Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Становление и развитие русской виолончельной школы в контексте европейской традиции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доминирующим здесь является метод исторической реконструкции, необходимый, прежде всего, для восстановления целостной картины бытования образовательной и концертной отраслей инструментального искусства. Системный (или типологический) метод позволил осуществить по отношению к этой сфере обоснование теоретических понятий школы и традиции, сложившихся в гуманитарных дисциплинах в связи… Читать ещё >

Введение. Становление и развитие русской виолончельной школы в контексте европейской традиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Русское виолончельное искусство существует к настоящему времени более двух с половиной столетий — с тех пор, как в придворных и крепостных оркестрах в начале XVIII века появились первые музыканты, игравшие на инструментах виолончельного семейства.

Нынешние исполнители, да и большинство современных исследователей русской музыкальной культуры, для которых существование отечественных виолончельных традиции и школы является само собой разумеющимся фактом, нечасто задаются вопросом, когда и при каких обстоятельствах происходило их формирование. Однако это есть один из краеугольных вопросов в области изучения истории становления творческих институций в профессиональной сфере. И контекстуальному анализу — с точки зрения исторической ретроспективы — лучше всего подвластны лишь два состояния: когда школы ещё нет — и когда она уже есть. Попытка проследить основные этапы бытования исполнительской традиции позволяет объединить частные наблюдения, конкретные события, локальные сюжеты и вывести проблематику их осмысления на типологический уровень. При таком подходе для выявления и анализа тенденций функционирования русской виолончельной школы важно изучить не только стадии её формирования, но и историю бытования в целом.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена необходимостью прояснить закономерности становления русской виолончельной школы в контексте европейской традиции, обосновать применение самого термина «школа» по отношению к отечественной исполнительской практике, а также определить совокупность культурно-исторических условий, при которых возникло одно из выдающихся мировых музыкальных явлений — русская классическая виолончельная школа.

Объектом данного исследования является виолончельное искусство от XVIII столетия до 1920;х годов.

Предметом данного исследования — предпосылки, этапы, тенденции и закономерности бытования отечественной профессиональной виолончельной школы. Объемность затрагиваемой тематики и необходимость поиска ответов на целый спектр различных вопросов потребовали привлечения столь же разнообразных материалов исследования. Прежде всего, это историографические, эпистолярные, мемуарные свидетельства, содержащиеся в статьях, заметках и отзывах, воспоминаниях и письмах. Немалую часть необходимых документов составляют справки, приказы, уведомления и заявления, связанные с системой государственного регулирования деятельности культурных институций.

Степень изученности проблемы. До настоящего времени в музыковедении не было специальных работ, посвящённых указанной теме. Однако книги, обзоры, биографии, энциклопедические и диссертационные исследования, популярные и научные статьи, разрозненные рецензии и отзывы, заметки, комментарии, объявления и интервью, в большей или меньшей степени относящиеся к истории формирования русской виолончельной школы, составляют в целом немалый и обширный поток литературы. Его можно представить в виде нескольких тематических корпусов:

  • 1) работы, непосредственно связанные с историей виолончельного искусства и, в свою очередь, условно подразделяющиеся на историческую, инструментоведческую, справочную литературу;
  • 2) теоретические и исторические публикации по проблемам школ, музыкального образования, просвещения и педагогической практики;
  • 3) издания, в разных ракурсах и с использованием различных аналитических подходов посвящённые исследованию культурной и бытовой жизни общества XVIII—XIX вв. в России и в Западной Европе.

Основная цель: выявить особенности становления и развития отечественного виолончельного искусства XVIII — начала ХХ столетий во взаимосвязи с западноевропейской исполнительской традицией. Задачи:

  • 1. Вывести из истории развития западноевропейского виолончельного искусства базовые алгоритмы, характерные для становления профессиональной инструментальной отрасли.
  • 2. Теоретически и исторически обосновать понятия «инструментальная школа» и «виолончельная школа».
  • 3. Подробно реконструировать функционирование системы отечественного струнно-смычкового инструментального — и, в частности, виолончельного — преподавания и исполнительства.
  • 4. Соотнести — на основе вышеуказанных результатов научного анализа — этапы формирования двух образовательных традиций виолончельной практики западной и российской.
  • 5. Выявить в отечественной виолончельной школе периода организации и деятельности первых русских консерваторий преемственные черты и новые тенденции.

Поставленные задачи определили следующие пути решения:

  • * исследование западноевропейской и отечественной виолончельных профессиональных традиций с точки зрения ключевых фигур, ведущих школ, преемственных связей;
  • * выявление российских образовательных заведений, где велось преподавание виолончели, а также особенностей организации в них учебного процесса;
  • * персональный и комплексный анализ творческих биографий наиболее значительных западно-европейских и русских виолончелистов — исполнителей и педагогов (Ж.-Б. Форкрэ, Л. Боккерини, А. Крафта, О. Франкомма, Б. Ромберга, Н. П. Шереметева, Н. Б. Голицына, Матв.Ю. Виельгорского, К. Б. Шуберта, К. Ю. Давыдова и др.);
  • * прояснение динамики развития виолончельного инструментария и нотации;
  • * изучение исполнительских функций, техник, манер, воплотившихся в создании авторских виолончельных пособий и «Школ»;
  • * разнонаправленное рассмотрение виолончельного репертуара — с точки зрения хронологического, жанрово-типологического и концертно-статистического аспектов. Методы данного исследования: Междисциплинарная специфика избранной темы потребовала применения совокупности методов исследования, традиционно используемых в нескольких научных областях — музыковедении, общей истории, социологии, привлечения сведений как теоретической, исторической, так и музыкально-практической направленности.

Доминирующим здесь является метод исторической реконструкции, необходимый, прежде всего, для восстановления целостной картины бытования образовательной и концертной отраслей инструментального искусства. Системный (или типологический) метод позволил осуществить по отношению к этой сфере обоснование теоретических понятий школы и традиции, сложившихся в гуманитарных дисциплинах в связи с исследованием иных культурных явлений (в частности, проблематике бытования композиторской и фортепианной школ посвящены исследования О. Е. Левашевой, Н. Г. Шахназаровой и А.Б. Бородина).

При обработке первичной информации, связанной с функционированием отечественных музыкальных классов и других заведений, с выявлением основных номинаций репертуара, с установлением определённых приоритетов в сфере композиторских персоналий, для верификации полученных данных использован статистический метод. Привлечение компаративного метода было обусловлено необходимостью «наложения» друг на друга тенденций двух или нескольких разнонациональных и разновременных культурных пластов.

Биографический метод задействован в сфере уточнения и осмысления подробностей жизненных и творческих путей музыкантов, их знаменательных встреч и плодотворного общения.

В процессе рассмотрения и сравнения словесных архивных источников потребовалось привлечение текстологического метода, а для изучения нотных источников — музыкально-аналитических методов, традиционных для отечественной теоретической школы. Наконец, при сопоставлении деталей и нюансов различных технологических характеристик инструментов, а также исполнительских трактовок виртуозов, применены знания в области истории и теории инструментоведения и практические профессиональные навыки виолончельной игры.

Теоретическая и практическая значимость работы. Методология и материалы, представленные в настоящем исследовании, могут быть использованы в рамках лекционных курсов по истории западноевропейской и русской музыки, истории исполнительского искусства и по инструментоведению. Основные положения и выводы работы расширяют существующие представления о контекстах бытования струнно-смычкового и виолончельного искусства, о теоретических обоснованиях понятий «традиция» и «школа».

Наличие совокупности сведений, впервые объединённых или уточнённых на страницах работы, относится к «побочным» её результатам. Информация о некоторых документах, ранее не вводимых в научный обиход, представляется интересной и необходимой для искусствоведов-архивистов, источниковедов и текстологов. Систематизированные даты, факты, сведения, касающиеся различных сторон истории виолончельного искусства — персоналий, коллективов и образовательных учреждений, некоторых видов инструментов и партитур, виолончельных школ и «Школ», композиторских опусов и звукозаписей — могут быть полезны музыкантам-практикам: преподавателям виолончели, симфоническим дирижёрам, инструментальным мастерам.

Структура работы включает введение, две аналитические главы, заключение, список литературы и одно приложений. В первой главе, состоящей из двух параграфов, представлены основные сферы становления западноевропейской инструментально-смычковой традиции в целом и виолончельной в частности: развитие инструментария и использование разных типов виолончели в разных исполнительских ситуациях; развитие ансамблевых и оркестровых партитур; установление исполнительских функций виолончели, выделение аккомпанирующей и солирующей её роли; формирование репертуара, концертной инфраструктуры и появление творческой фигуры виолончелиста-солиста; возникновение и особенности бытования традиции написания важнейших виолончельных пособий и школ. Во второй главе, охватывающей три параграфа, подробно рассмотрены направления преемственности и особенности развития в России ключевых тенденций бытования западноевропейских традиций и школ струнно-смычкового искусства. Кроме того, первый параграф главы представляет особую сферу научны изысканий: он посвящён теоретическому и историческому обоснованию понятий «инструментальная традиция» и «инструментальная школа». За основу были взяты модели, принятые в других научных областях и дисциплинах (в частности, в философии), в музыкознании мы опирались на исследования композиторского и фортепианного творчества. В заключении подведены итоги исследования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой