Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Реализация в Российской Федерации общепризнанных принципов и норм международного права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В российской науке также нет единства по этому вопросу. Можно выявить два основных подхода к этому вопросу. Одни авторы (Т. Н. Нешатаева, В. А. Толстик) считают, что общепризнанные принципы — это те же нормы, только они обладают высшей юридической силой, отклонение от них в практике отдельных государств недопустимо, это императивные международные нормы характера jus coqens. Общепризнанные… Читать ещё >

Реализация в Российской Федерации общепризнанных принципов и норм международного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В российской правовой системе не разъясняется понятие «общепризнанные принципы и нормы международного права», хотя в законах оно употребляется довольно часто (Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», АПК РФ и др.). Существуют лишь отдельные указания различных органов, какие документы или нормы считаются общепризнанными. При этом далеко не все документы из указанных действительно «общепризнанны» на международной арене. Некоторые из них не признаны большинством государств, иные — для России не действуют, третьи — вообще не вступили в силу. Так что относиться к ссылкам и указаниям отечественных органов власти в этой области необходимо крайне осторожно.

Так, Конституционный Суд РФ к общепризнанным принципам и нормам МП относит положения, закрепленные во многих международных договорах. Часть из них можно назвать общепризнанными (Конвенции МОТ№ 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 23 июня 1981 г.), Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989 г.)), другие — нет. Так, в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. участвуют европейские государства (напомним, что в мире около 220 стран). В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. не участвуют США.

Общепризнанные принципы и нормы МП, но мнению Конституционного Суда РФ, содержатся и в актах органов международных организаций. В их числе: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (9 декабря 1988 г.), Процедуры эффективного осуществления основных принципов независимости судебных органов (24 мая 1989 г.) и др. Документы ГА ООН по Уставу ООН носят рекомендательный характер.

При этом Конституционный Суд РФ рассматривает в качестве «общепризнанных» положения, зафиксированные и в документах региональных организаций, в частности Совета Европы. В их числе: Рекомендации № И (85) 11 Комитета Министров Совета Европы о положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса (28 июня 1985 г.), Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1121 об инструментах участия граждан в представительной демократии (1997 г.), Рекомендации Совета Европы № 1178 о сектах и новых религиозных движениях (1992 г.). Указанные документы носят рекомендательный характер.

Случается, что Конституционный Суд РФ ссылается на документы, которые к России не имеют никакого отношения (Постановление Европейского парламента о сектах в Европе (12 февраля 1996 г.), резолюция Европейского парламента о нотариусах (18 января 1994 г.), Таможенный кодекс ЕС (1992 г.)). Вряд ли в этих случаях можно говорить об «общепризнанности» указанных положений (в ЕС 27 государств), тем более для России.

Верховный Суд РФ подходит к этой проблеме более осторожно (хотя и тут не обходится без проблем). Пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» подчеркивает, что общепризнанные принципы и нормы международного права закреплены в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах).

Попытку дать определения «общепризнанных принципов и норм» предпринял Верховный Суд РФ. Постановление Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № 5 под «общепризнанными принципами» МП понимает основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под «общепризнанной нормой» МП следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах ООН и се специализированных учреждений.

Как видим, Пленум принципом считает основные принципы МП, а нормами — любые нормы, признаваемые «международным сообществом государств в целом». Сколько и какие государства должны входить в это сообщество, Верховный Суд РФ не объясняет. Ссылка на документы ООН не может считаться корректной, поскольку далеко не все органы ООН по Уставу имеют право издавать юридически обязательные акты. То же самое можно сказать и про специализированные учреждения ООН. Кроме того, далеко не все государства участвуют в этих организациях. К примеру, Россия не является членом Международного фонда сельскохозяйственного развития.

Высший Арбитражный Суд РФ аккуратнее относится к указанному понятию. Однако и тут не обходится без проблем. Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 03.10.2006 № 7057/06 к общепризнанным принципам и нормам МП были отнесены нормы Соглашения между Правительством РФ и Правительством Казахстана о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле (Астана, 9 октября 2000 г.). Вряд ли с такой позицией можно безоговорочно согласиться.

При этом неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм МП может являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Неправильное применение нормы МП может иметь место в случаях, когда судом не была применена норма МП, подлежащая применению, или, напротив, суд применил норму МП, которая не подлежала применению, либо когда судом было дано неправильное толкование нормы МП.

В российской науке также нет единства по этому вопросу. Можно выявить два основных подхода к этому вопросу. Одни авторы (Т. Н. Нешатаева, В. А. Толстик) считают, что общепризнанные принципы — это те же нормы, только они обладают высшей юридической силой, отклонение от них в практике отдельных государств недопустимо, это императивные международные нормы характера jus coqens. Общепризнанные принципы обладают большей юридической силой, чем общепризнанные нормы (А. Н. Талалаев, Б. Л. Зимненко, О. А. Кузнецова). Другие авторы (А. М. Амирова, А. В. Журавлев, Т. С. Османов) перечисляют конкретные нормы отдельных документов, в которых, как они считают, содержатся общепризнанные принципы и нормы МП (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и др.).

Попытку дать классификацию принципов и норм предпринимали профессора Ю Н. Малеев, Т. Н. Нешатаева и др. Приветствуя такой подход, заметим, что не со всеми их предложениями можно согласиться. Думаю, пока отсутствуют единые критерии отнесения принципа или нормы к общепризнанным, эту категорию раскрыть невозможно.

Таким образом, категория «общепризнанные принципы и нормы МП» является оценочной. Использовать ее в правоприменительной деятельности необходимо крайне осторожно.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой