Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях рыночных отношений деятельность предпринимателей не ограничивается внутренним рынком. Для приобретения и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и осуществления других видов экономической деятельности предприниматели выходят на международный (мировой) рынок, г. е. осуществляют ВЭД. Для регулирования внешнеэкономических связей между странами в 1948 г. было подписано… Читать ещё >

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы студент должен: знать

  • • основные понятия, характеризующие операции по ВЭД;
  • • способы защиты интересов сторон при неисполнении или нарушении обязательств по внешнеэкономическим договорам;
  • • нормы законодательства, регулирующие отношения в области ВЭД; уметь
  • • оценивать особенности и эффективность различных видов ВЭД;
  • • обеспечивать интересы экспортера и (или) импортера при заключении договоров, контрактов и при исполнении обязательств по ним;
  • • составлять проекты основных правовых документов; владеть
  • • терминологической базой, полученной при прослушивании лекций;
  • • методами применения законодательства в практической деятельности.

Понятие и виды внешнеэкономической деятельности

В условиях рыночных отношений деятельность предпринимателей не ограничивается внутренним рынком. Для приобретения и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и осуществления других видов экономической деятельности предприниматели выходят на международный (мировой) рынок, г. е. осуществляют ВЭД. Для регулирования внешнеэкономических связей между странами в 1948 г. было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). С 1 января 1995 г. начала свою деятельность Всемирная торговая организации (ВТО) и с 22 августа 2012 г. Россия живет по правилам ВТО: снижает пошлины, вводит разрешенные защитные меры и отстаивает свою позицию в спорах с торговыми партнерами. Термин «внешнеэкономическая деятельность» в теории и практике экономической деятельности стал употребляться нс сразу. До 80-х гг. прошлого века сделки между гражданами и организациями различных государств осуществлялись в рамках внешнеторговой деятельности. Согласно ст. 3 ГК РСФСР 1964 г. отношения по внешней торговле и другим видам ВЭД определялись специальным законодательством Союза ССР, которое регулировало внешнюю торговлю и другие виды ВЭД, и общим гражданским законодательством Союза ССР и РСФСР. В Основах гражданского законодательства СССР 1991 г. употребляется понятие «внешнеэкономическая сделка». Таможенный кодекс РФ 1993 г. также содержал термин «внешнеэкономическая деятельность», который не раскрывался. В ст. 1 Федерального закона от 13.10.1995 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»1 под такой деятельностью понималась предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность), что подразумевает и ВЭД. Самостоятельное определение «внешнеэкономическая деятельность» было дано в ст. 1 Закона об экспортном контроле, где указано, что это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Более широкое определение ВЭД было дано в государственной программе Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»[1][2] и сохранено в ее действующей редакции[3]. Здесь под внешнеэкономической деятельностью понимается совокупность внешнеторговых, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых, научно-технических и иных экономических отношений России с зарубежными странами, в которые вступают хозяйствующие субъекты — резиденты и нерезиденты.

Предпринимательская природа ВЭД выражается в наличии у нее признаков, содержащихся в ст. 2 ГК РФ: направленность на извлечение прибыли; рисковый характер; необходимость государственной регистрации участников, которые самостоятельно и систематически осуществляют экспортно-импортные операции. Отличительный признак ВЭД — ее внешний характер, с учетом чего подчеркивают участие в этой деятельности иностранного элемента, резидента и нерезидента, а также связь с перемещением через таможенную границу РФ товаров (продукции) и капитала (финансовых средств), а также оказание услуг и выполнение работ для иностранного заказчика. Так, с 6 июля 2010 г. в целом вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, где закреплены основные принципы перемещения товаров через территорию Таможенного союза и по его территории. Отмечаются особенности проявления и других признаков предпринимательской деятельности в сфере внешней экономики. Прибыль от ВЭД получает непосредственно Российская Федерация, что выделяется среди неналоговых доходов федерального бюджета (ст. 51 Бюджетного кодекса РФ), с учетом чего российское государство можно рассматривать как участника предпринимательской деятельности на внешних рынках. В то же время расчеты предпринимателей с бюджетом от реализации товаров, работ, услуг на внутренних рынках рассматриваются как налоговые доходы. Возрастают риски экспортеров, импортеров, инвесторов, связанные с проведением международных операций, когда возможно наступление событий, не зависящих от воли сторон (уничтожение товара или транспортных средств из-за аварий и других событий), политические риски и риски изменения экономической ситуации. При этом должник, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет за это ответственность независимо от своей вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Регистрация участников ВЭД как деятельности предпринимательской предполагает обязательность признания соответствующего права со стороны как Российской Федерации, так и иностранного государства[4]. Иностранное физическое лицо или лицо без гражданства вправе заниматься предпринимательской деятельностью в России в качестве индивидуального предпринимателя, если такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в стране места жительства. Если регистрация в этой стране не требуется, но предприниматель осуществляет основную часть бизнеса в России, он должен зарегистрироваться в установленном для российских граждан порядке (ст. 1201 ГК РФ). Иностранные юридические лица и организации, не признаваемые иностранным правом юридическими лицами, но обладающие гражданской правоспособностью, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ, если они обладают таким правомочием в соответствии с законодательством страны происхождения (ст. 1202 и 1203 ГК РФ).

Отличительной особенностью легального определения ВЭД является указание в нем ее конкретных видов, перечень которых не носит исчерпывающий характер.

На первое место поставлена внешнеторговая деятельность, понятие которой ограничено операциями по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (п. 4 ст. 2 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности). Инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций (ст. 1 Закона РСФСР от 26.06.1991 № 1488−1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»), что подразумевает международное сотрудничество как одну из форм взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения совместных усилий. Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов выделяется как самостоятельная форма капитальных вложений. Такая предпринимательская деятельность урегулирована Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Понятие «инвестиционная деятельность» дополнено новым признаком. Допускается, что вложение инвестиций и осуществление практических действий осуществляется как в целях получения прибыли, так и (или) для достижения иного полезного эффекта (ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ). Под инвестициями, в свою очередь, понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Среди них выделяются капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Особенность осуществления данного вида предпринимательской деятельности в сфере внешней экономики в том, что ее правовой основой признается инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план), г. е., по сути, бизнес-модель этого вида предпринимательства, согласованная сторонами соответствующего договора. При этом участником такой деятельности становится непосредственно Российское государство, когда реализуется приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства РФ, включенный в перечень, утверждаемый Правительством РФ. Задачи, обусловленные инвестиционной деятельностью, в свою очередь, могут быть решены на основе организации совместного производства (производственная кооперация). Сущность международной производственной кооперации состоит в том, что иностранные партнеры объединяются на основе общих экономических и научно-технических интересов для организации производства той или иной продукции. При этом партнеры распределяют между собой производство комплектующих деталей, узлов, агрегатов с последующей их сборкой и выпуском готовой продукции. В силу положений ст. 15 Конституции РФ принципы и методы кооперативного движения, чтобы стать частью ее правовой системы, должны быть признаны в Российской Федерации. Пропаганда и развитие принципов и методов кооперативного движения — одна из основных целей Международного кооперативного альянса, провозглашенная в его уставе. Это неправительственная международная организация, имеющая консультативный статус при ООН, созданная в 1895 г. в г. Лондоне. Альянс объединяет национальные, региональные союзы и федерации кооперативов, главным образом потребительских, кредитных и сельскохозяйственных, представляющий кооперативное движение по всему миру.

Валютные и финансово-кредитные операции можно рассматривать и как самостоятельные, специфические виды ВЭД в финансово-банковской сфере, обслуживающей внутренний валютный рынок и внешнеторговые платежи в системе международных расчетов[5]. После Второй мировой войны при совершении международных валютных операций в международном обороте получили широкое развитие различные виды валютных операций. В период распространения валютных ограничений до конца 50-х гг. XX в. в промышленно развитых странах преобладали валютные сделки с немедленной поставкой валют (спот) и срочные (форвард) сделки, причем последние зачастую были объектом валютного регулирования. Либерализация валютного законодательства на рубеже 50-х и 60-х гг. XX в. привела к развитию валютных операций своп вместо ранее практиковавшегося обмена депозитами в различных валютах. Дальнейшее развитие срочных валютных сделок было связано с либерализацией движения капиталов, вызвавших потребность в хеджировании (страховании рисков) дополнительно к традиционным операциям по покрытию рисков по торговым операциям. С 70-х гг. XX в. развиваются фьючерсные и опционные валютные сделки — новая форма спекулятивных сделок и хеджирования от валютных рисков, особенно когда товарная сделка, создающая риск, возможна, но не обеспечена (например, при участии в торгах). Банки стали совершать валютные сделки в сочетании с операциями своп с процентными ставками. Наличные валютные операции осуществляет большинство банков, срочные операции и своп-сделки — в основном более крупные банки, регулярные опционные операции — крупнейшие банки.

В России правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля установлены в Законе о валютном регулировании. Под валютой Российской Федерации понимаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, средства на банковских счетах и в банковских вкладах. Иностранная валюта — денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. Установлены участники (резиденты, нерезиденты, иные лица) к валютным операциям которых применяются правила, установленные в законе. Резиденты — физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющие выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающие в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ; находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов; дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях; Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Законом о валютном регулировании и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими НПА. Нерезиденты — физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с законом; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ; аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в законе, а также иные лица. Уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте. Круг валютных операций, предусмотренных в законе, учитывает их основные виды, сложившиеся в международной практике. Среди них приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг; перевод иностранной ваноты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ; перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ; перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый на территории РФ, и со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ; перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ; перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет того же резидента, открытый за пределами территории РФ.

Изложенное позволяет сделать вывод о правовой природе ВЭД как деятельности предпринимательской, которая осуществляется субъектами права, зарегистрированными как в Российской Федерации, так и в иностранном государстве, и направлена на извлечение прибыли от внешней торговли, инвестиционной деятельности, валютных операций резидентов и нерезидентов, международной производственной кооперации и иных видов деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, что связано с их перемещением через таможенную границу разных государств.

  • [1] Документ утратил силу.
  • [2] Распоряжение Правительства РФ от 18.03.2013 № 378-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие внешнеэкономической деятельности“». Документ утратил силу.
  • [3] См.: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие внешнеэкономической деятельности“» (разд. I. Приоритеты и цели государственной политики, в том числе общие требованияк государственной политике субъектов Российской Федерации, в сфере внешнеэкономической деятельности).
  • [4] Порядок государственной регистрации предпринимателей в России установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей».
  • [5] Подробнее см.: Халевинская Е. Д. Мировая экономика и международные экономическиеотношения: учебник. М.: Магистр, 2009.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой