословий — варн: жрецы—брахманы, воины—кшатрии, купцы—вайшьи и крестьяне—шудры.

Самое низкое положение занимали неприкасаемые.

В «Ведах», «Махабхарате», «Законах Ману» и других древнеиндийских источниках говорится о делении общества на четыре варны (сословия), которые якобы созданы богами из Пуруши (мирового тела, воды и духа). В них проповедуется изначальное, наследственное общественное неравенство: высшее положение занимают брахманы, якобы созданные богом из уст Пуруши; кшатрии — из его рук; вайшьи — из бедра, а шудры — из его ног.

На основе варн в индуистской цивилизации сложилась разветвленная система каст, которая официально была отменена в Индии лишь в середине XX в., однако ее отголоски сохраняются и по сей день (в частности, по фамилии можно определить кастовую принадлежность многих индийских семей).

Проанализировав священные книги Индии, П. Сорокин пришел к выводу, что даже в кастовом обществе, несмотря на всю его закрытость, существовали межкастовые браки. В «Гаутаме» читаем: «От брака брахмана с кшатрией рождается саварна, от брахмана с вайшья рождается нишада, от брахмана и шудры рождается парасава… В седьмом поколении человек изменит свою принадлежность к той или иной касте, поднимаясь или опускаясь по социальной лестнице». Таким путем возникали межкастовые объединения. Нередким явлением в Индии были и правители низкого происхождения.

Это позволило Сорокину сделать вывод о том, что вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми[1].

Сословие — замкнутая, обособленная социальная группа, делящая людей по признаку происхождения или профессии, обладающая закрепленными обычаем или законом правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

Сословная структура характерна для феодального общества. Классическим примером сословной организации являлась феодальная Европа на рубеже XIV—XV вв. Общество делилось на высшие сословия (дворянство, духовенство) и непривилегированное третье сословие: ремесленники, торговцы, крестьяне. В России к XVIII в. законодательно оформились сословия дворянства, духовенства, купечества, мещанства, крестьянства. Их численность в 1897 г. при 125 млн человек населения составляла: дворянство — 1,5%; духовенство — 0,5; купечество — 0,3; мещанство — 10,5; крестьяне — 77,1%.

Церковь заявляла о божественном происхождении такого устройства общества, тем самым утверждалась его вечность и неизменность. Каждое сословие включало множество уровней, рангов, чинов. Классовое общество начинает формироваться в Европе с XVIII в.

Классы — это социальные страты современного общества, отличающиеся по критериям собственности и дохода и обладающие юридическим равенством.

Понятие «общественный класс» использовалось еще в конце XVIII — начале XIX в. Ф. Гизо, О. Тьери, А. Смитом, Д. Рикардо. Но наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме. К. Маркс связывал возникновение классов с общественным разделением труда и формированием частнособственнических отношений.

Хрестоматийное определение класса принадлежит В. И. Ленину:"Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства" *.

Классовая стратификация характерна для индустриального общества, открытого, лишенного сословных перегородок, привилегий, условностей, ценящего достигаемые статусы. В нем индивид может в результате собственных усилий приобрести более высокий статус, а может и разориться, что с неизбежностью приведет к падению его статуса. Основными классами этого общества стали буржуазия, наемные рабочие, фермеры.

П. Сорокин привел такие факты: «…среди заправил промышленности и финансов 38,8% в прошлом и 19,6% в настоящем поколении начинали бедняками; 31,5% бывших и 27,7% ныне живущих мультимиллионеров начинали свою карьеру, будучи людьми среднего достатка. Среди 29 президентов США 14 (т.е. 48,3%) вышли из бедных или средних семей**.[2][3]

Однако во второй половине XX в. стало очевидным, что понятие «класс» не подходит для анализа современных социальных структур. В экономически развитых странах в результате широкого акционирования, а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством и замены их наемными менеджерами отношения собственности оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие класса все чаше стали заменять понятием «страта» (социальная группа, слой).

  • [1] См.: Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. С. 377—378.
  • [2] Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 39. С. 15.
  • [3] Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. С. 380.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой