Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовой режим иностранных граждан, трудящихся в Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Между тем следует подчеркнуть, что в соответствии с п. 5 ст. 13 указанного закона временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание. В целом указанная норма противоречит ст. 27 Конституции РФ, которая гласит: «Каждый, кто находится на территории… Читать ещё >

Правовой режим иностранных граждан, трудящихся в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Этот конституционный принцип воспроизведен в ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и в ряде других законодательных актов.

В перечисленных актах провозглашен национальный режим для иностранных граждан в сфере трудовых отношений. Содержание принципа национального режима раскрывается в Постановлении КС РФ от 17 февраля 1998 г. № 6-П: из ч. 3 ст. 62 Конституции РФ в ее взаимосвязи с другими статьями Конституции РФ следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, т. е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами. Национальный режим в России предоставляется иностранцам безусловно, т. е. независимо от того, пользуются ли они, в том числе российские граждане, таким режимом в соответствующем иностранном государстве. Существование взаимности не проверяется. Вместе с тем, если в иностранном государстве ограничения касаются только граждан РФ, а не всех иностранцев, Правительством РФ могут быть установлены реторсии[1]. Кроме того, не признаются в РФ никакие ограничения на трудовую деятельность, установленные в стране иностранца его национальным законодательством.

В соответствии с и. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

Разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.

Согласно и. 4 ст. 18 указанного закона разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается сроком на один год. Порядок оформления, выдачи, приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Что касается трудоустройства, то приоритет, как и везде в мире, отдается гражданам РФ, беженцам и лицам, получившим политическое убежище в РФ, иностранцам, постоянно проживающим в РФ. Объем трудовых прав беженцев и лиц, получивших политическое убежище в РФ в основном такой же, как у иностранцев, постоянно проживающих в России, а в некоторых случаях даже шире. Например, работодатели, принявшие на работу беженцев, могут рассчитывать на дополнительные налоговые льготы, а также компенсации расходов, произведенных с целью трудоустройства этих лиц.

В отношении же иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ, трудоустройство ставится в зависимость от совместимости целей пребывания на территории РФ, а также от наличия вакансий. Для найма на работу этой категории иностранных работников установлен общий разрешительный порядок. При этом ограничен по понятным причинам доступ иностранцев (это касается всех перечисленных категорий) к отдельным должностям (судьи, работники прокуратуры, капитаны российских морских и воздушных судов). Наряду с ограничениями доступа иностранных работников к определенным должностям могут применяться специальные правила порядка вступления их в трудовые правоотношения в РФ (разрешительный порядок, например, для временно пребывающих иностранцев) и некоторые особенности заключения трудовых договоров (например, если международный договор со страной иностранного работника предусматривает положения, отличающиеся от предписаний российского законодательства, то это, естественно, скажется на условиях трудового договора с иностранным работником из этой страны).

Вернемся к замещению вакансий иностранными работниками. Как уже отмечалось, здесь применяется разрешительный порядок — выдача разрешений миграционной службой (аналогичный порядок существует в США). Не будем подробно рассматривать процедуру привлечения работодателем иностранной силы, остановимся лишь на ключевых моментах и попытаемся сориентироваться относительно регулирующей эти вопросы нормативной базы. Необходимо помнить, что иностранный гражданин, временно пребывающий или приехавший в Россию с целью трудоустройства, осуществления какой-либо профессиональной деятельности может работать по найму в том случае, если у него имеется именное подтверждение на право трудовой деятельности на основании разрешения, полученного работодателем.

В соответствии с п. 4 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешительный порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации не распространяется на иностранных граждан: постоянно или временно проживающих в Российской Федерации; являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций; являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации; обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул и др.

Между тем следует подчеркнуть, что в соответствии с п. 5 ст. 13 указанного закона временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание. В целом указанная норма противоречит ст. 27 Конституции РФ, которая гласит: «Каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Естественно, эта норма Конституции тесно взаимосвязана с трудовыми правами временно проживающего иностранного гражданина.

Следует отметить, что ответственность за соблюдение привлеченным иностранным работником правил нахождения на территории РФ возложена на работодателя. При трудоустройстве иностранцев работодатель обязан в течение трех дней после даты заключения договора с приезжими сообщить об этом в Федеральную миграционную службу, а также в центр занятости населения, а в течение 10 дней — в Федеральную налоговую службу (ФНС) по месту регистрации организации1. Законом предусмотрен перечень случаев, когда работодатель или заказчик работ (услуг) имеют право привлекать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников[2][3].

  • [1] Подробнее см.: Марышева Н. И., Хлестова И. О. Конституционный принцип национального режима иностранных граждан // Журнал российского права. 2013. № 8. С. 5—12.
  • [2] Статья 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Приказ ФМС России от 28.06.2010 № 147"О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлениииностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 34.23.08.2010.
  • [3] Пункт 4.5 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой