Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ЭкфонСтичСскиС Π·Π½Π°ΠΊΠΈ. 
ВизантийскоС ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ Π΄Π΅Π»Π΅, ΠΊΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ акустичСской высоты ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ интонация Π² ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ порядкС ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΡΠΎΡ‚Π½ΡƒΡŽ систСму, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΡΠΎΠ±ΡƒΡŽ Ρ€ΠΈΡ‚ΠΌΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π½ΡƒΡŽ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°. Π‘Π΅Π· этого Π½ΠΈ ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ΅ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. РСчСвая ΠΆΠ΅ интонация ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»Π΅Π½Π° ΠΏΠΎ ΡΠ²ΠΎΠΈΠΌ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌ, ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΡ‚ Π½ΠΎΡ€ΠΌ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚ΠΎΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΈ (Π΄Π°ΠΆΠ΅ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ случаС, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° рСчСвая ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ЭкфонСтичСскиС Π·Π½Π°ΠΊΠΈ. ВизантийскоС ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ЭкфонСтичСскиС Π·Π½Π°ΠΊΠΈ Π½Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΈ срСдством фиксации ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, Π° ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ для Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ процСсс чтСния богослуТСбных тСкстов Π±Ρ‹Π» обСспСчСн Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. ΠžΠ±Ρ‰ΠΈΠ½Π° Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π±Ρ‹Π»Π° ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡΠΈΡ‚ΡŒ эти тСксты словно «Π΅Π΄ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ устами», ΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° состояла Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΠΊΠ»Π°ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, Π½ΠΎ ΠΈ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ всС Π²Π΅Ρ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ выполняли ΠΎΠ΄Π½ΠΈ ΠΈ Ρ‚Π΅ ΠΆΠ΅ «ΠΈΡΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΠ΅ ΡˆΡ‚Ρ€ΠΈΡ…ΠΈ». ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ литургичСскиС тСксты Π±Ρ‹Π»ΠΈ снабТСны особыми «ΡΠΊΡ„ΠΎΠ½Π΅Ρ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌΠΈ» (extptovriais — произнСсСниС) Π·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌΠΈ, ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π» ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»ΠΈ исполнСния.

Π’Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ ex (p (ovr]2. Однако ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅Π²Π΅Ρ€Π½ΠΎ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌΡƒ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΎΠ½ΠΈ Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π½ΠΎΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ. НС ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎ Π­. Π’Π΅Π»Π»Π΅Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π» Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ врСмя ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠΆΠΈΠ²ΡˆΠ΅Π΅ΡΡ Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° «ΡΠΊΡ„онСтичСскиС Π·Π½Π°ΠΊΠΈ» ΠΈΠ»ΠΈ «Π΄Π΅ΠΊΠ»Π°ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π΅Π²ΠΌΡ‹» (neumes oratories) 3. Но Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΈ музыкознания Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Ρ‚ΡŒ Π΄Π°ΠΆΠ΅ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΌΡƒ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΎΠΌΡƒ, ΠΊΠ°ΠΊ Π­. Π’Π΅Π»Π»Π΅Π΅. БлСдуя своСму ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ, Π² «Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ византийской ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΈ ΠΈ Π³ΠΈΠΌΠ½ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ» Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π», посвящСнный этим Π·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌ, ΠΎΠ½ Π½Π°Π·Π²Π°Π» «Π­ΠΊΡ„онСтичСскиС Π·Π½Π°ΠΊΠΈ ΠΈ Π½Π΅Π²ΠΌΡ‹» 4.

НСсмотря Π½Π° ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ»Π΅Ρ‚Π½Π΅Π΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅[1], сСмантика этих Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² ясна Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Π°Ρ…. Π—Π½Π°ΠΊ «ΠΎΠΊΡΠΈΠΈ» (см. Π½Π° с. 226) ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ голос Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π° Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΆΠ΅ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ Π΄ΠΎ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ мСста тСкста, Π³Π΄Π΅ ΠΏΠΎΠΌΠ΅Ρ‰Π°Π»Π°ΡΡŒ другая оксиа. Π—Π½Π°ΠΊ «ΡΠΈΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ» (auQpcmxrj ^) ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π» «Π²ΠΎΠ»Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ΅».

Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ звучания. «Π’Π°Ρ€Π½Π°» (pageia) ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΠ»Π°ΡΡŒ для пониТСния высоты голоса ΠΈ ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π»Π° Π½Π° ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ слова, ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ двумя вариями. «ΠšΡ€Π΅ΠΌΠ°ΡΡ‚ΠΈ» (xQepaaxri) ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π»Π° ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ голоса с Π½Π΅Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΎΠΉ. Π’ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π½Π°ΠΊΠ° «Π°ΠΏΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΡ„» (Π°Π»6Π°Ρ‚Π΄ΠΎ<οΏ½Ρ€ΠΎ$ β€’*) Π½Π΅ Π΄ΠΎ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° выяснСно.

ΠŸΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΠ½ ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π» Π½Π° Π½Π΅ΠΊΠΎΠ΅ Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΎΠ΅ Π·Π²ΡƒΡ‡Π°Π½ΠΈΠ΅ голоса. НС ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… случаях апостроф сохранял Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π΄Π°Π½ΠΎ Π΅ΠΌΡƒ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π·Π½Π°ΠΊΡƒ Π΄Π΅ΠΊΠ»Π°ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ (лаОг|) Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² просодии (лроособса) 6, Π³Π΄Π΅ ΠΎΠ½ ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Π²Π·ΡΡ‚ΡŒ Π΄Ρ‹Ρ…Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ. Π—Π½Π°ΠΊ «ΡΠΈΠ½Π΅ΠΌΠ²Π°» (ovvepPa w) — своСобразноС legato, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ исполнСниС ΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π·ΠΊΠ° тСкста Π½Π° ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ Π΄Ρ‹Ρ…Π°Π½ΠΈΠΈ. НСтрудно Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΡƒΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ ΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΎΠ²ΡƒΡŽ ΠΈ Π³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ «ΡΠΈΠ½Π΅ΠΌΠ²ΠΎΠΉ» ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΠΎΠ΄ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌ ixpev (β€’ β€’). «ΠŸΠ°Ρ€Π°ΠΊΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ» — mxQaxA, iTixrj.

() ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π»Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ„Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ тСкста исполняСтся с ΠΌΠΎΠ»ΡŒΠ±ΠΎΠΉ.

«Π˜ΠΏΠΎΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ» (wioxQttng; ΠΈΠ»ΠΈ) — Π·Π½Π°ΠΊ раздСлСния: Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ‡ΠΈΡΠ»Π° ΠΈΠ·Π³ΠΈΠ±ΠΎΠ² ΠΎΠ½ ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π» Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΊΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΠΊΡƒΡŽ ΠΈΠ»ΠΈ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π΄Π»ΠΈΠ½Π½ΡƒΡŽ ΠΏΠ°ΡƒΠ·Ρƒ. «Π’Π΅Π»ΠΈΠ°» — тяТСла (+) ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π»Π° ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€Π΅ΠΊΡ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ звучания, Π° «ΠΊΠ°Ρ„исти» — Ρ…Π°ΠžΠ³|Π°Ρ‚ΠΎ (^ )

ΠΏΠΎΠ²Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ Π΄Π΅ΠΊΠ»Π°ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ‚. Π΄. Π—Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… экфонСтичСских Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² Π΄ΠΎ ΡΠΈΡ… Π½ΠΎΡ€ ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½Π΅ Π²Ρ‹ΡΡΠ½Π΅Π½ΠΎ: оксии — o? eiai (), ΠΊΠ΅Π½Π΄ΠΈΠΌΡ‹ — xevxripaTa (—), апСсоэксо —.

Π°Π»Ρ‘ΠΎΠ°) Ρ‘? Π°) (Ρƒ" *), апострофы — anooxQocpoi («*), Π²Π°Ρ€ΠΈΠΈ — (Зсцнсц (sn).

Они использовались ΠΏΡ€ΠΈ Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠΈ разновидностСй богослуТСбного тСкста: ΠΎΡ‚Ρ€Ρ‹Π²ΠΊΠΎΠ² (ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΊΠΎΠΏ) ΠΈΠ· Π’Π΅Ρ‚Ρ…ΠΎΠ³ΠΎ Π·Π°Π²Π΅Ρ‚Π° (содСрТащихся Π² Π»ΠΈΡ‚ургичСской ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ IIoo (priToA.(>Yiov— «Π˜Π·Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΡ ΠΈΠ· ΠΏΡ€ΠΎΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ²» '), посланий апостолов ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎ посланий, ΠΏΡ€ΠΈΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ ΠŸΠ°Π²Π»Ρƒ (эти Ρ„Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹ собраны Π² Π»ΠΈΡ‚ургичСской ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ 'Албото^ΠΎ^ — «ΠΠΏΠΎΡΡ‚ΠΎΠ»» 8), ΠΎΡ‚Ρ€Ρ‹Π²ΠΊΠΎΠ² ΠΈΠ· Π΅Π²Π°Π½Π³Π΅Π»ΠΈΠΉ, Ρ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Ρ†Π΅Ρ€ΠΊΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΊΠ°Π»Π΅Π½Π΄Π°Ρ€Π΅ΠΌ. Π’ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ· Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠΏΠΈΡΠ΅ΠΉ Π±ΠΈΠ±Π»ΠΈΠΎΡ‚Π΅ΠΊΠΈ монастыря святой Π•ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ½Ρ‹ Π½Π° Π‘ΠΈΠ½Π°Π΅ (Codex Sinai 2177) экфонСтичСскиС Π·Π½Π°ΠΊΠΈ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ol xovoi xtov.

ь Π’Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ систСмы фиксированной Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Π² Π³Ρ€Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ языкС ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ просодичСских Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² приписываСтся Аристофану Византийскому (ΠΎΠΊ. 180 Π³. Π΄ΠΎ Π½. э.). Π‘ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ экфонСтичСских Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² Π·Π°Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡƒΡŽ Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ Π·Π½Π°ΠΊΠΈ просодии. ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ апострофа ΠΊ Π·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌ Π΄Π΅ΠΊΠ»Π°ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ u.

  • 7 Π‘ΠΌ. ΡΠ΅Ρ€ΠΈΡŽ Lectionaria. ΠΈΠ·Π΄Π°Π½Π½ΡƒΡŽ Π² ΠœΠœΠ’: Hoeg C., Zuntz G. Prophetologium, fasc 1: Lectiones Nativitatis et Epiphaniae, 1939; fasc 2: Lectiones Hebdomadarum 1-ae et 2-ae Quadragesimae, 1940; fasc 3: Lectiones Hebdomadarum 3-ae et 4-ae Quadragesimae, 1952; fasc 4; Lectiones Hebdornadae 5-ae Quadragesimae et Hebdomadae in Palmis et Maioris, I960.
  • 8 Π‘ΠΌ., Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€: Hannick Ch. Les lectionaires grecs de I’Apostolos avec notation ekphonetique//Studies in Eastern Chant. 4.— 1978.— P. 76—80.
  • (biooToXiov xai euayYeXiwv[2] («Ρ‚ΠΎΠ½Ρ‹ посланий апостолов ΠΈ Π΅Π²Π°Π½Π³Π΅Π»ΠΈΠΉ»). КаТдоС ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ богослуТСбного тСкста, Π»ΠΈΠ±ΠΎ Ρ„Ρ€Π°Π·Π°, Π»ΠΈΠ±ΠΎ слово, Π° Π½Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ ΠΈ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ слова ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΌΠ»ΡΠ»ΠΈΡΡŒ экфонСтичСскими Π·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ подсказывали Ρ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ мСстС особСнности исполнСния.

Π’ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ· Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠΏΠΈΡΠ΅ΠΉ XI Π²Π΅ΠΊΠ° ΠΈΠ· Π›Π΅ΠΉΠΌΠΎΠ½ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ монастыря Π½Π° ΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ²Π΅ ЛСсбосС ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ΅ пособиС ΠΏΠΎ ΡΠΊΡ„онСтичСским Π·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌ[3]. Оно прСдставляСт собой ΠΈΡ… ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π½ΡŒ, ΡΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ графичСским ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠ².

ЭкфонСтичСскиС Π·Π½Π°ΠΊΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΠ»ΠΈΡΡŒ с IV Π²Π΅ΠΊΠ°, Π½ΠΎ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ Π² ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ с IX ΠΏΠΎ XIII Π²Π΅ΠΊΠ°. Анализ рукописСй ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ с Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° XIV Π²Π΅ΠΊΠ° эти Π·Π½Π°ΠΊΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΡƒΠΆΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π΅ΠΆΠ΅, Π° Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΎΠ½ΠΈ Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅ выходят ΠΈΠ· ΡƒΠΏΠΎΡ‚рСблСния. Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ ΠΊ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Ρƒ XV Π²Π΅ΠΊΠ° Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ экфонСтичСских Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ утрачиваСтся.

Π”Π΅ΠΊΠ»Π°ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ΅ Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ богослуТСбных тСкстов извСстно Π΅Ρ‰Π΅ с ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… Π²Π΅ΠΊΠΎΠ² нашСй эры. Π’Π°ΠΊ, ΡƒΠΆΠ΅ Афанасий АлСксандрийский писал ΠΎ «Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ мСлодичСского чтСния псалмов» (Ρ‚Π³>Π»ΠΎ$ eaxiv Π³| ra) v Ρ„аА, рсоу eppe^rjQ avctYvaxjic;)[4][5][6][7] ΠΈ ΠΎ «Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠΈ псалмов посрСдством мСлоса» (Ρ‚ΠΎ … Ρ€Π΅Ρ‚Π° peXovg A.&yea$ai Ρ‚ΠΎΠ³Π·$ Ρ„Π°Π₯Ρ€ΠΎΠΎΠ΄) , 2. НуТно Π΄ΡƒΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ, всС соврСмСнники Афанасия АлСксандрийского Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΡ‚Ρ‡Π΅Ρ‚Π»ΠΈΠ²ΠΎ ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π°Π»ΠΈ Ρ€Π°Π·Π½ΠΈΡ†Ρƒ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΎΠ±Ρ‹Π΄Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒΡŽ ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ΠΌ худоТСствСнной Π΄Π΅ΠΊΠ»Π°ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ. Π—Π΄Π΅ΡΡŒ Π½Π΅Ρ‚ Π½ΠΈΡ‡Π΅Π³ΠΎ ΡƒΠ΄ΠΈΠ²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΈΠ±ΠΎ Π² Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Π»Π°ΡΡŒ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Π°Ρ рСакция Π½Π° ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ΠΈΠΊΡƒ звучания «ΡΠΊΡ„онСтичСской Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ». Π—Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ…ΡƒΠΆΠ΅, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΆΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Π΅Π΅ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ, Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΌ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π΅ этого Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Π°.

По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚ΠΈ всСх исслСдоватСлСй, «ΡΠΊΡ„онСтичСскоС Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅» прСдставляло собой Π½Π΅Ρ‡Ρ‚ΠΎ срСднСС ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΏΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒΡŽ |3, спСцифичСский Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΊ с Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚ΠΎΠ½Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π½ΠΈΡ†Ρƒ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΎΠΉ ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒΡŽ ΠΈ. ВмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ, Π»Π΅Π³ΠΊΠΎ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ сама идСя Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ звучания Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π²ΠΎΠΏΠ»ΠΎΡ‰Π΅Π½Π° практичСски, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΈΠ½Ρ‚ΠΎΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΈ, Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π½Π΅ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Π° ΠΈΡ… ΡΠΎΠ΅Π΄ΠΈΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ.

Π’ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ Π΄Π΅Π»Π΅, ΠΊΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ акустичСской высоты ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ интонация Π² ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ порядкС ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΡΠΎΡ‚Π½ΡƒΡŽ систСму, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΡΠΎΠ±ΡƒΡŽ Ρ€ΠΈΡ‚ΠΌΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π½ΡƒΡŽ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°. Π‘Π΅Π· этого Π½ΠΈ ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ΅ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. РСчСвая ΠΆΠ΅ интонация ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»Π΅Π½Π° ΠΏΠΎ ΡΠ²ΠΎΠΈΠΌ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌ, ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΡ‚ Π½ΠΎΡ€ΠΌ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚ΠΎΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΈ (Π΄Π°ΠΆΠ΅ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ случаС, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° рСчСвая ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ акустичСской высотой, ΠΈΠ±ΠΎ само ΠΏΠΎ ΡΠ΅Π±Π΅ это качСство Π΅Ρ‰Π΅ Π½Π΅ ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π½Π° Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΈ). Но ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ сосущСствованиС ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚ΠΎΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π°Π±ΡΠΎΠ»ΡŽΡ‚Π½ΠΎ Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ΄Π½Π° ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΡƒΡŽ. Π—Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚, ΠΈ «ΡΠΊΡ„онСтичСскоС исполнСниС» Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ-Ρ‚ΠΎ «ΡΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΉ» ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΏΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒΡŽ. Π‘ΠΎ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния такая «ΡΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΈΠ½Π°» — Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ тСорСтичСская абстракция. Π’Π΅Π΄ΡŒ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈ Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΆΠ΅ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ Π½Π΅ Π² ΡΠΎΡΡ‚оянии Π² ΠΎΠ΄Π½ΠΎ ΠΈ Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ врСмя ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Π²Π° Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²Ρ‹Ρ… образования. Π Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΈΠ΄Ρ‚ΠΈ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π½Π΅ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, ΠΊΠ°ΠΊ это Π±Ρ‹Π»ΠΎ присущС, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Π°Π½Ρ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ «ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΊΠ°Ρ‚Π°Π»ΠΎΠ³Π΅» , 5. Нс ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ «ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅» ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΈ ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ «ΡΠΊΡ„онСтичСском исполнСнии». Если эта Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠ° ΠΊ ΡΡ‚Π°Ρ€ΠΈΠ½Π½ΠΎΠΌΡƒ СврСйскому ΠΏΡΠ°Π»ΠΌΠΎΠ΄ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ, Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ подтвСрТдаСтся. Π’Π°ΠΊ, ΠΎΠΏΡƒΠ±Π»ΠΈΠΊΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π΅Ρ‰Π΅ А. ИдСльсоном Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Ρ‹ староСврСйской Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ псалмодии[8][9] ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ своСобразной структурой: нСбольшиС ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ„Ρ€Π°Π·Ρ‹ часто Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ протянутыми Π·Π²ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ, Π½Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… осущСствляСтся рСчитация тСкста. НС ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ исполнитСли Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ отступали ΠΎΡ‚ «ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ» излоТСния ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π° «Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ΅». Π—Π°Ρ‚Π΅ΠΌ вновь вступало Π² Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ «ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅» исполнСниС. АналогичноС Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π°Π½Π½Π΅ΠΌ «ΡΠΊΡ„онСтичСском исполнСнии», ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ тСсно связано со ΡΠ²ΠΎΠΈΠΌ блиТнСвосточным источником ΠΈ Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΏΠΎ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Π²Π°Π»ΠΎΡΡŒ ΠΈΠ· ΠΏΠΎΠΊΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Π² ΠΏΠΎΠΊΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅.

  • [1] Π‘ΠΌ.: Stevenson Н. Codices manuscripti Palatini Graeci Bibliothecae Vati-canae.— Romae. 1885.— P 157. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ Ρ„Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π» Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ Π² Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ поздниСрукописи, см.: Vincent A. J. Н. Op. cit.— Π . 252—255; Jan Π‘. Musici scriptoresgraeci —Π . LXVIII, LIV—LVI. 1 Π’? Π΅Ρ‚?Π΅$ 'I. 'H enivoqois xfjs napaoqpavxxrjs xa> Boc;avTivtojv//IIaQvaao6Β§, 9.-1885.-2. 441. 2 Π‘ΠΌ., Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€: Hj/eg C. La notation ekphonetique.— Kopenhagen, 1935(MMB. Subsidia 1, 2). 3 Wellesz E. Early Byzantine Neumcs//Musical Quarterly, 37.— 1952.— P. 77. 4 Idem. A History … — P. 246. s Π‘ΠΌ., Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€: Hj/eg C. Op. cit.; Wellesz E. Die byzantinischen Lektionszei-chen//Zeitschrift fiir Musikwissenschaft, XI.—1928/1929.— S. 513—534; Idem. Ein griechisches Evangelium der Wiener Nationalbibliothck//KirchenmusikalischesJahrbuch, 25. 1930. — S. 9—24; Idem. Early Byzantine Neumes//VusicalQuarterly, 37.—1952 —P. 68— 79; Idem. A History … — P. 246 -260.
  • [2] Π¦ΠΈΡ‚. ΠΏΠΎ ΠΈΠ·Π΄.: Hjfeg Π‘. La notation Ekphonetique.— Π . 23.
  • [3] Π•Π³ΠΎ Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ описал А. Π˜Π°ΠΏΠ°Π΄ΠΎΠΏΡƒΠ»ΠΎΡ-ΠšΠ΅Ρ€Π°ΠΌΠ΅Π²Ρ; см.: Палабблоилод-Kepctpeix; Π›. ΠœΠ°ΠΈΡ€ΠΎΡƒΠΎΡ€Π±Π°Ρ‚Π΅ΡŽΠ΄ Bi{MioOrjxr|.— 2. 51, Niva? Π’', N. 2.
  • [4] Athanasii Alexandrini Epistola ad Marcellinum 28//PG 27.— Col. 40.
  • [5] Ibid.—Col. 41.
  • [6] Π‘ΠΌ., Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€: Wellesz E. A History … — P. 32. 137; Jammers E. Musik inByzanz, im papstlichen Rom und irn Frankenreich. Der Choral als Musik derTextaussprache.— Heidelberg, 1962.— S. 21.
  • [7] M Werner E. The Sacred Bridge.— P. 60−61; 137.
  • [8] ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½Π΅Π΅ ΠΎΠ± ΡΡ‚ΠΎΠΌ см.: Π“Π΅Ρ€Ρ†ΠΌΠ°Π½ Π•. 'Н Π»Π°Ρ€Π°Ρ‡Π°Ρ‚Π°Π₯ΠΎΡƒΠΏ ΠΈ Ρ‚Ρ€ΠΈ Π²ΠΈΠ΄Π° звучания//Acta antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae, XXVI, fasc. ¾.—1978.—S. 347−359.
  • [9] Idelsohn A. Hebraisch-Orientalischer Melodieschatz. Teil II: Gesange derbabylonischen Juden.— Leipzig, 1922 (№ 17, 135, 192); Teil III: Gesange derpersischcn Juden.— Leipzig, 1922 (№ 25, 138); Teil IV: Gesange der oricntalischenSefardim.— Leipzig, 1923 (№ 244 ΠΈ Π΄Ρ€.).
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ