Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Страдание и сострадание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если попробовать разобраться в схеме падения и спасения человека, как она изложена в Библии, то возникает множество недоуменных вопросов. Согласно легенде о сотворении мира человек создан по образу и подобию Бога, при этом некоторые верят, что Яхве и Адам идеально понимали друг друга, пока первочеловек не предал Бога. Другие считают Адама слабым и даже жалким подобием, нуждавшимся в тепличных… Читать ещё >

Страдание и сострадание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одно из возражений против христианства состоит в том, что его требования принципиально невыполнимы в тех естественных и социальных условиях, в которых живут люди. По вопрос также заключается и в том, что если можно добиться нравственного усовершенствования человека посредством улучшения условий его жизни, то зачем тогда вообще нужен Бог? Выбирая между крайностями, современный человек заключил с Богом некое «беспроигрышное пари», которое не требует от него особых обязательств и включает минимальный риск: в земной жизни человек опирается на собственные силы, но на тот случай, если всетаки существует загробная жизнь, не порывает с церковью, чтобы не оказаться проклятым на вечные муки.

Сложность христианских понятий крещения и искупления, греха и покаяния, воскресения и спасения смущает и самих верующих. Прежде всего непонятно, почему Бог не может своей благой волей изменить условия человеческого существования, если они неодолимо влекут его к греху; почему Бог не прекратит нравственный разлад с самим собой в душе человека, который верит в добро, а совершает зло.

Если попробовать разобраться в схеме падения и спасения человека, как она изложена в Библии, то возникает множество недоуменных вопросов. Согласно легенде о сотворении мира человек создан по образу и подобию Бога, при этом некоторые верят, что Яхве и Адам идеально понимали друг друга, пока первочеловек не предал Бога. Другие считают Адама слабым и даже жалким подобием, нуждавшимся в тепличных условиях райского беззаботного существования, единственной платой за которое был запрет срывать плоды с Древа познания Добра и Зла. В каком-то смысле положение человека до грехопадения было более выгодным. Его подобно ребенку оберегали от жизненных невзгод и содержали в раю, где не было страданий, как в замке, построенном для юного Будды его отцом. Но такая опека исключает самостоятельность. Кроме того, знание своего несовершенства и греховности — необходимое условие становления на путь добра. Конечно, человек может выбрать и другой путь, но свой выбор он должен сделать свободно, чтобы нести за него ответственность. Таким образом, кажущееся несуразной промашкой Бога согрешение первой пары людей на самом деле оправдано: благодаря ему человек становится искушенным в различии добра и зла и приучается делать самостоятельный выбор. Думается, что учение о греховности человека, каким бы оно ни казалось возмутительным нам, людям XXI столетия, на самом деле имело важное значение. Болес того, в каждую эпоху люди по-разному рассказывают историю о несовершенстве человека, и, судя по популярности психоанализа, сегодня она описывается на языке Фрейда, который изобразил современную драму как мучительный выбор между чувством удовольствия и чувством реальности.

В Евангелиях эта ветхозаветная история звучит несколько иначе. Бог, наказав первую пару людей тем, что поместил их в суровые жизненные условия, осознал, что в этих условиях они уже не могут выполнять его заветы. Но и изменить этого он уже не мог, хотя многие на земле мечтали о небесном посланнике, избавителе от страданий и насилия. Кого же, собственно, ждали люди? Евреи ждали мессию — нечто вроде национального героя, который освободил бы народ Израиля от ига Рима. Но послать «освободителя» Бог не мог, так как это противоречило бы его закону любви и добра. Дело в том, что изменение условий жизни привело бы к гибели людей, привыкших к этим условиям и не желавших расставаться с ними. Кроме того, как уже отмечалось, улучшение условий жизни сделало бы веру в Бога вообще ненужной и само по себе не изменило бы нравственный облик человека. Напротив, со временем он может даже ухудшиться, о чем свидетельствует эгоизм обеспеченных людей, которые в общем-то не творят никаких злых дел, но и не помогают нуждающимся всеми своими силами и возможностями. Поэтому замысел Бога заключался в осознании необходимости перерождения, преображения человека, и для этого был послан на землю Иисус Христос. Миссия, которую он был призван выполнить, необъяснима чисто рациональными, юридическими и даже моральными доводами.

Есть что-то непостижимое и в первородном грехе. Да, рассуждаем мы, Адам согрешил и был за это наказан. Но при чем здесь остальные, при чем младенцы, которые попросту не успели еще согрешить? В чем же состоит грех? Непостижимость сущности греха обычными рассуждениями станет еще более очевидной, если учесть, что он не сводится к проступку и вине. В конце концов вину можно искупить, понести наказание, покаяться и пообещать не делать зла. Однако, судя по Библии, человек не может собственными силами снять этот грех. Никакая аскеза, никакое покаяние не избавляют от первородного греха. Для искупления его и был послан на землю Христос — сын Божий. Он был принесен Богом в жертву за грехи людей, и эта жертва была не просто данью за провинность (правда, чужую), но и путем к спасению людей, путем к вечной жизни, который указало воскресение Христа из мертвых.

Такой поворот «сюжета» с нашей, практической, точки зрения кажется совершенно нелогичным, что дает нам повод считать библейские предания жалкими фантазиями. Действительно, как Бог — создатель и хранитель высшей справедливости и законности — не только не наказал людей, преступавших его закон, но и допустил, чтобы пострадал невинный, к тому же его собственный сын? Принеся в жертву сына за грехи настоящих преступников, сам Бог оказался нарушителем. Непонимание дела Христа вызвано нашим слишком узко-моральным или юридическим представлением о справедливости. Ее достижение обычно связывается с наказанием преступников: власть наказывает преступников: моралисты осуждают грешников; революционеры казнят короля; террористы — ущемленное в правах меньшинство — мстят всему обществу. Но это мнимое решение вопроса, ибо нераскаявшийся преступник выходит на свободу, а из среды революционеров вскоре выдвигается новый король, и таким образом то, против чего боролись, возвращается обратно. Думается, что легенда о Христе учитывает данное обстоятельство и поэтому не превращает его в революционера, решившего опровергнуть институты власти, труда, богатства и т. п.

Спасти людей можно только любовью. Сам человек не может спастись: ни молитва, ни аскеза, ни послушание не избавляют от первородного греха. Сегодня нам трудно понять, почему Христос оказался спасителем и почему для этого он выбрал такой ужасный, мучительный способ. Неужели он не мог применить силу и способность творить чудо, которой, несомненно, был наделен? Почему он отказался от чуда, тайны и авторитета? Дело в том, что моральноюридические понятия, при помощи которых мы выражаем наши сомнения, не раскрывают адекватно миссии Христа. Идея права — ведущая форма сознания XVIII века. Отцы Церкви мыслили более фундаментально: Бог не только судия, но и создатель мира, и поэтому он не может не считать грехи мира своими грехами. Как ответственное существо он приносит в жертву своего сына и тем самым себя самого (в силу нераздельности и неслиянности Святой Троицы).

Достаточно ли такой жертвы для спасения людей? Она необходима, но не достаточна. После Адама и после Христа Бог ждет от людей ответной любви, т. е. самостоятельного спасения от грехов. Пример Христа, сумевшего в земных условиях исполнить божественные заповеди, дает веру в возможность праведной жизни. Сбудется эта жизнь на Земле или на «том свете»? Многие богословы считают, что мир нельзя изменить и он все равно погибнет. Мрачные картины конца света изображены в Апокалипсисе. Впрочем, не менее мрачные прогнозы о том, что солнечная система неминуемо разрушится, дает наука, и сегодня мы знаем, что ресурсы Земли стремительно уменьшаются, но надеемся успеть освоить другие планеты. Конечно, версия Апокалипсиса резко отличается от научных прогнозов. Согласно Библии после гибели старого мира возникнет новый, и Бог оживит всех праведников для райской жизни. Наука пока не верит в воскресение, однако, судя по активному распространению информации о людях, перенесших клиническую смерть, она готовится и к этому. Но что же делать сегодня? Пассивно ожидать конца света и Страшного Суда или революционных открытий в медицине и космонавтике? Библия рекомендует страдать и терпеть, как это делал Христос, и бороться с грехом без надежды на его окончательное искоренение. Такая жизненная философия может показаться унизительной свободным автономным индивидам, выросшим на основе воли к исполнению желаний. Однако и христианство не запрещает активного изменения мира и деятельной любви. Просто есть ситуации, в которых мы ничего не можем сделать и в которых нам остается, как и прежде, только верить и надеяться. Желательно, конечно, чтобы они случались как можно реже, но пока человек не перестанет быть конечным существом, к тому же подверженным болезням и нужде, полностью избежать их не удастся.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой