Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Советская музыка. 
История искусств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одна из первых и ярких страниц начинается до революции — будущий корифей советской музыки Сергей Прокофьев (1891 -1953), который в 13 лет, как он вспоминает в автобиографии, принес на вступительный экзамен в Петербургскую консерваторию четыре оперы, две сонаты, симфонию и множество фортепианных пьес. Учась на композиторском и фортепианном факультетах, автор «модернистических» опусов для… Читать ещё >

Советская музыка. История искусств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Этим понятием выражается необыкновенно пестрый и многоцветный период более семи десятилетий — насыщенный блистательно яркими и одновременно трагическими событиями, творческими достижениями, значительными фигурами, новыми сферами творчества — киномузыкой, музыкой для драматического театра, электронной музыкой. Противоречия, обусловленные политикоидеологической ситуацией, не могут помешать признать этот период эпохой триумфального расцвета советской музыки, представленной громкими именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Хачатуряна, А. Эшпая, Р. Щедрина и «диссидентов» 1960;х — А. Шнитке, Э. Денисова, С. Губайдулиной, Г. Канчели. Они все — очень разные: по стилю, творческим кредо, отношениям к реальности и к миру. Но их вклад в музыкальную культуру XX в. неоспорим и весом.

Одна из первых и ярких страниц начинается до революции — будущий корифей советской музыки Сергей Прокофьев (1891 -1953), который в 13 лет, как он вспоминает в автобиографии, принес на вступительный экзамен в Петербургскую консерваторию четыре оперы, две сонаты, симфонию и множество фортепианных пьес. Учась на композиторском и фортепианном факультетах, автор «модернистических» опусов для фортепиано и первый в России исполнитель произведений Шенберга, в 1912 и 1913 гг. пишет и исполняет сам два фортепианных концерта, сегодня украшающих репертуар пианистов, а тогда принятых петербургскими меломанами с ироническим недоумением. Окончив консерваторию, в зарубежных путешествиях молодой Прокофьев раздвигает для себя горизонты новой музыки, знакомясь с музыкой Равеля, Стравинского, и, возвратившись в Россию, увлекается идеей написать русский балет по мотивам сказок из сборника А. Афанасьева. Живая озорная «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» задает стилевую меру будущего мастера: лирика, глубокая и вместе с тем робкая и трепетная, в сочетании с иронией и гротеском, сарказмом.

Эти линии протянутся к фортепианным циклам «Сарказмы» и «Мимолетности», вокальной сказке «Гадкий утенок», фортепианным сонатам, «Классической симфонии», а «мускулистая» ритмическая стихия найдет отражение в «Скифской сюите», встреченной слушателями приблизительно как «Весна священная» Стравинского в Париже.

Как Рахманинов, Стравинский и многие другие русские композиторы, Прокофьев в 1918 г. на долгие десять лет покидает Россию, занимаясь концертной деятельностью и не бросая сочинение музыки. Но за границей музыку его воспринимали неоднозначно — как пролетарскую. Хотя именно в этот период были созданы удивительной красоты Третья симфония, балет «Блудный сын», Четвертый и Пятый фортепианные концерты. Были и настоящие успехи на концертном поприще: в 1921 г. Дягилев ставит в Париже «Сказку о шуте». В США написана и поставлена опера, идущая сегодня на многих сценах мира, — «Любовь к трем апельсинам». В 1927 г. Прокофьев гастролирует в России и захвачен как теплым приемом, так и общей атмосферой оптимизма и энтузиазма.

В 1933 г. Прокофьев возвращается в Россию и активно включается в музыкальную жизнь страны. Не все было безоблачно. Хотя он становится фигурой первой величины, композитору приходится идти на компромиссы идеологического порядка. Такими уступками советской творческой программе были и кантата «К двадцатилетию Октября», и опера «Семен Котко» по повести В. Катаева «Я сын трудового народа», а после знаменитого Постановления 1948 г. (объявившего борьбу с формализмом в искусстве) опера по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», оратория «На страже мира». Но в советский период (практически за двадцать лет) появляются один за другим замечательные сочинения — балет «Ромео и Джульетта», музыка к кинофильмам С. Эйзенштейна «Александр Невский» (и одноименная кантата) и «Иван Грозный», комическая опера «Дуэнья», опера «Война и мир» .

Война набрасывает мрачные оттенки на музыку этого солнечного композитора, и состояние тревоги, колкие и агрессивные эпизоды отличают и Пятую, Шестую симфонии, и Седьмую, Восьмую фортепианные сонаты. Хотя в этот и последующий трудный период идеологических репрессий Прокофьев пишет замечательно светлые произведения — балеты «Золушка», «Каменный цветок» и удивительную по мастерству Седьмую симфонию (1952).

Особые страницы творчества С. Прокофьева — его музыка для детей, которую он писал охотно и увлеченно. Его замечательная симфоническая сказка «Петя и волк», знакомящая детей с инструментами симфонического оркестра, воплощена в десятках сценических и мультипликационных версий.

Трудно не согласиться со словами писателя Ильи Эренбурга: «потомки не смогут понять трудного и славного времени, которое мы еще вправе назвать нашим, не вслушиваясь в произведения Сергея Прокофьева и не задумываясь над его необычайной судьбой» .

Но эти же слова можно отнести к творчеству и судьбе другого выдающегося советского композитора — Дмитрия Шостаковича (1906;1975). И он отразил свое время с такой пронзительной силой и правдивостью, что музыку его чаще всего трудно слушать без сопереживания боли и горечи. Принадлежа уже к следующему за Прокофьевым поколению, хотя отчасти и его современник, Шостакович живет в иной России, видит ее другим взглядом. Удивительно мягкий и деликатный человек, он был искренне преданным своей Родине, но невыразимо страдал и сострадал своему народу, замордованному ложью и энтузиастическим напором фальшивой идеологии. Он на себе испытал методы кнута и пряника, применяемые к советской творческой интеллигенции, — оболганный и оклеветанный в статье 1937 г. «Сумбур вместо музыки», лишаемый права исполнения своих сочинений, не соответствующих государственным установкам, и удостоенный звания Народного артиста СССР, Героя соцтруда, шести Государственных премий СССР, Государственной премии РСФСР, Шостакович был признаваем во всем мире, избран членом академий и университетов многих стран. Но режиссер Юрий Любимов как-то рассказал, что композитор долгие часы проводил на лестнице, якобы куря за пределами квартиры, а на самом деле боясь, что за ним придут с арестом, и не желая, чтобы семья стала свидетелем такой сцены.

Его мировой известности как композитора положила начало дипломная работа — Первая симфония, а всего их было создано пятнадцать, и каждая становилась событием. В 1941 г. появляется военная Седьмая со знаменитым эпизодом фашистского нашествия, потом трагически экспрессивная Восьмая. Оправившись после идеологических репрессий 1948 г. и запрета на исполнение фактически всех сочинений 1930;х гг., в том числе оперы «Леди Макбет Мценского уезда», после ожесточенной критики Десятой симфонии (за пессимизм и неверное отражение советской действительности) композитор пишет «идейные» сочинения с использованием мелодики бытовых массовых жанров и песен — Одиннадцатую «905 год», Двенадцатую «917 год», Тринадцатую симфонию на стихи Е. Евтушенко, острую и ироничную. Опыт обращения в симфонии к поэзии нашел блестящее выражение в Четырнадцатой симфонии, своеобразном вокально-симфоническом цикле на тексты поэтов В. Кюхельбекера, Р. Рильке, Ф. Гарсиа Лорки, Т. Аполлинера — глубоко лирическом и философском сочинении. Совершенно замечательным гимном бетховенскому и малеровскому симфонизму стала последняя — Пятнадцатая симфония Шостаковича, откровенная лирическая исповедь человека трагической судьбы и тончайшей культуры. Выдающимся вкладом в мировое наследие камерной инструментальной музыки надо назвать пятнадцать струнных квартетов.

Пятнадцати масштабных симфоний и квартетов уже было бы достаточно, чтобы прославить имя композитора и считать его одной из значительнейших творческих фигур музыки XX в. Но наследие композитора огромно, он создал замечательные произведения в самых разных жанрах. Получая по русской традиции в консерватории и фортепианное образование, он даже сомневался в юности в выборе пути композитора или пианиста. Решив в пользу сочинения музыки, он выступал с концертами, принял участие в Международном конкурсе им. Ф. Шопена и написал несколько выдающихся сочинений для фортепиано, среди которых два концерта, известные циклы характерных пьес, 24 прелюдии и фуги — гениальная реплика баховскому клавирному циклу полифонического мастерства.

Его скрипичные и виолончельные концерты и сонаты исполнялись такими мастерами, как Давид Ойстрах и Мстислав Ростропович, а предсмертная трагическая соната для альта с парафразом в финале темы «Лунной сонаты» Бетховена принадлежит к жемчужинам редкого для этого инструмента репертуара. Огромно и театральное наследие Шостаковича, в котором помимо упомянутой замечательной оперы, запрещенной к исполнению и названной во второй редакции «Катерина Измайлова», надо назвать оперу «Нос» по Гоголю, балеты 1930;х гг. «Золотой век», «Светлый ручей» и «Болт», партитуры для драматического театра и кино. Широко известна «Песня о встречном» из одноименного кинофильма, бывшая в 1945 г. гимном ООН, музыка к кинофильму «Овод», из которой в концертах часто исполняется инструментальный «Романс». Особое место занимает тонкая и изысканная вокальная лирика, претворяющая замечательные традиции Мусоргского и Малера, — лирические циклы на стихи Микеланджело, Блока, Цветаевой и юмористические — «Сатиры» на стихи Саши Черного. Пять романсов на слова из журнала «Крокодил», «Четыре стихотворения капитана Лебядкина» на слова из романа «Бесы» Достоевского.

Шостакович создал непревзойденную музыкальную летопись советской страны, в которой шедевры, встречаемые с восторгами и хулой современниками, соседствовали с сочинениями, написанными в угоду официозу (Вторая симфонии «Октябрю», Третья «Первомайская», оратория «Песнь о лесах», кантата «Над Родиной нашей солнце сияет»). Но и они писались искренним мастером, старавшимся выразить с силой те чувства, которые переживал народ со своей страной.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой